Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Поражениями головного мозга
С помощью описанных методик были обсле- ~~ дованы 54 больных с очаговыми поражениями мозга различной локализации. При обработке материалов исследования получены следующие результаты. «Классификация» (табл. 1). Как видно из таблицы, больные с поражением правой лобной области достоверно большее количество фотографий относят к группе «безразличие». Также было получено, что в целом при поражении правого полушария имеет место тенденция к вьшелению большего количества групп. Больные с поражением левой лобной области достоверно меньшее количество фотографий относят к группе «радость». Обращает на себя внимание тот факт, что больные с поражением левого полушария мозга незави-симо от внугриполушарной локализации большее количество фотографий объединяют в группу «гнев», Также в случае левосторонних поражений мозга отмечается тенденция относить меньшее количество фотографий к группе «удивление» в противоположность больным с поражением правого полушария мозга. «Четвертый лишний» (табл. 2). При выполнений данной методики оказалось, что больные с поражением передних отделов мозга в большинстве проб обнаруживают достоверное отличие от результатов, полученных на здоровых испытуемых. В наибольшей степени это проявляется в случае поражения левой лобной доли. Наименьшее по сравнению с другими больными суммарное количество нарушений обнаруживают больные с поражением правой теменной области. «Узнавание» (табл. 3). Было получено, что достоверно большее количество ошибок при узнавания эта- Таблица 1 «Классификация». Коэффициенты сопряженности локализации поражения мозга с количеством фотографий, отнесенных к каждой группе, и количеством выделенных групп (%*, рз
" Примечание. Здесь и далее содержатся только значимые коэффиценты сопряженности; Fs — левая лобная область; Fa — правая лобная область; Ts — левая височная область; Т0 — правая височная область; Р5 — левая теменная область; Pd — правая теменная область; S — левое полушарие; D — правое полушарие. Таблица 2 «Четвертый лишний». Коэффициенты сопряженности локализации поражения мозга с наличием ошибок в каждом задании (х~,р£0,05)
лонной фотографии допускают больные с поражением правого полушария мозга, особенно в случае поражения лобной и теменной областей. При этом наибольшее количество ошибок больные с поражением правой лобной доли демонстрируют при узнавании фотографии, изображающей гнев. В свою очередь больные с левосторонними поражениями при выполнении данной методики обнаруживают достоверно меньшее количество ошибок. При этом минимальное количество ошибок при узнавании фотографии липа. Таблица 3 «Узнавание». Коэффициенты сопряженности локализации поражения мозга с наличием ошибок при узнавании выражения лица, сходного с эталоном (х2, р<0,05)
выражающего гнев, допускают больные с поражением левой височной области. Обращает на себя внимание тот факт, что в целом больные с поражением передних отделов мозга демонстрируют худшие результаты при выполнении данной методики, чем больные с поражением задних отделов мозга. «Ранжирование». Анализ материала, полученного при выполнении данного задания, показал, что результаты больных с поражением правой лобной области в наибольшей степени удалены от ранжировки, в которой здоровые испытуемые как наиболее неприятную оценивали фотографию лица, выражающего страх. В противоположность этому результаты левосторонних больных в наибольшей степени удалены от ранжировки, в которой здоровые испытуемые отдают предпочтение фотографии лица с неярко выраженной радостью, и приближены к ранжировкам, в которых предпочтение отдается эмоциям горя и страха. Полученные при исследовании больных результаты можно разделить на три группы. К первой группе относятся факты относительно роли правого полушария мозга в механизмах, связанных с эмоциональным состоянием. В работе показано, что больные с поражением правой лобной области по методике «Классификация» достоверно большее количество фотографий относят к группе «безразличие». Имеется целый ряд литературных данных, в которых показана преобладающая роль правого полушария в осуществлении эмоциональных реакций, в частности, связь правого полушария мозга с аффективным тонусом (С.В.Бабенкова, \97\; Л.Я.Балонов, В.Л.Леыин, 1976; С.В.Кеасовец, 1980 и др.). Основываясь на этих литературных данных, полученные в нашей работе результаты можно интерпретировать как ослабление у больных с поражением правого полушария выраженности эмоциональных состояний, в силу чего при опознании эмоционального выражения лиц, изображенных на фотографиях, они большее количество фотографий относят к группе «безразличие». При выполнения методики «Классификация» также было получено, что больные с поражением правого полушария мозга выделяют достоверно большее по сравнению с другими больными количество групп. По методике «Узнавание» правополушарные больные обнаруживают достоверно большее количество ошибок в противоположность больным с поражением левого полушария. Можно думать, что полученные результаты объясняются нарушением критериев сравнения эмоционально-экспрессивных выражений. В ряде работ показано, что правое полушарие связано с эмоциональной экспрессией (Л.Я.Балонов, В.Л.Деглин, 1976; Н.Н.Брагина, Т.А.Доброхотова, 1981 и др.). Полученные нами факты согласуются с этими литературными данными. В качестве второй группы результатов можно выделить данные относительно различной связи левого и правого полушарий мозга с положительными и отрицательными эмоциями. По методике «Классификация» показано, что поражение левого полушария мозга коррелирует с увеличением количества фотографий, относимых к группе «гнев». В то же время поражение левой лобной доли связано с уменьшением количества фотографий, отнесенных к группе «радость». По методике «Узнавание» получено, что больные с поражением правой лобной области чаще ошибаются при узнавании эмоции «гнев». Достоверно реже по сравнению с другими больными при узнавании данной эмоции допускают ошибки больные с поражением левой височной области. Наконец, по методике «Ранжирование» обнаружено, что левополушарные больные по своим результатам приближены к ранжировкам, в которых предпочтение отдается эмоциям горя и страха, и удалены от ранжировки, где на первом месте стоит ярко выраженная радость. В свою очередь результаты больных с поражением правой лобной доли достоверно удалены от ранжировки, в которой предпочтение отдается эмоции страха. Все перечисленные результаты позволяют говорить о том, что при поражении левого полушария мозга нарушаются преимущественно механизмы, связанные с узнаванием, оценкой и классификацией положительных эмоций. И наоборот, при поражении правого полушария страдают механизмы, связанные с отрицательным эмоциональным реагированием. Имеются литературные данные, в которых также показана преимущественная связь правого полушария с отрицательными эмоциями и левого — с положительными (С.В.Бабенкова, 1971; Л.Я.Балонов, В.Л.Дег-лин, 1976; Т.А.Доброхотова, 1974 и др.). Наконец, в качестве третьей группы результатов мы выделяем данные, относящиеся к нарушению процессов обобщения и анализа эмоциональных переживаний. Было получено, что по методике «Четвертый лишний» наибольшее количество ошибок демонстрируют больные с поражением передних отделов мозга, преимущественно левого полушария. В то же время больные с поражением задних отделов правого полушария обнаруживают достоверно меньшее по сравнению с другими больными суммарное количество ошибок по данной методике. Исходя из этих результатов, можно думать, что наибольшая роль в механизмах анализа и обобщения принадлежит передним отделам мозга, в особенности — левой лобной области. В настоящее время общеизвестно участие лобных долей мозга в организации сложных интеллектуальных операций, высших гностических процессов и других сложных форм организации высших психических функций (А.Р.Лурия, Л.С.Цветкова, 1965; А.Р.Лурия, 1969; Е.Д.Хомская, 1972). Данные нашего исследования позволяют говорить о том, что эта роль лобных долей, в особенности левой лобной области, оказывается весьма существенной также в процессах анализа и обобщения эмоциональных состояний. Можно также отметить, что предлагаемые методики в определенной мере могут расцениваться как методики проективного типа. Анализируя некоторые психологические механизмы, которые имеют место при оценке и узнавании испытуемыми эмоционального выражения лица, мы видим, что большое значение здесь, по-видимому, имеет содержащийся в памяти опыт эмоционального реагирования самого испытуемого. Вероятно, при оценке той или иной фотографии испытуемый мысленно воспроизводит аналогичное изображенному на фотографии выражение лица, и, основываясь на этой идентификации, извлекает из эмоциональной памяти соответствующее эмоциональное переживание. Далее идентифицированное эмоциональное переживание становится объектом процессов сравнения, классификации и обобщения, т.е. в результатах нашего эксперимента должны найти отражение такие аспекты эмоциональной сферы испытуемых, как особенности индивидуального опыта эмоциональных переживаний, особенности эмоционального состояния испытуемых, способность испытуемого к анализу и обобщению эмоционального переживания. Таким образом, проведенное исследование показало, что апробированная батарея методик дает возможность изучать эмоциональную сферу как здоровых испытуемых, так и больных с локальными поражениями головного мозга. Тестирование больных с помощью данных методик способно выявить участие отдельных мозговых образований в процессе восприятия эмоционального состояния другого человека и может служить дополнительным приемом топической диагностики. Результаты, полученные в данной работе, также позволяют сделать ряд предварительных выводов. Показано, что поражение правого полушария мозга связано с нарушением оценки степени выраженности эмоциональных состояний, а также с нарушением критериев анализа и сравнения эмоционально-экспрессивных изображений. Данные, полученные по методикам «Классификация», «Узнавание» и «Ранжирование» позволяют говорить о преимущественной связи левого полушария с положительными эмоциями, а правого — с отрицательными. Показано, что обобщение эмоционально-экспрессивных изображений нарушается при поражении передних отделов мозга, преимущественно левой лобной области. Д. В. ОЛЬШАНСКИЙ ИССЛЕДОВАНИЯ НАРУШЕНИЙ САМООЦКНКИ У БОЛЬНЫХ С ЛОКАЛЬНЫМИ ПОРАЖЕНИЯМИ МОЗГА Целями настоящей работы были: 1) апробация методик, позволяющих выявить и квантифииировать две системы самооценки (эмоционально-чувствеиной и когнитивной — по А.Р.Лурия, 1944]; 2) анализ этих систем и их нарушений при локальных поражениях мозга. методики Date: 2016-05-13; view: 540; Нарушение авторских прав |