Функции регионального управления
Процесс управления представляет собой совокупность и взаимосвязь функций управления. Планирование является одной из важнейших функций, которая определяет цели, наиболее эффективные методы и средства, необходимые для достижения этих целей, и соответствующую для этого систему показателей.
В современных условиях происходит трансформация функции планирования в форме перехода от директивного планирования к индикативному. Директивный план, подготавливаемый Госпланом, был в основном производственно-техническим, а не экономическим, т. к. характер производства в основном отображал механизм распределения ресурсов. Индикативное планирование - это средство реализации социально-экономической политики государства, его основной метод воздействия на ход функционирования рыночной экономики. Это планирование представляет собой процесс формирования системы параметров (индикаторов), характеризующих состояние и развитие экономики страны, соответствующее государственной социально-экономической политике, и разработку мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения установленных индикаторов. В качестве индикаторов социально-экономического развития используются показатели, которые характеризуют динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансов, денежного обращения, рынка товаров и ценных бумаг, движение цен, занятость, уровень жизни населения, внешнеэкономические связи и т. д. Индикативное планирование является наиболее приемлемой для условий рыночной экономики и широко распространенной во всем мире формой государственного планирования макроэкономического развития. Индикативный план не имеет директивного характера, он содержит ограниченное число обязательных заданий и является в значительной мере направляющим и прогнозным инструментом. Традиционная функция управления - организация в новых условиях хозяйствования также подвергается изменениям, которые выражаются в сокращении и оптимизации размеров хозяйствующих субъектов. Расширяется практика применения матричной и сетевой структур управления. Сетевая организация становится все более распространенной во всех отраслях хозяйства. Сущность сетевой организации заключается в осуществлении комплексных сделок на основе подписания контрактов с промышленными компаниями, транспортными агентствами, торгово-посредническими фирмами, предприятиями розничной торговли, объединенными в сеть.
А. И. Гаврилов [12] предлагает функции регионального управления, представляющие собой конкретные формы воздействия на все процессы в регионе, дифференцировать по назначению и содержанию. Эта дифференциация опирается на сущность и социальную ориентацию регионального управления как инструмента рыночной экономики. При этом выделяют следующие основные функции: целеполагание, регулирование, стимулирование. Степень реализации этих функций в региональном управлении различна и определяется их генезисом.
Реализация функции целеполагания обусловлена необходимостью осуществления научного прогнозирования социально-экономического развития региона и разработкой региональных целевых программ. Учитывая, что главной целью социально ориентированной рыночной экономики является воспроизводство условий, которые обеспечивают высокий уровень жизнедеятельности человека, эта функция реализуется в процессе экономической и социальной трансформации хозяйства региона обоснования основных направлений его реструктуризации. Особое значение эта функция приобретает в условиях переходного периода, когда каждый регион вынужден искать и завоевывать определенную нишу на российском и мировом рынках, встраиваться в межрегиональные экономические связи и рыночные отношения.
Функция регулирования в региональном управлении реализуется в основном в системе объектов, которые относятся к государственной собственности субъектов Федерации, а также объектов федеральной собственности, переданных в собственность регионов. В реализации функции регулирования могут использоваться методы как прямого, так и опосредованного воздействия. При этом степень воздействия субъекта управления на все объекты, в том числе и на объекты региональной собственности, будет постоянно меняться. Это происходит потому, что объем и полнота реализации функции регулирования находятся в определенной зависимости от степени зрелости рыночных отношений и их внедрения в хозяйство региона. Например, предприятия автомобильного транспорта, являющиеся собственностью субъектов Федерации, могут быть переданы на договорных условиях акционерному обществу, сданы в аренду любому хозяйствующему субъекту. В этом случае объем функции регулирования снизится, а сама функция субъекта управления будет сведена к контролю за соблюдением договорных обязательств.
В условиях перехода экономики на новые условия хозяйствования особое место в региональном управлении отводится функции стимулирования. Это связано прежде всего с ограниченностью использования в региональном управлении методов непосредственного воздействия. В многоукладном хозяйстве региона функционируют предприятия и организации, относящиеся к различным формам и видам собственности: федеральной, региональной, муниципальной, коллективной и т. п. Методы непосредственного воздействия регионального управления правомерны по отношению к объектам региональной собственности. Для всех других объектов эффективными могут быть только методы опосредованного воздействия и прежде всего стимулирования деятельности субъектов хозяйствования.
Регион - часть территории РФ, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий Основой экономического районирования является административно- территориальное устройство.
РФ – федеративное государство, 83 субъекта: 21 республика, 9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа. (8 федеральных округов для повышения эффективности деятельности федеральных органов госвласти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений: Центральный, Южный, Северо-Западный, Дальневосточный, Сибирский, Уральский, Приволжский, Северо-Кавказский).
Экономическое районирование является основой территориального управления народным хозяйством России. Экономическое районирование способствует совершенствованию территориального развития экономики и имеет первостепенное значение и для организации регионального Управления экономикой.
При экономическом районировании в Российской Федерации выделяют 11 экономических районов (ЭР): Центральный; Центрально-Чернозёмный; Восточно-Сибирский; Дальневосточный; Северный; Северо-Кавказский; Северо-Западный; Поволжский; Уральский; Волго-Вятский; Западно-Сибирский
Отдельно следует рассматривать Калининградскую область. Региональная политика - система целей и задач органов гос власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации.
Задачи гос региональной политики: *формирование единого экономического, социального и правового пространства на всей территории РФ, с учетом интересов SРФ;
*создание условий для обеспечения самодостаточного, сбалансированного и устойчивого экономического и социального развития каждого региона;
*создание условий для обеспечения равного качества жизни в различных регионах РФ
Механизм реализации включает нормативно-правовые, организационные, экономические средства и методы воздействия на управляемый объект и предполагает выработку соответствующих решений, создание управленческих структур, наличие необходимых ресурсов. Эффективность выполнения мероприятий зависит от реалистичности поставленных целей, взаимодействия всех участников, поддержки целей социальными группами.
Во взаимоотношениях с федеральными органами гос власти все субъекты РФ между собой равноправны.
В рамках административной реформы существует концепция об укрупнении регионов
Государственная политика отдельного региона - это часть политики уровня РФ. Она строится на основе общегосударственного планирования (ФЦП).
В настоящее время практически во всех регионах идет политика в сфере информатизации деятельности, направленная на формирование единого информационного пространства.
Органы: Президент, Правительство, Совет Федерации, Мин регионального развития РФ
Тема межрегионального сотрудничества сегодня актуальна как никогда. Она становится одним из способов преодоления кризиса. Дотация — бюджетные средства, предоставляемые из бюджетов вышестоящих уровней на безвозмездной и безвозвратной основах покрытия текущих расходов.
Субвенция — бюджетные средства, выделяемые на определенный срок на определенные цели, подлежат возврату в случае нецелевого использования или использования не в установленные сроки
Субсидия — бюджетные средства, предоставляемые из бюджетов вышестоящих уровней на безвозмездной и безвозвратной основах на софинансирование определенных целевых расходов
Date: 2016-05-14; view: 1943; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|