Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы вхождения СМИ Казахстана в мировое информационное пространство





Развитие СМИ Казахстана, России и других стран-явление многогранное, сложное. Оно исследуется в разных аспектах: социологическом, культурологическом, политологическом, историческом, правовом, педагогическом, психологическом, философском. Вычленяя интересующий их аспект исследователи рассматривают определенный круг проблем, применяют свой подход к данному явлению. В то же время нет работ, в которых специально рассматривалось бы специфика казахскоязычных СМИ в мировом информационном пространстве.

Важнейшей задачей нашего общества сегодня являются выход казахских СМИ в мировое информационное пространство. Для этого необходимо прежде всего научно-социологический и политологический анализ — не искаженная, а полная правда о казахских СМИ и мировом информационном пространстве вообще. В этом контексте мы полностью согласны со справедливым утверждением российского социолога П.Д. Павленока о том, что «воздействие СМИ на наше общение, на духовный мир человека и на его развитие в значительной степени зависит от содержания материалов массо­вой коммуникации. Когда сообщения средств массо­вой коммуникации оперативны и правдивы, когда они глубоки и гуманны по содержанию, когда они выступают как правдивое зеркало жизни, как равноправный партнер по общению, как добрый друг и советчик, как средство приобщения человека к общественно-политической жизни, содействуя формированию активной жизненной позиции, чувства социальной ответственно­сти и творческой инициативы, когда они содействуют приобщению широких масс людей к достижениям современной науки и искусства, то в этом случае массовая коммуникация безусловно создает предпосылки для обогащения духовного мира человека и его общения с другими людьми. В то же время, когда в массовой коммуникации преобладают материалы, которые низкопроб­ны, неправдивы, полны сцен жестокости и насилия, аппелирующие к чувствам страха и зависти, разжигающие ненависть к другим народам и т.п., то в этих условиях она, конечно, не может содействовать развитию личности, обедняет внутренний мир человека и мир общения с другими людьми». Определенный вклад в изучение проблемы будущего и перспектив развития мирового информационного пространства в условиях глобализации внесли и вносят и казахстанские ученые. Это политологи Р. Абсаттаров, Г. Есим, М. Ашимбаев, Е. Карин, Д. Сатпаев, которые в своих теоретических и аналитических статьях исследовали проблему взаимосвязи политики и средств массовой информации, а также теоретики журналистики С. Адильбеков, Б. Жакыпов, Г. Ибраева, С. Козыбаев, Ш. Нургожина, Н. Омашев и др. Тематика их исследований, выводы и предложения раскрывают суть данной проблемы на региональном уровне. В этой связи, особенно хочется отметить организованные при поддержке авторитетной международной организации ЮНЕСКО профессором Н, Омашевым, международные научно-практические конференции в КазНУ им. аль-Фараби. Сегодня с целью всестороннего и глубокого изучения этой актуальной проблемы на различных уровнях происходит обмен мнениями, проводятся семинары, «круглые столы», итоги исследований публикуются в печати. В настоящее время ясно, что понятия «информационные технологии», «информационное общество» нельзя рассматривать односторонне и вне связи с их неотъемлемой частью-глобализацией. Исходя из этого, сначала необходимо изучить эволюцию развития информационного общества, и лишь после этого рассмотреть влияние мирового информационного процесса на казахскоязычную печать. В направлении решения этих проблем и должны вестись исследования. Первый период информационной революции можно напрямую связать с началом выхода первых книг на казахском языке. Доказательством этого вывода служит зарождение в Казахстане книжного производства в 20-х годах ХГХ века. Бесспорно, издание в 1807 году поэмы «Сейфуль Мулик» явилось в нашем информационном пространстве весьма знаменательным событием политическим явлениям. Второй период информационной революции связан с выходом первых казахских газет. В конце XIX века в руки читателей попали «Туркестан уалаятының газеті» (1870-1882), «Дала уалаятының газеті» (1888-1902), «Торғай газеті» (1895-1910). Эти события ускорили процесс эволюции информационной революции в нашей стране. Из истории известно, какую огромную роль сыграли журнал «Айқап», газета «Қазақ» в повышении общественного, политического самосознания. Третьи период информационной революции в Казахстане приходится на 20-30 годы XX века. Он совпал, наряду с массовым изданием газет и журналов, с широкими и разносторонними возможностями радио и телевидения. Если родословная передачи новостей по Казахскому радио началась с 1923 года, то 8 марта 1959 года вышли первые программы Казахского телевидения. Период всеобщей компьютерной грамотности во всем мире, начавшийся в 80-90 годы XX века, характеризует пятый период информационной революции. Так, операционная система Windows 95, являющаяся продуктом Microsoft, сразу завоевала все мировое информационное пространство, и, естественно, Казахстан также не остался в стороне. Новые возможности в виде различных Интернет-технологий вывели информационный обмен на новый, более политический качественный уровень. Таким образом, сегодня Интернет вошел во все сферы общественно-политической жизни. Теперь появилась возможность, не выходя из дома, мгновенно получать информацию со всех концов света. По нашему мнению, глубокое изучение проблем казахских СМИ в мировом информационном пространстве позволить открыть новые горизонты обновлением казахстанского общества и укрепления дружбы народов.


12. Газета «Казах» и ее роль в казахской журналистике.

Общенародная газета появилась семь с лишним лет спустя, хотя, как свидетельствуют архивные источники, разрешение на издание казахской газеты под названием «Қазақ» было выдано Ахмету Байтурсынулы еще 9 декабря 1905 года.
Первый номер еженедельной газеты «Қазақ» появился 2 февраля 1913 года в Оренбурге. С 1915 года она стала уже выходить два раза в неделю. И сразу же завоевала широкое признание. Ее выписывали во всех уголках Казахстана, тогда еще Степного и Туркестанского краев, или девяти областях и одной губернии (Астраханская), как об этом писал в № 8 газеты «Қырбаласы» («Сын степей» — псевдоним АлиханаБукейхана) в статье, посвященной численности казахов на тот момент.
Газету «Қазақ» выписывали и студенты-казахи, обучавшиеся в вузах России — от Киева до Казани, от Санкт-Петербурга до Томска, о чем свидетельствуют их многочисленные письма, опубликованные на ее страницах. Она стала общенациональным изданием почти пятимиллионного народа и способствовала национальной консолидации казахов.
Один из номеров газеты "Қазақ", 1915 год.
Газета «Қазақ» издавалась более пяти лет. Ни одно из предшествовавших изданий не могло сравниться с новой газетой ни по качеству, ни по разнообразию тематики и тем более по тиражу. Казах (каз. Қазақ) — общественно-политическая и литературная газета, публиковавшаяся в период между 1913 и1918 гг. Если в первый год газета «Қазақ» издавалась тиражом три тысячи экземпляров, то, по сведениям исследователей из Оксфордского университета, позже ее тираж превышал восемь тысяч экземпляров, что больше всех предыдущих изданий вместе взятых. До 1915 года газета выходила раз в неделю, после — два раза в неделю. Издатель — товарищество «Азамат» («Гражданин»). Во главе тех, кто помогал газете финансово стоял Мустафа Шокай. В качестве символа газета использовала изображение юрты — один из символов казахского народа. Тундук этой юрты был открыт с западной стороны, а на дверях было написано قازاق‎ (каз. Қазақ). По словам представителей казахской интеллигенции, это означало желание, чтобы «у казахов получило распространение европейская наука и искусство; чтобы газета „Казах“ стала для казахского народа окном в культуру, и,одновременно, охранителем (от вреда) чужих». Если издание газет «Серке» и «Қазақгазеті» или журнала «Айқап» в основном результат стихийной и частной инициативы одного патриота или группы патриотов из числа образованных и состоятельных казахов, то газету «Қазақ» отличал надежный источник финансирования, чему предшествовала основательная подготовка и организационная работа ее основателей.
Газеты «Қазақгазеті», «Қазақстан» и журнал «Айқап» закрывались в основном из-за нехватки средств. О финансовой состоятельности газеты «Қазақ» свидетельствует хотя бы тот факт, что за период существования с февраля 1913 года по март 1918 года ее главный редактор АхметБайтурсынулы не раз подвергался различным наказаниям в виде денежных штрафов или ареста, из-под которого освобождался лишь под денежный залог в несколько тысяч царских рублей, на них в тот период можно было основать и издавать еще несколько подобных газет.
ОСНОВАТЕЛИ ГАЗЕТЫ «ҚАЗАҚ»
Как в своем историческом очерке «Казахи» (в оригинале «Киргизы») отмечал АлиханБукейхан, одно из двух политических движений, формировавшихся в казахской среде до Февральской революции 1917 года, «может быть названо национально-религиозным».
Другое политическое движение АлиханБукейхан называл «западническим», оно, по его словам, «видит будущее казахской степи в сознательном претворении западной культуры — в самом широком смысле этого слова».
Если за предыдущими изданиями стояли представители национально-религиозного движения, то газету «Қазақ» основали и издавали как раз «западники», во главе которых были АлиханБукейхан и его соратники по движению «Алаш» АхметБайтурсынулы и МиржакыпДулатулы (Дулатов).
Представители казахской интеллигенции, в середине - МиржакыпДулатулы.
По мнению общества исследования Средней Азии Оксфордского университета, «все ведущие казахские лидеры присутствовали среди ее сотрудников, включая М. Жумабайулы, М. Дулатулы, Х. Досмухамедулы, Е. Омарулы, А.-Х. Жундыбайулы, М. Тынышбайулы, и многие другие».
Именно здесь АхметБайтурсынулы и другие издавали свои исследовательские работы по истории казахской литературы, фольклору и лингвистике. В целом газета «Қазақ» достигла очень высокого научного уровня, считают ученые Оксфордского университета.
Издавая газету «Қазақ», ее основатели ставили перед собой цели и задачи не только научные, но и политические, которые были перечислены еще в «Каркаралинской петиции» 1905 года.
Одна из важных целей газеты, которая отсутствовала в петиции, — отстоять этническое имя народа. Эта цель была заложена в названии газеты «Қазақ».
АлиханБукейхан в своей серийной статье «Қазақтарихы» («История казахов»), под псевдонимом «Түрікбаласы» (буквально — «Потомок тюрков»), обозначил цель: «Мы должны стремиться к свету, просвещению и сохранить нашу самобытную национальную традицию; мы обязаны на основе прошлой традиции создать [современную] «казакскую культуру» и «казакскую» литературу». И тогда мы сможем сохранить свое настоящее имя, имя «қазақ».








Date: 2016-05-23; view: 629; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию