Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Этапы жизненного цикла
Актуальными проблемами настоящего времени, которые обсуждаются в рамках этой концепции, являются проблемы экономических отношений промышленно развитых и развивающихся стран, экономики которых часто характеризуются монопродуктовой экспортной специализацией и полной зависимостью от экспорта природных ресурсов. Одна из общих проблем теорий внешней торговли – совмещение интересов национальной экономики и интересов фирм, участвующих в международном товарообмене. В 1991 г. американский исследователь М. Портерна основе изучения практики компаний 10 ведущих индустриальных стран, на которые приходится почти половина мирового экспорта, выдвинул концепцию международной конкурентоспособности наций. Итог исследования - модель конкурентных преимуществ страны (национальный ромб).
Рис.3.1. Национальный ромб
М. Портер дополняет учение классической школы о факторах производства, вводя новые, в том числе возникающие в процессе производства (повышение производительности труда, внедрение ресурсосберегающих технологий); эти факторы страной не наследуются, а появляются в результате развития производства. Например, нехватка такого фактора, как земля, стала основой для разработки в Японии компактных технологических процессов, востребованных впоследствии на мировом рынке. Второй параметр – условия спроса– представляет собой требования внутреннего рынка, определяющие развитие фирмы, взаимосвязь с потенциальным развитием мирового рынка. М. Портер отмечает, что требования внутреннего рынка имеют преобладающее значение для деятельности фирмы. Например, американская система быстрого приготовления пищи получила широкую популярность сначала в стране, а потом последовал экспорт американской технологии соответствующего типа на мировой рынок. Третий компонент – состояние и уровень развития обслуживающих и близких отраслей и производств. Обеспеченность соответствующим оборудованием, наличие тесных контактов с поставщиками, коммерческими и финансовыми структурами. Так, близкие контакты между производителями кожаных изделий и высокий уровень выделки кожи в Италии дают значительные преимущества итальянским обувным предприятиям, лидирующим на мировом рынке. Наконец, четвертый компонент – стратегия фирмы и конкуренция – связан с фирменной стратегией и организационной структурой. Например, для немецких фирм, выпускающих оптику, типична жесткая система централизованного управления, а для итальянских фирм, выпускающих мебель и упаковочные машины, свойственен динамизм, отсутствие жестких форм управления. Таким образом, мы рассмотрели теоретические основы международной торговли. Рассмотрим теперь, понятие международной торговли и ее описание на современном этапе развития мировой экономики. Международная торговля товарами и услугами – это совокупный товарооборот между всеми странами мира, т.е. соотношение экспорта (вывоза) и импорта (ввоза) товаров и услуг. Но это понятие может употребляться и в более узком значении: например, совокупный товарооборот промышленно развитых стран, совокупный товарооборот стран какого-либо континента, региона и т.п. Международная внешняя торговля становится реальным и все более ощутимым фактором воспроизведенного процесса, удовлетворения потребностей населения и всякой хозяйственной деятельности. Наибольший удельный вес в мировой торговле составляют готовые товары (около 65%), а сырьевые товары - около 35%. Структура мировой торговли очень разнообразна. Развивающиеся страны (РС) и страны с переходной экономикой (СПЭ) импортируют в основном промышленные товары, а экспортируют продукты питания, сырье и энергоресурсы. Промышленно развитые страны (ПРС) экспортируют готовые изделия, а импортируют сырьевые товары. Структура мировой торговли: 1) географическая структура - распределение торговых потоков между отдельными странами и их группами, выделяемыми либо по территориальному признаку, либо по организационному признаку, например, Азия, Европа, или индустриальные, развивающиеся страны; 2) товарная структура. Международная торговля товарами и услугами, как подтверждает международная статистика, отличается от внутристрановой торговли не только по географическим параметрам, но и по ценовым. В мировой торговле очень важное значение уделяется ценообразованию, под которым понимается процесс установления цен на товары и услуги на мировых рынках, основанный на взаимосогласованных принципах и методах. Цены, по которым продаются и покупаются товары за рубежом, называются внешнеторговыми ценами. Денежное выражение интернациональной стоимости (цены производства) товара, складывающейся на мировом рынке, представляет собой мировую цену. Внешнеторговая цена становится мировой ценой, если она выступает в виде цены важнейших продавцов и покупателей, либо основных центров международной торговли и устанавливается в ходе осуществления крупных регулярных сделок с товаром в свободно конвертируемой валюте без ограничений административного или финансового характера. Другими словами, мировая цена - это цена, по которой основные поставщики экспортируют товар, а основные потребители импортируют. Мировые цены, как правило, отличаются от внутренних цен на товар в отдельной стране. Это связано с более острой конкуренцией на международных рынках, а также с применением в национальной экономике инструментов протекционизма, повышающих уровень цен. Разрыв в уровне мировых и внутренних цен на товары может достигать 30% и выше. Размер цены товара формируется под воздействием различных групп ценообразующих факторов: 1) общеэкономические, т.е. действующие независимо от вида продукции и условий ее производства и реализации (экономический цикл, состояние совокупного спроса и предложения, инфляция); 2) конкретно экономические, т.е. определяемые особенностями данной продукции, условиями ее производства и реализации (издержки, прибыль, налоги, предложение и спрос на данный товар, фаза жизненного цикла товара, НТП, потребительские свойства товара); 3) специфические, т.е. действующие только в отношении некоторых видов товаров и услуг (сезонность, эксплуатационные расходы, комплектность, гарантии и условия сервиса); 4) специальные, т.е. связанные с действием особых механизмов и экономических инструментов (государственное регулирование, валютный курс); 5) внеэкономические (политические, военные). Как уже отмечалось выше, мировая цена зависит также и от политических условий. Поэтому необходимо рассмотреть взаимозависимость международной торговли и внешнеторговой политики. Внешнеторговая политика - это государственная экономическая политика, оказывающая влияние на внешнюю торговлю посредством налогов, субсидий и прямых ограничений на импорт и экспорт. Поскольку хозяйство всех стран в той или иной мере зависит от экспорта и импорта, государство в законодательном порядке устанавливает определенные правила внешней торговли. Исторически сложились два противоположных вида внешнеторговой политики: 1) протекционизм - экономическая политика государства, направленная на поддержку национальной экономики. Осуществляется с помощью торгово-политических барьеров, которые ограждают внутренний рынок от ввоза иностранных товаров, снижают их конкурентоспособность по сравнению с товарами национального производства; 2) свобода торговли (фритредерство) - внешнеторговая политика, при которой таможенные органы только регистрируют ввоз или вывоз товаров. Они не взимают импортные и экспортные пошлины, не устанавливают какие-либо количественные или иные ограничения на внешнеторговый оборот. Такую политику проводят страны с высокой эффективностью национального хозяйства. Как правило, правительства проводят гибкую внешнеторговую политику. Они избирательно используют методы протекционизма и вводят элементы свободной торговли. К концу ХХ в. долевое соотношение протекционизма и фритредерства в объеме мировой торговли относительно равное (соответственно, 25% и 20%), однако противостояние не прекращается. Международную правовую среду дополняют двусторонние или многосторонние международные договоры, регламентирующие экономические отношения суверенных государств. Таким образом, внешнеэкономическая деятельность любой компании находится под регулирующим воздействием национального и международного законодательства, причем любое государство может использовать право экстерриториальности, т.е. потребовать соблюдения собственного законодательства в зарубежной деятельности своих предприятий. Наиболее распространенной формой контроля над международной торговлей является использование тарифов или пошлин. Если пошлина взимается вывозящей страной, она называется вывозной или экспортной. Пошлина на импортные товары называется ввозной или импортной. Если пошлина взимается с товаров, которые следуют через границу транзитом, то она называется транзитной. Наиболее распространенными являются ввозные пошлины, хотя и экспортные пошлины применяются достаточно широко, особенно на те виды продукции, в производстве которых страна обладает естественным конкурентным преимуществом. Ввозные пошлины применяются в качестве мер защиты внутренних производителей и улучшения платежного баланса. Следует, однако, иметь в виду, что ограничение доступа на внутренний рынок иностранных производителей ослабляет конкуренцию внутреннего рынка и в долгосрочной перспективе может замедлить развитие отечественных фирм. Пошлины являются также средством пополнения государственного бюджета. Для развитых стран этот источник доходов не является существенным, но для стран развивающихся он гораздо более значим, поскольку контроль международных товаропотоков осуществлять гораздо легче, чем соблюдать налоговое законодательство внутри страны. Пошлина или тариф может устанавливаться на единицу физического объема товара (специфическая пошлина) или в процентах от таможенной стоимости продукции (стоимостная пошлина). Другим методом воздействия на объемы экспорта и импорта является установление квот, то есть количественные ограничения на объемы экспортируемой и импортируемой продукции. Введение импортных квот служит гарантией отечественным производителям в том, что они получат определенную долю рынка. Цены импорта при этом повышаются до уровня цен внутреннего рынка, причем дополнительная прибыль будет получена импортером, а не государством, доход которого формируется от поступления пошлин. Помимо квотирования к мерам государственного регулирования внешнеэкономической деятельности следует отнести лицензирование, т.е. получение специальных разрешений на ведение экспортно-импортных операций. Процесс лицензирования объективно снижает эффективность международной торговли, поскольку затягивает сроки торговых операций, одновременно увеличивая торговые издержки. На эффективность международной торговли также влияет режим валютного контроля и регулирования. Наиболее эффективно мировая торговля обслуживается внутренними валютными рынками тех стран, денежные единицы которых имеют статус СКВ. Среди прочих мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности можно назвать введение специальных сборов и налогов за таможенное и консульское обслуживание, законодательные ограничения на приобретение импортной продукции, систему национальных стандартов, ориентированную на национальных производителей. Следует иметь в виду, что исполнение реальных контрактов может столкнуться с рядом неформальных ограничений в виде административных проволочек и встречных требований. Date: 2016-05-23; view: 368; Нарушение авторских прав |