Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поражениями головного мозга





С помощью описанных методик были обсле- ~~ дованы 54 больных с очаговыми поражениями мозга различной локализации. При обработке материалов ис­следования получены следующие результаты.

«Классификация» (табл. 1). Как видно из таблицы, больные с поражением правой лобной области досто­верно большее количество фотографий относят к груп­пе «безразличие». Также было получено, что в целом при поражении правого полушария имеет место тен­денция к вьшелению большего количества групп. Боль­ные с поражением левой лобной области достоверно меньшее количество фотографий относят к группе «ра­дость». Обращает на себя внимание тот факт, что больные с поражением левого полушария мозга незави-симо от внугриполушарной локализации большее ко­личество фотографий объединяют в группу «гнев», Также в случае левосторонних поражений мозга отмеча­ется тенденция относить меньшее количество фото­графий к группе «удивление» в противоположность больным с поражением правого полушария мозга.

«Четвертый лишний» (табл. 2). При выполнений данной методики оказалось, что больные с пораже­нием передних отделов мозга в большинстве проб об­наруживают достоверное отличие от результатов, полученных на здоровых испытуемых. В наибольшей степени это проявляется в случае поражения левой лобной доли. Наименьшее по сравнению с другими больными суммарное количество нарушений обна­руживают больные с поражением правой теменной об­ласти.

«Узнавание» (табл. 3). Было получено, что досто­верно большее количество ошибок при узнавания эта-

Таблица 1

«Классификация». Коэффициенты сопряженности локализации поражения мозга с количеством фотографий, отнесенных к каждой группе, и количеством выделенных групп (%*, рз

 

 

 

Группы Локализация поражения
Fs F, Ts Td Р8 Ра S
f Радость -6
Горе ~ -7 -~
ъ Гнев +5,2 +4,8 +7,5
f страх ' -5
f Безразличие +5   _ +4
Удивление +8 -S
Количество выделенных групп +5,6 ~ +5,4 _ +4

" Примечание. Здесь и далее содержатся только зна­чимые коэффиценты сопряженности; Fs — левая лоб­ная область; Fa — правая лобная область; Ts — левая височная область; Т0 — правая височная область; Р5 — левая теменная область; Pd — правая теменная область; S — левое полушарие; D — правое полушарие.

Таблица 2

«Четвертый лишний». Коэффициенты сопряжен­ности локализации поражения мозга с наличи­ем ошибок в каждом задании (х~,р£0,05)

 

 

задания Локализация поражения
Fs Fa Т, Td Ps Ра Передние отделы мозга Задние отделы мозга
  +6,8 +4,4 +7,8
 
  +8 -5
  +4,2 +7,4
и -4 __
ичество бок -7,4 -4,6

лонной фотографии допускают больные с поражени­ем правого полушария мозга, особенно в случае пора­жения лобной и теменной областей. При этом наибольшее количество ошибок больные с пораже­нием правой лобной доли демонстрируют при узнава­нии фотографии, изображающей гнев. В свою очередь больные с левосторонними поражениями при выпол­нении данной методики обнаруживают достоверно меньшее количество ошибок. При этом минимальное количество ошибок при узнавании фотографии липа.

Таблица 3

«Узнавание». Коэффициенты сопряженности локализации поражения мозга с наличием оши­бок при узнавании выражения лица, сходного с эталоном (х2, р<0,05)

 

 

 

nb Группы   Локализа!. ия пос, ажени я
Fs Ts Р„ S D Передние отделы мозга
  Гнев -6,4 +4 -4,4
  Радость _ __
  Горе
Количество ошибок -6 -7 +4,6 -6,4 -6,4

выражающего гнев, допускают больные с поражени­ем левой височной области. Обращает на себя внима­ние тот факт, что в целом больные с поражением передних отделов мозга демонстрируют худшие резуль­таты при выполнении данной методики, чем больные с поражением задних отделов мозга.

«Ранжирование». Анализ материала, полученного при выполнении данного задания, показал, что ре­зультаты больных с поражением правой лобной области в наибольшей степени удалены от ранжировки, в кото­рой здоровые испытуемые как наиболее неприятную оценивали фотографию лица, выражающего страх. В противоположность этому результаты левосторонних больных в наибольшей степени удалены от ранжировки, в которой здоровые испытуе­мые отдают предпочтение фотографии лица с неярко выраженной радостью, и прибли­жены к ранжировкам, в которых предпоч­тение отдается эмоциям горя и страха.


Полученные при исследовании больных результаты можно разделить на три группы. К первой группе относятся факты относи­тельно роли правого полушария мозга в механизмах, связанных с эмоциональным состоянием.

В работе показано, что больные с поражением правой лобной области по методике «Классификация» достоверно большее количество фотографий относят к группе «безразличие». Имеется целый ряд литера­турных данных, в которых показана преобладающая

роль правого полушария в осуществлении эмоцио­нальных реакций, в частности, связь правого полу­шария мозга с аффективным тонусом (С.В.Бабенкова, \97\; Л.Я.Балонов, В.Л.Леыин, 1976; С.В.Кеасовец, 1980

и др.).

Основываясь на этих литературных данных, по­лученные в нашей работе результаты можно интер­претировать как ослабление у больных с поражением правого полушария выраженности эмоциональных состояний, в силу чего при опознании эмоциональ­ного выражения лиц, изображенных на фотогра­фиях, они большее количество фотографий относят к группе «безразличие».

При выполнения методики «Классификация» так­же было получено, что больные с поражением право­го полушария мозга выделяют достоверно большее по сравнению с другими больными количество групп. По методике «Узнавание» правополушарные больные об­наруживают достоверно большее количество ошибок в противоположность больным с поражением левого полушария. Можно думать, что полученные результа­ты объясняются нарушением критериев сравнения эмо­ционально-экспрессивных выражений. В ряде работ показано, что правое полушарие связано с эмоцио­нальной экспрессией (Л.Я.Балонов, В.Л.Деглин, 1976; Н.Н.Брагина, Т.А.Доброхотова, 1981 и др.). Полученные нами факты согласуются с этими литературными дан­ными.

В качестве второй группы результатов можно выделить данные относительно различной связи ле­вого и правого полушарий мозга с положительны­ми и отрицательными эмоциями.

По методике «Классификация» показано, что по­ражение левого полушария мозга коррелирует с уве­личением количества фотографий, относимых к группе «гнев». В то же время поражение левой лобной доли связано с уменьшением количества фотографий, от­несенных к группе «радость».

По методике «Узнавание» получено, что больные с поражением правой лобной области чаще ошибают­ся при узнавании эмоции «гнев». Достоверно реже по сравнению с другими больными при узнавании дан­ной эмоции допускают ошибки больные с поражени­ем левой височной области.

Наконец, по методике «Ранжирование» обна­ружено, что левополушарные больные по своим результатам приближены к ранжировкам, в которых предпочтение отдается эмоциям горя и страха, и уда­лены от ранжировки, где на первом месте стоит ярко выраженная радость. В свою очередь результаты боль­ных с поражением правой лобной доли достоверно удалены от ранжировки, в которой предпочтение от­дается эмоции страха.


Все перечисленные результаты позволяют гово­рить о том, что при поражении левого полушария мозга нарушаются преимущественно механизмы, свя­занные с узнаванием, оценкой и классификацией по­ложительных эмоций. И наоборот, при поражении правого полушария страдают механизмы, связанные с отрицательным эмоциональным реагированием. Имеются литературные данные, в которых также по­казана преимущественная связь правого полушария с отрицательными эмоциями и левого — с положи­тельными (С.В.Бабенкова, 1971; Л.Я.Балонов, В.Л.Дег-лин, 1976; Т.А.Доброхотова, 1974 и др.).

Наконец, в качестве третьей группы результа­тов мы выделяем данные, относящиеся к наруше­нию процессов обобщения и анализа эмоциональных переживаний. Было получено, что по методике «Четвертый лиш­ний» наибольшее количество ошибок демонстрируют больные с поражением передних отделов мозга, пре­имущественно левого полушария. В то же время боль­ные с поражением задних отделов правого полушария обнаруживают достоверно меньшее по сравнению с другими больными суммарное количество ошибок по данной методике.

Исходя из этих результатов, можно думать, что наибольшая роль в механизмах анализа и обобще­ния принадлежит передним отделам мозга, в особен­ности — левой лобной области. В настоящее время общеизвестно участие лобных долей мозга в организа­ции сложных интеллектуальных операций, высших гностических процессов и других сложных форм орга­низации высших психических функций (А.Р.Лурия, Л.С.Цветкова, 1965; А.Р.Лурия, 1969; Е.Д.Хомская, 1972). Данные нашего исследования позволяют гово­рить о том, что эта роль лобных долей, в особенности левой лобной области, оказывается весьма существен­ной также в процессах анализа и обобщения эмоцио­нальных состояний.

Можно также отметить, что предлагаемые мето­дики в определенной мере могут расцениваться как методики проективного типа. Анализируя некоторые психологические механизмы, которые имеют место при оценке и узнавании испытуемыми эмоциональ­ного выражения лица, мы видим, что большое значе­ние здесь, по-видимому, имеет содержащийся в памяти опыт эмоционального реагирования самого испытуе­мого. Вероятно, при оценке той или иной фотографии испытуемый мысленно воспроизводит аналогичное изображенному на фотографии выражение лица, и, основываясь на этой идентификации, извлекает из эмоциональной памяти соответствующее эмоциональ­ное переживание. Далее идентифицированное эмоцио­нальное переживание становится объектом процессов сравнения, классификации и обобщения, т.е. в резуль­татах нашего эксперимента должны найти отражение такие аспекты эмоциональной сферы испытуемых, как особенности индивидуального опыта эмоциональных переживаний, особенности эмоционального состоя­ния испытуемых, способность испытуемого к анализу и обобщению эмоционального переживания.


Таким образом, проведенное исследование по­казало, что апробированная батарея методик дает возможность изучать эмоциональную сферу как здо­ровых испытуемых, так и больных с локальными поражениями головного мозга.

Тестирование больных с помощью данных мето­дик способно выявить участие отдельных мозговых образований в процессе восприятия эмоционального состояния другого человека и может служить допол­нительным приемом топической диагностики.

Результаты, полученные в данной работе, так­же позволяют сделать ряд предварительных выводов.

Показано, что поражение правого полушария мозга связано с нарушением оценки степени выраженности эмоциональных состояний, а также с нарушением критериев анализа и сравнения эмоционально-эксп­рессивных изображений.

Данные, полученные по методикам «Классифи­кация», «Узнавание» и «Ранжирование» позволяют говорить о преимущественной связи левого полушария с положительными эмоциями, а правого — с отрица­тельными.

Показано, что обобщение эмоционально-эксп­рессивных изображений нарушается при поражении передних отделов мозга, преимущественно левой лобной области.


Д. В. ОЛЬШАНСКИЙ ИССЛЕДОВАНИЯ НАРУШЕНИЙ САМООЦКНКИ У БОЛЬНЫХ С ЛОКАЛЬНЫМИ ПОРАЖЕНИЯМИ МОЗГА

Целями настоящей работы были: 1) апробация методик, позволяющих выявить и квантифииировать две системы самооценки (эмоционально-чувствеиной и когнитивной — по А.Р.Лурия, 1944]; 2) анализ этих систем и их нарушений при локальных поражениях мозга.

методики







Date: 2016-05-13; view: 540; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию