Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Контроль и оценка результатов учебно-познавательной деятельности студентов
Контроль за знаниями и умениями студентов - один из важнейших компонентов учебного процесса колледжа. Обучение не может быть полноценным без регулярной и объективной информации о том, как усваивается студентами материал, как они применяют полученные знания для практических задач. Благодаря контролю между преподавателем и студентами устанавливается обратная связь, которая позволяет выявить динамику усвоения учебного материала, действенный уровень владения системой знаний, умений, навыков и на основе их анализа вносить соответствующие коррективы в организацию педагогического процесса.
В области контроля можно выделить три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную.
Диагностическая функция контроля - выявление уровня знаний, умений, навыков, оценка реального поведения студентов. Это оценка условий протекания педагогического процесса, его успешности или нет.
Обучающая функция проявляется в активизации работы по усвоению учебного материала.
Воспитательная функция заключается в том, что наличие системы контроля дисциплинирует, организует и направляет деятельность студентов, помогает выявить пробелы в знаниях, особенности личности, устранить эти пробелы, что в итоге формирует творческое отношение к предмету и стремление развивать свои способности.
В учебно-воспитательном процессе все три функции переплетены и взаимосвязаны, но есть и формы контроля, когда одна, ведущая, функция превалирует над остальными. Так, на семинаре в основном проявляется обучающая функция; зачеты, экзамены выполняют диагностическую функцию.
Систему контроля образуют экзамены, зачеты, устный опрос, письменные контрольные, рефераты, коллоквиумы, семинары, курсовые, лабораторные контрольные работы и т. п.
В образовательном процессе, кроме традиционной проверки знаний, умений обучаемых, присутствует диагностика как своевременное выявление, оценивание и анализ течения учебного процесса в связи с его продуктивностью. Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий.
Контроль - это выявление, измерение и оценивание ЗУ обучаемых. Контроль не должен быть формальным. Дидактический контроль должен иметь ярко выраженную обучающую, развивающую направленность, соединяться с самоконтролем, быть необходимым и полезным, прежде всего, самому обучаемому.
Проверка - составной компонент контроля, основной дидактической функцией которого является обеспечение обратной связи между преподавателем и студентом, получение педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях. Проверка имеет целью определение не только уровня и качества обученности студента, но и объема его учебного труда. Кроме проверки, контроль содержит в себе оценивание (как процесс) и оценку как результат проверки. В классных журналах, зачетных книжках, ведомостях оценки фиксируются в виде отметок.
Основой для оценивания успеваемости студентов являются итоги (результаты) контроля. Учитываются при этом как качественные, так и количественные показатели работы студентов. Количественные показатели фиксируются преимущественно в баллах или процентах. Важно понимать, что оценка - это не число, полученное в результате измерений и вычислений, а предписанное оценочному суждению значение. Оценка также является и средством стимулирования учения, положительной мотивации, влияния на личность.
Выделяют принципы диагностики и контролирования обученности:
- принцип объективности - заключается в научно обоснованном содержании диагностических заданий, позитивном отношении педагога ко всем обучаемым, точном, адекватном установленным критериям оценивании знаний и умений;
- принцип систематичности — предусматривает необходимость проведения диагностирования на всех этапах дидактического процесса, заключается в том, что регулярному контролю подвергаются все студенты с первого и до последнего дня обучения в учебном заведении; данный принцип требует комплексного подхода к проведению диагностики, при котором используются в тесной взаимосвязи и единстве различные формы, методы и средства контроля;
- принцип наглядности - заключается в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям, рейтинг каждого студента носит наглядный, сравнимый характер. Контролировать, проверять и оценивать знания и умения студентов нужно в той логической последовательности, в какой проводится их изучение. Выделяются следующие виды контроля: предварительный (входной) контроль; текущий (в процессе изучения темы); тематический (оценка результатов изучения темы); периодический или рубежный контроль (проверка достижений по разделу); итоговый контроль (уровень фактической обученности в соответствии с требованиями ГОС). Специальным видом контроля является комплексная проверка, интегрированные формы контроля (диагностирование качества реализации межпредметных связей).
Диагностика процесса обучения обеспечивается системой методов: опросно-ответный метод (фронтальный, индивидуальный опросы); метод контрольных проверочных работ (устные, письменные задания, решение задач, диктанты, сочинения, выполнение рисунков, чертежей, схем, написание докладов, рефератов); зачетно - экзаменационный метод (монологический ответ, собеседование, ответы на вопросы).
32. Виды контроля и требования к нему. Понятие контроля и его функции Контроль - это проверка качества усвоения учебного материала, установление обратной связи между преподавателем и учащимися. Функции контроля: • Для учащихся - контроль обеспечивает качество усвоения • знаний, дает возможность понять ошибки, неточности, вовремя • их исправить и лучше понимать последующий учебный матери • ал, а также формировать способность к самоконтролю; • Для преподавателя - контроль дает информацию о ходе и • качестве усвоения материала, типичных ошибках, внимании и • интересе учащихся, что позволяет видеть свои дидактические • промахи и своевременно вносить коррективы в процесс преподавания. Виды и формы контроля В зависимости от объема и характера контроля различают 2 вида: Контроль промежуточных результатов усвоения; Итоговый контроль. Промежуточный контроль не имеет каких-либо формальных ограничений. Он осуществляется по замыслу преподавателя и является его творчеством. В качестве форм такого контроля можно предложить: • Оперативный контроль (на лекции). За 5 минут до конца лекции преподаватель задает студентам 2-3 вопроса по прочитанному материалу. • Ответ предлагается дать в письменном виде. Замечания преподаватель делает на следующем занятии; • Блиц контроль. • По завершении темы, за 5 минут до окончания занятия, студентам предлагается написать слова, которые они запомнили из этой темы. Преподаватель проверяет (количество слов, их соответствие теме, ошибки) и на следующем занятии проводит анализ; • Контрольное задание с письменным отчетом. • Это может быть любое задание (перечислить.., сравнить.., составить или заполнить таблицу.., решить психологические задачи... и др.). Все предложенные формы контроля - групповые. Итоговый контроль - это проверка конечного результата. К такому виду контроля относятся семестровые или курсовые зачеты и экзамены. Они имеют разные дидактические функции. Зачет проводится после окончания темы или раздела. Его основные функции - обучающая и контрольная. В педагогике употребляя термин «самоконтроль», авторы имеют в виду, что учащиеся, проверяя себя по определенным вопросам или задачам, убеждаются, в какой мере они усвоили материал. Говоря иначе, они сами себя проверяют и сами себя оценивают, а делается это, как известно из практики, по составленным учителем или автором учебника вопросам для самопроверки. Это, по существу, тоже «контроль извне». В педагогической психологии понятие «контроль» употребляется в несколько ином смысле — как учебное действие, входящее в ткань самого процесса учебной деятельности учащегося в качестве его составного элемента. Контроль как учебное действие осуществляется не как проверка качества усвоения по конечному результату учебной деятельности, а как идущее по ее ходу и выполняемое самим учащимся действие активного прослеживания безошибочности своих мыслительных операций, их соответствия существу и содержанию (принципам, законам, правилам) изучаемой теории, служащей ориентировочной основой для правильного решения учебной задачи.
|