Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сравнительный анализ и интерпретация результатов эмпирического





Исследования

Мы предполагаем, что существуют различия особенностей эмоционально-нравственной сферы у дошкольников из семей с разным стилем семейного воспитания, именно поэтому нами была проведена методика «Измерение родительских установок и реакций» (PARY) Е. Шефера, Р.К. Белл. В методике три фактора: гиперопека, демократичность, диктат в воспитании.

По итогам проведенной методики выборка в 40 детей была поделена на две группы: 1 группа – 20 дошкольников, в отношении которых родители осуществляют гиперопеку, 2 группа – так же 20 дошкольников, в отношении которых родители авторитарны. Деление на группы было произведено с той целью, чтобы установить значимые различия по ряду показателей эмоционально-нравственной сферы у детей с разным стилем воспитания.

Демократичный стиль воспитания не был представлен в данной выборке как доминирующий.

На основании данных таблицы (таблица Б.1, приложение Б) создана диаграмма (Рисунок 2.8).

Рисунок 2.8 – Распределение дошкольников по доминирующим стилям воспитания их родителей

В результате проведения методики, нами были получены следующие результаты. У 50% ярко выражен фактор – гиперопеки, что свидетельствует о том, что родители стремятся все знать о своем ребенке. Гиперопека, выражается в желании родителей окружать ребенка повышенным вниманием, защищать даже при отсутствии реальной опасности, постоянно удерживать около себя, «привязывать» детей к своему настроению и чувствам, обязывать их поступать определенным, наиболее безопасным для родителей способом. Именно в этом стиле воспитания присутствует эмоциональная близость с ребенком. Однако именно эта близость в данном случае мешает родителям предоставить ребенку свободу для полноценного развития, становления личности. Гиперопека – излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками.

У второй половины детей преобладает стиль воспитания известный как «родительский диктат». В семьях, где он доминирует, всегда строгая дисциплина. Мнение родителей беспрекословно, и дети обязаны с этим считаться. Авторитарный стиль представляется как жесткое декларирование родителями требований, которые охватывают всю жизнь детей. В семье проявляются силовое давление, агрессия, диктат, черствость и холодность, бесцеремонная внимательность. При авторитарном стиле общения в семье эмоциональное развитие ребенка затруднено тем, что оно сковывает проявление эмоций и их развитие. При этом любая инициатива рассматривается авторитарными родителями как проявление нежелательного самоволия. Авторитарный стиль отличается отвержением или низким уровнем эмоционального принятия ребенка и высоким уровнем контроля. Часть детей идет на конфликт, но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.

Для маленького ребенка семья – это целый мир, в котором он живет, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи ее членом, ребенок вступает в определенные отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребенок растет либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируется нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности.

В связи с задачами данного исследования, нами был проведен метод беседы для изучения представлений детей о нравственных качествах. Беседа проводилась индивидуально. Дети отвечали на заранее подготовленные вопросы. Полученные результаты позволили разделить опрошенных дошкольников на три группы: с высоким, средним и низким уровнем обобщенности представлений о нравственных качествах.

На основании данных таблиц (таблица Е.1 и Е.2 в приложении Е) создана диаграмма (Рисунок 2.1).

Рисунок 2.1 – Распределение дошкольников по уровню обобщенности представлений о нравственных качествах

 

Как видно из диаграммы, максимальное количество дошкольников (60%) имеют средний уровень обобщенности представлений о нравственных качествах, таким образом, проявился закон нормального распределения, то есть крайние значения: высокий (15%) и низкий (25%) уровень обобщенности представлений проявились в группе достаточно редко, средние значения обобщенности представлений о нравственных качествах – достаточно часто.

Таким образом, обобщенное представление о нравственных качествах сформировано у 15% детей: они имеют понятия о трусости, лживости, добре, зле.

У 60 % детей, конкретные люди выступают в роли носителя определенного качества («Максим всегда злой»; «Алена она дает поиграть и не толкается»; «Меня – я же все сразу выполняют, дома помогаю»). В процессе беседы дети не демонстрировали не правильных формулировок нравственного качества. Нравственные качества «честный – лживый» дети дифференцировали, опираясь на совокупность жизненных ситуаций из собственного опыта («кто выполняет обещания; кто никогда не врет; кто не обманывает» или «кто всем врет; всегда обманывает»). Можно отметить, что все дети правильно дали определение нравственным качествам.

Низкий уровень у 25% дошкольников связан с тем, что дети не объясняют нравственное качество или не дифференцируют представление о качестве.

Такие качества как «добрый –злой» почти все объясняли правильно, то есть «тот, кто со всеми дружит; всем делится; ничего плохого не делает» или «ругается и делает все плохо; кто всех обижает; кто всегда злится… сердится». В данном возрасте развиваются обобщенные представления о добро­те, честности, справедливости, дружбе. Складываются отрицательное отно­шение к таким аморальным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность.

Далее нами была проведена методика «Сюжетные картинки» на изучение эмоционального отношения к нравственным нормам у детей старшего дошкольного возраста. Полученные результаты позволили разделить опрошенных дошкольников на три группы: с высоким, средним и низким уровнем эмоционального отношения к нравственным нормам.

На основании данных таблиц (таблица Г.1 и Г.2 в приложении Г) создана диаграмма (Рисунок 2.2).

Рисунок 2.2 – Распределение дошкольников по уровню эмоционального отношения к нравственным нормам

 

Как видно из диаграммы, большинство протестированных детей 42 % имеют высокий уровень эмоционального отношения к нравственным нормам. Дети, имеющие высокий уровень осознания нравственных норм правильно раскладывали картинки, обосновывали свои действия, эмоциональные реакции были адекватны. 30 % детей имеют средний уровень. Низкое эмоциональное отношение к нравственным нормам показало 28 % дошкольников.

Рассмотрим результаты методики «Сделаем вместе», с помощью которой мы выявили и определили нравственную направленность личности ребенка, проявляющейся во взаимодействии со сверстником.

Методика измеряет 4 показателя: отрицательная нравственная направленность, положительная нравственная направленность, общительность и заинтересованность в деятельности.

На основании данных таблиц (таблица Д.1и Д.2 в приложение Д) созданы диаграммы (Рисунок 2.3, 2.4, 2.5, 2.6).

Рисунок 2.3 – Распределение дошкольников по уровню отрицательной нравственной направленности

 

Высокий уровень отрицательной направленности личности отмечается не у всех детей, у 7% и в разной степени выраженности. У 85% детей отрицательная направленность личности в большей степени составляет 0 баллов – низкий уровень, так как эти дети на протяжении всей деятельности сотрудничали, не забирали фигурки друг у друга, негативных реакций по отношению друг к другу отмечено не было, попытки регулировать поведение партнера не отмечено.

На рисунке 2.4 представлено распределение дошкольников по уровню положительной нравственной направленности. Положительная направленность личности отмечается у всех детей, но в разной степени выраженности.

Высокий уровень положительной нравственной направленности характерен для 32% детей. Эти дети были партнерами в деятельности, четко следовали всем правилам игры. При сборе мозаики они помогали друг другу, делились своими фигурками, на протяжении всей деятельности ими использовались местоимения множественного числа, типа «нас», «мы», с самого начала игры налаживали сотрудничество, и работали коллективно.

Рисунок 2.4 – Распределение дошкольников по уровню положительной нравственной направленности

 

Средний уровень положительной нравственной направленности отмечается у 28 % детей. В своей деятельности они помогали друг другу только по просьбе партнера, фигурки разделили поровну и работали только с ними, но во время всей игры использовали местоимения множественного числа и пытались наладить сотрудничество, работали вместе.

Низкий уровень положительной направленности у 40% детей. В своей деятельности они не помогали друг другу, между ними чувствовалась конкуренция, фигурки забирали друг у друга, объясняя это тем, что фигурка нужна, иначе без нее ничего не выйдет. Во время всей игры ими использовали местоимения единственного числа – «я». Дети не пытались наладить сотрудничество, работали отдельно.

Следующий критерий, по которому были распределены респонденты – по уровню общительности.

Рисунок 2.5 – Распределение дошкольников по уровню общительности

 

У всех детей была отмечена речь, обращенная к партнеру и речь, обращенная к взрослому. Но высокий уровень общительности характерен для 35% детей, они помогали советом партнеру, реагировали действием на советы партнера.

Средний уровень общительности у 40%. Не общительными оказались 25% детей.

Рисунок 2.6 – Распределение дошкольников по уровню заинтересованности в совместной деятельности со сверстником

 

Большинство детей были заинтересованы и увлечены игрой «Собирание мозаики»: высокий уровень заинтересованности был у 30%, средний – у 62% детей. Не заинтересованными в совместной деятельности со сверстником оказалось 8% детей.

В исследовании так же использовалась такая психодиагностическая методика, как тест на выявление тревожности у детей Р. Тэммла, М. Дорко, В. Амена. Данный тест позволяет выявить тревожность по отношению к ряду типичных для ребенка жизненных ситуаций общения с другими людьми. Кроме того, тревожность рассматривается как вид эмоционального состояния, функция которого состоит в обеспечении безопасности субъекта на личностном уровне.

На основании данных таблиц (таблицы В.1 и В.2 приложение В) создана диаграмма (Рисунок 2.7).

Рисунок 2.7 – Распределение дошкольников по индексу тревожности

 

Как видно из диаграмм, у 18% детей низкий индекс тревожности, 50% детей имеют средний уровень тревожности. И 35% процентов имеют высокий индекс тревожности. Дети с высоким уровнем тревожности во время тестирования проявляли беспокойство, нервозность, волнение. У некоторых наблюдалась повышенная двигательная активность: они грызли ногти, качали ногой, наматывали волосы на палец, покусывали нижнюю губу. У отдельных детей можно было заметить физиологические признаки повышенной тревожности, например у них учащалось дыхание, потели ладони. В ходе диагностики высоко тревожные дети нередко выбирали рисунок, на котором было изображено грустное лицо. Отвечая на вопрос «Почему?», они чаще всего говорили: «Потому что его ругают», «Потому что ее наказали», «Потому что на него не обращают внимания», «Не хотят с ней играть».

 

Date: 2016-05-24; view: 982; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию