Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Установление значимых различий в особенностях эмоционально-нравственной сферы у дошкольников из семей с разным стилем семейного воспитания





На следующем этапе эмпирического исследования были установлены значимые различия между группами детей, в семьях которых доминирует гиперопека или диктат, по уровню выраженностипроявлений эмоционально-нравственной сферы.

Значимые различия выявляли с помощью критерия Колмогорова–Смирнова.

По двум показателям: отрицательная нравственная направленность и уровень обобщенности представлений о нравственных качествах – группы детей значимо не отличаются. Таким образом, у детей с авторитарным стилем воспитания и детей с преобладанием гиперопеки, развиваются в равной степени обобщенные представления о нравственных качествах. Складываются отрицательное отно­шение к таким аморальным качествам, как лживость, трусость, злость, жадность.

Из семи показателей эмоционально-нравственной сферы значимые различия выявились по пяти показателям.

В результате чего были описаны психологические портреты каждой группы респондентов (см. Таблицу 2.1 и приложение З).

 

Таблица 2.1 – Значимые различия по показателям эмоционально-нравственной сферы у дошкольников из семей с разным стилем семейного воспитания

 

Показатели Размер сравнива-емых выборок N1 и N2 Уровень значи-мости p Колмогоров-Смирнов по выборкам 1 и 2 Выборка с большей выраженностью показателя
           
  Тревожность   0,0037 6112,5 3887,5 Гиперопека
  Эмоциональное отношение   0,0037 6037,5 3962,5 Гиперопека
  Положительная нравственная направленность   0,0002 5762,5 4237,5 Гиперопека
  Общительность   0,0002 3987,5 6012,2 Диктат
  Заинтересованность в деятельности   0,0364   Гиперопека

Условные обозначения:

1 – группа детей из семей с гиперопекой;

2 – группа детей из семей с диктатом.

Детей, воспитывающихся в стиле гиперопеки, отличает повышенная тревожность. Тревожные дети во время тестирования проявляли беспокойство, нервозность, волнение. У некоторых наблюдалась повышенная двигательная активность: они грызли ногти, качали ногой, наматывали волосы на палец, покусывали нижнюю губу. У отдельных детей можно было заметить физиологические признаки повышенной тревожности, например у них учащалось дыхание, потели ладони.

Высокий уровень эмоционального отношения к нравственным нормам в наибольшей степени проявляется у детей с гиперопекой.

Положительная нравственная направленность преобладает в большей степени, чем у детей, в семьях, которых доминирует авторитарный стиль воспитания. Эти дети были партнерами в деятельности, четко следовали всем правилам игры. При сборе мозаики они помогали друг другу, делились своими фигурками, на протяжении всей деятельности ими использовались местоимения множественного числа, типа «нас», «мы», с самого начала игры налаживали сотрудничество, и работали коллективно.

Для группы детей, в семьях которых доминирует диктат в воспитаниихарактерно более низкий уровень тревожности и эмоционального отношения к нравственным нормам. У основной массы детей сложились первые моральные суждения и оценки, первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы. Однако, эмоциональное отношение старших дошкольников к нравственным нормам далеко не всегда адекватно. Это связано с тем, что, хотя в этом возрасте у детей и возникает сознательная нравственность, нравственные нормы, даже те, которые ребенок хорошо знает, не сразу начинают руководить его поведением.

Положительная нравственная направленность у детей выражена меньше, чем в группе детей, воспитывающихся в стиле гиперопеки.

Общительность выражена гораздо выше, чем у детей, в семьях которых доминирует гиперопека. У детей была отмечена речь, обращенная к партнеру и речь, обращенная к взрослому, они помогали советом партнеру, реагировали действием на советы партнера.

Таким образом, была статистически подтверждена вторая гипотеза: существуют значимые различия в особенностях эмоционально-нравственной сферы у дошкольников из семей с разным стилем семейного воспитания.

 

Date: 2016-05-24; view: 1031; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию