Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Печать Казахстана советского периода





Советы принимают решение о создании национальной печати. Это "Казах муны" (Оренбург, 1918 г., 16 апрель), редактируемый Назиром Торекуловым, "Жана турмыс" (Уральск, 1917.)
Газета "Тиршилик" (Акмолинск. 1917-1918 гг.,) под руководством Сакена Сейфуллина стояла на страже интересов советского политического строя. Идейно-политическое направление и основную тематику национальных газет определяют решения и распоряжения Советской власти. На страницах печати идет "идейная борьба" с "кулачеством" как с неугодным элементом в режимной экономике Советов.
С началом гражданской войны Казахстан также был вовлечен в этот процесс. Принимаются меры Алаш-Орды по созданию казахских военных формирований. Возникают национальные подразделения Красной Армии.
Печатные органы лидеров национально-освободительного движения ведут пропаганду о защите национальных интересов казахского народа. В идеологической работе между большивиками и представителями "Алаш-Орды" крайне обостряются противоречия.
Газеты в районах действия Советов "Вестник Семиреченского трудового народа" (Верный, 1918 г., 21 июнь) - на казахском языке - "Жетысу енбекши халык мухбири" (позднее Комек), "Известия областного исполнительного комитета Совета крестьянских, рабочих, киргизских (казахских), красноармейских и ловецких депутатов" (Урда, 1918 г., 18 ноября)- "Яицкая правда" (1919 г., 1 февраля) - "Красный Урал" (1920 г., март) призывают народ к укреплению Красной Армии, борьбе против белогвардейщины. На страницах газет дерективные материалы YIII съезда партии. Вводятся новые разделы и рубрики большевистских изданий. Появляются плакаты и лозунги на страницах "Голоса Семиречья" (1919 г., 28 июня), призывающие к защите интересов революции.
В областях Казахстана возникают новые большевистские печатные издания "Яицкой правда", "Дурыстык жолы". "Повстанец" (Кустанай, 1919 г., 30 сентября) - "Красная степь" (1920 г., январь). Знамя борьбы и труда" (Семипалатинск, 1919 г., 2 декабря) - "Степная правда" (1920 г., 21 декабря). "Ќазаќ тiлi" (Семипалатинск, 1919 г., 4 декабря). "Известия Павлодарского ревкома" (1919 г., декабрь) "Красный Павлодар" (1920 г., 11 марта). "Большевик" (1920 г.,2 ноября). "Мир труда" (Петропавловск 1919 г., 5 декабря). Известия Усть-Каменогорского уездного революционного комитета" (Усть-Каменогорск, 1920 г., январь). "Советская власть" (1920 г., август). "Красный вестник" (Акмолинск, 1920 г.).

На идеологическом фронте также идет борьба за умы и настроения читателей. Редакции ведут активную пропаганду советских принципов руководства и общежития.
После утверждения власти Советов периодическая печать как и все сферы общественной жизни общества подчинены партийным принципам. Тотальное руководство печатью осуществляется во всех звеньях идеологической работы. Издания приобретают единое лицо. Тематика и проблематика выступлении также подвергаются унификации. Главной темой печатных выступлений становятся решения партийных съездов по укреплению позиций Советов и борьбе с внешними и внутренними врагами коммунизма.

Ведется пропаганда ленинского кооперативного плана, коммунистического воспитания трудящихся. Печать Казахстана поддерживает ленинский призыв в партию.
С назначением Голощекина Ф. И. (Кувджак) наступает известный в истории Казахстана период "Малого Октября в Казахстане"
В периодической печати того периода раскрывается сущность и основная цель "Малого Октября". Усиливается наступление на Алашскую интеллигенцию и травля их в газетах. Принимаются репрессивные меры против лидеров движения Алаш.
Печать вовлекается в "борьбу" за ликвидацию крупных сельских хозяйств, насильственный перевод казахских крестьян к сплошной оседлости. Газеты и журналы освещают этот процесса в виде достижении культурных условии жизни казахского общества Идет активная пропаганда на страницах республиканских СМИ перехода к сплошной коллективизации сельского хозяйств, освещаются методы, формы и темпы сплошной коллективизации. Распад традиционной структуры хозяйства. Протест народных масс против насильственной коллективизации, восстание 1929-1931 гг. в Казахстане ее причины, движущие силы и ход преподносятся как действия врагов революционных завоеваний Советов.


Политика индустриализации Казахстана имеет особое место. Освещение хода индустриализации в республиканской печати, споры и теоретические дискуссии о путях и методах индустриализации дают объективную картину перегибов и перекосов руководства республики.
Объективная оценка Чокая М., Асфендиярова С., Садвакасова С. и других политики руководства Каз АССР по индустриализации преподносятся на страницах изданий как националистические, враждебные Советам.
Постановлением Секретариата ЦК РКП(б) от 2 марта 1925 года о состоянии казахской печати открываются новые издания. Это журналы "Жана мектеп" (1925г., август - в последующем "Казахстан мектеби"), "Айел тендиги" (1925 июль - в последующем "Казакстан айелдери".
С каждым годом усиливается роль партий в руководстве печатью. Постановлением Оргбюро ЦК РКП(б) о казахской печати (1925 г., 23 октября) для укрпления позиций партий в руководстве печатью создается самостоятельный отдел печати в Крайкоме партии.
Лидеры казахской интеллигенции Рыскулова Т., Асфендиярова С., Садвакасова С., Ходжанова С., Мынбаева Ж.и др. стремятся реализовывать национальные интересы в рамках советской политики. Однако это ведет к безуспешному результату. Эти проблемы широко освещались на страницах республиканской печати. В лекционном курсе дается характеристика классово-партийного принципа в решении национального вопроса, выявляется его великодержавная сущность. В республике наметились три политические группы по решению национального вопроса в рамках советского режима. Печать отражает политику реализации "баланса сил" между различными политическими группами в Казахстане. На страницах газет и журналов ведется политика поощрения проявления национального нигилизма. После разгрома лидеров "Алаш-Орды" борьба с идейными врагами продолжается. В их стан большевистская печать записывает руководствуясь партийными указами и Садвакасова С., Ходжанова С., Мынбаева Ж. и других.
Печать широко освещает достижения Советской власти в области культуры и науки. Противоречия и проблемы называются временными и вполне решаемыми. Переход казахского языка с арабского алфавита на латинский и - в последующем - на кириллицу печать пропагандирует как правильно решение партийного комитета. Призывы Байтурсынова А. и его последователей против смены алфавита печать называет необоснованными. Идет тотальное подавление национальных основ культуры. Социалистический реализм в культуре и искусстве становится главной идеей. Печать пропагандирует творческую деятельность писателей, композиторов Ауэзова М., Муканова С., Мустафина Г., Ерубаева С., Затаевича А., Тулебаева М. Из политической сферы борьба на страницах печати с "буржуазным национализмом" переносится в сферу культуры.
Печать становится застрельщиком движения за чистоту идеологических взглядов общества. По материалам газет и журналов вполне можно проследить о ходе массовых репрессии 1937-1938 гг., ее масштабы, трагические последствия.
Чокай-улы М. - основатель политической деятельности эмиграции. Его журнал "Яш Туркестан", книга "Туркестан под властью "Советов" дают яркую характеристику коммунистической политики в национальных республиках, раскрывают колонизаторскую сущность.
Следующая тема лекционных занятий "СМИ накануне войны против фашистских захватчиков" Задача печати и радио в освещении процесса слаженной военной экономики, процесса превращения Казахстана в арсенал фронта. Освещение патриотических починов трудящихся.
В период войны выходили фронтовые газеты на казахском языке. На страницах газет выступали мастера казахстанской публицистики. Радио и печать вела перекличку фронта и тыла.
В послевоенные годы печать и радио республики освещали ход восстановления народного хозяйства. В газетных статьях освещались сложные проблемы взаимоотношений с зарубежными капиталистическими странами.
Возрастает роль печати в пропаганде идей пролетарского интернационализма, советского образа жизни. Радиовещания республики становится основным рупором в пропаганде социалистического строительства, "коммунистическом воспитании" трудящихся.
Продолжается процесс дальнейшего развертывания на страницах печати борьбы с буржуазно-националистическими взглядами в литературе, искусстве и науке. Темой газетных выступлений становятся книга "История Казахской ССР с древнейших времен до наших дней" (Асфендияров.1943г.), дело Бекмаханова Е. Б., Сатпаева К. И., Сулейменова Б. С. и др. Разворачивается идеологическое наступление на эпосы "феодально-байской верхушки" "Ер-Саин", "Шора-батыр", "Кобланды-батыр" и др. Подвергается критике наследия акынов периода "Зар-заман".
Печать и радио в период "временной оттепели" (1956-1964 гг.) развенчала культ личности, его последствия. Формируется система СМИ и пропаганды Казахстана. Начинает работу республиканское и местное телевидение. На страницах печати появляется постоянный лозунг ""Догнать и перегнать Америку!". Идет усиленный процесс за привлечение рабсельскоров к работе СМИ и пропаганде партийных установок. Выдвигаются новые формы работы с письмами трудящихся, усиливается культурно-массовая работа.
Первый съезд Союза журналистов Казахстана. Его цель и задачи были конкретными и ясными. Журналистика была призвана обслуживать интересы политического руководства республики.
В печати, радио и на телевидении начали впервые освещать процесс социалистического соревнования.
СМИ в годы кризиса "развитого социализма" (1965-1985 гг.) имеет свою отличительную черту. СМИ играют огромную роль в формировании коммунистического мировоззрения. При этом другие формы общественной жизни полностью отрицаются как буржуазные, капиталистические и т.д. С углублением противоречий в культурной жизни роль СМИ как апологетов советского образа жизни становится огромной. Контрпропаганда и борьба с буржуазным мещанством – основная тематика внешней политики СМИ.
СМИ в период перестройки (1985-1991 гг.) имели на вооружений гласность, плюрализм мнений. В экономике были приняты половинчатые меры по достижению экономической независимости.
Большое место в СМИ получили вопросы освещения белых пятен отечественной истории. Официальная реабилитация многих репрессированных, начиная от представителей "Алаш-Орды" публикуются на страницах газет и журналов. Подвергается критике политика застойного периода. Декабрьские события 1986 года в центральной печати получили одностороннюю оценку.
С появлением новых политических партий, движений выходят в свет большое число новых периодических изданий.



76 Журналистская наука: функционирование, тенденции развития.

Журналистская наука изучает «жизнь» тех изданий и программ, которые обращены к массовой (притом не только по количеству, но и по характеру) аудитории и которые затрагивают вопросы общественной жизни в широком и разнообразном спектре ее актуальных для массового сознания проблем и явлений, благодаря чему в изданиях и программах создается панорама текущей жизни общества, образ современности. Это главное отличие передают такие употребляемые в качестве синонимов к понятию «журналистика» словосочетания, как «средства массовой информации», «средства массовой коммуникации», «средства массовой информации и пропаганды», «mass media», «средства массового общения» и др.
В качестве основного термина предпочтительным кажется термин «журналистика» (франц. journal «дневник», jour «день»; лат. основа diurnal «поденный») как самый емкий и не имеющий многозначных толкований с уточняющей расшифровкой как система средств массовой информации.
Следующим шагом в формировании представлений о предмете науки и преподавания является представление о журналистике как массово-информационной деятельности, в которую включена совокупность «действующих сил», чьи взаимоотношения и взаимовлияния в реальных условиях определяют и характер функционирования журналистики.

Жанры журналистики

Информационные жанры

Информационные жанры — заметка, репортаж, отчёт, интервью — отличаются оперативностью, наличием в материалах событийного повода, рассмотрением отдельного факта, явления.

Этим жанрам отводится наибольшая часть газетной площади. Именно эти жанры несут аудитории все последние новости. В некоторых газетах их обозначают одним общим термином «новости», часто вкладывая в это понятие не просто сообщение о чём-то новом, а о сенсационном факте.

Сенсация — самый ходовой товар в массовой прессе. Издателю он повышает тиражи газет, приносит прибыли. Усилия репортёров этих изданий направлены на то, чтобы каждый номер обеспечить необычной, захватывающей новостью. И на страницы газет сплошным потоком идут материалы о катастрофах и убийствах, пожарах и наводнениях. А если вдруг ничего не случилось, сенсации приходится выдумывать, используя слухи и т. д.

Новости в такой печати — главный жанр. Они занимают больше половины площади газет (не считая рекламы). Светская, скандальная хроника, политические, экономические, спортивные сообщения заполняют многочисленные полосы. Обилие новостей приводит к тому, что многие читатели ограничиваются просмотром одних заголовков или в лучшем случае чтением первых абзацев, набранных крупным шрифтом. В заголовок или начало материала выносятся наиболее выгодные, часто второстепенные детали. Читатель же, приученный к тому, что изложение информационных материалов строится по принципу «перевернутой пирамиды» (главное сообщается вначале, а затем все менее и менее существенные подробности, чтобы легко было сокращать материал с конца при макетировании и вёрстке), воспринимает их как самое важное в сообщении.

Жанр материала журналист выбирает в зависимости от его содержания, от того насколько важны, злободневны и интересны найденные, отобранные факты.

Заметка

Это самый распространенный информационный жанр. Он сообщает о важном факте, событии общественной жизни. Основные его черты — сжатость изложения, высокая оперативность. Отвечает читателям на вопросы: что, где, когда? Не дает анализа событий, то есть не отвечает на вопрос: почему? В заметке должна содержаться новость, отраженная в конкретном факте общественной жизни — новый факт. Причём не просто факт, а факт, имеющий общественное значение.

Отчёт

Отчёт — это развернутое информационное сообщение о событии сферы окружающей действительности (конференции, заседания, симпозиумы, семинары, собрания и пр.), то есть о том событии, на котором совершается большой обмен информацией.

В отчёте должны быть представлены основные темы, положения и идеи докладов, речей, выступлений лиц, принимающих участие в обсуждении. В качестве деталей выступают отдельные реплики, реакции слушателей на выступление (аплодисменты, дискуссия и т. д.). Отчёту свойственна предельная документальность и близость к словам говорящих, а также определенная сухость слога. Одно из главных требований к автору отчета — точность передачи сути высказываний говорящих. Журналист может использовать как прямую речь, цитаты, косвенную речь, так и на основе полученных из доклада сведений написать текст.

Виды отчёта.

Прямой информационный отчёт — воспроизводит событие в хронологическом порядке. Журналист подробно отражает происходящее, ничего не комментируя. Однако его позиция может выражаться в акцентировании внимания на определенных деталях, например, доклады некоторых лиц могут быть более детализированы.

Аналитический отчёт — рассказывая о событии, журналист сообщает подробности с некоторыми комментариями. Для этого он имеет право привлекать дополнительные сведения, факты, цифры, мнения, вычленяя наиболее актуальные проблемы, затронутые в выступлениях рассказчиков.

Тематический отчёт — нарушает хронологический порядок события, автор выбирает доклады, связанные одной-двумя темами, проблемами, отказывается от побочных деталей и уделяет внимание выступлениям людей, затронувших выбранную им тему.

Интервью

Этот жанр представляет собой беседу журналиста с одним или несколькими лицами, имеющую общественный интерес. Изложение фактов, высказывание о событиях ведется от имени человека, которого интервьюируют. Именно этим — мнением специалиста, компетентного в данном вопросе авторитетного лица — и ценно интервью для читателей.

Как и другие информационные жанры, интервью должно быть злободневным, отличаться целеустремлённостью, деловитостью. Интервью может играть даже роль официального политического документа, если его даёт журналисту крупный политический деятель, глава правительства, президент.

Репортаж

В отличие от других информационных жанров репортаж не просто сообщает о фактах, событиях, а показывает их через непосредственное восприятие автора, как бы воссоздавая картину происходящего. В основе репортажа всегда находится общественно значимое событие, которое развивается на глазах у читателя. Это своего рода история события.

Характерные особенности жанра — оперативность, динамичность, наглядность происходящего, активно действующее авторское «я», которое помогает создавать так называемый «эффект присутствия», позволяет читателю как бы находиться рядом с репортером и вместе с ним видеть, ощущать событие.

Аналитические жанры

Аналитические жанры — корреспонденция, комментарий, статья, рецензия, обзор печати, письмо, обозрение — имеют более широкие временные границы, в них содержится изучение и анализ системы фактов, ситуаций, обобщения и выводы. Сегодня исследователи журналистики расширяют диапазон аналитических жанров, вводя в их число беседу, журналистское расследование, эксперимент, версию, консультацию, социологическое резюме, аналитический пресс-релиз, рейтинг.

Комментарий

Этот жанр используется для оперативного разъяснения важных событий общественной жизни. До недавнего времени его считали одной из разновидностей статьи, которая отличается оперативной и гибкой формой, применяется для отклика на такие явления, как документ, речь политического деятеля, выступление прессы и т. д. Однако несмотря на то, что эти два жанра часто фигурируют в одном ряду, между ними есть существенная разница. Комментарий требует минимального размера и выстраивается, как правило, вокруг одного факта (или цепи однозначных фактов). Статья же подразумевает обстоятельный анализ явления, раскрытия его разных сторон, привлечение фактов различных планов.

Как показывает практика, комментарий сегодня уже уверенно занял собственные позиции как самостоятельный жанр в ряду других аналитических жанров. Особенно это заметно в публикациях на международные темы. Комментарий представляет собой актуальное публицистическое выступление, которое объясняет факты и явления с политических позиций, на которых стоит автор. Основные требования к этому жанру — лаконичность и точность оценки автором происходящих событий.

Газетная практика дает большое количество примеров скромных по объёму, построенных на одном или нескольких близких друг другу фактах, лаконичных комментариев. Вместе с тем, нельзя отрицать и право на существование развернутых комментариев, в которых автор опирается на факты из различных источников, прослеживает историю того или иного явления, раскрывает читателями его истинный смысл.

Публикации этого жанра довольно разнообразны по применяемым в них литературно-публицистическим средствам, которые определяются творческой и политической задачей, поставленной журналистом. Комментарий может иметь пропагандистскую, критическую, сатирическую, полемическую окраску в зависимости от конкретного повода.

Корреспонденция

Это наиболее распространенный аналитический газетный жанр, который основывается на конкретном анализе фактов, изучении какой-либо локальной ситуации. Назначение корреспонденции — пропагандировать новые явления общественной жизни, вскрывать имеющиеся недостатки.

Корреспонденция строится на ряде фактов, объединенных одной общей темой. В ней выдвигаются злободневные вопросы, требующие незамедлительного решения.

Основные черты корреспонденции — это оперативность, актуальность, конкретность темы, точный адрес освещаемых явлений, четкие временные границы происходящего, убедительность, аргументированность изложения проблемы, обобщение, конкретные рекомендации улучшения дела.

Статья

Это один из самых распространенных и сложных газетных жанров. Ей присущи наибольшая, по сравнению с другими жанрами, широта теоретических и практических обобщений, глубокий анализ фактов и явлений, четкая социальная направленность. Это — исследование, посвященное какому-нибудь важному конкретному вопросу, явлению, где умело сочетается высокий уровень обобщения с мастерством литературного изложения. Жанр статьи присутствует в большинстве периодических изданий, именно он в значительной мере определяет их аналитический уровень и направление.

Рецензия

С помощью этого жанра журналист осмысливает и оценивает научные, общественно-политические, художественные произведения. Главное отличие рецензии от других жанров состоит в том, что её объектом являются не непосредственные факты действительности, а факты и явления, уже изученные, осмысленные и отраженные в книгах, спектаклях, кинофильмах и т. д. Рецензия оценивает достоинства и недостатки работы учёного или художника, сопоставляя результаты исследования с жизнью, делая соответствующие выводы. Рецензия, как правило, рассматривает одно-два произведения, даёт им оценку, не ставя перед собой других, более сложных задач.

Периодические издания откликаются на те работы, которые представляют наибольший интерес для аудитории. Задача газеты — заметить лучшее, популяризировать его, а также указать на ошибочные или слабые работы.

Главное назначение рецензии — помочь читателю или зрителю глубже разобраться в вопросах политики, экономики, науки, техники, искусства. Рецензия всегда целенаправленна, рассчитана на определенную аудиторию, читательскую группу. Она содержит данные о рассматриваемом произведении, о замысле его автора, дает анализ и указывает на общественную значимость работы.

Художественно-публицистические жанры

Художественно-публицистические жанры — очерк, фельетон, памфлет — сочетают в себе понятийные и образно-выразительные средства, обладают большой эмоциональной силой, раскрывают типическое через индивидуальное.

Фельетон

Это один из сатирических жанров, задача которого — обличение общественных пороков, недостатков, содействие их искоренению. Как и другие художественно-публицистические жанры, фельетон сочетает в себе понятийные и образно-выразительные средства.

Фельетон, как один из распространённых газетных жанров сатиры, использовался журналистами для борьбы с пережитками, которые мешали общественной жизни.

Памфлет

Этот жанр отличается от фельетона более острой сатирической окраской, нередко внешнеполитической направленностью. В отличие от фельетона, который строится на одном или группе близких друг другу фактов, явлений, у памфлета более широкий масштаб. Его назначение — вести огонь по системе взглядов, вскрыть существенное в политике врага, в его идеологической концепции, в его методах действия. Этот жанр отличается «убийственной» иронией, едким сарказмом, разящим идейных противников. Много памфлетов публиковалось в советской прессе в годы Великой Отечественной войны, в них памфлетисты подвергали беспощадной критике фашизм и его главарей. Их безжалостное разоблачение и осмеяние, презрение и насмешка возбуждали у читателей глубокое чувство ненависти к врагам.

В последнее десятилетие XX века в российской журналистике также было опубликовано большое количество памфлетов. С помощью этого жанра противоборствующие политические силы демократов и оппозиции вели ожесточенную борьбу за умы читателей.

Очерк

Это главный художественно-публицистический газетный жанр, включающий в себя все функции СМК (средств массовой коммуникации) с преобладающей функцией воспитания. Этот жанр занимает как бы промежуточное место между журналистикой и литературой. Его с успехом используют и газетчики, и писатели.

В отличие от художественного повествования в тексте очерка автор, прерывая рассказ о герое, может непосредственно обращаться к читателю, прямо высказывая своё отношение к изображаемому, что дает ему неограниченные возможности в осмыслении, объединении самых разнообразных фактов и явлений, далеко отстоящих друг от друга в пространстве и во времени. Именно эти авторские размышления часто являются структурообразующими элементами очерка, основным композиционным стержнем, вокруг которого и идет группировка всего собранного материала.

Хороший очерк иногда имеет и сюжет. Все это обусловлено тем, что очеркист обычно показывает явление, а не рассказывает о нём, как это обычно делает автор заметки, корреспонденции, статьи.

78 Роль журнала «Айкап» и газеты «Казах» в жизни Казахского общества

Усиление национально-колониального гнета, аграрная политика привели к росту национального самосознания. Существовали различные идейно-политические течения, которые выразились в публицистической деятельности журнала «Айкап» и газеты «Казах». «Айкап» (1911-1915 гг.) — издатель Сералин, выражал аграрно-демократические направления мысли. В нем сотрудничали Каратаев, Торайгыров, Сейфуллин, Майлин. Освещение проблемы аграрных отношений, изменения форм хозяйствования, просвещения, развития товарно-денежных отношений в ауле, разоблачение колонизаторской политики царизма. «Казах» (1913-1918 гг.) — идеи либерально-демократические направления. Сотрудники Букейханов, Байтурсынов, Дулатов. В аграрном вопросе выступали за передачу Земли Казахам, запрета продажи Земли. Политические взгляды — эволюционное развитие общества. Они сумели выразить общенациональные идеи и интересы Казахского общества.







Date: 2016-05-23; view: 590; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.019 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию