Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Уровни, лежащие выше уровня 4 page
Регистрация и обработка данных Теппинг регистрировался в виде последовательности времен нажатии/отжатий ключей ответа с помощью компьютерной программы В качестве ключей для теппинга были использованы кнопки компьютерной мыши Использовавшаяся установка позволяла регистрировать продолжительное! ь межударных интервалов с точностью около 10 мс Для каждой записи вычислялись средние значения интервалов, составляющих такт данного ритма, которые далее подвергались статистическому анализу Используемые обозначения В отличие от ритма, обозначаемого последовательностью ударов в такте, межударные интервалы обозначаются I (предыдущий удар, последующий удар), например, I (RR) означает интервал между двумя последовательными ударами правой рукой Другой способ обозначения предполагает использование порядкового номера интервала в такте ритма запись 1 (RRR) относится ко второму по счету интервалу в такте ритма RRR — интервалу, отделяющему второй удар от первого обсуждение результатов Нейропсихологические показатели. Распределения шести нейропсихологических показателей, усредненных по обоим полам отдельно для детей 6 и 7 л^т, показаны на рис 1 Распределения пяти (кроме ППП, имеющего приблизительно колоколообразную форму) показателей далеки от нормальных показатель ВЫП распределен почти равномерно, а распределения показателей УСВ,, УСВ,, ТОН, РК близки к экспонен циальным Такой вид распределений свидетельствует о том, что ошибки, характеризуемые показателями УСВ,, УСВ,, ТОН и РК, наблюдаются сравнительно редко, поэтому наибольшей чувствительностью в смь(с-ле неиропсихопогическои диагностики обладают два параметра ППП и ВЫП Хотя для шести- и семилетних детей распределения качественно сходны, наблюдается тенденция к уменьшению с возрастом ботьшинства нейропсихологических показателей Статистическая значимость этой тенденции оценивалась с помощью многовариантного дисперсионного анализа (MANOVA) Оказалось, что в целом влияние фактора возраста статистически незначимо (Р=0 261) Причем исследование 'отдельных показателей выявило, что лишь выполнение пробы «реципрокная координация» (РК) значимо улучшается с возрастом (F[I,61]=6,095, P-0,016) Взаимосвязь нейропсихологических показателей определялась с помощью коэффициентов парной частной корреляции при устранении не специфического влияния фактора возраста Коэффициенты корреляции оказались незначительными — г(ТОН, ППП)=0,1086, г(ТОН, ВЫП)=0,2746, г(ППП, ВЫП)=0,3041, причем лишь два последних достигают уровня статистической значимости Этот факт позволяет говорить о малой зависимости, а в практическом отношении и о независимости показателей ТОН, ППП и ВЫП и утверждать, что они характеризуют вклад в организацию серийного движения соответственно первого, второго и третьего бл'оков мозга Именно эти показатели мы и будем сравнивать как с временными характеристиками теппин-- га, так и с показателем школьных трудностей Временная структура телпинга. Поскольку большинство обследованных детей были праворукими, а качественный характер связи параметров теппинга с неиропсихологическими показателями и показателем трудностей в обучении оказался одинаковым для унимануального теппинга, выполняемого чевои и правой руками, ниже обсуждаются данные, полученные при выполнении теппинга правой рукой На рис 2, где приведены зависимости длительностей интервалов I(RR) и I(RL) от возраста и типа теппинга, видно, что скорость существенно увеличивается от 6 к 7 годам что хорошо согласуется с литературными данными (А.В.Курганский, 1994 а, б; Ч.Ньокиктьен и др., 1991; R.Duchene et at., 1991). Кроме того, мы видим, что, во-первых, каждый из интервалов 1(RR) и I(RL) становится более продолжительным по мере усложнения движения, в которое он входит как составная часть, и, во-вторых, различные интервалы уменьшаются с возрастом с разной скоростью. Многовариантный дисперсионный анализ (MANOVA), где в качестве факторов использовались возраст (6 и 7 лет) и вид интервала (1(R), I3(RRR), I3(LRR), I,(RL), 1,(LRR), I,(RLL)), показал, что влияние фактора возраста (F|2,42] = 12,66892, р<0,0005), типа интервала (F[4,40J = 62,786, р<0,0005) и их взаимодействие (р[4,40]-4,779, р=0,003) высоко значимы. Наблюдаемая возрастная динамика интервалов ритмического теппинга свидетельствует о том, что выполнение различных его элементов может достигаться за счет использования функциональных систем различной сложности. Таким образом, если скорость выполнения ритмического теппинга как целого характеризует эти системы интегрально, то длительность отдельных интервалов отражает их дифференцирован но. Взаимосвязь нейропсихологических показателей и временной структуры теппинга. Поскольку возрастные изменения нейропсихологических показателей невелики, их можно рассматривать для всей группы испытуемых. В то же время влияние фактора возраста на длительность интервалов ритмического теппинга значительно. Поэтому взаимосвязь нейропсихологических показателей и длительностей интервалов характеризуется коэффициентами частной корреляции при устранении влияния фактора возраста (табл. 1). Общий Рис. 1. Эмпирические распределения нейропсихологических показателей: Л— ТОН; Б- ППП; В— ВЫП; Г— РК; Д — УСВ,; Е— УСВ2; П— 6-летние дети;И — 7-летние; вдоль горизонтальной оси — значение показателя в баллах; вдоль вертикальной оси — количество детей, оцененных соответствующим баллом Рис. 2. Зависимость гомологичных интервалов в различных видах теппинга от возраста: А — интервал RR в простом теппинге (•), унимануальном ритмическом (Ш) и бимануальном ритмическом (А); Б — интервал RL в альтернативном теппинге (•} и LRR(B), RLL (A) характер этой взаимосвязи оказался таков, что чем хуже результаты выполнения нейропсихологических проб, тем с меньшей скоростью выполняется и теппинг. В особенности это относится к показателю ВЫП, что вполне естественно, поскольку именно он отражает собственно серийную организацию движений. Что касается ППП, то такая взаимосвязь обнаруживается лишь в наиболее сложном виде теппинга LRR (табл. 1). Последнее обстоятельство позволяет уточнить специфичный для детей 6—7 лет характер различий в функциональном обеспечении простых и сложных видов теппинга — последние, по-видимому, требуют использования кинестетической информации. Такое энергоемкое вовлечение более развернутых функциональных систем в случае сложных видов теппинга {LRR и RLL) делает понятным наличие значимой корреляции между длительностью интервалов и показателем ТОН. Таким образом, наличие ясно интерпретируемых корреляций нейропсихологических показателей и временных характеристик теппинга позволяет использовать последние в качестве нейропсихологических показателей, Организация серийных движений и трудности в обучении. Сопоставление как нейропсихологических показателей, так и длительностей интервалов в сложном бимануальном теппинге с показателем трудностей, испытываемых ребенком в школьном обучении, показало, что плохо успевающие дети хуже выполняют большинство нейропсихологических проб (табл. 2). У таких детей наблюдается и тенденция к замедленному выполнению теппинга, особенно сложных его видов (табл. 3). Эти тенденции иллюстрирует рис. 3, показывающий явно худшее выполнение большинства нейропсихологических проб детьми с низким Таблица 1 Значения коэффициентов частной корреляции при исключении влияния фактора возраста
Примечание. * — значимые корреляции, ** — высокозначимые корреляции. уровнем успеваемости (рис. 3, А), а также увеличение продолжительности бимануальных интервалов в сложных бимануальных видах теппинга LRR и RLL по мере возрастания показателя трудностей в обучении (рис. 3, Б). Таблица 2 Связь нейропсихологических показателей с показателем трудностей в школьном обучении (усредненные баллы)
Таблица 3 Связь длительностей тактов различных видов теппинга с показателем трудностей в школьном обучении (усредненные по всем детям длительности тактов)
Таким образом, показатели и нейропсихологических проб, и теппинга могут рассматриваться как предикторы трудностей в обучении. Выводы Полученные в настоящей работе данные можно объяснить в рамках системного подхода к мозговой организации деятельности. 1. Из того факта, что интервалы в простых видах теппинга (R, RL) не связаны с нейропсихологичес Рис. 3 Зависимость нейропсихологических показателей (Л) и длительности бимануальных интервалом теппинга (5) от показателя трудностей в школьном обучении А ТОН — незакрашенные круги, ППП — незакрашенные квадраты, 0ЫП — незакрашенные треугольники, РК — закрашенные круги, УСВ, — зАкрашенные квадраты, УСВ2 — закрашенные треугольники Б RL — круги, LR — треугольники (для LPR), LR — квадраты, RU — ромбы (для RLL) кими показателями ТОН и ППП, можно сделать вывод, что мозговая организация.этих видов движений, по-видимому, не предполагает значительного участия вторичных постцентрдльньгх областей (что соответствует данным П Роланда и др (1980). полученным на рзросчых испытуемых), а также сколько-нибудь значительных ресурсов произвольного контроля Однако при усложнении задачи такое участие становится необходимым, о чем свидетельствует связь нейропсихологических показателей ТОН и ППП с временными параметрами наиболее сложных видов теппинга (LRR и RLL) Подобное усложнение в мозговой организации серийных движений позволяет утверждать, что нет единой мозговой организации серийного движения, а есть динамические функциональные системы, меняющиеся в зависимости от сложности и контекста серийного движения 2 При выполнении младшими школьниками ритмов LR.R. и RLL можно наблюдать как синкинезии, так и элементы активного развернутого опосредования (речевого и неречевого) совершаемого движения ребенок слегка покачивает головой в такт движению, отслеживая взглядом движущуюся руку и/или сопровождает движение руки движениями губ Необходимость в таком опосредовании уменьшается с возрастом, что можно объяснить в психологических терминах как процессы свертывания и интериориза-ции (Л С Выготский, 1983), а в терминах физиологии активности — как процессы редукции ведущего уровня афферентации и передачи технических деталей движения фоновым уровням (НА Бернштеин. 1947) 3 В настоящем исследовании, как и в исследованиях других авторов (RDuchen et al, 1991, DIngram, 1975), наблюдались возрастные изменения скорости выполнения серийных движении Сокращение длительностей сопоставимых интервалов более выражено в сложных видах теппинга (Л Ducheneeral, 199I) Представляется, что эти изменения являются следствием как чисто морфологического и физиологического созревания мозга (процессов синаптогенеза, миелинизации), так и прежде всего реорганизации функциональной системы По мере и в силу созревания мозга повышается надежность его специализированных отделов Поэтому-то движение, которое у младших детей требовало взаимодействия многих отделов мозга, старшими детьми может выполняться более автоматизирование, с привлечением меньших ресурсов высших уровней регуляции 4 Системный подход позволяет также понять, почему скорость выпотнения именно сложных видов теппинга связана с показателем ТОН, характеризующим истощение первого функционального блока Действительно, функционирование стожнои системы, вовлекающей множественные ресурсы мозга, в особой степени зависит от первого функционального блока, слабость или недостаточное развитие которого приводят к невозможности построить и удержать в рабочем состоянии достаточно сложную систему В результате используется неадекватная двигатетьнои задаче редуцированная система, что приводит к ошибкам 5 Системный подход позволяет объяснить и связь характера выполнения серийного движения с трудностями в школьном обучении Эта связь двояка Во-первых, учебная деятельность постоянно требует от ребенка серийно организованных действии Во-вторых, и учебная деятельность, и серийные движения обеспечиваются сложными многоуровневыми функциональными системами мозга Возможности свертывания определяются функциональной зрелостью мозы как целого Поэтому дети с меньшей функциональной зрелостью менее способны к свертыванию, что, по- видимому, и является вторым, теперь уже не- специфическим, источником связи между параметрами серийных движений и успешностью обучения Таким образом, в настоящей работе мы показали, что характер сложного серийного движения, оцени васчыи как с помощью показателей выполнения нси-ропсихологических проб, так и с помощью временных параметров сложных видов теппинга. обладает прогностической ценностью в отношении трудностей в обучении Однако, и эго важно подчеркнуть, системный характер организации деятельности предпопагает. что для адекватной оценки организации серийных движений (как и любых произвольных движении) нельзя ограничиваться использованием проб, специфически направленных на исследование функции третьего блока мозга, такую оценку необходимо осуществлять в комплексе с оценкой всех трех функциональных блоков мозга Х.ЭКЛЭН, Г АСЕ АЛЬ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НАРУШЕНИЙ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПОРАЖЕНИЯХ ПРАВОГО И ЛЕВОГО ПОЛУШАРИЙ1 В 1917 г В Погтттельрейтср описал пациента с нарушениями конструктивной деятельности, отметив, что наибольшие трудности возникали в тех случаях, когда требовался зрительный контроль над действием. К-.Кляист (1934) и X Страусе (1924) предложили термин «конструктивная апраксия» для обозначения подобной клинической картины, а в результате серии исследований, осуществленных в интервале между двумя мировыми войнами, конструктивные нарушения стали связываться с поражением доминантного полушария. Однако, согласно работе А.Паттерсона и О.Занг-вила (1944), также возможно соотнесение этих нарушений с дисфункцией задних отделов субдоминантного полушария Действительно, А.Паттерсон и О.Зантвил описали характерные особенности, сопровождающие нарушения конструктивной деятельности у больных с правосторонней локализацией очага поражения, те. способ репродукции модели «линия за линией», при постоянном возвращении к ней («piecemeal approach»)- Впоследствии Дж. Мак Фи и др. (1950) объяснили эту форму конструктивной несостоятельности в терминах дезорганизации пространственного мышления Х.Экаэн и др. (1957) развили эту же гипотезу Они описали пациента, который испытывал трудности как при копировании моделей с перспективой, так и при копировании сложных моделей; особое внимание обращалось на тенденцию заменять горизонтальные линии диагональными и игнорирование левой части рисунка. М.Критчли (1953) подчеркивал, что повреждение левой теменной области, так же как и повреждение правой, а особенно билатеральное повреждение, может сыграть определенную роль в возникновении нарушении конструктивной деятельности Однако Денни Браун (1952) различает левостороннюю конструктивную апраксию, которую он считает истинно концептуальным нарушением, и конструктивную несостоятельность, основанную на восприятии, сопровождающую правосторонние повреждения С другой стороны, Г.Эттлинтер и др (1957) настаивают на пространственной дезорганизации «на концептуальном уровне» Дж. Мак Фи и Зангвил (1950) утверждают, что существует связь между конструктивной апраксией, игнорированием одной стороны пространственного поля, апраксией при одевании и топографическими затруднениями М Пирси и др. (1960) обнаружили, что у больных с правосторонними повреждениями праксические конструктивные затруднения ветре- 1 Нёсаеп Н., Assal G Comparison at constructive deficits following right and left hemispheric lesions // Neuropsychologia 1970 V 8
чаются значительно чаще, чем у левосторонних больных Глубина дефекта значительно больше выражена > правосторонних больных. Эти авторы также описывают природу конструктивного нарушения. Структура копий, выполненных больными с левосторонними поражениями, упрощена и число линии уменьшено, в то время как сходство с моделью сохраняется. Напротив, в рисунках больных с правосторонними поражениями отмечается большее количество линии, чем в рисунках левосторонних больных X Экаэн и Р.Анжелерг (1961) в своем анатомо-клиническом исследовании 280 случаев односторонних рстророландических поражений отмечали существование конструктивной апраксии у 61,6% правосторонних больных и у 39,8% левосторонних Более того, когда была проведена классификация конструктивных нарушений, оказалось, что у правосторонних больных трудности воспроизведения модели с помощью палочек выражены гораздо сильнее, чем у левосторонних больных. Также можно было наблюдать специфическую диагональную ориентацию; эти данные согласуются со специфической ориентацией, наблюдаемой при пространственной дисграфии, часто связываемой с конструктивными трудностями. Также следует подчеркнуть пользу, которую испытуемый извлекает из модели для левосторонних больных ее присутствие оказывается полезным, для правосторонних больных это не так Со своей стороны М Пирси и Ф.Смит признают не качественные, а количественные различия в пространственных трудностях у левосторонних и правосторонних больных. Л.Коста и X Ванган (1962) подчеркивают, что при правосторонних поражениях нарушения праксиса являются частью более распространенном зрительно-пространственной дезорганизации А Бентон и М Фогель (1962) указывают на различие в степени конструктивных нарушений, которое зависит от способа выполнения задания нарисовать или построить из кубиков. Таким образом, Э Воррингтон и др. (1966) считают, что в тех случаях, когда тест требует лишь перерисовки модели, нарушения свидетельствуют не о конструктивных затруднениях, а о трудностях рисования. Те же авторы отметили различия в рисунках правосторонних и лево<. -оронних больных. У больных с апраксией при правосторонней локализации очага поражения не отмечается увеличения числа углов при копировании куба, в то же время в случае копирования звезды имеет место уменьшение величины углов, а при рисовании на свободную тему — большое количество деталей Далее, у правосторонних больных рисунки асимметричны и в течение тестовых серий не происходит обучения. Напротив, при конструктивной апраксии, возникающей при левосторонних поражениях, авторы отмстили увеличение числа углов при копировании куба, увеличение величины углов при копировании звезды, употребление меньшего числа деталей при рисовании на свободную тему. В рисунках не наблюдалось никакой асимметрии, и, наконец, они показали существование «обучения» от попытки к попытке. Они пришли к заключению, что, возможно, у правосторонних больных природа трудностей связана с интеграцией пространственной информации, а у левосторонних больных — с планированием Однако в недавнем сообщении Г.Арригони и Э Ренци (1964) высказывают сомнение в специфичности конструктивных затруднений у правосторонних больных По их мнению, большая степень выраженности конструктивной апраксии у правосторонних больных определяется большей массивностью поражений, в то время как левосторонние больные не могут выполнить тест из-за афазии Но, как показал А Бентон (1967), в основе аргументов итальянских авторов может лежать статистический артефакт Исследования А Р Лурия (i 964) также имеют непосредственное отношение к дискуссии Он проводит различие между двумя типами конструктивных нарушении течи, которые возникают в результате лобных поражении мозга, и теми, которые возникают в результате поражений тсменно-затылочных его зон В первом случае представляется вероятным, что нарушение отражает потерю способности «планирования» Вот почему наличие ключевых ориентиров облегчило бы выполнение теста больным с данным конструктивным нарушением Однако А Р Лурия не принимает во внимание латеритизацию поражения, а этот фактор, по нашему мнению, играет наиболее важную роль Как мы видим, хотя и не существует единого мнения, большая часть исследователей склонна видеть не только количественную, но и качественную разницу между правосторонней и левосторонней апраксиеи Клинически правосторонняя и левосторонняя ап-раксия могут быть дифференцированы на основе различия их связей с другими нарушениями Более того, при правосторонних поражениях они находятся под вчиянием визуально-пространственных нарушении, при левосторонних — под влиянием речевых нарушении К тому же при этом последнем типе поражения мы видим еще один тип нарушении праксиса речь идет об идеомоторнои и идеационнои апраксиях В этих случаях нарушение определяется главным образом пос-ледоватечьиостью разчичных движении, составляющих единое действие Старшее поколение исследователей называло это явление «I'esquisse ideatoire» действия, а теперь его называют «планированием» В заключение мы напоминаем, что определенное число проявлении зависит от повреждения задней зоны стыка левого полушария что, по всей видимости, указывает на потерю контроля и программирования, очевидную при исследовании различных функции языка (проводниковая афазия), соматогнозии (пальцевая агнозия), счета (акалькулия) Таким образом, можно предположить, что, если мы зададим ботьным с апраксиеи некоторые ключевые ориентиры для того, чтобы они сконструировали копии предложенной модели, то зто окажется полезным лишь тем больным, которые испытывают трудности в программировании Однако, если нарушена переработка пространственной информации, резуль тат копирования может даже ухудшиться Таким образом, заранее заданные ориентиры (намечающие часть фигуры, которая должна быть скопирована) могут улучшить выполнение задания левосторонними больными и не повлияют на результаты копирования правосторонних больных Целью нашей работы не является исследование всех аспектов конструктивной деятельности при правосторонних и левосторонних поражениях мозга, мы хотим лишь убедиться в достоверности изложенно-10 выше утверждения () Группе пациентов и контротънои группе была предложена одна и та же батарея тестов, направленная на исследование конструктивных способностей К тому же группа пациентов была подвергнута нейро-психотогичсскому обследованию, однако в этой работе мы не будем останавливаться на результатах этого обсчсдования Исследование конструктивного праксиса включало копирование моделей к>бов, домов, велосипе363 дов, копирование к>ба с использованием некоторых ключевых ориентиров заранее нанесенных на бумагу завершение 4 кубов, у каждого из которых не хватает 3 ребер, копирование куба соединением 7 точек, обозначающих вершины, наконец, дорисовывание куба Неккера, у которого две грани заданы с самого начала, эта фигура вначале рисовалась на глазах пациента () Воспроизведение серый абстрактных предметных моделей с помощью палочек В качестве абстрактных моделей использовались зигзаги из 3 4 и 5 элементов а также сложные формы без перспектив, состоящие из 9 элементов Далее, тест состоял в воспроизведении модели куба (9 элементов), дома (11 элементов) () Предпринимая настоящее исследование, мы главным образом хотели увидеть, существует ли различие в механизмах, возможно воздействующих на конструктивные деятельности, зависящие от латерализации поражения, однако нас не интересовали проблемы их частоты или интенсивности Анализ выполнения задании 32 испытуемыми, выбранными на основании наличия констр>ктивных трудностей и определенного уровня формального образования (подтверждающего в контрольной группе успешность выполнения серии), показал четкое различие облегчающего влияния ключевых ориентиров у правосторонних и левосторонних больных Введение этих ориентиров не облетает выполнение задания для правосторонних больных и приносит несомненную пользу левосторонним больным В то же время, если введением ориентиров была улучшена работа у всех левосторонних больных то в группе правосторонних мы также видим улучшение выполнения, хотя и менее выраженное, () по сравнению с простым копированием Эти результаты согласуются с часто наблюдаемым фактом, что при левосторонних поражениях конструктивные задания лучше выполняются в присутствии модели, в то время как при правосторонних нарушениях не наблюдается улучшения, а даже имеет место ухудшение выполнения задания Некоторые наиболее яркие примеры этого нарушающего влияния зрительной информации у правосторонних больных были приведены в работе 8 Поппельреитера (1917) и позже в работ е X Ван Донгена и Д Фортуина (1968) Наоборот, апраксия, возникающая при левостороннем поражении, улучшается зрительной информацией (ориентирами) Вог почему некоторые авторы видят основной дефект в выполнении (F Duensmg, 1952, Е К Warrmgton et al, 1966) Но наши результаты более прямо подтверждают представления, согласно которым конструктивные трудности, наблюдаемые при левосторонних поражениях, определяются трудностями планирования при рисовании Действительно, заданные ключевые ориентиры, по веси видимости, компенсируют дефект, фиксируя программу исполнения действия Это благотворное влияние ориентиров наблюдается вне зависимости от существ) ющеи клинической картины улучшение всегда выше у левосторонних больных, чем у правосторонних () Мы также отмечаем что при левосторонних поражениях больные с дефектом зрительного поля показывают лучшие результаты при простом копировании куба, дома, велосипеда, и это различие статистически значимо Напротив, при правостороннем поражении группа больных без дефекта зрительного поля получала более высокую оценку, чем ipynna больных с подобным дефектом Однако различие остается незначительным Сравнивая оценки копирования по заданным ориентирам мы видим что они выше у больных с нормальным зрительным полем, чем у больных с дефектом зрительного поля; это в равной степени относится как к левосторонним, так и к правосторонним больным: различие статистически значимо только в последней ситуации. Date: 2016-05-13; view: 402; Нарушение авторских прав |