Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации по работе с учебными





И научными текстами

Студенты чаще всего получают необходимую информацию из научных, учебных и методических изданий, поэтому мы будем в дальнейшем говорить именно о работе с книгой как главным источником информации. Прежде всего рассмотрим этапы работы с текстом(книгой, журнальной статьей и т.д.). На первом этапе проводится предварительный просмотр книги, а именно: ознакомление с аннотацией, оглавлением; беглый просмотр предисловия; просмотр отдельных выводов разделов и др. На втором этапе, убедившись в том, что по тематической направленности, языковому и общему содержанию книга подходит, нужно зафиксировать ее выходные данные на карточке или в отдельном каталоге. В любой библиотеке можно быстро освоить технологию составления текстов карточек или каталогов. На третьем этапе после внимательного просмотра данных об используемых книгах нужно рассортировать их в порядке важности для дальнейшей работы.

Решив зафиксировать содержание какой-либо книги, следует выбирать тип письменной фиксации — выписки, тезисы, реферат, аннотацию.

Выписки. Умение делать выписки - основа работы над книгой. Выписки могут быть сделаны из конкретной части текста, содержать сокращения или обходиться без них. Выписки делаются из «чужих» книг, статей, текстов и из собственных, ранее созданных текстов, при подготовке к устному выступлению для этой цели используют письменные материалы, данные эксперимента и т.д. Выписки из чужих материалов снабжают точными ссылками на источник информации, помещая их в скобках, внизу страницы или в конце текста. Ссылки полезно делать лишь тогда, когда книга прочитана до конца. Это позволит ранжировать их, отбирая более ценные. Выписать можно определение, статистические данные, цитату и т.д.

Например: «Историки письма утверждают, что письмо прошло длительный путь исторического развития от первых зарубок на деревьях, наскальных рисунков до звуко-буквенного кода, которым сегодня пользуется большинство людей, т.е. письменная речь вторична по отношению к устной» (Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. В. И. Максимова. – М.: Гардарики, 2002. – С. 59).

Тезисы — это положения, вбирающие в себя сущность значительной части текста, то, что доказывает или опровергает автор, то, в чем он стремится добиться большей убедительности (определенная форма вывода, к которому он приходит). Тезис - это доказываемое или опровергаемое положение, обобщающее содержание источника информации. Основные тезисы разделяют: на принципиально важные положения, обобщающие содержание источника (в своей совокупности они иногда носят характер главных выводов), и простые — главные мысли, входящие иногда как составная часть в конспект или реферат и не имеющие специфических особеннос­тей основных тезисов. К каждому основному тезису может быть составлено несколько простых, раскрывающих и разъясняющих его. Записи, включающие и простые, и основные тезисы, называются сложными тезисами (их можно сравнить со сложным планом, состоящим из пунктов и подпунктов).

Реферат — краткая, «обогащенная» запись идей, содержащихся в одном или нескольких первоисточниках. Рефераты готовят для дальнейшего использования, например, ученые создают авторефераты тех научных произведений, которые впоследствии будут обсуждаться широкой научной общественностью (диссертаций, статей, науч­ных отчетов и т.д.), Студенческие рефераты служат для студентов пособием для устного выступления на семинаре, зачете, экзамене. В такое выступление вносятся элементы импровизации, но обычно студент просто зачитывает реферат вслух или сдает его преподавателю в письменной форме.

Реферирование — распространенный тип письменноречевой коммуникации. Реферат составляет большую часть самостоятельной работы студентов, служит опорой при подготовке деловых людей и научных деятелей к публичным выступлениям.

Лаконичное изложение в реферате мыслей автора первоисточ­ника не допускает описания собственной позиции автора реферата по рассматриваемому вопросу. Он может лишь выразить согласие или несогласие с положениями первоисточника, обобщить их в резюме, разъяснить отдельные использованные в первоисточнике термины. В реферате однородные факты группируются в обобще­ниях, цифровые данные систематизируются. Все это отражается в композиции текста реферата в предельном лаконизме, простоте и нормативности языковых средств (исключения составляют неологизмы, образные выражения, сравнения).

Таким образом, реферирование является сложным речевым процессом, включающим определенную последовательность умственных действий. В этом процессе эффективность обусловливается успешностью аналитико-синтетической деятельности по извлечению, переработке информации из первоисточников. Студент, реферируя, производит такие умственные операции, как выбор, сравнение, комбинирование, перестановка информационных единиц и т.д.

Умения в реферировании, необходимые для качественного писания рефератов, основываются на совокупности навыков:

- лексико-грамматическое перефразирование;

- применение терминологии, принятой в данной сфере профессиональной деятельности и т.п.;

- использование аббревиатур и сокращений;

- корректное оформление ссылок на использованные источники информации и т.д.

На базе развитых навыков формируются сложные умения реферирования как формы фиксации информации в коммуникативных целях:

- прогнозирование тематической направленности текста;

- членение текста на законченные смысловые части и установление смысловых отношений между отдельными частями текста;

- нахождение в каждой части текста смысловых вех;

- обобщение фактов, излагаемых в тексте, и т.д.

Чтобы подготовить качественный реферат, стоит в практике реферирования придерживаться следующих правил:

- просмотреть сначала все возможные источники необходимой информации;

- зафиксировать на карточках данные о каждом;

- составить план будущего реферата, отмечая в нем, к каким именно страницам источника вы обращались;

- написать реферат.

Для того чтобы научиться составлять качественные рефераты, следует самостоятельно или под руководством преподавателей выполнять следующие упражнения.

1. Выписать из конкретных абзацев текста определенные слова, формы или конструкции.

2. Трансформировать выписанное в соответствии с целями речевой деятельности.

3. Сократить отдельные предложения за счет избыточной информации.

4. Заменить придаточные предложения более компактными оборотами.

5. Письменно ответить на вопросы, которые как бы содержат канву будущего реферата.

6. Реконструировать текст по ключевым словам.

7. Выписать информационное ядро (главную мысль) из каждого абзаца.

8. Соединить выписанное в единый смысловой блок с помощью языковых средств.

9. Выписать в соответствии с целью определенные положения и аргументирующие их доказательства

10. Прочитать текст, план к нему и указать пункты плана, которые не раскрыты в реферате.

Умения реферирования текстов необходимы тем, кто решил связать себя с наукой, исследовательской деятельностью. Деловые люди, желающие преуспеть в своей деятельности, сталкиваясь с текстами законов, постановлений, инструкций, документов, реферируют их для дальнейшего, более конкретного использования.

Аннотация - крайне сжатый справочный текст, включающий основные данные о книге. На оборотной стороне титульного листа любой книги среди многих технических пометок обязательно помещена аннотация.

Пример. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2002. – 412 с.

Освещаются теоретические вопросы, очерченные программой, анализируются языковые и речевые стили, рассматривается речевая культура в научном и учебном общении, культура публичного выступления, связь культуры речи с другими науками.

Предназначен для студентов высших учебных заведений.

Аннотация при некоторой схожести с рефератом, значительно отличается от него. Назначение реферата — замена подлинника кратким и обобщающим его вариантом, тем не менее, достаточно полно отражающим его содержание. Аннотация сообщает о наличии некоторых сведений, информативного материала из конкретной области знаний и в то же время дает краткую оценку этого материала, объясняя, кому и для чего он может быть полезен.

При чтении учебной или научной литературы целесообразно записывать аннотации книг, дополняя их при необходимости собственными справками. Форма предъявления реквизитов издания в аннотации определяется ГОСТами, которые периодически меняются, о чем следует помнить при ведении каталога прочитанной литературы.

Научившись делать выписки, составлять тезисы, рефераты, аннотации, можно переходить к исполнению более сложных видов письменноречевых произведений — продуцированию собственных текстов с целью их дальнейшего использования в той или иной сфере речевой коммуникации.

Приведем несколько практических советов специалистов.

1. Если вы делаете записи, выписки, располагайте их на листе или карточке так, чтобы одна единица информации помещалась полностью на одной страниц.

2. Помечайте свои записи каким-либо символом, общепринятым или собственным. Например, NB — точка зрения,? — проверить.

3. Оставляйте в записях на бумаге широкие поля, что позволит позже дополнить их, внести коррективы.

4. Датируйте важные выписки из периодических изданий, электронных версий текстов, из других материалов. Это позволяет проследить развитие определенных идей.

5. Учитывая коммуникативную направленность записей, возможность их использования в устных выступлениях, дискуссиях, семинарских занятиях, делайте собственные комментарии текстам, т.е. сопровождайте выписки записями, содержащими собственную точку зрения.

 

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Date: 2016-05-23; view: 453; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию