Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Нейропсихология эмоцио нально-личностной сферы 4 page
В то же время оказалось, что форма зависимости времени реакции от интенсивности стимула различна для каждой из четырех базальных эмоций. Обнаружены различия в характере опознания базальных эмоций у испытуемых с разными типами ПЛО. Согласно полученным данным, «правши» и «левши» различаются по скорости опознания эмоций Рис. 1 Зависимость времени опознания эмоционально-экспрессивных лиц от степени выраженности эмоции «Радость» у разных типов ПЛО обозначения по осям: П — группа правшей, Л — группа левшей; А — группа амбидекстров; 0—7 — степень выраженности эмоции (О — минимальная, 7 — максимальная выраженность эмоции), по оси ординат — время реакций, т.е. время между моментом предъявления стимула и нажатием клавиши (в мс) Рис. 3. Зависимость времени опознания эмоционально-экспрессивных лиц от степени выраженности эмоции «Страх» у разных типов ПЛО; обозначения те же, что и на рис. 1 «радость» и «горе» (одна группа) и «страх» и «гней» (другая группа). «Правши» скорее опознают эмоции первой группы, «левши» — второй. Можно думать, что подобное различие связано прежде всего со спецификой работы левого и правого полушарий головного мозга. Многие авторы считают, что левое полушарие (доминирующее у правшей) — преимущественно перерабатывает положительную эмоциональную информацию, а правое — отрицательную (Е Harburg et al, 1981). Большая «восприимчивость» «правшей» к эмоциям «радость», а «левшей» — к эмоциям «страх» соответствует этому положению. Малые значения времени опознания эмоций «горе» (у «правшей») и «гнев» (у «левшей»), видимо, связаны с условиями эксперимента — эти эмоции были вторыми в парах двухальтернативного выбора, что требует, однако, специальной проверки. Рис. 2 Зависимость времени опознания эмоционально-экспрессивных лиц от степени выраженности эмоции «Горе» у разных типов ПЛО, обозначения те же, что и на рис. 1 Рис. 4 Зависимость времени опознания эмоционально-экспрессивных лиц от степени выраженности эмоции «Гнев» у разных типов ПЛО; обозначения те же, что и на рис 1 Особую группу составили «амбидекстры» Помимо общей замедленности реакций у испытуемых с £тим типом ПЛО, как и у «левшей», наблюдается более короткое время опознания эмоций «страх» и «гнев» По данным многих авторов (В Н Kjieun u dp, 1986; В А.Москвин, 1990), при накоплении в профиле ПЛО левосторонних признаков усиливается значение 1икал «нейротизм», «тревожность», «депрессия» В целом тема — опознание базальных эмоций у Лиц с разными типами ПЛО — требует дальнейшего изучения, накопления материала, выяснения возрас-tHbix, половых различий и т.д. Необходимо и дальнейшее совершенствование методического аппарата. Однако уже первые шаги в этом направлении говорят о большой эвристичности подобного подхода к изучению специфики эмоциональных реакции у лиц с различными типами ПЛО. Рис. 5. Зависимость времени опознания эмоционально-экспрессивных лиц от степени выраженности эмоций у «правшей»: обозначения по осям: 0—7 — степень выраженности эмоции (0 — минимальная, 7 — максимальная выраженность эмоции); по оси ординат— время реакции, т.е. время между моментом предъявления стимула и нажатием клавиши (в мс) Рис. 7. Зависимость времени опознания эмоционально-экспрессивных лиц от степени выраженности эмоций у «амбидекстров»; обозначения те же, что и на рис. 5. 2. Типы ПЛО и эмоциональные состояния Эмоциональное состояние, понимаемое как пролонгированное переживание каких-либо эмоций, — один из наиболее изученных уровней организации эмоционально-личностной сферы (Л.С.Выготский, 1958). В.Н.Мясишев (1995), выделяя этот уровень в своей трехуровневой концепции эмоций, опирался прежде всего на клинический опыт. Однако изучением эмоциональных состояний, как известно, занимается и общая психология, и особенно — психология индивидуальных различий. Как известно, эмоциональные состояния по знаку подразделяются на два класса — положительные и отрицательные (в соответствии с положительной и отрицательной эмоциональными системами). Однако классификация эмоциональных состояний возможна и по другим основаниям: по модальности, интенсивности, длительности, осознанности и т.д. (...) В настоящей работе эмоциональные состояния изучались с помощью оригинального обонятельного метода. Рис. 6. Зависимость времени опознания эмоционально-экспрессивных лиц от степени выраженности эмоций у «левшей»; обозначения те же, что и на рис. 5 Следует отметить, что до сих пор почти не проводилось исследование эмоциональной сферы через восприятие запахов. Целесообразность его диктуется рядом соображений: обонятельная система тесно связана с «эмоциональным мозгом»; можно предположить, что обонятельная стимуляция имеет преимущественное отношение к элементарному уровню эмоций, так как восприятие запахов менее опосредовано социальными и культурными факторами, чем восприятие других стимулов (С.Л.Рубинштейн, 1946). В исследованиях А.Ж.Моносовой (1989, 1994), А.Ж. Моносовой, Е.Д.Хомской (1993) показана возможность изучения эмоциональной сферы через обонятельные воздействия. Использовались три одоранта, запахи которых оценивались здоровыми испытуемыми как нейтральный, неприятный и приятный. На здоровых испытуемых и больных с изменениями эмоциональной сферы изучалась связь этих эталонов с выражением лица (по фотографии), жестом и цветом. Исследование показало, что в норме первый одорант (напоминающий запах нафталина, бензина, камфоры) преимущественно ассоциируется с синим и серым цветом, фотографией с выражением задумчивости и жестом с таким же определением. Второй запах (гнилостный и прогорклый) ассоциируется преимущественно с черным (у женщин) и коричневым (у мужчин) цветами, фотографией с выражением отвращения, уныния, жестом со значением защиты (у женщин) и агрессии (у мужчин). Третий запах (миндальный, анисовый), как правило, ассоциируется с фиолетовым и желтым цветами, фотографией с выражением радости, мечтания, с жестом, изображающим восхищение, радость. Данная методика позволила выявить половые различия в эмоциональном состоянии и изменение этого состояния при повторных исследованиях, а также дифференцировать состояния эмоциональной сферы в норме и патологии (больных депрессией в депрессивной и гипоманиакальной стадиях, больных шизофренией). Оказалось, что в норме при сопоставлении запахов с невербальными стимулами — цветом, выражением лица и жестом, а также вербальными понятиями (по методике «Семантического дифференциала») наблюдалась в целом согласованная эмоциональная оценка стимулов. У мужчин и женщин выявились определенные различия в оценках всех запахов: оценки
Рис. 8 Распределение средних оценок приятности (А) и интенсивности (Б) нейтрального (J), неприятного (2) и приятного (3) запахов в группах праворуких (п) леворуких (л) и амбидекстров (а) женщин полностью совпали по знаку с оценками мужчин, но бычи выше Поскольку проведенное исследование показало, что данный метод позволяет выявлять новые факты эмоционального реагирования на невербальном и вербальном уровнях и обнаруживать отличия нормы от разных форм патологии, мы сочли возможным применить его в исследовании эмоциональной сферы здоровых лиц с различными профилями латеральной организации мозга методика и испытуемые Исследование состояло из двух серий предварительной и основной В предварительной серии для общей характеристики эмоциональной сферы испытуемых проводилось исследование оценки неопределенных жестов (Я С Куре*., 1982) и выражений лип по фотографиям (А Ж Моносова, 1989, 1994) Испытуемым предлагалось определить жест или выражение лица с помощью наименования соответствующей эмоции В основной серии использовались запаховые эталоны (одоранты 3,4-диметилфенол, индоксилбутират, анисовый альдегид), которые были предварительно отобраны экспертами, не участвующими в остальных опытах Эти одоранты устойчиво оценивались как нейтральный, неприятный и приятный Испытуемым предлагалось оценить приятность запаха (по 10-балльной шкале), оценить интенсивность запаха (по 10-балльной шкале), установить ассоциации запахов с цветом, эмоциональным выражением лица, жестом, настроением Анализ цветовых ассоциаций проводился на основании предположения, что цвета красно-коричнево-желтой гаммы, имеющие короткие длины волн, связаны с повышением уровня бодрствования и характеризуют положительный полюс эмоции Цвета сине-фиолетово-черной области спектра имеют длинные волны и связаны со снижением уровня бодрствования и сдвигом эмоционального фона к отрицательному полюсу (А Ж Моносова, 1994) По параметрам ассоциации запахов с жестами, выражениями лица и настроением подсчитывался процент ошибочных ассоциаций По первым двум параметрам ассоциации считались ошибочными, если для приятного запаха подбирались жесты и выражения лица, обозначающие отрицательную эмоцию, а для неприятного — положительную Результаты испытуемых по данной методике сопоставлялись с их профилями латеральной организации (ПЛО) мозга, выявляемыми по стандартной схеме Исследование проводилось на здоровых испытуемых (47 чел в возрасте 17—28 лет) Ддя обработки результатов использовался кластер-анализ Статистические различия оценивались с помощью t-критерия Стьюдента и непараметрического критерия Уилкоксона1 результаты По результатам выявления ПЛО все испытуемые разделились на три группы праворукис (26 чел), ле-ворукие (10 чел } и амбидекстры (11 чел) Данные группы испытуемых обнаружили определенные различия в эмоциональной оценке запахов и ассоциациях с цветом, жестом, выражением лица, настроением По параметру «приятность» запаха праворукие, леворукие и амбидекстры дали различные результаты (рис 8, А) Максимальные значения по данной шкале (одорант 3} обнаружили праворукие, меньшие — амбидекстры и леворукие (одорант 2) В целом у праворуких все оценки по данной шкале выше, чем у испытуемых с другим типами ПЛО По параметру «интенсивность» запаха (рис 8, Б) праворукие и леворукие также дали различные оценки для приятного (3) и неприятною (2) эталонов Праворукие воспринимают приятный запах как наиболее интенсивный, а неприятный — как наименее интенсивный из всех, леворукие воспринимают интенсивность разных по приятности запахов как почти равную, у амбидекстров наиболее низкие значения этого показателя по всем трем одорантам Таким образом, для праворуких в целом характерен сдвиг оценок к положительному полюсу (они проявчяют себя как большие «оптимисты» в эмоциональном восприятии запахов) Леворукие имеют более низкие показатели, но еще ниже эти показатели у амбидекстров, что позволяет характеризовать этих испытуемых как более «пессимистичных» по сравнению с праворукими Ассоциации запахов с цветом, жестом и выражением лица также различались у лиц с разным типом ПЛО Результаты ассоциации запахов с цветом представлены в табл 1 Мы видим, что праворукие испытуемые обнаруживают предпочтительный выбор цветов красно-коричнево-желтой гаммы для всех запахов (особенно для приятного), что характеризует преоблада1 Экспериментальное исследование выполнено М А Коекиной ние у них положительных эмоциональных оценок по сравнению с таковыми у деворуких и амбидекстров. Таблица 1 Распределение (в %) ассоциаций запахов с цветом в группах испытуемых с различным типом ПЛО
Примечание, А — красный, желтый, коричневый, зеленый цвета; Б —серый, черный, синий, фиолетовый цвета. В ассоциациях запахов с жестами и эмоциональными выражениями лиц на фотографиях наблюдается большой разброс, однако и здесь в целом сохраняется общая тенденция различных эмоциональных ассоциаций у испытуемых с разным типом ПЛО (табл. 2). Подсчет количества «ошибочных» ассоциаций показал, что праворукие в целом более точно определяют эмоции положительного знака, т.е. чаше, чем левору-кие и амбидекстры, ассоциируют приятный запах с эмоционально положительными жестами и выражениями лиц (меньше ошибочных ассоциаций жестов и выражений лиц с приятным запахом). Леворукие и амбидекстры обнаружили противоположную тенденцию Эта группа в целом допускает больше ошибочных ассоциаций при анализе приятного запаха и меньше ~ неприятного, т.е. правильнее дифференцирует эмоции отрицательного знака. Таблица 2 Распределение (в %) ошибочных ассоциаций запахов с жестами и выражениями лица у испытуемых с различным типом ПЛО
При ассоциации запахов с настроением (очень хорошим, очень плохим и настроением в данный момент) подсчитывалось количество «ошибочных» ассоциаций запаха для каждого настроения, причем считалось, что для хорошего настроения ошибочным будет предпочтение неприятного запаха, а для плохого — приятного. Результаты для разных групп представлены в табл. 3. Таблица 3 Распределение (в %) ошибочных ассоциаций запахов с настроением у испытуемых с различным типом ПЛО
Оказалось, что при ассоциации запахов с настроением праворукие допускают больше ошибочных ответов, когда оценивают плохое настроение, в то время как леворукие и амбидекстры дают ошибочные ассоциации запахов с хорошим настроением. Большинство праворуких (80%) для настроения в данный момент подбирают нейтральный или приятный запахи, леворукие (60%) и амбидекстры (60%) в этом случае выбирают неприятный запах. Таким образом, результаты ассоциации запахов с настроением свидетельствуют о сдвиге эмоциональных оценок в целом у праворуких к положительному полюсу и амбидскстров — к отрицательному Задание на ассоциации запахов с настроением в данный момент с учетом интенсивности выбранного запаха позволяет охарактеризовать самооценку испытуемых. В целом, большинство испытуемых для настроения в данный момент выбирает нейтральный или приятный запахи (80%), и тот же запах выбирается для хорошего настроения (86%). Средняя интенсивность выбираемых запахов — 7,3. Таким образом, общая оценка является положительной и чуть выше середины, что согласуется с результатами С.Я.Рубинштейн (1970) и других авторов по исследованию самооценки. Обращают на себя внимание различия праворуких, леворуких и амбидекстров в способности дифференцировать приятный, неприятный и нейтральный запахи. Праворукие имеют способность к более точным ассоциациям приятного запаха со стимулами: цветами красно-желтой гаммы, жестами и выражениями лиц, отражающими положительные эмоции, а также хорошим настроением. Менее правильно ими оцениваются неприятный и нейтральный запахи. Леворукие и амбидекстры наиболее точно оценивают неприятный запах Их ассоциации с неприятным запахом, как правило, соответствуют знаку стимула: это цвета серо-фиолетового диапазона спектра, жесты и выражения лиц, отражающие отрицательные эмоции, а также — плохое настроение. Итак, по результатам эмоциональной оценки приятного и неприятного запахов можно говорить о предпочтительном типе эмоционального реагирования у разных групп испытуемых. Для праворуких характерен сдвиг эмоционального реагирования к положительному полюсу, у леворуких, а также амбидекстров, наблюдается преобладание эмоций отрицательного знака. Исследование показало, что примененная нами методика позволяет оценивать такие параметры эмоций как знак и интенсивность и их ассоциации с цветом, жестом, выражением лица, настроением, что может быть использовано в целях изучения индивидуальных различий эмоциональной сферы в норме. Таким образом, полученные результаты подтвердили возможность применения методики оценки запахов для исследования индивидуальных различий эмоциональной сферы, связанных с различным типом латеральной организации мозга. У здоровых испытуемых обнаружена связь эмоциональных оценок запахов (по знаку, интенсивности и их ассоциациям) с профилем латеральной организации мозга (Е.Д.Хом-ская, М.А.Каёкина, 1993) У трех групп испытуемых (праворуких, леворуких и амбидекстров) наблюдается предпочтительный тип эмоционального реагирования. Праворукие обнаруживают большую чувствительность к эмоциям положительного знака. Для них характерен общий сдвиг эмоционального фона к положительному полюсу (т.е. они более «оптимистичны»). Для леворуких и амби декстров характерно преобладание эмоций отрицательного знака (т.е. они более «пессимистичны»). 3. Типы ПЛО и эмоционально-личностные КАЧЕСТВА Хотя понятие «эмоционально-личностные качества» в современной психологии разработано пока недостаточно, выделение этого уровня эмоционально-личностной сферы совершенно необходимо. Он включает в себя различные эмоционально-личностные явления, и прежде всего те, которые анализируются с помощью психодиагностических методов-тестов, построенных на самоотчетах испытуемых о своем эмоциональном состоянии. Эти методы выявляют прежде всего эмоционально-личностные явления, протекающие на осознанном уровне и характеризующие «эмоциональное самосознание» (самочувствие, настроение, отношение к чему-либо и т.п.). Именно этот уровень эмоционально-личностной сферы был главным объектом исследований проблемы эмоций с позиции концепции межполушарной организации мозга, о которых говорилось выше (см. раздел 1 настоящей статьи). Хотя в этих работах доминантность полушария определялась главным образом по ведущей руке (реже — по руке, ведущему уху и/или глазу), они дали богатый материал о значении межполушарной асимметрии как фактора, определяющего различные характеристики эмоционально-личностной сферы. (...) В настоящей работе эта линия исследований была продолжена. Изучение самооценки своего эмоционального состояния (текущего и постоянного) проводилась на двух выборках испытуемых; «музыкантах» (студенты вокального отделения Московской консерватории) и «немузыкантах» (студенты разных факультетов МГУ). Привлечение музыкантов в качестве объекта исследования проблемы «Типы ПЛО и эмоционально-личностные качества» было продиктовано следующими соображениями. Музыканты традиционно относятся к «художественному типу личности» («Художественный тип человека», 1994). Их профессия требует, с одной стороны — умения адекватно воспринимать эмоциональные стимулы и их градации, с другой — умения передать эмоции голосом (или инструментом). Специалисты говорят о существовании особых «музыкальных эмоций», без которых не может состояться музыкант как профессионал (В.Н.Холопова, 1994). По определению, данному Дж.Верди, сама «музыка — это выражение чувств» (Дж.Верди, 1973). Б.М.Теплов считал, что «способность эмоционально отзываться на музыку... составляет как бы центр музыкальности» (Б.М. Теплое, 1985). Экспериментально-психологические исследования абитуриентов, поступающих в театральные вузы и консерваторию, выявили у этого контингента испытуемых особые эмоциональные качества. По данным В.П.Морозова (1985), «эмоциональный слух» (т.е. способность на слух определять модальность и интенсивность эмоций), определяемый с помощью речевых высказываний, имеющих различные просодические характеристики, у музыкантов в целом лучше, чем у немузыкантов. У музыкантов он в среднем равен 70—85 баллам, у немузыкантов — 60—70. Имеются большие индивидуальные различия, причем хороший «эмоциональный слух» не обязательно совпадает с хорошим музыкальным слухом. У студентов Московской консерватории (400 чел.) — обнаружены статистически значимые различия в распознавании базальных эмоций, выраженных в речевом высказывании. Эмоция «радость» распознается лучше других эмоций (79% правильных ответов); эмоция «гнев» — хуже других (50%). «Печаль» и «страх» — занимают промежуточное положение (69,3% и 67% соответственно). У музыкантов отмечаются более высокие значения такого эмоционального качества как эмпатия, оцениваемого по методике А.Мехрабьяна (A.Mehrabian, N.Epstein, 1972), а также — невербального слуха по сравнению со случайной выборкой испытуемых (В.П.Морозов, Л.Г.Васильева, 1994). Таким образом, музыканты как представители «художественного типа личности» обладают рядом эмоционально-личностных особенностей, что делает их интересным объектом исследования по проблеме «Межполушарная асимметрия и эмоции». методика и испытуемые Методика настоящего исследования включала две группы тестов. Первая была направлена на определение типа межполушарной организации мозга (ПЛО) с помощью стандартных тестов. Вторая — содержала задания, которые адресовались к самооценке испытуемыми своего эмоционального состояния. Это были: а) стандартизированный опросник (Т.Б.Александрова и др., 1983), содержащий 109 вопросов, в том числе касающихся эмоционально-личностной сферы; б) метод идентификации своего состояния с одним из изображенных на картинке (эталоном) по Н.Я.Батовой (Е.Д.Хомская, Н.Я.Батова, 1992); в) тест Спилберге -ра, позволяющий оценить текущую (реактивную) и личностную тревожность («Практикум...», 1990). Применение данных методов должно было выявить, имеются ли различия в распределении типов ПЛО среди музыкантов (студентов консерватории) и немузыкантов (студентов МГУ), каковы особенности самооценки своего эмоционального состояния у этих двух групп испытуемых, имеется ли связь особенностей самооценки с типами ПЛО1. результаты Date: 2016-05-13; view: 447; Нарушение авторских прав |