Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организационных структур и структур управления





А) Организационные структуры сельскохозяйственных предприятий

Предприятие как объект управления имеет организационную структуру. Организационная структура управления это совокупность производственных, вспомогательных и обслуживающих подразделений, которые расположены на территории предприятия и устойчиво взаимно связанны отношениями разделения, специализации и кооперации труда.

Подразделениями в сельскохозяйственных предприятиях являются производственные бригады, фермы, отделения, цеха и т.д.

Горизонтальная совокупность внутрихозяйственных подразделений, объединенных отношениями разделения, специализации, кооперации труда и последовательно подчиненных друг другу, представляет производственное звено организационной структуры.

Вертикальная совокупность отдельных звеньев, объединенных отношениями разделения, специализации, кооперацией труда и последовательно подчиненных друг другу снизу (например, от бригады) доверху (например, до предприятия), представляет ступень организационной структуры.

Организационные структуры могут состоять из 2-х, 3х и 4-х ступеней.

1). В небольших и средних по размеру предприятиях преобладает 2-х ступенчатая организационная структура. В ней первой ступенью является производственная бригада, непосредственно подчиненная предприятию. Создается управленческая цепь: предприятие - бригада (ферма).

2). Наиболее распространена 3-х ступенчатая структура, характерная для крупных сельхозпредприятий. В ней опосредствующая вторая ступень, в виде отделений, участков и цехов, создается между бригадой как первой ступенью и предприятием. В итоге создается управленческая цепь: предприятие – отделение(участок, цех) – бригада (ферма). Рост масштаба производства обусловлен: увеличением объемов производства; низким уровнем специализации и концентрации производственных подразделений, большим рас сосредоточением пунктов размещения рабочей силы, поголовья животных, плохими дорожными условиями.

3). 4-х ступенчатая структура используется в агропромышленных объединениях. В них верхней ступенью становиться агропромышленное объединение и в итоге создается управленческая цепь: объединениепредприятия – отделения(участки, цеха) – бригады (фермы).

Выбор количества ступеней в организационной структуре зависит от специфики условий деятельности предприятия:

-глубиныспециализации и степени концентрации производства;

-широты ассортиментапроизводимой продукции;

-размера площади земельных угодий;

- разбросанности населенных пунктов по территории;

-обеспеченности рабочей силой;

-обеспеченности средствами связи и транспортом;

-обеспеченности хорошей дорожной сетью;

- размещения источников воды.

Например, разбросанность территории, отсутствие хороших дорог и комбинация многих других вышеназванных условий усложняют организационную структуру.

По внутрихозяйственному построению выделяют: 1. территориальные или отделенческие, 2. цеховые или продуктовые, 3. бригадные, 4. комбинированные структуры.

А). Территориальнаяили отделенческая организационная структура управления типична для крупных хозяйств с многоотраслевой (растениеводство, животноводство и др.) структурой производства и большой территориальной разбросанностью (примерно, 13тыс га). Промежуточной ступенью между производственной бригадой и предприятием является производственное отделение. Здесь управленческая цепь выглядит так: предприятие – производственное отделение (участок) – производственная бригада (ферма).

Б). Цеховая или продуктовая организационная структура.В ее основе лежит отраслевой принцип организации производства и управления, при котором производство продукции осуществляется в специализированных производственных подразделениях. Такими производственными подразделениями являются цеха растениеводства, животноводства, овощеводства, строительства и т.д. Руководство группой специализированных производственных подразделений в одной отрасли осуществляется главным отраслевым специалистом (главным агрономом, главным зоотехником и т. п.), которому руководители специализированных производственных подразделений внутри отрасли подчиняются как по административным, так и по технологическим вопросам. Здесь управленческая цепь выглядит так: предприятие – производственный цех – производственная бригада (ферма).

Для внедрения цеховой организационной структуры необходимы следующие условия:

- узкая специализация предприятия;

- компактная территория;

- наличие высококвалифицированных специалистов;

- надежные средства связи.

В). Бригадная организационная структура наиболее простая. Находит применение в небольших по размеру хозяйствах, например, овощеводческих. Может создаваться как на территориальных принципах (комплексные бригады), так и на отраслевых (специализированные бригады). Однако, в условиях управленческой цепи: предприятие - бригады (фермы) у руководителя предприятия, особенно при управлении комплексными бригадами, резко возрастает объем разнообразных работ, поэтому он должен быть не узким специалистом, а специалистом-универсалом.

Г). Комбинированная структура управления сочетает отделенческую, бригадную и цеховую структуры управления. Применяется в хозяйствах, где имеются многоотраслевые подразделения с организацией производства как по территориальному принципу, так и по отраслевому принципу в специализированных цехах и бригадах.

На построение структуры управления решающее значение оказывают внутренние и внешние факторы.

Внутренние: размеры и типы производства, уровень специализации и концентрации, техническая оснащенность производства, уровень квалификации кадров.

Внешние: территориальное размещение, национальные, исторические и климатические условия.

Организационная структура является основополагающей определения типа и вида структуры управления.

Б) Структуры управления сельскохозяйственными организациями.

Структура управления выражает состав, соподчиненность и взаимосвязь звеньев или отдельных работников, выполняющих различные функции управления производством.

Структуры управления в каждом предприятии делятся по принципу ступенчатости и соподчиненности. В сельскохозяйственном предприятии первой ступенью является управление производственной бригадой (фермой), выполняемое бригадиром. Второй ступенью является персонал управления производственным отделением (цехом, участком), которым руководит управляющий (заведующий). Высшая ступень – общехозяйственный аппарат управления во главе с руководителем предприятия.

Структура управления копирует построение организационных структур по числу ступеней. С учетом числа ступеней выделяют 2-х, 3-х, 4-х ступенчатые и смешанные.

1).2-х ступенчатая структура управления распространена в небольших сельхозпредприятиях. В ней взаимоотношения осуществляются по схеме: руководитель предприятия + руководитель внутрихозяйственного подразделения.

2).В крупных сельхозпредприятиях имеют место промежуточные подразделения, через которые осуществляется руководство первичными производственными подразделениями. В этом случае возникает 3-х ступенчатая структура управления. В ней взаимоотношения осуществляются по схеме: руководитель предприятия + руководитель цеха + руководитель внутрихозяйственного подразделения.

3). 4-х ступенчатая структура управления встречается в крупных агропромышленных объединениях, где сельскохозяйственные предприятия объединены с предприятиями по переработке продукции. В ней взаимоотношения осуществляются по схеме: руководитель агропромышленного объединения + руководители предприятий + руководители цехов + руководители внутрихозяйственных подразделений.

 

Взаимосвязи между звеньями и работниками, при однотипной структуре управления, могут строиться на линейной или функциональной основе, либо на их комбинации - линейно-функциональной основах.

А). Линейнаяструктура соподчиненности. Используется в небольших предприятиях. Вся административная деятельность сосредотачивается у руководителя и осуществляется непосредственно им (руководитель – подчиненные разных специальностей). В этой системе организации отношений каждый сотрудник любой профессии по всем вопросам подчиняется только своему непосредственному начальнику, распоряжения которого он обязан исполнять. При таком соподчинении обеспечивается принцип единоначалия.

Преимущества:

- единство и четкость распорядительства исключают дублирование функций, противоречивость и несогласованность в управлении;

- оперативно принимаются решения;

- повышается ответственность руководителя за текущие и конечные результаты деятельности возглавляемого им подразделения.

Недостатки:

- требует разносторонних, высококвалифицированных руководителей, число которых ограниченно;

- перегрузка информацией, огромный поток бумаг, множественность контактов с подчиненными, смежными организациями

Б). Функциональная система соподчинения. Функции управления выполняют несколько начальников-специалистов, каждый из которых осуществляет руководство какой либо одной областью: планированием, агрономией, ветеринарией, транспортным обслуживанием и т.д., а исполнитель по определенным вопросам имеет одновременно несколько функциональных руководителей. Указания последних обязательны для выполнения нижестоящими звеньями и работниками.

Преимущества:

- высокая компетентность специалистов, отвечающих за выполнение конкретных функций;

- улучшение качества работы. Недостатки:

- нарушаются взаимосвязи между различными функциональными службами;

- длительность процедуры принятия решения;

- отсутствие единства действий между работниками функциональных служб разной специализации;

- снижение ответственности исполнителей вследствие двое- и трое- властия;

- дублирование и несогласованность указаний и распоряжений;

- нарушение принципов единоначалия и единства распорядительства.

В). Линейно-функциональная(комбинированная) система соподчиненности соединяет преимущества линейного и функционального управления.

По административным вопросам, то есть по линии общего руководства, каждый работник подчиняется только одному руководителю (бригадир – управляющему, управляющий - директору и т.д.). Функциональные же звенья должны заниматься вопросами, отнесенными к их специальной компетенции (техническими, технологическими, агрономическими, зоотехническими и т.д.).

Преимущества: оперативность работы, качество.

Недостатки: количество видов соподчинения возрастает.

 

Общими недостатками перечисленных структур управления является слабая приспособляемость к динамичным изменениям рыночной конъюнктуры. Эти недостатки снимаются внедрением программно-целевых структур управления.

 

4). Программно-целевая структура управления характеризуется организацией временных творческих коллективов для выполнения определенных программ или решения конкретных проблем. Предприятия могут внедрять программно целевые структуры, заключая хозяйственные договора с научными учреждениями. Их целесообразно создавать в садоводческих, плодопитомниководческих и других подразделениях, где рынок наиболее нестабилен.

5). Матричная структура управления. Современный и эффективный тип структуры управления. Совмещает линейную и программно-целевую структуры. При линейной структуре строится управление отдельными сферами деятельности организации - производством, сбытом, снабжением. При программно-целевой структуре организуется управление по горизонтали - программами, проектами, темами.

При матричной структуре управления руководитель программы определяет: что и когда должно быть сделано по конкретной программе. Линейные же руководители, которым подчинены специалисты, решают, кто и как будет выполнять ту или иную работу.

Т.о., в предприятии создается два блока органов управления. Блок, в котором руководитель программы наделяется финансовыми функциями и блок, в котором линейный руководитель формирует коллектив исполнителей программы по уровню их профессионализма и специализации каждого.

Преимущества:

- значительная активизация деятельности руководителей и работников аппарата управления;

- разделение функций управления между руководителями, отвечающих за конечный результат и за эффективное использование имеющихся ресурсов;

- вовлечение руководителей и специалистов в процесс технического совершенствования производства.

 

Date: 2016-05-24; view: 794; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию