Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Пути повышения эффективности использования кредитов в организации
Проведенный выше анализ показал, что СПК имени Кутузова неэффективно использует долгосрочные кредиты, что снижает доходность и рентабельность предприятия. Поскольку СПК имени Кутузова является фондоемким предприятием со значительным внешним финансированием, в целях повышения эффективности использования заемных средств рекомендуется управлять прибылью (т.е. обеспечивать оптимальный уровень чистых денежных средств) и сформировать кредитную политику. Важнейшим направлением обеспечения эффективности использования заемных средств является грамотная кредитная политика предприятия. У СПК имени Кутузова имеются проблемы с чистым денежным потоком, которые укрупнено можно разделить на две группы: · проблемы реализации, когда выручки нет, так как продукция не находит покупателя; · проблемы кредитной политики, когда предприятие не можем получить оплату за отгруженный товар или оказанную услугу. Современный этап экономического развития страны характеризуется значительным замедлением платежного оборота, вызывающим рост дебиторской задолженности на предприятиях. Поэтому важной задачей финансового менеджмента является эффективное управление дебиторской задолженностью, направленное на оптимизацию общего ее размера и обеспечение своевременной инкассации долга. Для решения имеющихся проблем и в целях эффективного управления дебиторской задолженностью СПК имени Кутузова рекомендуется разработать и осуществлять особую финансовую политику по управлению дебиторской задолженностью (или кредитную политику по отношению к покупателям продукции). Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации. Инкассирование долгов - очень важная, но неприятная работа, поэтому руководители зачастую непроизвольно игнорируют ее. В большинстве случаев, когда возникают проблемы с денежным потоком, менеджеры направляют свои усилия на рост реализации продукции или услуг. И достигается прямо противоположный результат: чем больше продажи в условиях слабого инкассирования, тем хуже чистый денежный поток [33, c. 14]. Основной критерий эффективности кредитной политики - это рост доходности по основной деятельности предприятия либо вследствие увеличения объемов продаж (что будет происходить при либерализации кредитования), либо за счет ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности (чему способствует ужесточение кредитной политики). Инструменты кредитной политики представляют собой как шаблоны для оценки потенциальных дебиторов, так и регламент или процедуры работы соответствующей службы. Следуя трем основным вопросам кредитной политики, возможно, выделить ряд инструментов, определяющих ответы на них. Ответ на вопрос «кому предоставлять кредит?» в большей степени зависит от риска невозврата кредита или затягивания сроков распоряжения полученными ресурсами. Поэтому распределение покупателей по группам риска является одной из основных задач кредитной политики. Одним из наиболее распространенных инструментов для решения этой задачи является метод оценки кредитной истории (credit scoring). Он основан на ранжировании покупателей по ряду выбранных показателей и введению критериев принятия решения по предоставлению кредита. Использование данного метода помогает оценить насколько рискованно предоставление отсрочки платежа тому или иному покупателю [34, c. 6]. Расчет взвешенных оценок по всем крупным дебиторам позволяет определить приоритеты при рассмотрении вариантов их кредитования. Таким образом, предприятие делает первый шаг в оптимизации структуры дебиторской задолженности. Любая коммерческая структура всегда ограничена в финансовых ресурсах, поэтому задача эффективного их распределения при минимальных рисках наиболее актуальна. Если метод оценки кредитной истории позволяет взвесить риски, связанные с предоставлением кредитов отдельным покупателям, то метод определения оптимального срока кредита (the economic time of credit) дает представление об эффективности коммерческой сделки, отвечая на вопрос об условиях размещения коммерческого кредита. Предприятия выступают кредиторами для своих покупателей вовсе не из доброго отношения к ним. Основной лейтмотив подобных сделок заключается в попытках увеличения объемов продаж. К сожалению, находясь в слабой конкурентной позиции большинство предприятий чаще рассматривают вопрос сокращения рынков сбыта при отказе акцептовать ужесточающие требования покупателей. В принципе, это лишь оборотная сторона все той же зависимости: обычно увеличение сроков дебиторской задолженности ведет к росту объемов продаж. Расчет оптимальной политики по срокам кредитов сводится к сравнению дополнительных доходов, полученных в результате роста продаж и затрат, связанных с финансированием возросшей дебиторской задолженности. Основными параметрами постановки и реализации кредитной политики являются: · объем продаж по отдельным группам товаров (также может проводится сегментация по территориальному признаку); · объем инвестиций в дебиторскую задолженность и стоимость привлекаемого для этих целей капитала (бесплатность задолженности перед персоналом и основными поставщиками является лишь кажущейся, принося неисправимый ущерб предприятию в более длительной перспективе); · величина невозвратных долгов по дебиторской задолженности. Разрабатывая стандарты предоставления коммерческих кредитов предприятия вовсе не вводит новые нормативы, обязательные к исполнению и однозначные в своем толковании. Стандарты скорее заключаются в минимально допустимых условиях, которые должны выполняться покупателями, чем в нормируемых величинах объемов и сроков кредитования. Поэтому чаще всего задаются стандарты не абсолютными значениями, а некоторыми интервалами [35, c. 4]. Кредитная политика, обеспечивающая достижение целей по выручке от реализации и максимизирующая прибыль, сопутствующая кредитованию покупателей, называется эффективной кредитной политикой. В связи с этим, критерием эффективности кредитной политики является максимизация эффекта от инвестирования в дебиторскую задолженность. Разработка и внедрение эффективной кредитной политики необходимы предприятиям, у которых есть дебиторская задолженность (чем больше задолженность, тем острее необходимость во внедрении данной технологии), предприятиям с недостаточно высокой скоростью обращения дебиторской задолженности, а также тем, кто не представляет, как можно относиться к продажам в кредит как к инвестиционному проекту, дающему реальную отдачу на инвестиции. Таким образом, целями эффективной кредитной политики являются: · увеличение объемов реализации продукции в краткосрочном и долгосрочном периоде для достижения требуемой прибыльности; · максимизация эффекта (дохода) от инвестирования финансовых средств в дебиторскую задолженность; · достижение требуемой оборачиваемости дебиторской задолженности; · ограничение относительного роста просроченной дебиторской задолженности, в том числе сомнительной и безнадежной задолженности в структуре дебиторской задолженности. Формирование политики управления дебиторской задолженностью предприятия (кредитной политики по отношению к покупателям продукции) осуществляется по следующим основным этапам: 1. Анализ дебиторской задолженности предприятия в предшествующем периоде. 2. Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции. 3. Определение возможности суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) и потребительскому кредиту. 4. Формирование системы кредитных условий. 5. Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условия предоставления кредита. 6. Формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности. 7. Обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования дебиторской задолженности. 8. Построение эффективных систем контроля за движением и своевременной инкассацией дебиторской задолженности. Для уменьшения риска дебиторской задолженности необходимо обратить внимание на управление счетами дебиторов. Управлять счетами дебиторов нужно для того, чтобы увеличить размер прибыли и уменьшить риск. В связи с этим управляющие предприятием должны принимать конкретные меры: · определить срок просроченных остатков на счетах дебиторов, сравнивания их с нормами в отрасли и с прошлым; · пересматривать сумму кредита, исходя из оценки финансового положения клиентов; · когда возникают проблемы с получением денег, получать залог на сумму, не меньшую, чем сумма на счете дебитора; · продавать счета дебиторов, если при этом получается экономия; · избегать дебиторов с высоким риском. Таким образом, применение кредитной политики в СПК имени Кутузова поможет повысить эффективность использования внутренних ресурсов предприятия, а так же уменьшить напряжение при погашении кредитов. Острым для предприятия является вопрос привлечения кредитов при достаточно низкой кредитоспособности. Оптимизация решений по привлечению капитала – это процесс исследования множества факторов, воздействующих на ожидаемые результаты, в ходе которого на основе ранее установленных критериев оптимизации аналитиками осуществляется рациональный выбор наиболее эффективного варианта привлечения капитала [20, c. 45]. Эффективность использования заемных средств влияет на общие показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Управление заемными средствами – это неотъемлемая часть финансового менеджмента на предприятии, активно применяемая для осуществления финансового планирования и разработки финансовой стратегии предприятия [21, c. 32]. Одним из основных условий повышения эффективности кредитов является наличие у предприятия достаточной суммы прибыли, влияющей на величину рентабельности капитала. Ключевым вопросом финансового прогнозирования становится анализ и прогноз способности предприятия обеспечить такую прибыль по основной деятельности, которая гарантировала бы своевременное погашение кредита и процентов по нему. Привлекая заемные средства, руководство предприятия предполагает, что активы, сформированные за счет заемных средств, будут в дальнейшем генерировать прибыль. Наращивание прибыли может быть достигнуто как увеличением доходов, так и снижением затрат. Величина доходной части определяется выручкой от реализации продукции, которая и представляет собой основной фактор наращивания прибыли. Увеличивая выручку, тем не менее нельзя добиться равновеликого увеличения прибыли; иными словами, прирост выручки в размере 30% не означает автоматического наращивания прибыли в тех же размерах. Точнее, такое равновеликое наращивание может иметь место, но, во-первых, лишь теоретически и, во-вторых, в том случае, если все затраты – переменные [29, c. 47]. На практике такого не бывает, поскольку зависимость между выручкой и затратами имеет нелинейный характер, кроме того, с изменением выручки различные виды затрат могут вести себя совершенно по-разному. Чтобы предприятию не утратить свой нынешний финансово-экономический статус, остаться «на плаву» или достигнуть более высоких результатов деятельности, руководству СПК имени Кутузова необходимо постоянно изыскивать резервы увеличения прибыли. Резервы роста прибыли – это количественно измеримые возможности ее дополнительного получения. Существуют следующие резервы роста прибыли: увеличение объема и цены выпускаемой продукции, изменение ее ассортимента, снижение затрат выпускаемой продукции, а именно: материальных, трудовых, амортизации, условно-постоянных расходов и структурных сдвигов в товарной продукции.
Заключение Проведенное дипломное исследование было направлено на исследование учета расчетов по долгосрочным кредитам и займам, предоставленным СПК имени Кутузова, а также анализ их использования. Данное исследование было проведено на основании практических данных и материалов СПК имени Кутузова. Долгосрочные кредиты и займы на сегодняшний день они являются наиболее распространенными способами финансирования хозяйственной деятельности организаций, решения их финансовых проблем. Порядок и условия кредитования определены банковским законодательством. В ходе написания дипломной работы были использованы такие методы как исследование основных видов кредитов и займов, полученных в изучаемой организации, изучение нормативной базы, анализ финансового состояния и финансовой характеристики СПК имени Кутузова. В СПК имени Кутузова применяется журнально—ордерная форма бухгалтерского учета предоставленных кредитов и займов, регистры бухгалтерского учета стандартизированы. Учет ведется вручную. По состоянию на 01.11.2015 г. СПК имени Кутузова заключено 3 долгосрочных кредитных договоров. Погашение задолженности по полученным кредитам происходит в части процентов ежемесячно в течение всего срока действия кредитного договора, в части основного долга – в рассрочку в соответствии с графиками погашения кредита. В организации вся информация о полученных кредитах, а также все последующие расчеты по этим кредитам отражаются на счетах бухгалтерского учета. На счете 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» в СПК имени Кутузова обобщается информация о состоянии расчетов по полученным долгосрочным кредитам (срок более двенадцати месяцев). Субсчета к данному счету на предприятии не открывались. Аналитический учет по счету 67 на предприятии ведется в ведомости аналитического учета расчетов по кредитам и займам ф. № 26-АПК: здесь приводится информация о кредитодателе, показывается общая сумма кредита по кредитному договору, указывается срок, на который получен кредит, вводится информация о процентной ставке по кредиту. Огромное значение для работы предприятия имеет наличие оптимального количества собственных и заемных средств. В структуре СПК имени Кутузова Новогрудского района преобладают собственные средства, их доля составляет в структуре собственного капитала и обязательств баланса около 60% на протяжении всего анализируемого периода. А прирост стоимости собственного капитала в 2014 г. по сравнению с 2012 г. составил 25428 млн. руб., а по сравнению с 2013 г. – 4655 млн. руб. В структуре заемных средств на протяжении всего анализируемого периода долгосрочные кредиты и займы имеют значительный удельный вес. Но их доля снизилась с 52,7% в 2012 году до 29,2% в 2014 году. Снижение суммы долгосрочных кредитов и займов за данный период составило 7648 млн. руб., или 23,4 %. При этом также велик удельный вес кредиторской задолженности, который на конец 2014 года составил 43,5% от общей суммы заемных средств и за рассматриваемый период вырос на 27,9%. Кредиторская задолженность выросла более чем в четыре раза, т. е. с 9711 млн. руб. в 2012г. до 37367 млн. руб. в 2014 г., ее абсолютный прирост составил 27656 млн. руб. Проведенный анализ кредитоспособности СПК имени Кутузова представляет собой финансовую оценку эффективности деятельности предприятия: оценку ликвидности, рентабельности, оборачиваемости и финансовой устойчивости, а так же оценку кредитоспособности предприятия по существующим скорринговым моделям, которые позволяют классифицировать предприятие по уровню риска банкротства. Date: 2016-05-23; view: 1073; Нарушение авторских прав |