Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Учёный, историк, этнограф и фольклорист, путешественник, просветительВалиханов был чингизидом — правнуком знаменитого Абылай хана. Дед Чокана Уали-хан — один из 30 сыновей Абылай хана. Прозвище «Чокан» он получил в детстве. Впоследствии, он так привык к этому имени, что взял его как псевдоним. Чокан Валиханов - выдающийся просветитель, ученный и исследователь, родился в урочище Кушмурун. До 12 лет Чокан учился в ханской ставке. С детства Чокан также проявлял большой интерес к рисованию и восточной поэзии. Осенью 1847 г. Чокана отдают в Омский кадетский корпус, который он заканчивает в 1853 г. Окружающая среда, демократическое влияние и выдающиеся способности Чокана послужили стимулом для всестороннего и быстрого его развития. Он прекрасно овладел русским языком и кадетское начальство смотрело уже на него как на будущего исследователя востоковеда. С периода совместного обучения в кадетском корпусе на всю жизнь подружились Чокан Валиханов и Г.Н.Потанин, впоследствии известный ученый, географ и исследователь. 1854 г. Чокан был назначен адъютантом к генерал-губернатору Западной Сибири Гасфорту и уже в следующем, 1855 г. Чокан сопровождает Гасфорта в поезде от Омска до Заилийского Алатау. Эта поездка дала возможность сбора и записи большого количества исторических преданий, легенд и песен. Весной 1856 г. - знакомство с выдающимся ученым, географом Семеновым- Тянь-Шаньским. В этом же году Чокан Валиханов участвовал в 2-х экспедициях - одна от Алакуля по Центральному Тянь-Шаню и на озеро Иссык-Куль; другая в Кульджу с дипломатическим поручением. В 1857 г. Валиханов вновь совершаем поездку к алатауским киргизам, где записывает поэму «Манас». Новым этапом научной деятельности Чокана явилась конфиденциальная поездка в Кашгарию в 1858 г., по результатам которой он написал свой знаменитый труд «О состоянии Алтышара или в восточных городов Китайской провинции Нан Яу (1858-1859 г г.)». Труд был высоко оценен востоковедами России.
2. Ранние государства на территории Казахстана
Уйсуны · Пришли на смену сакам в конце I тыс. до н.э. · III в. до н.э. – V в. н.э. · Жетысу · Столица Чигучен или Чигу (город Красной долины) находилась южнее озера Иссык-Куль и реки Или · Антропологический тип – европеоидный с монголоидными чертами · Правитель – гуньмо, ему подчинялись вожди племен «беки», а так же мелкие родоправители · Государство уйсуней состояло из 3 частей: восточная, западная, центральная · Государственное устройство – «Усунго», «Синго» означает кочевое государство · Каргалинская диадема (I в. до н.э. – II в. н.э.)
Кангюи · III-II вв. до н.э. – V в. н.э. · Юг Казахстана, долина реки Сырдарья и предгорья Каратау · Столица Битянь распологалась на реке Талас, недалеко от современного Туркестана · Границы: юг- Китай и уйсуны, север-сарматы и аланы · Правитель – великий хан, в управлении страной ему помогали 3 визиря · Государство делилось на 5 частей, которыми управляли малые ханы · Великий хан – малый хан – вождь
Гунны · III в. до н.э. – IV в. н.э. · От юга Монголии до Каспия · Правитель – шаньюй, вторые лица гос-ва – «туменбасы» (темники) возглавляли 2 4 рода · В III в. до н.э. правители китайского государства Цинь для защиты от гуннов начали строить Великую китайскую стену
Билет № 8 1.Система правления в Казахском ханстве
Функции казахского хана: · Избирался султанами из числа султанов · Главы родов сажали избранного ханом на белую кошму · «ханталапай» («ханская дележка») – разрезание кошмы · Могли избирать только из потомков Чингисхана · Не только правил страной, но и командовал войском · Имел военные отряды (толенгиты или караша) · Не разрешалось перекочевка в мирное время без согласия хана · В каждом жузе избирался свой хан
2.Казахская литература XVIII в.
Поэты – свидетели трагических событий первой трети 18 века Большинство произведений казахских акынов передавалось в устной форме, и только в 19-20 вв. их творчество стали записываться и издаваться казахскими и российскими исследователями Актамберды жырау · Один из ярких представителей устного народно-поэтического творчества в 18 веке · Воспевал подвиги народных батыров Кабанбая и Богенбая Бухар-жырау · В народе был известен как святой – «комекей аулие» · Его поэтическое наследие воссоздает политическую государственность 18в. · Основная тема его сочинений – любовь родине, патриотизм, героизм казахских батыров; призывал народ к единству
|