Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика подготовки и проведения лабораторной работы по психологии





Особое место в интенсивных курсах психологии занимает лабораторный практикум, то есть система практических занятий, в ходе которых интегрируются теоретико-методологические знания и практические навыки студентов в едином процессе деятельности учебно-исследовательского характера.

Само понятие лаборатория производно от латинского слова «labor» – работа, трудность, труд. В основе этого вида занятий в вузе лежит небезызвестная истина, согласно которой «человек делает дело, а дело делает человека».

В ходе лабораторно-практических занятий должны не только отрабатываться практические навыки, важные для будущей профессиональной деятельности, но и усиливаться интерес специалиста к теоретическому психологическому знанию. С этой целью необходимо организовывать обсуждение в студенческой аудитории проблемы сложных и неоднозначных связей научной теории и успешной психологической практики в той или иной области.

Таким образом, основные функции лабораторно-практических занятий по психологии:

· усвоение студентами умений и навыков практической работы в области психологии (исследовательские умения, диагностические, консультативные, терапевтические, экспертные, методические и другие – в зависимости от целей и содержания психологического курса);

· углубление и расширение теоретических психологических знаний, позволяющих обосновать характер этих практических умений и навыков и определить целесообразный контекст их использования;

· осмысление сложных связей между психологической теорией и практикой (в особенности в области практической психологической работы).

В процессе обсуждения конкретных ситуаций, результатов самостоятельно проведенных студентами исследований, в ходе просмотра видеоматериалов, чтения и интерпретации художественных текстов или описаний успешной психологической практики возможно инициировать, активизировать процесс восприятия, переживания и осмысления студентами самой психологической реальности – фактов поведения, проявление чувств и эмоций, отношений, взаимодействий, деятельности, мышления человека и социальных групп. Так, например, при изучении теоретического курса возрастной психологии студентам оказывается чрезвычайно сложно представить своеобразие психологического облика новорожденного ребенка и ребенка младшего возраста, подростка, пожилого человека или старика. В силу их собственного жизненного опыта житейские представления о таких явлениях, как детское мышление или старческая мудрость могут быть ограниченными или искаженными, либо полностью отсутствовать в сознании обучающихся. В ходе лабораторно-практических работ это возможно преодолеть.

Исходя из всего сказанного, становится понятно, что в ходе лабораторно-практических занятий создаются условий для самопознания и саморазвития студентов, для освоения ими ценностно-смысловых основ профессионального труда, и обретения опыта творческой деятельности.

Целесообразно дифференцировать лабораторные и практические занятия как специфические учебные формы в вузе, хотя зачастую они обозначаются одним методическим термином: лабораторно-практические. При дифференциации этих двух видов занятий возможно специфицировать их образовательные задачи и возможности:

· основной образовательной задачей лабораторных занятий по психологии является экспериментальное подтверждение и проверка некоторых теоретических положений, закономерностей, изучающихся в теоретическом курсе;

· основной образовательной задачей практических занятий по психологии является отработка практических умений и навыков будущего специалиста (например, умения вести психоконсультативную беседу или осуществлять проектирование образовательной программы по психологии).

Лабораторный практикум предполагает достаточно большой объем самостоятельной работы студентов, которая может осуществляться ими индивидуально, в малых подгруппах (по 3–5 человек), либо всей учебной группой. Самостоятельная работа в ходе лабораторного практикума осуществляется на этапе подготовки к занятию:

· теоретическая подготовка к занятию;

· практическая или исследовательская работа по полученному на предыдущем занятии заданию;

· обработка исследовательских данных и написание отчета;

· описание и интерпретация практического опыта и подготовка к его обсуждению.

Самостоятельная работа осуществляется в ходе самого лабораторного или практического занятия (индивидуально, парно или в подгруппах):

· освоение инструкции по проведению лабораторно-практической работы;

· обсуждение демонстрационного эксперимента;

· выполнение практических заданий;

· обсуждение результатов проделанной работы.

Самостоятельная работа проводится после лабораторно-практического занятия:

· подготовка письменных отчетов по результатам аудиторного занятия;

· осмысление образовательных итогов лабораторно-практических занятий.

Для проведения лабораторных занятий учебная студенческая группа делится на подгруппы, что позволяет преподавателю более эффективно руководить самостоятельной практической работой студентов, оказывать им своевременную помощь и отслеживать эффективность выполнения практических заданий.

В ходе выполнения самостоятельной работы по психологии студенты с неизбежностью сталкиваются с рядом трудностей. Процесс их осмысления, группового обсуждения содержит в себе возможности для решения всего спектра образовательных задач, решаемых психологическими курсами в ходе психологической подготовки специалистов с высшим образованием или в процессе обучения психологов-профессионалов. Наибольшим потенциалом для инициирования субъектной позиции будущих специалистов и для осмысленного освоения ими теоретических знаний и практических умений обладают следующие «практические трудности»:

· осуществление самих исследовательских процедур (наблюдений, бесед, опросов, тестирования, изучения продуктов деятельности);

· корректное описание результатов исследования;

· интерпретация полученного исследовательского материала;

· проектирование профессиональных акций будущего специалиста (проект психологического исследования, проект психологических рекомендаций для учителей, разработка психологических требований для медицинского персонала, проект образовательной программы).

29.Особенности самостоятельной работы студентов с психологической литературой.

Научить учащихся самостоятельно учиться – одна из важных задач методики преподавания психологии.
Самостоятельная работа выступает как составная часть процесса обучения. Главная ее цель: расширить и углубить знания, умения, полученные на занятиях, предотвратить их забывание, развить индивидуальные склонности и способности учащихся, активность и самостоятельность.
Дидактические функции самостоятельной работы следующие:

· Закрепление знаний, умений, полученных на уроках;

· Расширение и углубление учебного материала;

· Формирование самостоятельности мышления путем выполнения индивидуальных заданий, решения психологических задач;

· Выполнение индивидуальных наблюдений, экспериментов, подготовка учебных пособий для изучения новых тем.

Как показывает анализ, в управлении самостоятельной работой обучаемых есть ряд недостатков:

· Не всегда четко и ясно дается установка на самостоятельную работу;

· Не уделяется должное внимание проверке;

· Из-за ограниченности времени домашнее задание дается наспех;

· Не объясняются возможные трудности в процессе самостоятельной работы и пути их преодоления;

· В ряде случаев не соблюдаются нормативы максимальной нагрузки учащихся.

Работа с учебником – важная часть самостоятельной работы по психологии. Основная функция учебника – ориентировать учащегося (студента) в системе знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены в соответствии с программой учебного предмета. Учебник ориентирует в основных понятиях и категориях науки, дает частичные сведения об истории их возникновения и включения в научный оборот, а также об их значении для понимания окружающего мира.

Вторая функция учебника в том, что он обозначает круг обязательных знаний по данному предмету, не претендуя на глубокое раскрытие и подробное доказательство логики их происхождения. Дело обучаемого – принять их к сведению, чтобы самому разобраться в рекомендованной научной литературе и в том, чего нет в учебнике.

Чтение рекомендованной научной литературы – есть та главная составная часть системы самостоятельной учебы студента, которая обеспечивает подлинное усвоение психологии как науки, дает прочный научный фундамент под всю будущую профессиональную деятельность. Следует отметить, что чтение научной литературы всегда труднее, чем чтение беллетристики. Она без житейских «картинок» – образов, часто и без подробной аргументации в лаконичной форме излагает научные выводы. Здесь должен помочь преподаватель, который формирует в сознании студента основные научные понятия и делает это на лекциях, практических занятиях и консультациях.

Выделим несколько моментов относительно методики изучения научной литературы:

Студентов нужно заранее предупредить: читать научную литературу нужно не книгу за книгой, а по принципу: «идея, теория в одной, другой, третьей и т.д. книгах». Желательно, чтобы студент знал от преподавателя о развитии теории, ибо в одно время и в одном месте были получены одни данные, а в другое время и в другом месте те же данные могли быть подвергнуты дополнительной проверке и уточнены или опровергнуты, изучение проблемы по разным источникам – залог глубокого, подлинно профессионального усвоения науки.

Изучение литературы должно быть органически связано с другими элементами системы самостоятельной учебы – с изучением лекционного материала, чтением учебника и последующими работами студента (написанием контрольной или курсовой работы, подготовкой к экзаменам).

Date: 2016-05-24; view: 770; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.015 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию