Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ян Гарбарек родился в Норвегии и в 14-летнем возрасте услышал по радио игру величайшего саксофониста 50-60-х годов - Джона Колтрейна





Юный Гарбарек впитывал новое, как губка. Он узнал, что его первый кумир - Колтрейн - интересуется восточной музыкой. Он сам начал слушать ее - и ему открылся новый музыкальный мир, о существовании которого он раньше не подозревал. В те времена - в первой половине 60-х - в Норвегию приезжали многие крупные джазовые музыканты, и Ян слушал их всех, и даже добивался возможности чему-то у них научиться. Особенно впечатлил его Дон Черри, который соединял радикальный фри-джаз и влияния фольклорной музыки со всего мира. Но самую большую роль в творческом становлении норвежской звезды сыграл американский пианист, композитор и теоретик Джордж Расселл, который не только приглашал 18-летнего Яна участвовать в своих записях, но и терпеливо просвещал его.

Новая эра для Гарбарека началась в 1969-м: он познакомился с западногерманским продюсером Манфредом Айхером, который начинал создание собственного лейбла и приехал в Норвегию в поисках талантов.

Первый альбом Гарбарека на ECM, "Afric Pepperbird", вышел в 1970 и знаменовал собой рубеж не только в личной истории Яна, но и во всем европейском джазе: молодые норвежцы с их нешаблонным мышлением, свежим звуком и ошеломляющим потоком идей буквально ворвались на мировую сцену, на долгие годы став основной творческой силой фирмы Айхера, ECM - которая, в свою очередь, почти на два десятилетия превратилась в главную силу в европейском джазе.

Начав исследовать подлинный, "корневой" фольклор Норвегии, он был поражен тем, что буквально в нескольких километрах от современного Осло можно услышать тысячелетние мелодии и древнейшую технику пения, имеющие генетическую связь с древней и современной музыкой столь отдаленных регионов, как Малая Азия и даже Индия. Выяснилось, что в узких горных долинах Норвегии почти нетронутым хранится колоссальное богатство древней музыки, передаваемой изустно из поколения в поколение. Гарбарек погрузился в этот мир древней норвежской музыки и соединил его с музыкальным языком современности, излагая исконные напевы Северной Европы в самой современной исполнительской технике с использованием самых необычных, новаторских приемов игры. Записанные в фантастически красивом звучании, характерном для продукции ECM, эти работы стали определяющими для целой эпохи.

Но не только норвежский фольклор воодушевлял Яна: сотрудничая с музыкантами из разных стран, он старался проникнуться музыкальным наследием тех культур, из которых они вышли. Индийский скрипач Лакшминараяна Шанкар был поражен тем, насколько легко норвежец овладел сложнейшим строем индийской музыки. А чешский басист Мирослав Витоус для сотрудничества с Гарбареком написал славянские мелодии и был обрадован тем, насколько "славянской" оказалась игра Яна на этом альбоме (впрочем, неудивительно: хоть Гарбарек и норвежец, в нем есть немалая доля польской крови).

В более поздние годы Гарбарек увлекся идеей соединения импровизационного саксофона и звучаний академической музыки - как классической, так и современной. Увязывая все это со своим интересом к этническим культурам, он включает в свои альбомы записи, сделанные с грузинскими, эстонскими, греческими, индейскими музыкантами. Но главным его проектом все же остается Jan Garbarek Group, коллектив, с которым он на протяжении десятилетий выступает на фестивалях по всему миру.

В составе - выдающийся контрабасист из Германии Эберхард Вебер, с которым Гарбарек сотрудничает с 1974 года. На барабанах - уникальная датчанка Мэрилин Мазур, в чьих жилах поровну польской и афроамериканской крови, одна из самых интересных и экстравагантных барабанщиц современного джаза. Наконец, на клавишных - немец Райнер Брюнингхауз, записывающийся с Гарбареком с 1988 года.

 

КИТ (КЕЙТ) ДЖАРРЕТ (Keith Jarrett, родился 8 мая 1945 года в Аллентауне, шт. Пенсильвания, США) — американский джазовый музыкант-исполнитель (фортепиано и другие клавишные инструменты, сопрано-саксофон, ударные) и композитор.

Начал карьеру в ансамбле Арта Блэйки в его ансамбле Jazz Messengers в середине 1960-х годов, впоследствии был клавишником в коллективах Чарльза Ллойда и Майлза Дэвиса. С начала 1970-х годов выступает со своим ансамблем, а также сольно и как приглашённый музыкант. Джаррет кроме джаза исполняет академический репертуар, а также известен своими сольными импровизациями, вовлекающими материал самых различных музыкальных жанров. Среди массы других альбомов, ему принадлежит запись Гольдберг-вариаций Баха, прелюдий и фуг Шостаковича. В 2003 году стал единственным лауреатом Polar Music Prize.

Начало жизненного и творческого пути.

Кейт (Кит) Джарретт родился 8 мая 1945 в США, Аллентаун. Уже в 3 года он начинает заниматься фортепиано, проявляя себя не только как талантливый пианист, но и как композитор. В 6 лет Кейт дает полноценный концерт, завершая его двумя композициями собственного сочинения. В преддверии поступления в школу, мальчик проходит вступительные тесты на IQ, которые показывают, что его интеллектуальный уровень характеризуется шкалой «гений». Кейт идет учиться сразу в третий класс.

В возрасте 9-12 лет Кейт выступает на сцене как профессиональный пианист. В то время он исполняет только академические произведения.

В подростковом возрасте Кейт начинает интересоваться джазом, а юношеский максимализм проявляется в стремлении научиться играть на всех инструментах, которые только попадаются под руку (это саксофон, ударные, гитара, маримба, ксилофон и др., причем на некоторых инструментах, например, саксофоне, он достигает значительных результатов).

После школы Кейт поступает в Бостонское отделение Беркли, учится и подрабатывает джазовым пианистом в клубах, а уже через год уезжает в Нью-Йорк, где начинается его серьезная карьера. Арт Блэйки нанимает его в Jazz Messengers, спустя 4 месяца Кейт Джарретт уже меняет его на очень популярный в то время Charles Lloyd Quartet, где он знакомится с басистом Джэком Де Джонетом, который становится его единомышленником и партнером на долгие годы.

Параллельно с альбомами Charles Lloyd Quartet Джарретт начинает записывать сольные альбомы, в которых ему аккомпанируют Чарли Хэйден и Пол Моушн.

Вскоре Charles Lloyd Quartet прекращает своё существование, и Кейт продолжает работу в трио, которая нравится ему настолько сильно, что он отвергает поступившее предложение влиятельного Майлза Дэвиса присоединиться к его команде. После повторных предложений Кейт все-таки соглашается и становится вторым клавишником – вторым после Чика Кориа.

В это время Дэвис разрабатывал и продвигал новый стиль – смесь авангарда, фьюжна и джаз-рока. Большинство слушателей – да и некоторые из участников бэнда – абсолютно не понимали эту музыку, но это не помешало коллективу стать таким популярным, каким не был ни один из предыдущих или последующих бэндов Дэвиса.

Начиная с ранних 70х, Джарретт начинает работать в качестве фронтмена.

Фронтмен (англ. frontman) — участник музыкальной или творческой группы, к поведению на сцене, образу жизни которого приковано больше всего внимания. Часто фронтмен является лидером и руководителем группы (однако может им и не быть, а лишь представлять собой «лицо» группы).

Чаще всего фронтменом в музыкальной группе называют вокалиста, при этом акцент делается как и на вокальных способностях, так и на харизме, театральности поведения и т. д., но также очень часто фронтменом бывает гитарист.

В 1971 он сотрудничает со студией звукозаписи Columbia Records, но затем она неожиданно разрывает с ним контракт в пользу Хэрби Хэнкока. Естественно, Джаррет невероятно расстроен произошедшим, но очень скоро он знакомится с продюсером Манфредом Эйшером (который только-только создал лейбл ECM), и начинается самый плодотворный период в творчестве Кейта. Эйшер во всем поддерживал пианиста, предоставляя ему любые инструменты, которые требовались Джаррету, любое оборудование, лицензии и т.д. – в общем, создавал максимально комфортные условия для работы Кейта. Результат превзошел все ожидания – 18 альбомов за 6 лет, большинство из которых имели оглушительный успех среди слушателей и, соответственно, принесли Эйшеру серьезную прибыль, а его лейблу – серьезную известность.

В 1973 году Джаррет начал регулярно давать сольные концерты. Сольная программа джазового пианиста выглядела тогда как исполнение эвергринов с импровизациями на них, но Кейт отошел от традиционного представления и стал исполнять полностью импровизационную программу – ни одна нота не готовилась заранее, музыка рождалась прямиком в тот момент, когда он садился за рояль. Первые же концерты оказались столь выдающимися, что трудно было поверить, что Джаррет действительно импровизирует в реальном времени. Но это было так.

В 1974 году в музыкальной карьере Джаррета начинается новый этап: он начинает сотрудничать с очень самобытным норвежским саксофонистом Яном Гарбареком (Jan Garbarek), контрабасистом Пал Даниельсоном (Palle Danielsson) и ударником Джоном Кристенсеном (Jon Christensen).

Несмотря на активную работу в качестве джазового пианиста, Кейт никогда не переставал любить академическую музыку. В начале сотрудничества с Эйшером он выпустил двойной альбом «In the Light», который включил в себя фугу для клавесина, квинтет для духовой секции, струнный квартет, несколько других камерных произведений, а также композицию для гитары и струнных, которую записал Ральф Таунер под руководством Джаррета.

Помимо фортепиано Джарретт играет на электрооргане, органе, клавесине, сопрано-саксофоне, ударных, гитаре, трубе, перкуссии, этнических дудках, маримбе и понемногу на остальных музыкальных инструментах.

Бесспорно, Кейт Джарретт – один из величайших импровизаторов в истории джаза. В течение одного его концерта можно услышать элементы стиля госпел, мелодичные баллады, политональный неоклассицизм, берущий за душу романтизм, минимализм, остинатные фигуры, которые могут длиться до 15 минут, рок-н-ролл, аритмичную и атональную музыку, игру на струнах рояля и, конечно, впечатляющую виртуозность пианиста.Он часто сопровождает свои джазовые выступления какими-то стонами, напевами и бурными телодвижениями, которые нешуточно раздражают некоторых слушателей. Что интересно, во время исполнения классики, Кейт не позволяет себе таких «вольностей».

Джарретт всю жизнь был академическим музыкантом и одновременно переиграл все формы джаза от коктельного фортепиано до мейнстрима, от хард-бопа до аванграда. Он был пионером джаз-рока и фьюжн И СЧИТАЕТСЯ ОСНОВАТЕЛЕМ СТИЛЯ НЬЮ ЭЙДЖ.

Все, что Кейт Джарретт делал в музыке, он делал с полной самоотдачей и ответственностью. Он любит музыку, и это слышно в каждой записи, в каждом звуке, исходящем из-под его пальцев.

 

WORLD JAZZ

Quot;Всемирный джаз" (World Jazz) - термин, странно звучащий по-русски, относится к сплаву музыки Третьего мира, или "всемирной музыки" (World Music), с джазом. Это, очень разветвленное, направление можно разделить на несколько видов.

1. Этническая музыка, которая включила в себя джазовые импровизации, например, латинский джаз. В этом случае порой только соло является импровизированным. Аккомпанемент и композиция, по существу, такие же, как в самой этнической музыке;

2. Джаз, который включил в себя ограниченные аспекты незападной музыки. Примерами могут служить старые записи Диззи Гиллеспи "Ночь в Тунисе",

3. Музыка на некоторых пластинках квартетов и квинтетов Кита Джарретта, выпущенных в 1970-ые годы на лейбле "Impulse!", использующая несколько измененные ближневосточные инструменты и аналогичные гармонические методы. Сюда входит кое-что из музыки Сан Ра (Sun Ra) от 50-ых до 90-ых годов, в которую включены африканские ритмы, некоторые из записей Юзефа Латифа (Yusef Lateef) - флейта, использующих традиционные исламские инструменты и методы.

 

Новые музыкальные стили, появляющиеся благодаря органичным способам объединения джазовой импровизации с первоначальными идеями и инструментами, гармониями, композиторской техникой и ритмами существующей этнической традиции. Результат оказывается оригинальным, причем он четко отражает существенные аспекты этники. Примеры такого подхода многочисленны и включают ансамбли Дона Черри, Codona и Nu; часть музыки Джона Маклафлина с 70-х до 90-х годов, основанной на традициях Индии; часть музыки Дона Эллиса 70-х, заимствовавшего идеи из музыки Индии и Болгарии; работа Энди Нарелла (Andy Narell) в 90-ых, который смешал музыку и инструменты Тринидада с импровизациями джаза и стилем фанк.

"Всемирный фьюжн-джаз" не впервые пошел по этому пути в истории джаза, а сама эта тенденция не относится исключительно к американскому джазу.

- Например, полинезийская музыка была смешана с западными поп-стилями в начале двадцатого столетия, и ее звучание проявилось у некоторых из самых ранних музыкантов джаза.

- Карибские танцевальные ритмы становились значительной частью американской поп-культуры в течение всего двадцатого столетия, и, поскольку джазовые музыканты часто импровизировали на темы поп-музыки, они смешивались почти непрерывно.

Date: 2016-05-14; view: 308; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию