Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 5. Монополистическая конкуренция





 

Монополистическая конкуренции и ее основные черты.

Равновесие фирмы-монополистического конкурента в краткосрочном периоде (максимизация прибыли, минимизация убытков).

Равновесие фирмы-монополистического конкурента в долгосрочном периоде. Безубыточность фирм.

Монополистическая конкуренция и эффективность. Избыточные производственные мощности.

Неценовая конкуренция. Дифференциация и усовершенствование продукта. Реклама. Издержки неценовой конкуренции.

 

Монополистическая конкуренция (monopolistic competition) – рынок, на котором многие фирмы продают дифференцированный продукт; рынок, доступ на который относительно свободен; рынок на котором фирма обладает известным контролем над продажной ценой производимого товара и на котором действует значительная неценовая конкуренция.

Неценовая конкуренция (nonprice competition) – применяемые фирмами способы (кроме снижения цен на свою продукцию), с помощью которых они стараются увеличить объем продаж этой продукции; к этим способам относятся конкуренция в области дифференциации продуктов, реклама и меры по стимулированию сбыта.

Дифференцированный продукт (product differentiation) – продукт, который по физическим или иным параметрам отличается от аналогичных продуктов, производимых другими фирмами; продукт, который подобен, но не идентичен другим продуктам, а следовательно не является их полным заменителем; продукт, который покупатели предпочитают покупать у одного продавца, несмотря на то, что цены у всех продавцов одинаковы.

 

Тема 6. ОЛИГОПОЛИЯ

Олигополия и ее основные черты. Стратегическое взаимодействие фирм в условиях олигополии.

Типология моделей олигополии. Модели, основанные на кооперативной стратегии. Модели, основанные на некооперативной стратегии.

Проблема устойчивости цен в условиях олигополии. Модель ломаной кривой спроса.

Использование теории игр при моделировании стратегического взаимодействия фирм в условиях олигополии.

Олигополия и эффективность.

Рыночная власть, ее источники. Монополизм. Показатели монопольной власти. Проблема монополизма в Республике Беларусь.

Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование: зарубежный опыт и особенности в Республике Беларусь.

 

Антимонопольная политика (antitrust policy)–совокуп­ность мер и направлений, к которым относятся: ограничение монополи­зации рынка; контроль слияний и поглощений, ценовой дискриминации и других методов нечестной конкуренции; защита прав потребителя; за­щита и поддержка малого и среднего бизнеса.

Антимонопольный комитет (antitrust committee) – орган проведения государственной политики по развитию товарных рынков и конкуренции, ограничению монополистической деятельности и пресечению недобросовестной конкуренции.

Антитрестовское (антимонопольное) законодательство (antitrust laws) – пакет законов, направленных на ограничение деятельности монополий и развитие рыночной конкуренции.

Антимонопольное регулирование (antitrust policy) – по­литика, направленная на ограничение рыночной власти или предотвращение ее приобретения экономическими субъектами.

Барьеры на вхождение в отрасль (barriers to entry, entry restriction) – затруднения, встающие перед фирмами, при по­пытке организации производства и сбыта в определенной отрасли. Могут быть связаны с государственными действиями (па­тенты, лицензии).

Ведомый, последователь (follower) – игрок (фирма), отвечающий на предшествующий ход лидера.

«Дилемма заключенного» («prisoner's dilemma») – игра, в которой неэффективный исход стратегически доминирует над Парето-эффективным исходом. Существует возможность Парето-эффективного исхода, если игра повторяется неограниченное число раз.

Дифференциация продукта (product differentiation) – качественная разнородность однотипных продуктов, т.е. каждый товар в какой-то степени уникален и вместе с тем имеет массу более или менее похожих на него товаров-аналогов.

Дуополия, дуопсония (duopoly, duopsony) – частный слу­чай олигополии или олигопсонии, когда в отрасли взаимодей­ствуют две фирмы.

Жесткость цен (price discipline) – негибкость цен, присущая олигополии, не основанной на тайном сговоре. Повышение цены одной фирмой таит опасность захвата рынка ее конкурентами, сохранившими низкие цены. Понижение цен также может не привести к желательному росту объема продаж, так как конкуренты, точно так же понизив цены, сохранят свои квоты на рынке. Фирма-лидер не сможет увеличить число покупателей за счет других фирм. Кроме того, понижение цены может привести к ценовой войне.


Изопрофитная кривая (isoprofit curve) – линия, показы­вающая для обеих фирм все возможные комбинации объемов продаж, обеспечивающих одинаковый уровень прибыли одной из фирм.

Индекс Херфиндаля, или Индекс ХерфиндаляХиршмана, (Herfindahl-Hirschman index) (также известен, как Индекс Герфиндаля – Гиршмана) используется для оценки степени монополизации отрасли, вычисляется как сумма квадратов долей продаж каждой фирмы в отрасли.

,

где S1,S2 – выраженные в процентах доли продаж фирм в отрасли, определяемые как отношение объёма продаж фирмы к объёму всех продаж отрасли

Индекс Лернера (Lerner’s index) – коэффициент превышения монопольной цены над предельными издержками. Рассчитывается по формуле L = (P - MC): P.

Картель (cartel) – письменное соглашение между фирмами о разделе рынка и поддержании согласованной цены на выпус­каемую продукцию.

Коэффициент концентрации (concentration coefficient) – это выраженное в процентах отношение объема продаж опреде­ленного количества крупнейших фирм (например, трех, четы­рех, шести или восьми) к общему отраслевому объему продаж.

Кооперативная стратегия (cooperative strategy) – координация фирмами - олигополистами своих действий путем вступления в сговор. Стремление олигополистов к кооперативному поведению способствует образованию картелей.

Лидер (leader) – игрок (фирма), делающий первый ход в игре.

Ломаная кривая спроса Р. Холла, С. Хитча и П. Суизи (kinked demand curve) – кривая спроса, высокоэластичная выше уровня текущей цены и малоэластичная ниже нее. Имеет место в том случае, когда фирма полагает, что при снижении цены на ее продукцию все соперники сделают то же самое, тогда как если бы она подняла цену, никто не последовал бы ее примеру.

Модель асимметричной дуополии Штекельберга (модель лидерс­тва по объему выпуска) ( Stackelberg leadership model)–описывает некооперативную количественную последовательную игру дуополистов. Устраняя недостаток модели Кур­но, она учитывает, что в отрасли один из дуополистов (лидер) знает, что его соперник (последователь) будет вести себя по Курно, предвидит форму его кривой реакции и первым захватывает часть рынка, максими­зирующую его прибыль, и удерживает ее в последующем.

Модель дуополии Бертрана (Bertran's model duopoly)–описывает некооперативную ценовую одновременную игру дуополистов. Основ­ная предпосылка состоит в том, что фирмы максимизируют прибыль, принимая цены соперников заданными.

Модель дуополии Курно (Cournot's model duopoly) – описывает не­кооперативную количественную одновременную игру олигополистов. Основная предпосылка заключается в том, что каждая фирма - олигополист стремится максимизировать свою прибыль, исходя из предположе­ния о том, что ее соперники сохранят текущий уровень производства. Разработана А. Курно в 1838г.

Модель кооперативной количественной олигополии ( cooperative oligo­poly model ) –это модель картеля, преследующего цель максимизации общей прибыли и лидерс­тва по объему продаж (картеля, регулирующего раздел рынка).

Модель лидерства по объему продаж (картеля, регулирующего раздел рынка) (sales volume leader) – модель, описывающая кооперативную количественную последовательную игру олигополистов. Предполагается, что рыночные доли распределяются между фирмами в ходе торга при единой монопольной цене. При этом лидер, первым вошедший на рынок или оказавшийся более влиятельным при ведении торга, захватывает ту часть рынка, которая позволяет ему получать больше прибыли, чем дуополисту 2 (или максимизировать ее), тогда как последователь получает оставшуюсячасть рынка, не всегда удовлетворяющую его.


Модель ценового лидерства Форхаймера – это модель рынка до­минирующего предприятия с конкурентным окружением и закрытым входом, описывающая кооперативную ценовую последовательную игру олигополистов. Предполагается, что есть фирма-лидер, доминирующая в отрасли вследствие более низких издержек производства и большего размера, по сравнению с фирмами конкурентного окружения, которые являются ценополучателями.

Модель Эджуорта (Edgeworth model) – модель, предпола­гающая ограничение производственных мощностей олигополистов и отсутствие устойчивого равновесия; ценовые войны сменяются циклами роста цен.

Некооперативная стратегия (noncooperative strategy) – поведение фирм олигополистов, при котором каждый продавец самостоятельно решает проблему определения цены и объема выпуска продукции, т.е. действует совершенно независимо от других фирм, на свой страх и риск.

Однородная (классическая) олигополия (homogeneous oligo­poly) – характеризует отрасль, производящую стандартизированную продукцию (сырье, материалы и т.д.).

Однородная продукция (homogeneous product) – товары или услуги обладающие, с точки зрения покупателей, идентичными свойствами.

Олигополистическая взаимозависимость (oligopolistic interdependence) – необходимость тщательного учета действий конкурирующих фирм на олигополистическом рынке при определении цены и объема выпуска.

Олигополия доминирующей фирмы (dominant-firm oligo­poly) – рыночная структура, при которой господствует круп­ная фирма и ее цена является ориентиром для прочих продав­цов на рынке.

Олигополия, олигопсония (oligopoly, oligopsony) – тип ры­ночной структуры, позволяющий нескольким фирмам контро­лировать основной объем реализации либо покупки продукции в отрасли.

Олигополия основанная на сговоре (collusive oligopoly) – форма организации рынка, при которой фирмы принимают совместные решения об установлении цены и объема продаж.

Платежная матрица (payoff matrix) – таблица, в которой отражаются возможные исходы взаимодействия стратегий не­скольких игроков.

Последовательная игра олигополистов (sequential game, dynamic game) – ситуация, в которой фир­мы принимают решения поочередно, учитывая уже совершенные пре­дыдущие действия соперника.

Равновесие Бертрана (Bertrand equilibrium) – положение, когда каждая из фирм выбирает цену на свой товар при задан­ных ожиданиях в отношении цены, которую выберет другая фирма. Равновесной будет цена, близкая к конкурентной.


Равновесие Курно (Cournot equilibrium) – положение, ког­да каждая из фирм выбирает объем производства, позволяю­щий максимизировать свою прибыль при заданных ожиданиях в отношении выбора других фирм.

Равновесие по Нэшу (Nash equilibrium) – результат игры, при котором выбор фирмы является оптимальным при опти­мальном выборе других фирм.

Равновесие Чемберлина (Chamberline equilibrium) – ситуа­ция, предполагающая высокий уровень рациональности фирм, который создает предпосылки для выбора стратегии поведения фирм, отвечающей параметрам картеля, даже без формального соглашения.

Сговор (сollusion) – соглашение между несколькими фирмами о разделе рынка и ценах, превращающее ситуацию на рынке в близкую к естественной монополии. Выделяется открытый сговор, который в настоящее время является незаконным в большинстве стран, и тайный, или молчаливый сговор, когда несколько крупных компаний, защищенных барьерами от конкуренции, могут, не организовывая встречу, ориентироваться на определенный уровень цен.

Теория игр (game theory) – наука, исследующая математическими методами поведение участников в вероятностных ситуациях, связанных с принятием решений.

Угроза вхождению (threat of entry) – игра, в которой ис­ход определяется временной последовательностью совершения выбора игроками. Некоторым игрокам выгодно предваритель­но связать себя обязательствами придерживаться конкретной стратегии игры.

Фирма – лидер (firm - leader) – фирма, доминирующая в олигополии, повышение или понижение цен которой поддерживается всеми или большинством предприятий на рынке.

Функция реакции (reaction function) – зависимость пове­дения (объема продаж) одной фирмы от поведения (объема про­даж) другой фирмы. Изображается графически в виде кривой реакция.

Ценовая война (price war) – это цикл постепенного снижения существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка, в результате чего каждая фирма сталкивается с рыночной, а не с индивидуальной, кривой спроса.

Ценовое лидерство (price leadership) – ситуация, когда повышение или понижение цен фирмой-лидером поддерживается всеми или большинством предприятий отрасли. Это средство, с помощью которого олигополисты координируют свои цены, не вступая в прямой тайный сговор

Ценообразование по принципу «издержки плюс» (markup pricing) – ценообразование, предполагающее покрытие издер­жек я установление надбавки к ним, в данный момент пред­ставляющейся наиболее рациональной.

 







Date: 2016-05-23; view: 497; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию