Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развития промышленности Урала в период развитого социализма (1959-1965гг.) и постепенного перехода к коммунизму (1966-1976гг.)





Укреплялась энергетическая база Урала. Намечалось строительство крупных Ириклинской и Рефтинской ГРЭС, предусматривалось ввести в действие новые мощности на Нижнетагильском, Магнитогорском, Орско-Халиловском металлургических комбинатах, Челябинском и Верх-Исетском металлургических заводах. Ставилась задача построить второй калийный комбинат в Березниках, закончить строительство Оренбургского и Чайковского текстильных комбинатов.

Создание крупного народнохозяйственного комплекса в Западной Сибири на базе вновь открытых месторождений нефти и газа создало возможность улучшить энергетическую базу Урала. Директивами XXIII съезда КПСС предусматривалось строительство газопровода Березово — Игрим — Серов — Нижний Тагил.

Широкое использование газа позволяло усовершенствовать технологические процессы многих производств, улучшить бытовые условия жизни населения.

Дальнейшее развитие на Урале в восьмой пятилетке получали машиностроение, металлообработка, химия, лесная, бумажная и легкая промышленность, железнодорожный транспорт и сельское хозяйство.

В 1966 г. на новую систему планирования и экономического стимулирования перешли промышленных предприятий Западного Урала, среди которых Пермский велосипедный завод, Камский целлюлозно-бумажный комбинат, Кыновский леспромхоз, Пермское и Чусовское отделения Свердловской железной дороги и др. Их опыт работы подтвердил целесообразность и выгодность нового порядка хозяйствования.

На многих ведущих предприятиях Урала по инициативе партийных организаций разрабатывались перспективные планы повышения образовательного и технико-экономического уровня рабочих и служащих до конца пятилетки.

Перевод промышленных предприятий и транспорта Урала на новые условия планирования и экономического стимулирования в основном был завершен в 1970 г.

В Свердловской области за восьмую пятилетку планы научной организации труда были разработаны и внедрены более чем на тысяче предприятий промышленности, строительства и транспорта. Они дали экономическую эффективность свыше 100 млн. руб.



В первые годы восьмой пятилетки на промышленных предприятиях Удмуртской АССР работало около 400 творческих бригад, разрабатывавших планы НОТ для максимального использования оборудования, сокращения потерь рабочего времени, улучшения планирования и управления производством. Наибольших успехов добились коллективы Ижевского механического завода, Сарапульского лесокомбината и ряда других.

Комплекс мер по улучшению централизованного планирования и усилению экономического стимулирования производства при одновременном расширении прав хозяйственной деятельности предприятий положительно сказался на развитии технического прогресса.

За восьмую пятилетку только в Пермской области было внедрено 406 механизированных и комплексно-механизированных поточных линий, 78 автоматических линий, переведено на комплексную механизацию и автоматизацию 214 участков, цехов и предприятий освоено 1087 новых видов промышленной продукции.

На предприятиях Урала внедрялась электронно-вычислительная техника для рациональной организации планирования и управления производством.

С 1966 г. в Ижевске развернулось строительство завода легковых автомобилей. На сооружении всех корпусов автопроизводства работало 6 строительных управлений и 16 монтажных организаций, объединяющих более 5 тыс. человек. Проектирование технологии, оснащение автопроизводства вели коллективы Ижевского и Боткинского машиностроительных заводов, Ижевского механического завода. Они нашли инженерные решения, позволившие максимально использовать универсальную оснастку и значительно сократить сроки технологической подготовки.

В 1966 г. вблизи Оренбурга было открыто крупнейшее в Европе газовое месторождение.

Советское правительство приняло решение построить там газодобывающий и газоперерабатывающий комплекс мощностью 25—30 млрд. куб. м газа в год. Комплексная переработка такого количества газа позволила получать до 900 тыс. тонн серы и 2,5 млн. тонн конденсата. Все технологические процессы на промыслах и перерабатывающем заводе при транспортировке газа проектировались с учетом полной автоматизации.

Бурное развитие индустрии страны в годы восьмой пятилетки увеличило потребность в продукции черной металлургии.

В Челябинске и Магнитогорске вопросы строительства и ускорения ввода в действие новых производственных мощностей черной металлургии обсуждались городскими и районными партийными организациями.

Особенно сложные задачи решали строители Южного Урала в 1968 г. из 5 прокатных станов черной металлургии, вводимых в стране, 4 строились на Урале.

За 50 лет Урал изменился неузнаваемо. Уральская новь наглядно подтвердила известную поэтическую строку: «В Урале Русь отражена». Объем промышленного производства в Свердловской области к началу 1967 г. по сравнению с 1913 г. возрос в 151 раз, в Оренбургской — в 139 раз, в Курганской — в 156 раз. В 1966 г. за два дня крупная промышленность Курганской области выпускала столько же продукции, сколько производилось в 1913 г. в течение всего года. Заново созданы такие новые отрасли промышленности, как автомобильная, химического машиностроения, сельскохозяйственного машиностроения и ряд других отраслей. В Челябинской области производство промышленной продукции выросло в 330 раз. В 220 раз увеличился выпуск продукции черной металлургии, в 1257 раз — машиностроения, в 68 раз — выработка электроэнергии. Магнитогорск, Копейск, Сатка, Коркино, Еманжелинск, Южноуральск, Карталы, Чебаркуль и ряд других городов области явились детищем Советской власти.



В 1966—1970 гг. капиталовложения в народное хозяйство Урала превысили 23 млрд. руб. Объем производства промышленной продукции за пятилетку вырос на 47%, а производительность труда на 35%. В Курганской, Оренбургской, Пермской областях и Удмуртской АССР темпы роста объема продукции промышленности были выше общеуральских и общероссийских показателей.

В Свердловской области 82% прироста выпуска продукции было получено за счет повышения производительности труда. Вошло в строй около 600 крупных производственных объектов, в том числе такие, как доменная печь № 6 в Нижнем Тагиле, шестая асбообогатительная фабрика, новые мощности на Качканарском горно-обогатительном комбинате, энергетические блоки Средне-уральской и Рефтинской ГРЭС. Машиностроители создали около тысячи новых образцов машин, приборов и аппаратов. 51 изделию присвоен государственный Знак качества.

Оставляя в центре внимания развитие тяжелой индустрии, съезд наметил более быстрые темпы роста производства предметов потребления. Производство промышленной продукции за пятилетие намечалось увеличить на 42—46%, в том числе производство средств производства — на 41—45%, а предметов потребления — на 44—48%. Национальный доход за 1971 —1975 гг. возрастал на 37—40%, среднегодовое производство сельскохозяйственной продукции— на 20—22%, реальные доходы на душу населения — почти па одну треть.

Ответственные задачи в годы девятой пятилетки выдвигались перед Уралом, где предстояло продолжить реконструкцию действующих и обеспечить строительство новых промышленных предприятий. Для укрепления электроэнергетической базы планировалось ввести в действие новые мощности на Ириклинской и Рефтинской ГРЭС. Директивами предусматривалось пустить в строй химический комплекс на Пермском нефтеперерабатывающем комбинате и ускорить сооружение Третьего Березниковского и Соликамского калийных комбинатов. В Оренбургской области создавался новый крупный район по добыче и переработке газа. Дальнейшее развитие на Урале получала нефтяная, целлюлозно-бумажная, легкая и пищевая промышленность. Урал по-прежнему сохранял ведущее положение в черной металлургии и машиностроении.

Дальнейшее развитие получило движение за коммунистическое отношение к труду. К концу пятилетки только в Свердловской области было более 660 тыс. ударников коммунистического труда, почти 15 тыс. бригад коммунистического труда, 135 предприятий и организаций носили это высокое звание. За девятую пятилетку на 45 тыс. увеличилось число участников движения за коммунистическое отношение к труду в Курганской области.

За девятую пятилетку на предприятиях Свердловской области было создано свыше 1000 новых машин, аппаратов и приборов, от использования которых получено 400 млн. руб. экономии.

Машиностроители Челябинской области разработали и освоили серийное производство 642 новых машин, механизмов, приборов и инструментов, в том числе скрепер с ковшом емкостью 25 кубометров, автогрейдер с гидравлическим приводом, проходческие комбайны для добычи калийных солей и т. д. На предприятиях черной металлургии Южного Урала освоен выпуск сотен новых марок сталей, сплавов и профилей проката. Обработка стали синтетическими шлаками увеличилась в 2,5 раза, производство легированного и низколегированного металла возросло на 47%, холоднокатаного листа — в 1,4 раза.

Около 600 новых видов продукции в годы девятой пятилетки освоено на предприятиях Оренбургской области, более 400 — в Курганской, 300 — в Удмуртской АССР. В Пермской области производство новых, более совершенных машин и агрегатов удвоилось.

Главным фактором дальнейшего подъема всех отраслей народного хозяйства, роста социалистической экономики и благосостояния советских людей является неуклонное повышение производительности труда. В годы девятой пятилетки на Урале она росла преимущественно на базе научно-технического прогресса, совершенствования организации производства и управления, реконструкции производства, сокращения доли ручного труда.

Немало новых машин, приборов и механизмов по своим качественным показателям находилось на уровне лучших мировых стандартов. Уральские большегрузные автомобили-вездеходы, челябинские мощные тракторы и дорожные машины, копейские горнопроходческие комбайны и погрузочные машины и др.

Немалых успехов в девятой пятилетке добились железнодорожники, авиаторы, автомобилисты, речники Урала, досрочно выполнившие задания по объему перевозок народнохозяйственных грузов. Ижевское отделение железной дороги увеличило грузооборот на 71%, Южно-Уральская железная дорога — на 31,6, Оренбургская— на 28%. На транспорте продолжалось внедрение средств автоматики, телемеханики и автоматизированных систем управления перевозками.

Широким фронтам развернулось строительство железнодорожной линии Белорецк — Ассы, которая прокладывается через Уральский хребет в сторону Уфы.

В больших масштабах на Урале велось дорожное строительство. В результате за 1974—1975 гг. построено 189 километров дорог с асфальтированным покрытием, или в 1,6 раза больше, чем за предыдущие три года. Больше, чем когда-либо раньше, вложено средств в дорожное строительство Пермской области. В 1970—1975 гг. построено 1200 километров автомобильных дорог, в том числе 412 — с асфальтобетонным покрытием.

Увеличилось количество авиалиний. Был построен крупный аэропорт в Ижевске.

В годы девятой пятилетки все Оренбуржье превратилось в огромную стройплощадку. На год раньше срока вошли в строй Ириклинская ГРЭС мощностью 1,8 млн. киловатт, четвертая доменная печь на 1,5 млн. тонн чугуна в год и прокатный стан на Орско-Халиловском металлургическом комбинате.

В области родилась газодобывающая промышленность. В оренбургских степях возведен крупнейший газовый комплекс.

Под постоянным контролем областных комитетов партии находилось строительство предприятий черной «металлургии. В развитие этой отрасли в Свердловской области ежегодно вкладывалось 250—300 млн. руб. В рекордно короткий срок вступил в строй действующих цех Т-2 Синарского трубного завода.

Созданы новые мощности на предприятиях машиностроения. В 1973 г. сдан в эксплуатацию нефтепровод Усть-Балык — Курган — Уфа — Альметьевск, построенный за 18 месяцев вместо 48 по норме. Курганцы построили участок нефтепровода длиной 278 километров, две мощные нефтеперекачивающие станции. С 1975 г. на территории области строится нефтепровод Нижневартовск — Курган — Куйбышев.

Вместе с тем в капитальном строительстве оставалось еще много нерешенных вопросов: медленно уменьшались объемы незавершенного строительства, не всегда выполнялись планы освоения капиталовложений. Мало внимания уделялось применению бригадного подряда как важного средства повышения эффективности капитального строительства.

Велик экономический потенциал Урала. Стоимость основных фондов в промышленности Челябинской области к 1976 г. составила более 8 млрд. руб. Увеличение отдачи с каждого вложенного в основные фонды рубля только на 1% позволит получить дополнительно продукции более чем на 120 млн. руб. в год. Повышение фондоотдачи на 1% в промышленности Пермской области обеспечивает прирост валового продукта на 75 млн. руб.

Характерной особенностью развития уральской промышленности в девятой пятилетке стало не только строительство новых промышленных объектов, но и широкая реконструкция действующих. Увеличение производства за счет реконструкции имеет для Урала особое значение, ибо здесь достигнута высокая концентрация тяжелой промышленности, расположено большое количество старых заводов, морально и физически устаревшего оборудования, ограничены ресурсы рабочей силы.

В черной металлургии Челябинской области за счет реконструкции и интенсификации производства в девятой пятилетке выплавка чугуна на действующих мощностях возросла на 2 млн. 200 тыс. тонн, стали — на 5 млн. тонн, производство стальных труб — на 464 тыс. тонн. На весь этот прирост производства затрачено примерно 180 млн. руб. капиталовложений.

Таким образом, реконструкция действующих мощностей на Урале проводилась с широким размахом во всех отраслях народного хозяйства. Она не только приносила большой экономический эффект, но и способствовала ускорению темпов роста производства, его техническому обновлению. Она являлась важным средством социального развития коллективов.

В Свердловской области к концу 1975 г. было создано 74 комбината и производственных объединения, на долю которых приходилось 43% выпускаемой продукции. Удалось укрупнить и специализировать более 150 мелких производств, ликвидировать большое количество цехов и отделов, сократить административный и управленческий аппарат. В числе действующих производственных объединений — Уралмаш, Уралэлектротяжмаш, Уралгидромаш, Уралчермет, Уралруда, Ураласбест, Уралэлектромедь, Нижнетагильский металлургический комбинат и др.

Производство промышленной продукции в 1971—1975 гг. увеличилось в Свердловской области почти на 35%, в Челябинской — на 32,9, в Пермской — на 37, в Оренбургской — на 58, в Курганской— более чем на 50%, Удмуртской АССР — на 70%. Происходила ускоренная индустриализация окраинных частей Урала, особенно Удмуртии, Зауралья, Оренбургской области. Развитие промышленности Урала в девятой пятилетке шло в основном за счет интенсификации производства. Благодаря увеличению производительности труда был получен прирост продукции в Челябинской и Пермской областях почти на 98%, в Свердловской—-на 92, Оренбургской — на 90, в Удмуртской АССР — на 87,7, тогда как в целом по стране — на 84%.

Тема № 4: Экономика Урала в годы «перестройки» (1985-1991 гг).

 






Date: 2016-05-24; view: 76; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию