Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основы коммуникативной компетентности
Общение – это сложный многоуровневый процесс взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, в котором реализуются социальные отношения. Общение имеет большое значение для каждого человека. В общении человек имеет возможность выразить свое внутреннее состояние и получить ответную реакцию от партнера по общению. В процессе общения человек видит в реакциях окружающих, как в зеркале, оценку своего поведения и учится регулировать его. В общении конкретный индивид усваивает опыт, наработанный другим человеком и в целом человечеством в процессе исторического развития, а потом этот опыт проявляет в общении с другими людьми, тем самым из существа биологического превращаясь в существо социокультурное. Единицей общения является событие, которое называется актом общения. Акт общения формируется и разворачивается поэтапно (рис. 6.1).
Рис. 6.1 Этапы коммуникативного акта 1. Возникновение потребности в общении. Потребность в общении возникает, если человеку необходимо получить или передать информацию, организовать взаимодействие с партнерами в совместной деятельности, более подробно узнать о личностных особенностях собеседника. 2. Ориентировка в целях общения, мотивах общения. Человек пытается определить для себя, какой результат от общения он хочет получить и зачем ему это нужно. 3. Ориентировка в личности собеседника и ситуации, в которой проходит акт общения. 4. Планирование содержания сообщения. Человеку нужно решить, информацию какого объема и какого качества он хочет получить или передать, в какой последовательности это лучше сделать. 5. Выбор средств общения. Человек выбирает лексические средства, интонацию, громкость голоса, жесты и другие средства передачи информации и установления взаимоотношений с партнером по общению. 6. Восприятие реакции партнера, установление адекватной обратной связи. Человек воспринимает и оценивает, насколько правильно понимает его партнер, и сам подает сигналы, которые могли бы помочь собеседнику ориентироваться в ситуации общения, в эмоциональном состоянии говорящего, его отношении к партнеру. 7. Корректировка средств и стилей общения. Если общение проходит эффективно, то есть человек достигает поставленную цель, то ему не нужно изменять средства и стиль общения. Если коммуникация неэффективна, цель общения не достигнута, то необходимо снова проанализировать причины неудавшейся коммуникации и изменить или цели и мотивы общения, или ситуацию общения, или средства, или способы подачи обратной связи и проч. Умение выстраивать эффективное общение и получать ожидаемые результаты называется «социальным интеллектом» или «коммуникативной компетентностью». Это умение является профессионально важным качеством для представителей профессий типа «человек» - «человек»: педагогов, юристов, социальных работников, медработников, менеджеров разного уровня. Структура общения Г.М. Андреева[5] выделяет структуре общения 3 взаимосвязанных стороны. I. Коммуникативная сторона общения. Состоит в обмене информацией между общающимися сторонами. II. Перцептивная сторона общения. Представляет собой процесс восприятия (перцепции) друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания. III. Интерактивная сторона общения. Представляет собой организацию взаимодействия общающихся сторон друг с другом. Date: 2016-05-23; view: 419; Нарушение авторских прав |