Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятие 7. Семинар 1 час





Тема 2. Непрерывность образования как необходимое условие профессионального роста и развития личности педагога.

Утверждение К.Д. Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Актуальна сегодня и мысль о необходимости постоянного совершенствования учителя путем неустанной работы над собой. Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования. Учитель должен критически оценивать себя в профессии, так как это способ профессиональной деятельности связан с проявлением рефлексии. Опыт работы над собой в плане самосовершенствования составляет предпосылку профессионального самовоспитания, которое предполагает сознательную работу по развитию свей личности как профессионала: адаптирование своих индивидуальных особенностей к требованиям педагогической деятельности, постоянное повышение профессиональной компетентности и непрерывное развитие социально-нравственных и других свойств личности.

Профессиональное самовоспитание имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и источников активности. Движущей силой и источником самовоспитания учителя называют потребность в самоизменении и самосовершенствовании. Эта потребность не вырастает автоматически из необходимости разрешить противоречия между требованиями, предъявляемыми обществом к учителю, и наличным уровнем его развития как личности и профессионала. Внешние источники активности (требования и ожидания общества) либо стимулируют работу над собой, либо вынуждают учителя идти на все возможные ухищрения, снимающие эти противоречия. В психологии известны многие компенсаторные механизмы снятия подобных противоречий: рационализация, инверсия, проекция, «бегство от реальности» и др.

В основе профессионального самовоспитания лежит противоречие между целью и мотивом. Потребность учителя в самовоспитании в дальнейшем поддерживается источником активности (убеждениями; чувствами – долга, ответственности, профессиональной чести, здорового самолюбия и т.п.). Все это вызывает систему действий по самосовершенствованию. Когда педагогическая деятельность приобретает в глазах учителя личностную, глубоко осознанную ценность, тогда и проявляется потребность в самосовершенствовании, тогда и начинается процесс самовоспитания.

Отмечают два приема формирования самооценки. Первый состоит в том, чтобы соотнести уровень своих притязаний с достигнутым результатом, а второй – в социальном сравнении, сопоставлении мнений о себе окружающих.

Основной способ формирования самооценки учителя – соизмерение своих результатов с идеалом личности и деятельности учителя-воспитателя, и такая работа должна начинаться как можно раньше, с первого курса. Самый простой и в тоже время самый надежный способ формирования профессионального идеала – чтение специальной литературы, знакомство с жизнью и педагогическим творчеством выдающихся педагогов.

К внешним факторам, стимулирующим процесс самовоспитания, относят педагогический коллектив, стиль руководства школой и фактор свободного времени.

Начинающий педагог, попадая в педагогический коллектив, где царит атмосфера взаимной требовательности, принципиальности, конструктивной критики и самокритики, где с особым вниманием относятся к творческим поискам коллег, где чувствуется заинтересованность в профессиональном росте начинающих, стремиться соответствовать требованиям профессионального идеала.

Руководство школы должно создавать педагогам условия, при которых каждый из них имел бы возможность повышать свою квалификацию. Фактор времени: оно необходимо учителю для чтения художественной литературы, периодики, посещения музеев, выставок, просмотра фильмов и телепередач, изучения специальной и психолого-педагогической литератур.

Процесс профессионального самовоспитания индивидуален. В нем всегда можно выделить три взаимосвязанных этапа: самопознание, самопрограммирование, самовоздействие.

I этап: самопознание. Профессиональному самопознанию учителя помогает курс психологии. Для выявления общей самооценки может быть использована методика построения ранжированных рядов качеств идеала и характерных для конкретной личности с последующим вычислением коэффициента по соответствующей формуле. Самооценка профессиональных качеств определяется с помощью той же методики при условии, что эталонный ряд строится из профессионально значимых качеств. Для выявления уровня направленности на педагогическую профессию, области предпочитаемой педагогической деятельности лучше использовать проектные методики типа вербального теста «понятийный словарь».

Углубленное изучение себя должно идти по линии выявления уровня сформированности перцептивных умений, как умение слушать собеседника, управлять общением, выступать перед аудиторией и т.п.

Профессиональное самопознание предполагает также выявление особенностей волевого развития, эмоциональной сферы, темперамента и характера, особенностей познавательных процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи и внимания) как свойств личности.

II этап: процесс самопрограммирования. Это материализация собственного прогноза о возможном усовершенствовании своей личности. Для этого составляется программа действий (например, никогда и никуда не опаздывать, никогда и никуда не отказывать в помощи и т.п.).

Наряду с программой самовоспитания можно составлять план работы над собой: план-максимум на большой отрезок времени и план-минимум на день, неделю, месяц.

III этап: самовоздействие. Способы и средства самовоздействия разнообразны. Учитывая особенности своей личности и конкретные условия, каждый человек выбирает их оптимальной сочетание. Особое место в ряду средств самовоспитания занимают средства управления своим психическим состоянием, т.е. средства саморегуляции. К ним относят приемы отключения, самоотвлечения, расслабления мышц (релаксация), а также самоубеждение, самовнушение, самоприказ, самоодобрение, самоконтроль и т.п.; аутотренинг.

Совершенное владение интегральным умением педагогически мыслить и действовать не может быть обеспечено без специальных упражнений, направленных на развитие наблюдательности, воображения как основы предвидения и творческого проектирования своих действий и действий воспитанников. Научное педагогическое мышление выражается в свободном оперировании педагогическими фактами, их разложении на составляющие компоненты с целью проникновения в их сущность, установлении аналогий, сходства и различия в педагогических явлениях. Для этого нужно научиться классифицировать факты и явления, устанавливать причины и выделять мотивы поведения и деятельности участников социального взаимодействия, решать аналитические, прогностические и проективные задачи.

Date: 2016-05-24; view: 375; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию