Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Последние нейропсихологичёские исследования





Память и научение. При нейропсихологическом исследовании СДАТ рассматриваются современные представления, в которых подчеркивается, что память состоит из ряда различных подсистем. Например, эпи­зодическая память касается событий личного опыта, соотносимых с определенным моментом времени, тогда как семантическая память служит для извлече­ния заученной и обобщенной информации, не свя­занной с конкретным местом и временем. СДАТ, как правило, приводит к поражению обеих подсистем, каждая из которых является разновидностью повество­вательной (declarative) памяти (для информации, ко­торая может быть четко сформулирована). Другой вид памяти касается припоминания последовательности выполнения тех или иных видов действий: эта память (procedure) (L.R.Squire, 1987) часто представляется относительно сохранной у больных СДАТ. Кроме того, многочисленные исследования показали, что в то время как способность к эксплицитному (произвольному) научению и памяти у таких больных грубо нарушена,

они в некоторой степени сохраняют способность к имплицитному (непроизвольному) научению и памя­ти, о чем можно косвенно судить по частичному со­хранению продуктивности выполнения задач во времени или по более успешной переработке инфор­мации после предъявления сходного стимульного ма­териала (т.н. «эффект сбережения» — «priming»).

Чаще всего для оценки научения и памяти исполь­зуют методики с предъявлением вербального мате­риала: различные тесты, требующие заучивания и воспроизведения рядов слов, а также субтесты Paired Associates и Logical Memory из шкалы памяти Вексле-ра Кроме того для оценки долговременной памяти обычно используют субтест Information из WAJS—R и тест узнавания портретов известных людей.

Даже больные СДАТ с мягкой степенью выра­женности дефекта демонстрируют нарушения во всех этих тестах, и это дает основания предполагать, что для раннего выявления СДАТ необходимо иссле­довать в первую очередь нарушения эксплицитной вербальной памяти. В тесте Paired Associates пациен­ты с очень мягкой или мягкой деменцией воспро­изводили значительно меньше парных слов, однако, особенности выполнения теста после заучивания го­ворят о том, что эта способность у больных СДАТ не нарушается вплоть до стадии умеренной вы­раженности дефекта (J.M.Duchek et al, 1991). Таким же образом, даже у больных с очень мягкой де­менцией, снижается продуктивность воспроизве­дения (как непосредственного, так и отсроченного) содержания рассказов в Logical Memory Test (S.Roinson-Whelen, 1992). Больные СДАТ менее про­дуктивно, чем здоровые испытуемые, выполняют тест Information (R.G.Logsdon et al., 1989 и др.) и хуже узнают фотографии известных людей (J.P.Hodges et al., I993),

Расстройства памяти пси СДАТ касаются как вербальной, так и зрительной информации. Напри­мер, по сравнению со здоровыми испытуемыми у больных СДАТ отмечалось худшее воспроизведение в компьютеризированных задачах на зрительную память (G.E.Alexander et al., 1994) и в специальном варианте теста Bender— Gestalt для проверки памяти (M.Storandt, 1990).

Nebes (1989) составил обзор тестов, которые ис­пользовались для исследования системы семантичес­кой памяти при СДАТ и позволили сделать шаг вперед в понимании природы когнитивных систем психики в целом. Он предполагает, что поскольку эпизодическая память связана с возрастом, а семан­тическая память — нет, обследование больных СДАТ не дало ничего нового для понимания системы эпи­зодической памяти; однако новые сведения о функ­ционировании этой системы могут быть получены путем анализа процессов поиска слов, понятийного мышления и организации декодирования и извле­чения информации. Как показали Carlesimo и Oscar -Berman (1992), нарушения эксплицитной памяти при СДАТ являются всеобщими, а нарушения им­плицитной памяти для вербального и наглядного материала — только частичными; память на зри­тельно-моторные навыки относительно сохранна.

Речь. Способность к поиску слов (или вербально­му извлечению) обычно оценивается посредством задач на беглость речи и называние противополож­ностей, а понимание речи — посредством словарных тестов. Согласно данным Nebes (1989), для оценки сохранности семантической организации речи и возможностей больных СДАТ использовать смысло­вую информацию чаще всего применяются задачи

на завершение предложений, а также на запоми­нание вербального материала, где сохранение следов памяти требует от пациента специальных приемов.

В обычной задаче на беглость речи (Word Fluency task) измеряется, сколько испытуемый может назвать слов, начинающихся на заданную букву (напр., К или С) или принадлежащих к определенной категории (напр, животные, имена собственные, продовольст­венные товары). Больные СДАТ называют значительно меньше слов из таких категорий, как имена собствен­ные или названия товаров, что дает основания пред­полагать, что нарушение поиска слов в большинстве случаев касается всей семантической системы, а не какой-либо одной категории (A.U.Monsch et al., 1992). В модифицированном Boston Naming Test больные СДАТ обнаруживают нарушения точной идентификации объектов, менее выраженные в отношении распозна­вания общего назначения или функции предмета (C.Flicker et al., 1987). Больные СДАТ имеют худшие по сравнению со здоровыми испытуемыми результа­ты в словарном субтесте шкалы Векслера (G.EAlexander etal., 1994 и др.).


Результаты, полученные с помощью Stroop Color—Word test показали, что у больных СДАТ на­рушается доступ к семантической информации и ее извлечение (L.M.Fisher et al., 1990). При выполне­нии теста, в котором испытуемым предлагается при­думывать или выбирать слова, подходящие по контексту для того или иного предложения, боль­ным СДАТ требуется больше времени по сравне­нию со здоровыми испытуемыми, чтобы закончить предложения, особенно если пропущенное слово не является очевидным (R.Nebes et al., 1986).

Больные СДАТ обычно затрудняются в понима­нии коротких фраз или инструкций (M.Storandt, 1990). Но если требуется составить предложение, эти боль­ные могут написать сложные, синтаксически вер­ные фразы, допуская при этом значительно больше грамматических и графических ошибок, чем испы­туемые контрольной группы (E.LaBarge et al., 1992).

Зрительно-пространственные функции. С помощью тестов на зрительно-пространственную деятельность обычно оценивается как восприятие, так и способ­ность к переработке и использованию пространст­венных характеристик информации. Относительно зрительного восприятия Mendez и др. (M.F.Mendez et al., 1990) отмечают, что каждый больной СДАТ дела­ет по крайней мере одну ошибку в тестах;га выделение фигуры из фона или определение ее пространствен­ного положения. При этом ни у одного из них не на­блюдается нарушений цветового различения У больных СДАТ отмечается также неспособность точно опреде­лять координатные характеристики стимулов (B.Ska et al., 1990), им труднее различать движущиеся стиму­лы, чем здоровым испытуемым (G.L.Trick et al, 1991).

Традиционно оценка зрительно-пространст­венных функций проводится с помощью стандар­тизированных тестов. К ним относятся прогрессивные матрицы Равена, где требуется завершать серии сложных зрительных фигур. Результаты выполнения этого теста свидетельствуют, что у больных СДАТ имеются нарушения в пространственном мышлении, которые несводимы к другим когнитивным расстрой­ствам (A.Kirk, A.Kertesz, 1991). Кроме того, эти боль­ные испытывают трудности как с копированием, так и с воспроизведением сложной фигуры Рея—Ос-терайха, они также показывают низкие результаты при выполнении теста Block Design из WAIS—R (G.E.Alexander et al., 1994).

Психомоторные навыки. Исследование психомотор­ного функционирования включает оценку точности и скорости двигательной координации, а также методи­ки оценки взаимодействия двигательных и когнитив­ных процессов. Teng и др. (1987) установили, что скорость выполнения больными СДАТ пальцевого тэп-пинг-теста (задания из нейропсихологической бата­реи Halstead—Reitan) была ниже среднего уровня, характерного для здоровых пожилых людей. Более того, в обычном исследовании времени двигательной реак­ции больные демениией медленнее реагировали на слуховые и зрительные стимулы, введение и задание на время реакции необходимости принятия решения приводило к отчетливому увеличению этих различий между нормой и патологией (F.J.Pirozzolo et a/., 1981).


В качестве сочетанной методики оценки двига­тельного и когнитивного функционирования мно­гие исследователи применяли Trailmaiking test из батареи Halstead—Reiten или субтест Digit Symbol из WAIS—R. По сравнению со здоровыми испытуемы­ми больные даже с мягкой степенью деменции за­трачивают на эти задания больше времени и делают больше ошибок (C.L.Greenieefetal, 1985; R.P.Hartet ai, 1987).

Позже Nebes и Brady (1992) провели обобщаю­щий анализ показателей времени реакции с учетом 61 экспериментального условия. Они пришли к вы­воду, что у больных СДАТ переработка информа­ции проходит значительно медленнее и с меньшей точностью, чем у здоровых испытуемых, и что эти нарушения становятся более очевидными с увели­чением сложности задач.

Внимание. Многие тесты исследования внимания предусматривают неоднократное и продолжительное по времени выделение заданных объектов из сти-мульного ряда. Проверка оперативной памяти, ко­торая оценивается по объему непосредственного воспроизведения, может считаться также и методи­кой измерения внимания. Для оценки способности к распределению внимания испытуемым предлага­ют выполнять одновременно, как минимум, две за­дачи.

Lines и др. (1991) обследовали больных СДАТ, предъявляя им одновременно задачи, требующие продолжительного слухового (подсчет числа гудков) и зрительного внимания (испытуемые должны были сигнализировать, когда видели определенное чис­ло, появляющееся среди ряда цифр). Больные с мяг­кой деменцией почти не отличались от здоровых испытуемых по результатам этих тестов. Среди боль­ных с умеренной деменцией около половины про­являли отчетливые нарушения именно слухового внимания.

Grady и др. (1989) выяснили, что больные СДАТ оказались неспособны должным образом выполнять задачи на распределение внимания, в которых им предлагалось одновременно слушать два сообщения и затем повторять, что говорилось в каждом из них. Nestor и др. (1991) также отмечают нарушения рас­пределения внимания у больных СДАТ в заданиях, включающих одновременное выполнение на время зрительной и слуховой реакции выбора.

методологические проблемы и







Date: 2016-05-13; view: 368; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию