Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Занятие 6. Комбинированный урок 1 час
Тема 1. Содержание и структура освоения педагогической профессией.
Педагогическую профессию из ряда других профессий типа "человек-человек" выделяют по образу мыслей её представителей, повышенному чувству долга и ответственности. Главное отличие заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом её интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования её духовного мира. Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми, но не просто на уровне понимания и удовлетворения запросов человека. В педагогической профессии ведущая задача - понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение. Своеобразие этой профессии ещё и в том, что она по природе своей имеет гуманистический, коллективный и творческий характер. Этим определяется и основные функции этой профессии. Гуманистический характер. За педагогической профессией закрепились две социальных функции – адаптивная и гуманистическая (человекообразующая). Адаптивная функция связана с приспособлением ребенка к конкретным требованиям современной социокультурной ситуации. Гуманистическая функция связана с развитием его личности, творческой индивидуальности. Сознательное выдвижение данной функции на первый план можно было наблюдать во все времена и у многих народов. В.А.Сухомлинский отмечал, что как бы не называли наш век, «...мир вступает в век Человека. Больше чем, когда бы то ни было мы обязаны думать сейчас о том, что вкладываем в душу человека». Коллективный характер. В педагогической профессии очень трудно вычленить вклад каждого педагога в качественное преобразование субъекта деятельности – воспитанника. С осознанием закономерного усиления коллективистских начал в педагогической профессии все шире входит в обиход понятие «совокупного субъекта» педагогической деятельности. Под ним в широком плане понимается педагогический коллектив школы или другого образовательного учреждения, а в более узком – круг тех педагогов, которые имеют непосредственное отношение к группе учащихся или отдельному ученику. А.С.Макаренко справедливо подчеркивал: «Должен быть коллектив воспитателей, и там где воспитатели не соединены в коллектив, и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребёнку, там не может быть никакого воспитательного процесса». Творческая природа труда учителя. Содержание и организацию труда учителя можно правильно оценить, лишь определив уровень его творческого отношения к своей деятельности. Уровень творчества в деятельности педагога отражает степень использования им своих возможностей для достижения поставленных целей. Творческий потенциал личности педагога формируется на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и, тем самым, совершенствовать исполнение своих профессиональных функций. Область проявления педагогического творчества определяется структурой основных компонентов педагогической деятельности и охватывает практически все её стороны: планирование, организацию, реализацию и анализ результатов. В современной научной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Творческую личность отличает и особое сочетание личностно-деловых качеств, характеризующих её креативность. Креативность – способность, отражающая глубинное свойство индивида создавать оригинальные ценности, применять нестандартные решения. И.С.Громов и В.А.Моляко называют семь признаков креативности: оригинальность, эвристичность, фантазию, активность, концентрированность, честность, чувствительность. Педагогу-творцу присущи также инициативность, самостоятельность, способность к преодолению инерции мышления, чувство подлинно нового и стремление к его познанию, высокая потребность в достижении цели, широта ассоциаций, наблюдательность, развитая профессиональная память. Профессиональная группа специальностей - это совокупность специальностей, объединённых по наиболее устойчивому виду социально полезной деятельности, отличающиеся характером своего конечного продукта, специфическими предметами и средствами труда. Педагогическая специальность -вид деятельности в рамках данной профессиональной группы, характеризующийся совокупностью знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определённого класса профессионально-педагогических задач в соответствии с присваиваемой квалификацией. Педагогическая специализация -определённый вид деятельности в рамках педагогической специальности. Она связана с конкретным предметом труда и конкретной функцией специалиста. Педагогическая квалификация -уровень и вид профессиональной педагогической подготовленности, характеризующей возможности специалиста в решении определенного класса задач. Педагогические специальности объединены в профессиональную группу "Образование". Основанием дифференциации специальностей является: а) предметные области знаний (литература, химия, математика и т.д.); б) возрастные периоды развития личности (дошкольник, младший школьник, подросток и т.д.); в) особенности развития личности, связанные с психофизиологическими и социальными факторами (нарушение слуха, зрения, умственного развития, дивиантное поведение). Специализация внутри педагогической профессии привела к выделению видов педагогической деятельности и по направлениям воспитательной работы (трудовое, эстетическое, правовое и т.д.), что позволяет эффективнее использовать интеграцию в деятельности различных учителей Подготовка будущего учителя к профессиональной деятельности складывается из следующих частей: специальной, методологической и практической. Стержнем ее профессиональной части является психолого-педагогическая подготовка, которая предполагает: - совершенное знание основных положений педагогической и психологической науки; - ясное представление сущности и закономерности учебного и воспитательного процессов, взаимосвязи обучения, воспитания и развития личности на каждом возрастном этапе; - серьезную методическую вооруженность, совершенное владение педагогической технологией; - глубокую убежденность в необходимости и личной значимости психолого-педагогических знаний, профессиональных умений и навыков, стремление и умение их профессионально использовать; -личную воспитанность, гуманность, тактичность, высокую требовательность к себе. Учебный процесс в вузе осуществляется таким образом, что студентам предлагаются различные формы обучения, как теоретические, так и практические. К теоретическим относятся лекционные занятия, к практическим - семинары, лабораторные работы, практикумы и непосредственно практика. Особенностью вузовского обучения является постоянное увеличение от курса к курсу доли занятий по выбору, позволяющих удовлетворить и развить профессиональные интересы студентов. Кроме того, на старших курсах предполагается специализация (углубленное изучение) в различных направлениях профессиональной деятельности. Студентам предоставляется возможность заниматься факультативно на курсах, которые предлагаются кафедрами вуза. Подготовка учителя предусматривает прохождение нескольких практик: непрерывно-педагогическая практика, в летних лагерях, педагогическая практика в школе, стажерская практика. В период обучения студенты пишут курсовые работы и выпускную квалификационную работу. Высшая школа отличается от общеобразовательной своими задачами, режимом и формами обучения. Прежде всего, в вузе учат взрослых людей, имеющих определенную профессиональную направленность. Если в школе должны учиться все дети, то студенческий билет дается далеко не каждому. В школе педагог учит ученика, а в вузе преподаватель руководит самостоятельной работой студентов. Самостоятельная работа - основа обучения в вузе, самообразования будущего учителя. Большую роль в укреплении профессиональной направленности студентов играет их участие в научной работе. Обязательным условием подготовки специалистов высокого класса является участие в студенческих научных обществах, выполнение ими выпускных квалификационных работ. Учебная, научно-исследовательская и практическая деятельность студентов находятся в единстве - это общий путь овладения профессией. Итак, для решения задач овладения профессией намечаются следующие пути: 1. Теоретический - изучение теории и методологии современной науки, овладение гуманитарными, мировоззренческими и профессиональными знаниями. 2. Практический. Будущий учитель должен научиться: диагностировать уровень развития личности и анализировать воспитательную ситуацию, формулировать педагогическую задачу и проектировать адекватное ей взаимодействие; реализовывать педагогическое взаимодействие, чутко реагируя в ходе его на возникающие нюансы и умея перестроиться в соответствии с ними; анализировать результаты, умея выявить причинно-следственные связи. 3. Исследовательский, который включает в себя: изучение теории, методологии и методики научного педагогического поиска, участие в научно-исследовательской работе студентов и в учебноисследовательской работе: написание рефератов, докладов, рецензий, выполнение курсовых и дипломных работ. Date: 2016-05-24; view: 431; Нарушение авторских прав |