Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Установление значимых различий в особенностях эмоционально-нравственной сферы у дошкольников из семей с разным стилем семейного воспитания
На следующем этапе эмпирического исследования были установлены значимые различия между группами детей, в семьях которых доминирует гиперопека или диктат, по уровню выраженностипроявлений эмоционально-нравственной сферы. Значимые различия выявляли с помощью критерия Колмогорова–Смирнова. По двум показателям: отрицательная нравственная направленность и уровень обобщенности представлений о нравственных качествах – группы детей значимо не отличаются. Таким образом, у детей с авторитарным стилем воспитания и детей с преобладанием гиперопеки, развиваются в равной степени обобщенные представления о нравственных качествах. Складываются отрицательное отношение к таким аморальным качествам, как лживость, трусость, злость, жадность. Из семи показателей эмоционально-нравственной сферы значимые различия выявились по пяти показателям. В результате чего были описаны психологические портреты каждой группы респондентов (см. Таблицу 2.1 и приложение З).
Таблица 2.1 – Значимые различия по показателям эмоционально-нравственной сферы у дошкольников из семей с разным стилем семейного воспитания
Условные обозначения: 1 – группа детей из семей с гиперопекой; 2 – группа детей из семей с диктатом. Детей, воспитывающихся в стиле гиперопеки, отличает повышенная тревожность. Тревожные дети во время тестирования проявляли беспокойство, нервозность, волнение. У некоторых наблюдалась повышенная двигательная активность: они грызли ногти, качали ногой, наматывали волосы на палец, покусывали нижнюю губу. У отдельных детей можно было заметить физиологические признаки повышенной тревожности, например у них учащалось дыхание, потели ладони. Высокий уровень эмоционального отношения к нравственным нормам в наибольшей степени проявляется у детей с гиперопекой. Положительная нравственная направленность преобладает в большей степени, чем у детей, в семьях, которых доминирует авторитарный стиль воспитания. Эти дети были партнерами в деятельности, четко следовали всем правилам игры. При сборе мозаики они помогали друг другу, делились своими фигурками, на протяжении всей деятельности ими использовались местоимения множественного числа, типа «нас», «мы», с самого начала игры налаживали сотрудничество, и работали коллективно. Для группы детей, в семьях которых доминирует диктат в воспитаниихарактерно более низкий уровень тревожности и эмоционального отношения к нравственным нормам. У основной массы детей сложились первые моральные суждения и оценки, первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы. Однако, эмоциональное отношение старших дошкольников к нравственным нормам далеко не всегда адекватно. Это связано с тем, что, хотя в этом возрасте у детей и возникает сознательная нравственность, нравственные нормы, даже те, которые ребенок хорошо знает, не сразу начинают руководить его поведением. Положительная нравственная направленность у детей выражена меньше, чем в группе детей, воспитывающихся в стиле гиперопеки. Общительность выражена гораздо выше, чем у детей, в семьях которых доминирует гиперопека. У детей была отмечена речь, обращенная к партнеру и речь, обращенная к взрослому, они помогали советом партнеру, реагировали действием на советы партнера. Таким образом, была статистически подтверждена вторая гипотеза: существуют значимые различия в особенностях эмоционально-нравственной сферы у дошкольников из семей с разным стилем семейного воспитания.
Date: 2016-05-24; view: 1062; Нарушение авторских прав |