Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Регион как система и объект управления





В Декларации записано, что понятие «регион» «представляет собой выражение отличительной политической самобытности, которая может принимать самые различные политические формы, отражающие демократическую волю каждого региона принимать ту форму политической организации, которую он сочтет предпочтительной. Регион сам избирает свое руководство и устанавливает знаки различия его представительства».

В последнее время все большее число специалистов в области региональной науки и особенно непосредственных руководителей краев, областей, республик сходятся в одном: регионами России необходимо считать субъекты Федерации.

Такое разнообразие критериев затрудняет полное раскрытие сущности региона в одном определении. Ведь регион должен рассматриваться одновременно и как элемент территориальной организации национального хозяйства, и как элемент системы расселения, и как элемент социальной организации общества — места всех сфер жизнеобеспечения и жизнедеятельности человека.

Регион — целостная система со своими структурой, функциями, связями с внешней средой, историей, культурой, условиями жизни населения. Ее характеризуют: высокая размерность; большое количество взаимосвязанных подсистем различных типов с локальными целями; многоконтурность управления; иерархичность структуры; значительное запаздывание координирующих воздействий при высокой динамичности элементов; неполная определенность состояний элементов. В функционировании региона определяющую роль играет население, а точнее – трудовые коллективы. Эффективное управление регионом, городом принципиально невозможно без учета социального фактора. Зависимости между элементами этой сложной системы не могут быть описаны линейными функциями, так как жизнь общества обычно характеризуется нелинейными процессами. Изучение общественной жизни в регионе возможно только на основе структуризации, т.е. выделения подсистем, совместное функционирование которых определяет динамику развития региона.

Как социально-экономическая система регион может быть представлен совокупностью пяти основных подсистем, к которым относятся:

· системообразующая база;

· системообслуживающий комплекс;

· экология;

· население;

· инфраструктура рынка.

Главным фактором, обеспечивающим взаимосвязь и взаимодействие указанных подсистем, интегрирующим их в единую социально-экономическую систему, является деятельность людей. Человек — органическая часть каждой из подсистем. Он представляет собой часть природы, основной компонент производительных сил национального хозяйства и, наконец, часть населения, так как через связи и отношения с другими людьми образует собственно социально-территориальную общность.

Итак, основываясь на вышесказанном, можно принять за основу следующее определение региона.

Регион – это территория в административных границах субъекта Федерации, характеризующаяся: комплексностью, целостностью, специализацией и управляемостью, т.е. наличием политико-административных органов управления.

Существует немало вариантов классификации регионов России по уровню социально-экономического развития. Так, специалисты федеральных ведомств России и ученые РАН выделяют три группы регионов с качественно различными характеристиками состояния экономики и социальной сферы:

- развитые регионы с достаточно высоким уровнем производства и жизни населения;

- регионы со средним экономическим потенциалом;

- проблемные регионы с низким уровнем социально-экономического развития.

Одним из основных признаков регионального определения выступает целостность региона – рациональное использование природно-ресурсного потенциала региона, пропорциональное сочетание различных отраслей, формирование устойчивых внутрирегиональных производственных и технологических связей, наличие особого сообщества людей с определенными традициями и образом жизни.

Комплексность хозяйства региона означает сбалансированность, пропорциональное согласованное развитие производительных сил региона. Это такая взаимосвязь между элементами хозяйства, когда эффективно выполняется основная народнохозяйственная функция – специализация региона, не наблюдается значительных внутрирегиональных диспропорций и сохраняется способность региона осуществлять в своих пределах расширенное воспроизводство на основе имеющихся ресурсов.

 

54.​ Региональный уровень в системе управления федеративного государства: причины и принципы регионализации государственного управления.


Под регионом понимается часть территории Российской Фе­дерации, характеризующаяся общностью природных, социаль­но-экономических, национально-культурных и иных условий, Региональное деление может не совпадать с административно-территориальным и национально-территориальным. Регион мо­жет находиться в границах субъекта РФ либо объединять терри­тории нескольких субъектов РФ. Несовпадение зон ответствен­ности органов административного управления с подведомствен­ностью территорий финансовым, судебным, силовым структу­рам обеспечивает независимость представительств центральных органов от местных властей.

Регионализация государственного управления имеет объек­тивные политические (демократия) и экономические (рынок) основы. Федеративное устройство государства, природные, хо­зяйственные различия между регионами предопределяют акту­альность повышения эффективности регионального управления, поиска оптимального варианта разграничения прав и ответст­венности между федеральным центром и регионами. Успешное проведение реформ возможно исключительно при активной государствен­ной политике, учитывающей специфику каждого региона. Не­приемлемы ни чрезмерный централизм, не способный учесть.многообразие местных условий, традиций, ни местничество, игнорирующее общенациональные интересы. Приоритет той или другой стороны может быть исключительно временной мерой, обусловленной сложившимися конкретными обстоятельствами.

Федеральный центр обеспечивает общность экономического и политического пространства единством системы управления, денежной, бюджетной, налоговой политики. Регион вправе применять ϲʙᴏю тактику реформ в рамках единого правового поля с соблюдением общегосударственных интересов и без на­несения прямого или косвенного ущерба другим регионам. На региональном уровне успешнее решаются многие вопросы ис­пользования природных ресурсов, охраны окружающей среды, поддержки малого предпринимательства.

Субъектами общественных отношений выступают органи­зации, предприятия и граждане, принимающие хозяйствен­ные и другие решения исходя из ϲʙᴏих интересов в рамках установленных общих для всех правил. Важно заметить, что однако, при всем этом с орга­нов государственной власти и управления регионов не снима­ется.обязанность регулирования экономического и социаль­ного развития на ϲʙᴏей территории, использования имеющих­ся рычагов воздействия.

В пределах ϲʙᴏей компетенции регионы предоставляют пред­приятиям независимо от формы собственности заказы на ком­мерческой основе, льготы по уплате налогов в местный бюджет, по тарифам за пользование электрической и тепловой энергией, по арендной плате. Стоит заметить, что они участвуют инвестициями в сооружении объектов федеральной собственности, в федеральных програм­мах. Центр тяжести реализации социальной политики переносит­ся на региональный уровень, особенно в части жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания, образования, здравоохранения, социальной защиты уязвимых слоев населения, повышения занятости. Расширяются их возможности в регулиро­вании оплаты труда на базе соглашений между объединениями профсоюзов, работодателей и органами исполнительной власти.

Региональное управление базируется на принципах обеспе­чения государственной целостности страны, единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения меж­ду органами государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ. Стоит заметить, что оно предполагает регулирование экономического и социального развития регионов с помощью активной регио­нальной политики.

 







Date: 2016-05-14; view: 2500; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию