Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функции, принципы, закономерности





А) Миссия организации.

Миссия это сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация. То есть миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных. Основными группами людей, чьи интересы оказывают влияние на деятельность организации, а следовательно, должны быть учтены при определении ее предназначения, являются:

• собственники организации, создающие, приводящие в действие и развивающие организацию для того, чтобы за счет присвоения результатов деятельности организации решать свои жизненные проблемы;

• сотрудники организации, своим трудом обеспечивающие деятельность организации, создание и реализацию продукта и продвижение ресурсов извне, получающие от организации за свой труд компенсацию и решающие с помощью этой компенсации свои жизненные проблемы;

• покупатели продукта организации, отдающие ей свои деньги в обмен на продукт, предлагаемый им организацией, и удовлетворяющие с помощью этого продукта свои потребности;

• деловые партнеры организации, находящиеся с ней в формальных и неформальных деловых отношениях, оказывающие организации коммерческие и некоммерческие услуги и получающие за это либо компенсацию, либо аналогичные услуги со стороны организации;

• местное сообщество, находящееся с организацией в многогранном взаимодействии, связанном в первую очередь с формированием социальной и экологической среды обитания организации;

• общество в целом, в первую очередь в лице государственных институтов, взаимодействующее с организацией в политической, правовой, экономической и других сферах макроокружения.

Хорошо сформулированная миссия проясняет то, чем является организация и какой она стремится быть, а также показывает отличие организации от других ей подобных. Для этого в сопровождающей миссию расшифровке должны быть отражены следующие характеристики организации:

• целевые ориентиры организации, отражающие то, на решение каких задач направлена деятельность организации, и то, к чему стремится организация в своей деятельности в долгосрочной перспективе;

• сфера деятельности организации, отражающая то, какой продукт организация предлагает покупателям, и то, на каком рынке организация осуществляет реализацию своего продукта;

• философия организации, находящая проявление в тех ценностях и верованиях, которые приняты в организации;

• возможности и способы осуществления деятельности организации, отражающие то, в чем сила организации, в чем ее отличительные возможности для выживания в долгосрочной перспективе, каким способом и с помощью какой технологии организация выполняет свою работу, какие для этого имеются ноу-хау и передовая техника.

Так для чего же все-таки формулируется миссия, что она дает для деятельности организации?

Во-первых, миссия дает субъектам внешней среды общее представление о том, что собой представляет организация, к чему она стремится, какие средства она готова использовать в своей деятельности и т.п. Кроме этого, миссия способствует формированию или закреплению определенного имиджа организации в представлении субъектов внешней среды.

Во-вторых, миссия способствует формированию единения внутри организации и созданию корпоративного духа. Это проявляется в следующем:

• миссия делает ясными для сотрудников общую цель, предназначение существования организации. В результате сотрудники организации, осознавая ее миссию, как бы ориентируют свои действия в едином направлении;

• миссия способствует тому, что сотрудники могут легче установить идентификацию своей персоны с организацией. Для тех же сотрудников, которые идентифицируют себя с организацией, миссия выступает точкой концентрации их внимания при осуществлении своей деятельности;

• миссия способствует установлению определенного климата в организации, так как через него до людей доводятся философия организации, ценности и принципы, которые лежат в основе построения и осуществления деятельности организации.

В-третьих, миссия создает возможность для более действенного управления организацией в силу того, что она:

• является базой для установления целей для организации, обеспечивает непротиворечивость набора целей, а также помогает выработке стратегии организации, устанавливая направленность и допустимые границы ее функционирования;

• обеспечивает стандарты для распределения ресурсов организации и создает базу для оценки использования ресурсов в процессе функционирования организации;

• расширяет для работника смысл и содержание его деятельности и тем самым позволяет применять более широкий набор приемов мотивирования.

Б) О целях см. в 3-м вопросе

В) Функции менеджмента

Сущность любой теории, в том числе менеджмента, проявляется в функциях (лат. functio — обязанность, круг деятельности, назначение, роль).

Общие функции менеджмента, отражающие его сущность, были сформулированы в 1916 г. А. Файолем. В качестве таковых он выделил организацию, планирование, координацию, контроль и распорядительство. Сегодня к ним можно добавить еще мотивацию, информирование и развитие.

1.Роль информационной функции предопределяется тем, что информация является предметом и результатом управленческой деятельности. Поэтому управление начинается с ее сбора, обработки, анализа (см. тему 9).

2.Главной функцией менеджмента считается планирование. Осуществляется на основе всестороннего анализа текущей экономической информации и предполагает определение «дерева» целей деятельности, необходимых для достижения целей ресурсов. При этом на предстоящий период разрабатывается стратегия действий и составляются тактические планы реализации стратегии(см. тему 12).

3.Практическое воплощение замыслов, содержащихся в планах, программах и стратегиях, берет на себя организационная функция. Она реализуется через проектирование и создание организационных и управленческих структур, определение порядка их функционирования и взаимодействия, обеспечение деятельности необходимыми ресурсами и документацией (см. тему 11 и 13).

4.Доведение до сведения каждого субъекта того, что тот должен делать для достижения поставленных целей, берет на себя распорядительская функция (см. темы 13,18).

5.Реализация целей организации осуществляется посредством совместной деятельности людей, которую нужно координировать: упорядочивать, согласовывать. Это обеспечивает необходимый уровень сотрудничества участников, единство их совместных действий и тем самым облегчает реализацию всех остальных функций. В соответствии с характером решаемых задач выделяют следующие типы координации: • превентивную, предотвращающую появление проблем; • устраняющую, связанную с ликвидацией перебоев в хозяйственной системе; • регулирующую, направленную на поддержание установленной схемы взаимодействия субъектов;•стимулирующую, способствующую совершенствованию их поведения (см. тему 13).

6.Ни одна задача не будет успешно решена качественно и с минимальными затратами, если люди не будут в этом заинтересованы. Отсюда вытекает еще одна важнейшая функция менеджмента — мотивационная (см. тему 14).

7.Результаты деятельности организации, подразделения и отдельных лиц требуется время от времени проверять, оценивать и корректировать. Кроме того, необходимо заблаговременно выявлять надвигающиеся опасности, обнаруживать ошибки, отклонения от существующих стандартов. Все это составляет содержание контрольной функции менеджмента, реализация которой создает основу не только для совершенствования работы, но и поощрения сотрудников (см. тему 16).

Качество выполнения семи общих функций менеджмента получает свою конечную оценку на рынке, где его конъюнктура весьма непостоянна. Изменение конъюнктуры требует от фирмы изменения объема, качества, ассортимента, стоимости товаров. Из этого следует, что количественные и качественные параметры семи функций менеджмента также обнаруживают стремление к постоянному изменению. Этот процесс значительно усложняет управление.

Г) Принципы управления

Принципы управления — исходные, базовые правила, нормы поведения, которыми руководствуются управленцы в практической деятельности. Принципы выражают требования, предъявляемые к системе, структуре, организации и процессу управления, построению органов управления, методам осуществления функций управления, характеру взаимоотношений субъекта и объекта управления.

1. Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении. Проблема сочетания централизации и децентрализации состоит в распределении полномочий между управленцами по принятию решений на каждом уровне управленческой иерархии. Оптимальным считается вариант, когда централизованными являются решения, относящиеся к разработке политики — цели и стратегии предприятия в целом, а децентрализованными — решения, относящиеся к оперативному управлению.

Принцип сочетания централизации и децентрализации в менеджменте предполагает необходимость умелого использования единоначалия и коллегиальности. Под единоначалием понимают предоставление высшему руководителю определенной полноты власти, которая необходима для принятия решений и персональной ответственности за порученное дело.

2. Принцип единства политического и хозяйственного руководства. Определяет соподчиненность целей общества, реализуемых определенными политическими системами, и целей хозяйствующих субъектов, функционирующих в рамках этих политических систем. Кроме налоговой политики рычагами государственной администрации являются: законодательство, индикативное планирование, таможенная система, амортизационная политика, государственные кредиты, страхование и прочие резервы. При этом целями государственного регулирования является развитие таких приоритетов общества: научно-технический прогресс, социальное единство общества, инфраструктура, информационные сети, телекоммуникация, транспорт, энергетика, экология, военные программы и др.

3. Принцип планового ведения хозяйства означает сознательное установление из одного экономического центра на длительный период направлений, темпов и пропорций развития определённых видов производства на мини-, микро-, мезо- или макроуровне экономики.

4. Принцип материального и морального стимулирования. Материальное стимулирование работников и экономическое стимулирование деятельности коллектива являются мощными рычагами управления. Однако не менее важно моральное стимулирование как средство общественного одобрения деятельности коллектива. В настоящее время создают отделы работы с персоналом, укомплектованные психологами, социологами, которые следят за моральным климатом в коллективах.

5. Принцип научности. Соблюдение принципа научности управления заключается в построении всей системы управления производством на новейших данных науки. Научное управление несовместимо с субъективизмом. Руководители должны изучать и правильно применять на практике законы и объективные тенденции развития общества, принимать решения с учетом объективно сложившейся обстановки и прогноза на будущее. Научность управления предполагает также широкое применение математических методов, критическую оценку эффективности принимаемых решений, применение современных средств оргтехники и оргсвязи. При проведении в жизнь принципа научности важно бороться с шаблоном, индивидуально подходить к каждому объекту управления.

6.Принцип ответственности. Использование принципа ответственности означает создание четкой организационной структуры; тщательную разработку положений о подразделениях организационной структуры, правах и обязанностях руководителей, должностных инструкций исполнителей; установление точно определенной материальной ответственности хозрасчетных подразделений за упущения в работе; разработку положений о премировании и де премировании работников; четкое оформление приказов, распоряжений; проведение других организационных мероприятий.

7. Принцип подбора и расстановки кадров означает, что подбор и расстановка кадров должны производиться так, чтобы каждый на вверенном ему участке мог наиболее эффективно выполнять порученную работу.

8. Принцип экономичности и эффективности. Впроизводстве необходимо добиваться не только эффективного сочетания всех видов ресурсов, но и их наибольшей экономии и наиболее производительного применения труда. Общество, вследствие ограниченности экономических ресурсов, заинтересовано в сокращении издержек общественного производства в целях увеличения объемов ВВП для лучшего удовлетворения потребностей членов общества.

9. Принцип оптимального сочетания отраслевого и территориального управления. Отраслевое управление характеризует необходимость развития диверсификации производства, углубления его специализации и концентрации. Территориальное же управление исходит из других целевых установок: - наиболее рационального размещения и развития производительных сил региона, которые требуют учета экологии, степени эффективности использования рабочей силы, занятости населения, развития социальной инфраструктуры, соответствия характера производства особенностям этнических групп, удовлетворения материальных и духовных потребностей общества.

10. Принцип преемственности хозяйственных решений. В основе этого принципа лежит единство экономических явлений и процессов как последовательности количественных и качественных изменений, осуществляемых во времени и пространстве. Этот принцип имеет многообразные формы проявления. Преемственность хозяйственных решений необходима при разработке и особенно реализации плана, с тем чтобы информация сохраняла сопоставимость. Преемственность необходима в организационных решениях, оптимальность которых предполагает анализ прошлого, максимальное сохранение положительного опыта. Она необходима и в кадровой политике, предполагающей сочетание работников, имеющих знания, опыт, навыки принятия решений, и молодых работников, не имеющих багажа знаний и жизненного опыта, но обладающих быстротой реакции, свежестью восприятия, неконсервативным мышлением.

Г) Законы управления

Управление использует экономические законы в процессе совместной трудовой деятельности для научного обоснования целей, поиска методов их осуществления и оценки результатов управления. Однако управление помимо экономических законов подчиняется также своим специфическим законам.

Законы управления имеют двоякую трактовку: 1) как объективные, существенные, устойчивые необходимые связи между явлениями в экономике и обществе; 2)как юридические акты в сфере экономики, принимаемые законодательной властью с учетом требований экономических законов. Понятие «закон» мы используем в первой трактовке.

В 20-е годы 20-го века плодотворно развивались две основные группы концепций управления: организационно-техническая (Гастевым А. К., Богдановым А. А., Ерманским О. А., Розмирович Е. Ф.) и социальная (Керженцевым П. М., Витке М. А., Дунаевским Ф. Р. и др.). Результатом этих концепций стали «Основные законы научной организации производства и научной организации труда (НОТ)», сохраняющие значение и сегодня.

1.Закон наименьших при цепной связи состоит в том, что конечный объем выпуска продукции, последовательно проходящий обработку в нескольких подразделениях, определяется возможностями слабейших из них, как бы ни были сильны остальные.

2.Закон взаимного замыкания состоит в том, что сначала создаются подразделения основного производства, а затем вспомогательного производства, работающие на основные подразделения и друг на друга, а после удовлетворения внутренних потребностей — на сторону.

3.Закон ритма — рациональное функционирование хозяйства невозможно без ритмичной работы как производства, так и отдельных работников.

4.Закон параллельности и последовательности работ — частные производственные и трудовые процессы должны совершаться не только последовательно, но и параллельно, чтобы общий конечный результат не задерживали отстающие.

5.Закон фронта работ — нагрузка на людей должна соответствовать их реальным возможностям; иными словами, не нужно ставить двух человек там, где с работой может справиться один и наоборот.

6. Закон реальных условий — необходимо при организации любой деятельности ставить только достижимые цели, исходя из реальных условий, ^наличных потребностей и возможных результатов.

 

Date: 2016-05-24; view: 315; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию