Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политические идеи Древней Руси





Источником данных о политических мыслях в России являются древнерусские летописи. Первым политическим документом стало «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Иллариона (ХI в). Основной смысл «Слова» кроется в аргументации независимости Киевской Руси от византийцев, упрочение княжеской власти. Подвергая критике религиозный национализм, киевский митрополит аргументировал универсальное, вселенское значение благодати как духовного дара, который человек может получить, даже несмотря на его национальность.

Илларион подразумевает под «Благодатью» личность, которая может быть духовно свободна, и сможет благодаря этому дару обрести истину. Благодать «живит» ум, а ум познает истину, считал митрополит Илларион. Основываясь на этом факте, основное событие мировой истории произошло во время смены эпохи Закона эрой Благодати (Новый Завет). Но духовной свободе и истине нужны большие усилия, чтобы защитить их. Для этого, по Иллариону, нужны как умственный труд, под которым подразумеваются «благие помыслы и остроумие», так и государственно-политические мероприятия: надо, чтобы «благочестие» «сопряжено было с властью». В труде Иллариона весьма точно изображён идеал Святой Руси, который значил многое для русского религиозного сознания.

Российские культурно-исторические памятники, дошедшие до наших дней, намекают на то, что российская политическая мысль родилась в начале I тысячелетия нашей эры. Политика, государство, власть были во главе развития российского общества. Сильная власть, которая может собрать население и отправить его на хозяйственные работы, защиту границ, освоение новых территорий, нуждалась в создании авторитета среди населения: князя, монарха, вождя и т. д. Политические идеи были основным инструментом власти. Они создавали её положительный образ в глазах жителей, были средством достижения высших целей.

Появление политических идей в России берёт своё начало во времена объединения восточнославянских племен под властью киевского князя. Основание Древней Руси и становление княжества потребовали признания их божественного характера. В Древней Руси преобладал ранний феодализм, в нём всё ещё оставались свободные общинники, классы так и не были сформированы. Важную роль продолжали играть вечевые традиции. Именно по этой причине божественный характер княжеской власти ссылался на привычные патриархальные, общинные ценности, где взаимоотношения князя и его подданных трактовались как отношения отца и сыновей. Так, в "Молении Даниила Заточника" (XII - XIII века) говорилось, что князь должен быть заботящимся отцом, как "вода мати рыбам". В то же время божественный характер княжеской власти имел прочный симбиоз с идеей ответственности князя перед народом. Еще в своих "Поучениях" Владимир Мономах, правивший в Киевской Руси с 1113 по 1125 гг., наставлял князей быть праведными и ответственными за авторитет собственной власти. В "Поучениях" был описан идеального правителя: князь должен быть милосердным, мужественным и сильным воином, мудрым, соблюдать законы.

Таким образом, первый этап развития политической мысли в России (XI - XV века) характеризовался наличием некоторых общих черт, присущих также процессу становления западных политических учений. Во-первых, сначала политическая мысль не имела автономности, а была запутана в религиозных и обыденных представлениях. В образе княжеской власти присутствовали как мифологические и религиозные черты - непогрешимость, абсолютность, правосудность, обосновывавшие ее божественный характер, так и мирские черты, созданные общинным укладом жизни.

Во-вторых, после принятия христианства на Руси в 988 году политическая мысль вплоть до XIX века была под массовым влиянием православного мировоззрения. (В западных странах освобождение политической мысли от религиозного влияния завершилось уже в XVI веке.).

В-третьих, и на Западе, и в России политическая мысль выполняла четко выраженную практическую функцию: она реагировала на потребности практики в наилучших формах правления, во властных институтах, способных обеспечить гражданский мир и согласие.

Однако содержимое тех результатов, к которым приходили мыслители России и Запада по вопросам идеальных форм государства, было различным, что доказывает специфика социо-культурных сред (совокупностью ценностей, идеалов, верований, представлений), в которых основывались политические идеи. На Западе политическая мысль была направлена на защиту интересов каждого отдельного человека, гражданского общества, лимита полномочий государства в лице монарха. В России политические учения трактовали интересы государства, общины, а не личности.

Date: 2016-05-24; view: 492; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию