Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функции современной науки





Сферы культуры

 

а

б


 



 

Деление культуры на материальную и духовную весьма условно, так как провести грань между ними порой бывает очень сложно, потому что в «чистом» виде они просто не су­ществуют: духовная культура может воплощаться и в матери­альных носителях (книгах, картинах, орудиях труда и т. д.). Понимая всю относительность различия между материальной и духовной культурой, большинство исследователей тем не менее полагают, что оно все же существует.

Наименование функции Ее содержание
Познавательная Формирование целостного представления о народе, стране, эпохе
Оценочная Осуществление дифференциации ценнос­тей, обогащение традиций
Регулятивная (нормативная) Формирование системы норм и требований общества ко всем индивидам во всех облас­тях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения)
Информативная Осуществление передачи и обмена знания­ми, ценностями и опытом предшествующих поколений
Коммуникатив­ная Сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совер­шенствование личности через общение
Социализации Усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к са­мосовершенствованию
 

 

Мой конспект: заполнить таблицу Функции культуры

Наименование функции Ее содержание
Познавательная  
Оценочная  
Регулятивная (нормативная)  
Информативная  
Коммуникатив­ная  
Социализации  

Под духовной жизнью общества обычно понимают ту об­ласть бытия, в которой объективная реальность дается людям не в форме противостоящей предметной деятельнос­ти, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемлемой частью его личности.

Мой конспект: понятие духовная жизнь

Понятие Родовой признак Видовой признак
духовная жизнь    

 

Духовная жизнь человека возникает на основе его практиче­ской деятельности, является особой формой отражения окру­жающего мира и средством взаимодействия с ним.

К духовной жизни относят, как правило, знания, веру, чувства, переживания, потребности, способности, стремле­ния и цели людей. Взятые в единстве они составляют духов­ный мир личности.

Мой конспект: понятие духовный мир личности

Понятие Родовой признак Видовой признак
духовный мир личности    

Духовная жизнь тесно связана с другими сферами общест­ва и представляет собой одну из его подсистем.

Элементы духовной сферы жизни общества: мораль, наука, искусство, религия, право.

Духовная жизнь общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эс­тетическое, религиозное, политическое, правовое сознание.

Мой конспект: понятие духовная жизнь

1. Элементы духовной сферы жизни общества:

  1. формы и уровни общественного сознания:

Мой конспект: структура духовной жизни

1.духовные потребности:

2.духовная деятельность:

3.духовные ценности:


 


                 
   
   
Духовные потребности
 
   
Представляют собой объек­тивную нужду людей и обще­ства в целом со­здавать и ос­ваивать духов­ные ценности
 
   
Социализация личности
 
 
 

 

 


Образец задания

| А1. | Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о культуре?

А. Культура — совокупность ценностей, общий уровень ин­теллектуального, нравственного, эстетического развития лю­дей.

Б. Культура — совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны


Тема 2. Формы и разновидности культуры:
народная, массовая и элитарная;
молодежная субкультура

Когда речь идет о многообразии культур, то оно пони­мается по-разному.

Типология культуры

Основа классификации Типы культуры
Связь с религией Культуры религиозные и светские
Региональная принадлежность Восточная и западная, средиземномор­ская, латиноамериканская
Регионально-этни­ческая особенность Русская, французская ит.д.
Принадлежность к историческому типу общества Культуры традиционного, индустриаль­ного и постиндустриального общества
Хозяйственный уклад Культура охотников и собирателей, земледельцев, скотоводов, индустриаль­ная культура
Сфера жизни общества или вид деятельности Культура производства, экономическая, политическая, педагогическая, экологи­ческая, художественная и пр. культуры
Связь с территорией Сельская и городская культуры
Специализация Обыденная и специализированная куль­туры
Уровень мастерства и вид аудитории Высокая, или элитарная, народная, массовая культуры
 

 


Мой конспект: заполнить таблицу Типология культуры

Основа классификации Типы культуры
Связь с религией  
Региональная принадлежность  
Регионально-этни­ческая особенность  
Принадлежность к историческому типу общества  
Хозяйственный уклад  
Сфера жизни общества или вид деятельности  
Связь с территорией  
Специализация  
Уровень мастерства и вид аудитории  
 

Однако чаще всего, говоря о многообразии культур, под­разумевают три формы культуры: элитарную, народную, массовую и две ее разновидности: субкультуру (от лат. sub — под) и контркультуру (от лат. contra — против).

Мой конспект: три формы культуры

1.элитарная:

2.народная:

3.массовая:

Мой конспект: разновидности культуры:

1.культура:

2.контркультура:

Мой конспект: влияние массовой культуры на духовную жизнь общества

Позитивное

Негативное

 


 

Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества
Позитивное Негативное
• Утверждает простые и понят­ные представления о мире лю­дей, о взаимоотношениях меж­ду ними, об образе жизни, что позволяет многим людям лучше ориентироваться в современ­ном, быстро меняющемся мире • Снижает общую планку духовной культуры общества, поскольку потакает невзыскатель­ным вкусам «массового человека»

 

 


Позитивное Негативное
•Ее произведения не выступают средством авторского самовыра­жения, а непосредственно обра­щены к читателю, слушателю, зрителю, учитывают его запросы •Отличается демократичностью (ее «продуктами» пользуются представители разных социаль­ных групп), что соответствует нашему времени •Отвечает запросам, потребнос­тям многих людей, в том числе и потребности в интенсивном отдыхе, психологической раз­рядке •Имеет свои вершины — литера­турные, музыкальные, кинема­тографические произведения, ко­торые уже по сути могут быть от- несенык «высокому» искусству •Ведет к стандартизации и унификации не только об­раза жизни, но и образа мыслей миллионов людей •Рассчитана на пассивное потребление, так как не стимулирует никаких творческих импульсов в духовной сфере •Насаждает мифы в созна­нии людей («миф Золуш­ки», «мифпростогопар- ня» и т. д.) •Формирует у людей через массированную рекламу искусственные потребности •Используя современные СМИ, подменяет для мно­гих людей реальную жизнь, навязывая опреде­ленные представления и предпочтения
 

 

Критерием наличия и сформированности субкультуры яв­ляется совокупность всех ее параметров.

Составляющие и признаки субкультуры: знание (карти­на мира в узком смысле слова); ценности; стиль и образ жиз­ни; социальные институты как системы норм; навыки, уме­ния, способы осуществления, методы; социальные роли и ста­тусы; потребности и склонности.


Мой конспект: Составляющие и признаки субкультуры: Массовая и элитарная культуры не враждебны друг другу. Достижения, художественные приемы, идеи «элитарного ис­кусства» через некоторое время перестают быть новаторски­ми и перенимаются массовой культурой, повышая ее уровень. В то же время массовая культура, приносящая прибыль, дает возможность кинокомпаниям, издательствам, домам моделей оказывать поддержку «творцам» элитарного искусства.

Мой конспект: массовая и элитарная культуры не враждебны друг другу, т.к.

Молодежная субкультура часто рассматривается как де­виантная (отклоняющаяся), выражающая некую степень оп­позиции господствующей культуре. Она развивается чаще всего на основе своеобразных стилей в одежде и музыке и свя­зана с развитием общества потребления, создающего все но­вые и новые рынки продукции, нацеленные прежде всего на молодежь. Молодежная культура — это культура демонстративного потребления. Ее возникновение связано также с по­вышением роли и значения свободного времени, досуга, во­круг которого и формируются все отношения. Молодежная субкультура сосредоточивается также в большей степени на дружбе в группе сверстников, а не на семье. Кроме того, рост жизненного уровня позволяет осуществлять масштабные экс­перименты с образом жизни, поиск иных, отличных от куль­туры взрослых, культурных оснований своего существования.

Мой конспект: молодежная субкультура

1. рассматривается как

2. развивается на основе

3. ее возникновение связано с по­вышением роли и значения

4. сосредоточивается в большей степени на

5. позволяет осуществлять масштабные экс­перименты

Образец задания

| В6. | Прочитайте приведенный ниже текст, в котором про­пущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, ко­торые необходимо вставить на место пропусков.

«Первоначально во взаимодействии инновации и.

в культуре доминирующую роль играет последняя, закреп­ляющая и удерживающая медленно накапливавшиеся нов­шества. Причем эта система на ранних стадиях развития об­щества по необходимости характеризуется крайней жестоко­стью, не допускает и тени (2). Чем глубже в

прошлое, тем более мы видим человека запеленутым в рече­вые и образные штампы и трафареты, в формулы оценок и ____________ (3), в формулы житейской (4),

.(5), верований. Он разгружен

от необходимости думать: почти на всякий случай жизни, по­чти на всякий вопрос есть изречение, пословица, цитата,

стих, пропись, обобщенный художественный_ (6)».

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для запол­нения пропусков.


A) образ Е) рассудок

Б) поведение Ж) преемственность

B) демократия З)традиция

Г) новаторство И) мудрость

Д) искусство

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

    СО      
           
Ответ: ЗВБИЕА.  

 

Тема 3. Средства массовой информации

Огромное влияние на формирование духовных образцов (эталонов) массовой культуры оказывают средства массовой информации (СМИ).

Средства массовой информации представляют собой:

• Совокупность всех каналов передачи информации: пе­чать (газеты, журналы, бюллетени, информационные лист­ки и т. д.); радио; телевидение; кинематограф; видео; Ин­тернет.

• Совокупность всех жанров, посредством которых ре­ализуется все содержание массовой информации: заметка; интервью; репортаж; отчет; корреспонденция; комментарий; обозрение; беседа; ток-шоу; пресс-конференция; анкета; очерк; эссе; интерактивный опрос; фельетон; памфлет.

Мой конспект: средства массовой информации представляют собой:

1. совокупность всех каналов передачи информации:

2. совокупность всех жанров, посредством которых ре­ализуется все содержание массовой информации: Совокупность всех жанров, посредством которых ре­ализуется все содержание массовой информации:

Средства массовой информации влияют не только на чув­ства, умонастроения, социальные установки, ценностные ориентации и т.д.,но и на то, в какой форме и какими спосо­бами они распространяются среди различных социальных групп, как проявляются в деятельности и поведении послед­них. Их огромная роль станет особенно очевидной, если учесть, что инструменты коммуникации и знания, как тако­вые, являются одновременно инструментами власти.

Оперативность и динамичность, широкое использование документальных и художественных форм способствуют тому, что СМИ быстро и эффективно воздействуют на духовную жизнь общества, на сознание широчайших народных масс. Они могут достаточно оперативно и легко склонить общест­венное мнение в поддержку каких-то конкретных целей, кам­паний, того или иного политического курса и т. п. СМИ спо­собствуют восприятию и усвоению людьми господствующих ценностей, идеалов, идейно-политических установок и т. д. СМИ, характеризующиеся универсальностью, стандартизи­руют и формируют однородную культуру, унифицируют мне­ния, ориентации, установки, поведенческие ориентиры.

Словесное выражение информации, особенно для аудио­визуальных СМИ, не единственный и не всегда самый глав­ный элемент информационной деятельности. Всевозрастаю­щий поток образов, символов, сигналов отодвигает слово не только как средство передачи, но и как элемент культуры на­шего времени. СМИ приобретают роль основного агента про­изводства и распределения культуры.

Мой конспект: роль СМИ

1. средства массовой информации влияют не только на …,но и на то,

2. инструменты коммуникации и знания, как тако­вые, являются одновременно

3. Оперативность и динамичность, широкое использование документальных и художественных форм способствуют тому, что СМИ быстро и эффективно воздействуют на

4. СМИ, характеризующиеся универсальностью, стандартизи­руют и формируют

5. Всевозрастаю­щий поток образов, символов, сигналов отодвигает слово не только как …, но и как элемент … на­шего времени.

6. СМИ приобретают роль основного агента про­изводства и распределения культуры. СМИ приобретают роль … про­изводства и распределения культуры.

 

Функции СМИ

Наименование функции Ее содержание
Коммуникативная Установление контакта с массовой аудито­рией как совокупностью субъектов, имею­щих цель получить информацию
Непосредственно­ организаторская Отражение роли СМИ как «четвертой власти» в обществе
Идеологическая (социально-ориен- тирующая) Оказание влияния на мировоззренческие основы и ценностные ориентации общества, на самосознание людей, их идеалы и стрем­ления, включая мотивацию поведения
Культурно-образо­ вательная Участие в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных цен­ностей, воспитание людей на образах обще­мировой культуры
Рекламно-справоч­ ная Удовлетворение утилитарных запросов в связи с различными увлечениями разных слоев общества (сад, огород, туризм, шах­маты, коллекционирование и т. д.)
Рекреативная Создание условий для развлечений, сня­тия напряжения, получения удовольствия

 

 

Мой конспект: заполнить таблицу Функции СМИ

Наименование функции Ее содержание
Коммуникативная
Непосредственно­ организаторская
Идеологическая (социально-ориен- тирующая)
Культурно-образо­ вательная
Рекламно-справоч­ ная
Рекреативная

 

Образец задания

| В3. | Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положе­ние которого пронумеровано.

(1) На сегодняшний день пресса, радио и телевидение стали неотъемлемыми атрибутами современной жизни. (2) В совет­ский период в массово-информационной сфере не было такого разнообразия изданий и передач, представляющих весь спектр мнений. (3) Среди исследователей массовой коммуникации существует мнение, утверждающее, что в советское время ме­тоды воздействия на аудиторию носили принудительный ха­рактер. (4) На наш взгляд, демократическое общество прино­сит с собой иные модели воздействия на население, поскольку теперь работает не армейская иерархия, а игра на равных. Определите, какие положения текста носят:

А) фактический характер Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

    СО  
       
Ответ: ААББ.  

 

Тема 4. Искусство, его формы, основные направления

Искусство — центральное звено эстетической культуры, особая форма общественного сознания.

Существует ряд теорий происхождения искусства:

— биологизаторская — происхождение искусства из по­требности привлечения внимания противоположного пола. Искусство возникает из душевного волнения, психики, нахо­дящейся в состоянии конфликта, в моменты преобразования и переключения энергии элементарных влечений на цели вы­сокой творческой деятельности;

— игровая — причины возникновения искусства в потреб­ности расходования человеком нерастраченной в трудовой де­ятельности энергии, в необходимости тренировки для усвое­ния социальных ролей;

— магическая — искусство — форма различных видов ма­гии, внедренной в повседневную деятельность еще первобыт­ного человека;

— трудовая — искусство — результат труда: полезные ка­чества произведенных предметов становятся объектом худо­жественного наслаждения.

Мой конспект: теории происхождения искусства

1.

2.

3.

4.

Искусство — практическая деятельность человека, на­правленная на освоение и создание эстетических ценнос­тей. Искусство выражает эстетическое отношение к миру. Оно создает особую реальность — художественную, в которой эстетическое отражение мира, как правило, мало связано с утилитарными потребностями человека.

Мой конспект: понятие искусство

Понятие Родовой признак Видовой признак
искусство    

В обществе существуют разные взгляды на искусство: ис­кусство — подражание природе; «природа — лучший мастер форм». Искусство — творческое самовыражение личности или знаково-символическая концепция.

Мой конспект: в обществе существуют разные взгляды на искусство:

1.

2.

3.

Предмет искусства — человек, его отношения с окру­жающим миром и другими индивидами, а также жизнь лю­дей в определенных исторических условиях. Жизнь людей отражается в искусстве во всем многообразии в форме худо­жественных образов, которые, будучи результатом вымысла, тем не менее являются отражением действительности и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений. С помощью художественного образа про­исходит процесс художественного обобщения, выделения су­щественных признаков познаваемых предметов.

Форма бытия искусства — художественное произведе­ние, имеющее видовую и жанровую определенность и осу­ществляющееся в качестве материального предмета — знака, который передает людям определенную художественную кон­цепцию, обладающую эстетической ценностью.

Искусство как феномен культуры подразделяют на ряд ви­дов, каждый из которых обладает специфическим языком, своей знаковой системой: архитектура (зодчество); живопись (жанры: портрет, натюрморт, пейзаж, бытовой жанр, анима­листический жанр, исторический жанр); скульптура (станко­вая, декоративная, монументальная); декоративно-приклад­ное искусство; литература; музыка; театр; цирк; балет; кино; фотоискусство; эстрада.

Искусство как форма художественного познания обладает спецификой: является образным и наглядным; использует особые способы воспроизведения окружающей действитель­ности, средства, при помощи которых происходит создание художественных образов (слово; звук; цвет и т. д.); играет большую роль в процессе познания, воображения и фантазии познающего субъекта.

Искусство выполняет в обществе множество разнообраз­ных функций, по поводу содержания которых между сторон­никами различных теорий ведутся споры.

Мой конспект: характеристика искусства 1.предмет искусства— 2.форма бытия искусства- 3. искусство как феномен культуры подразделяют на рядви­дов, 4. искусство как форма художественного познания обладаетспецификой:Искусство как форма художественного познания обладаетспецификой:  

 


Функции искусства
Наименование функции Ее содержание
Общественно-преобра­зующая Оказывая идейно-эстетическое воз­действие на людей, включает их в на­правленную деятельность по преобра­зованию общества
Художественно-кон­цептуальная Анализирует состояние окружающего мира
Воспитательная Формирует личность, чувства и мыс­ли людей
Эстетическая Формирует эстетические вкусы и по­требности человека
Утешительно-компен­саторная Восстанавливает в сфере духа гармо­нию, утраченную человеком в реаль­ной действительности, способствует сохранению и восстановлению психи­ческого равновесия личности

 

 

Предвосхищения Предвосхищает будущее
Внушающая Воздействует на подсознание людей, на человеческую психику
Гедонистическая (от греч. наслаждение) Доставляет людям удовольствие
Познавательно-эврис­тическая Отражает и осваивает те стороны жиз­ни, которые труднодоступны науке

Мой конспект: заполнить таблицу

  Наименование функции Ее содержание
  Общественно-преобразующая  
  Художественно-концептуальная  
  Воспитательная  
  Эстетическая  
  Утешительно-компен­саторная  
Предвосхищения    
Внушающая    
Гедонистическая (от греч. наслаждение)    
Познавательно-эврис­тическая    
         

Образец задания

Изложите свои мысли (с

Образец задания

Изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятых в приведенных высказываниях проблем. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

«Цель искусства — не греза, ареальная жизнь» (Р. Роллан).

«Искусство любят те, кому не удалась жизнь» (В. Ключев­ский).

Комментарий: мини-сочинение (эссе) по обществознанию должно:

— соответствовать базовой обществоведческой науке (фило­софии, социальной психологии, экономике, социологии и др.), к которой отнесена анализируемая проблема (вы­сказывание мыслителя);

— содержать относительно узкий круг подлежащих рассмот­рению вопросов, которые раскрываются с опорой на зна­ния, полученные при изучении курса обществознания (от­вечайте на вопросы типа: С какими основными компонен­тами обществоведческого знания связана рассматриваемая тема? Что я должен (на) знать, чтобы раскрыть ее?);

— включать ясно выраженное и аргументированное собст­венное понимание проблемы и отношение к ней (отвечай­те на вопросы типа: Согласен (на) ли я с этим высказывани­ем? Или не согласен (на)? Или согласен (на) не во всем? По­чему? В чем состоит моя собственная позиция по данной проблеме?);

— содержать термины, понятия, обобщения, факты, приме­ры, связанные с конкретной, ставшей предметом анализа проблемой (отвечайте на вопросы типа: Какие известные мне из курса обществознания понятия и термины я должен (на) привести? Какие теоретические обобщения мне следу­ет учесть? Какими фактами, примерами я могу подтвер­дить свое мнение? Убедительны ли они?); отличаться кор­ректностью в их использовании;

— характеризоваться свободной композицией, непринужден­ностью повествования, парадоксальностью, внутренним смысловым единством, небольшим объемом, продуманной структурой:

• Начинать эссе следует с ясного и четкого определения личной позиции: «Я согласен (на) с данным мнением»; «Я не могу присоединиться к этому утверждению»; «В данном высказывании есть то, с чем я согласен (на), и то, что ка­жется мне спорным».

• Уже в следующем предложении уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе. Не стоит дословно повторять это утверждение. Важно так раскрыть его основную мысль, чтобы стал очевиден контекст, кото­рый определит ее содержание и сущность.

• Основная часть эссе представляет собой относительно раз­вернутое изложение вашего собственного мнения в отно­шении поставленной проблемы.

Каждый тезис необходимо аргументировать, используя факты и примеры из общественной жизни и личного социаль­ного опыта:


 

Целесообразно, чтобы каждый абзац эссе содержал только

одну основную мысль.

• В заключительном предложении (абзаце) подводятся итоги работы.

Иногда бывает уместно перечислить вопросы, которые свя­заны с темой, но остались нераскрытыми, или указать на аспекты и связи, в которых рассмотренная проблема при­обретает новое измерение.

К достоинствам эссе можно отнести:

— наличие краткой информации об авторе высказывания, ставшего темой эссе (например, «политический деятель», «английский историк», «общественный деятель» и т. д.);

— включение имен его предшественников, последователей или научных противников;

— описание различных точек зрения на проблему или раз­ных подходов к ее решению;

— наличие указания на многозначность используемых поня­тий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе;

— присутствие указания на альтернативные варианты реше­ния проблемы.

Тема 5. Наука

 
 

Наука — форма духовной деятельности людей, направ­ленная на производство знаний о природе, обществе и о са­мом познании, имеющая непосредственную цель постиже­ния истины и открытия объективных законов.

Мой конспект: понятие наука

Понятие Родовой признак Видовой признак
наука    

 

Мой конспект: структура науки:

1. Социальный инсти­тут:

2. Отрасль духовного производства:

3. Особая система знаний:

  1. Основнаяпродукция:

Современная

 
 

наука — явление многогранное по своим основным признакам и характеристикам.

Наука подразделяется на множество отраслей знания, ко­торые различаются между собой тем, какую сторону действи­тельности, форму материи они изучают.

Основа классификация Виды науки
Предмет и метод познания — Науки о природе: естествознание — Науки об обществе: обществознание (гуманитарные, социальные науки) — Науки о познании и мышлении: логи­ка, гносеология, диалектика — Технические науки и математика
 

 

Основа классификация Виды науки
«Удаленность» от практики — Фундаментальные науки: отсутствует прямая ориентация на практику — Прикладные науки: присутствует не­посредственная ориентация на примене­ние результатов научного познания для решения производственных и социально­практических проблем

 

Мой конспект: заполнить таблицу Классификация наук

Основа классификация Виды науки
Предмет и метод познания  
 

 

«Удаленность» от практики

Границы между отдельными науками условны и подвижны. По мере накопления научных знаний, информации требуется все большая специализация ученых, дифференциация науки, ее дробление на более узкие области. В то же время идет про­тивоположный процесс — интеграция научного знания.

Современные ученые предлагают несколько моделей раз­вития научного знания.

Наименование модели Ее содержание
1. Постепенное раз­витие науки Истоки любого нового знания можно найти в прошлом, а работа ученого должна сводиться лишь к внимательно­му изучению работ своих предшест­венников
2. Развитие науки че­рез научные револю­ции Периодически любая наука должна пере­живать коренную смену господствую­щих в ней представлений и переходить от «этапа спокойного развития» к «эта­пу кризиса и смены парадигм»1
3. Развитие науки че­рез приближение к познавательным стандартам естество­знания За эталон принимаются теоретические построения и методы естествознания, прежде всего — физики. Отсюда и кри­терии любого научного знания: точность, доказательность, экспериментальная проверяемость
4. Развитие через ин­теграцию научного знания Строить систему знания на основе извле­чения ее элементов из различных науч­ных дисциплин: использование теории и методов других наук
1 Парадигмой называется господствующая система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный исторический пе­риод и позволяет ученым и обществу успешно решать стоящие на по­вестке дня мировоззренческие и практические задачи.  

 

Мой конспект: понятие парадигма

Понятие Родовой признак Видовой признак
парадигма    

Мой конспект: заполнить таблицу Модели раз­вития научного знания.

Наименование модели Ее содержание
1. Постепенное раз­витие науки  
2. Развитие науки че­рез научные револю­ции  
3. Развитие науки че­рез приближение к познавательным стандартам естество­знания  
4. Развитие через ин­теграцию научного знания  

 

  Общество
    •Потребности развития общества •Материально-техническая база общества
   
Наука
   
  Внутренние законы науки
  •Преемственность (сохранение положительного содержания старых знаний в новых) •Чередование относительно спокойных пери­одов развития и периодов «крутой ломки» фундаментальных законов и принципов (научные революции) •Сочетание процессов дифференциации и ин­теграции •Углубление и расширение процессов матема­тизации и компьютеризации
 

 

Мой конспект: общество и наука

1.общество:

А)

Б)

2.внутренние законы науки:

А)

Б)

В)

Г)

Функции современной науки

Наименование функции Ее содержание
Культурно-миро­ воззренческая Помогает человеку не только объяснить из­вестные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явле­ния окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоз­зрение, научные представления — часть общего образования, культуры
Познавательно­ объяснительная Осуществляет познание и объяснение уст­ройства мира и законов его развития
Прогностическая Осуществляет прогнозирование последст­вий изменения окружающего мира, рас­крывает возможные опасные тенденции развития общества, формулирует рекомен­дации по их преодолению

 

 

Мой конспект: заполнить таблицу Функции современной науки

Наименование функции Ее содержание
Культурно-мировоззренческая  
Познавательно­-объяснительная  
Прогностическая  

Образец задания

В1.Запишите слово, пропущенное в схеме.

Наука:

1. фундаментальная,

2….

Ответ: прикладная.

2.

 

Тема 6. Социальная и личностная значимость образования

Среди социальных институтов современного общества об­разование играет одну из важнейших ролей.

Образование — один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институ­тов, как семья, школа, средства массовой информации.

Мой конспект: понятие образование

Понятие Родовой признак Видовой признак
образование    

Цель образования — приобщение индивида к достиже­ниям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния.

Основной путь получения образования — обучение и само­образование, т. е. если знания, умения и навыки приобрета­ются человеком самостоятельно, без помощи других обу­чающих лиц.

Мой конспект: образование

1.цель образования:

2. основной путь получения образования:

Функции образования

Наименование функции Ее содержание
Экономиче­ская Формирование социально-профессиональной структуры общества, где люди способны осваи­вать научные и технические новшества и эф­фективно использовать их в профессиональной деятельности
Социальная Социализация личности, воспроизводство соци­альной структуры общества. Образование — важнейший канал социальной мобильности
Культурная Использование раннее накопленной культуры в целях воспитания индивида, развития его твор­ческих способностей
 

 

Мой конспект: заполнить таблицу Функции образования

 

Функции образования

Наименование функции Ее содержание
Экономиче­ская  
Социальная  
Культурная  
 

Социально-экономический и политический строй, куль­турно-исторические и национальные особенности определяют характер системы образования.

 

Система образования в России.

1.совокупность образовательных стандартов и программ.

2.органы управления образованием.

3.комплекс принципов, определяющих функционирование системы образования:

Гуманистический ха­рактер образования

Приоритет общечелове­ческих ценностей

Право личности на свободное развитие

Единство федерально­го образования при пра­ве на своеобразие обра­зования национальных и региональных культур

Общедоступность об­разования

Адаптивность системы образования к потреб­ностям обучаемых

Светский характер об­разования в государст­венных учреждениях

Свобода и плюрализм в образовании

Демократический, государственно-общественный характер управ­ления и самостоятель­ность образовательных учреждений

4.сеть образовательных учреждений:

Дошкольные образователь­ные учреждения

Общеобразовательные школы (гимназии)

Профессионально-техничес­кие учебные заведения (лицеи, колледжи)

Учреждения дополнительного образования детей (дома школь­ников, творчества юных и т. д.)

Духовные учебные заведения (семинарии, духовные академии, теологические факультеты и т.д.)

Университеты, колледжи, технические школы

Учреждения по подготовке научных и научно-педагогиче­ских кадров

Учреждения повышения ква­лификации и переподготовки кадров (институты, факульте­ты, центры и т. д.)

Духовные учебные заведения (семинарии, духовные академии, теологические факультеты и т.д.)

Университеты, колледжи, технические школы

Мой конспект: заполнить таблицу Общие тенденции в развитии образования
Тенденция Ее сущность
Демократизация системы образо­вания

Учреждения по подготовке научных и научно-педагогиче­ских кадров

Рост продолжи­тельности обра­зования
Непрерывность образования
Гуманизация об­разования
Гуманитариза­ция образования
Интернациона­лизация процес­са образования
Компьютериза­ция процесса об­разования

 

 


 

Общие тенденции в развитии образования
Тенденция Ее сущность
Демократизация системы образо­вания Во многих странах ликвидирована неграмот­ность, массовое распространение получили среднее и высшее образование. Образование стало доступным для широких слоев населе­ния, хотя различия в качестве и типах учеб­ных заведений сохраняются
Рост продолжи­тельности обра­зования Современное общество нуждается в высоко­квалифицированных специалистах, что уд­линяет сроки обучения
Непрерывность образования В условиях научно-технической революции работник должен быть способным к быст­рым переключениям на новые или смежные виды работ, на новые технологии
Гуманизация об­разования Внимание школы, педагогов к личности уча­щегося, его интересам, запросам, индивиду­альным особенностям
Гуманитариза­ция образования Повышение роли общественных дисциплин в образовательном процессе — таких как экономическая теория, социология, полито­логия, основы правовых знаний
Интернациона­лизация процес­са образования Создание единой системы образования для разных стран, интеграция образовательных систем
Компьютериза­ция процесса об­разования Использование новых современных техноло­гий обучения, телекоммуникационных сетей глобального масштаба

 

Образец задания

| B4. | Найдите в приведенном ниже списке тенденции, ха­рактеризующие развитие современного образования, и обве­дите цифры, под которыми они указаны.

1) сокращение продолжительности образования

2) гуманизация образования

3) усиление сословного характера образования

4) гуманитаризация образования

5) отказ от преподавания общественных наук

6) создание единой системы образования для разных стран Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

Ответ: 246.

Мой конспект: Итоговое задание: Характеристика культуры:

  1. понятие образование
  2. цель образования:
  3. основной путь получения образования:
  4. Функции системы образования:

А)

Б)

В)

5.Система образования в России.

А)

Б)

В)

Г)

6.общие тенденции развития образования:

А)

Б)

В)

Г)

Д)

Е)

 

 

Тема 7. Религия. Роль религии в жизни общества.
Мировые религии

Проблемы религии всегда волновали человечество. На фо­не глубоких перемен в экономической, политической и духов­ной сферах жизни общества, происходящих в нашей стране, интерес к религии резко возрастает.

Существует множество определений религии. Приведем некоторые из них.

Религия (от лат. religare — связывать, reeligere — воссо­единять, religio — счастливость, благочестие, набожность, предмет культа) — это:

— вера в сверхъестественное (в Бога);

— совокупность взглядов и представлений, система веро­ваний и обрядов, объединяющая признающих их людей в еди­ную общность;

— одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духов­ных потребностей.

Мой конспект: понятие религия

Понятие Родовой признак Видовой признак
религия    

Вызывает споры и проблема происхождения религии.

Богословско-теологический подход Материалистический подход
Религия появляется вместе с человеком, существует исконно. Религия — осо­бое, сверхприродное явле­ние, результат сверхъесте­ственной связи человека с Богом Религия является продуктом раз­вития человеческого сознания. Религия возникла из-за беспо­мощности и невежества первобыт­ного человека, полностью зависи­мого от стихийных сил природы, которые он обожествлял
 

 

Мой конспект: заполнить таблицу Проблема происхождения религии.

Богословско-теологический подход Материалистический подход
   

Будучи одной из основ духовной жизни людей, а также формой общественного сознания, религия характеризуется следующими признаками: вера в сверхъестественное; орга­низованное поклонение высшим силам; стремление согласо­вать жизнь с требованиями безусловного начала (Бога, Абсо­люта).

Мой конспект: признаки религии.

1.

2.

3.

Вера является центральной мировоззренческой позицией и одновременно психологической установкой всех религий. Она выражает специфическое отношение к действительности или воображаемым объектам, явлениям, когда их достовер­ность и истинность принимаются без доказательств.

Религиозная вера включает в себя:

— нормы морали, которые объявлены происходящими от Божественного откровения; нарушение этих норм является грехом и, соответственно, осуждается и наказывается;

— определенные юридические законы и нормы, которые также объявлены или появившимися непосредственно в ре­зультате Божественного откровения, или как результат вдох­новенной Богом деятельности законодателей;

— веру в боговдохновенность деятельности тех или иных священнослужителей, лиц, объявленных святыми, угодниками, блаженными ит. п.;

— веру в спасительную силу для души человека ритуаль­ных действий, которые совершают верующие люди в соответ­ствии с указаниями Священных книг, священнослужителей и деятелей церкви (крещение, молитва, пост, богослужение и т. п.);

— веру в богонаправленность деятельности церквей как объединений людей, считающих себя приверженцами той или иной религии.

Мой конспект: Религиозная вера включает в себя:

А)

Б)

В)

Г)

Д)

 

Религия — это не только комплекс представлений, веро­ваний, доктрин, но и культ, ритуалы и иные формы практиче­ского воплощения веры.

Религиозный культ является главным видом религиозной деятельности.

Культ (от лат. cultus — возделывание, уход, почитание, поклонение) — это вид религиозной деятельности, практиче­ски духовного освоения мира.

Мой конспект: понятие культ

Понятие Родовой признак Видовой признак
культ    

Разновидности культа:

— магия (колдовство) — комплекс ритуальных обрядов, имеющих целью воздействовать на скрытые от человека силы для получения материальных и иных результатов.

— умилостивительный культ — комплекс ритуальных обрядов, обращенных к духу или Богу.

Мой конспект: Разновидности культа: А) Б) Атрибуты религиозного культа
Объект Осознаваемые в форме религиозных образов яв­ления и силы, господствующие над людьми в их повседневной жизни
Субъект Религиозная группа (лица, осуществляющие ру­ководство — шаман, жрец, священник, пастор, раввин, мулла, проповедник и др.; лица дейст­вующие как соучастники обрядов) или верующий индивид
Средства культовой деятельности Церковные здания (храм, молитвенный дом и др.), религиозное искусство, различные предме­ты (крест, свечи, церковная утварь, четки, ман- дала и т. п.)
Способы Складывающиеся на основе религиозных взгля­дов нормы, эталоны, которые составляют предпи­сания о том, что и как необходимо делать

 

 


Культовые акты Заклинания духов, ритуальные пляски, покло­ны, коленопреклонения, падение ниц, склонение головы, проповедь, молитва, исповедь, палом­ничество и др.
Результат Удовлетворение религиозных потребностей, ук­репление веры, снятие стресса, сплочение ре­лигиозной группы
 

Мой конспект: Ранние формы религии
Форма религии Ее сущность
тотемизм  
анимизм  
Анимизм (от лат. anima — душа, дух) Выражение веры в духов и душу или всеобщую одухотворенность природы. Первобытный человек населил духами весь ок­ружающий мир: душой обладают животные, растения, явления природы. Постепенно сложи­лось представление об особом мире сверхъестест­венных существ, отличном от реального мира. В анимизме можно увидеть основу для возник­новения современных религий

 


 

Мой конспект: Атрибуты религиозного культа
Объект
Субъект
Средства культовой деятельности
Способы
Культовые акты
Результат

 

 

Религиозный культ является главным видом религиозной деятельности.

Ранние формы религии

Форма религии Ее сущность
Тотемизм (англ. totem на языке сев.- амер. индей­цев букв. «его род») Поклонение какого-либо рода, племени живот­ному или растению как своему мифическому предку и защитнику. Первоначально тотемизм выражал веру в глубо­кое внутреннее тождество всех членов того или иного первобытного объединения с особями одно­го определенного вида животных. Постепенно он оброс значительным количеством ритуалов, ма­гией. От магии неотделим и фетишизм (от порт. feitico — идол, амулет, талисман, заколдован­ная вещь) — религиозное поклонение, суть ко­торого сводится к приписыванию отдельным предметам (амулетам, фигуркам и т. п.) ма­гической силы, способной влиять на ход собы­тий и получение желаемого результата. Магия и фетишизм не являются особыми форма­ми религии, их пережитки сохраняются в мно­гочисленных проявлениях и сейчас
Анимизм (от лат. anima — душа, дух) Выражение веры в духов и душу или всеобщую одухотворенность природы. Первобытный человек населил духами весь ок­ружающий мир: душой обладают животные, растения, явления природы. Постепенно сложи­лось представление об особом мире сверхъестест­венных существ, отличном от реального мира. В анимизме можно увидеть основу для возник­новения современных религий
 

 


В современном мире существуют религии, которые услов­но можно разделить на три большие группы:

1) родоплеменные примитивные верования, сохранив­шиеся по сей день;

2) национально-государственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций: иудаизм, инду­изм и др.;

3) мировые религии: буддизм, христианство (католицизм, православие, протестантизм), ислам (суннизм, шиизм).

Мой конспект: три большие группы религии

А)

Б

В)

Достаточно развитые религии имеют и свою организацию — церковь, упорядочивающую жизнь религиозной общины.

Церковь (гр. Kyriakon — дом Господний) — социальный инс­титут общества, религиозная организация, в основе которой лежит единый Символ веры (вероучение), определяющий рели­гиозную этику и религиозную деятельность, систему управле­ния жизнедеятельностью, поведением верующих.

Мой конспект: понятие церковь

Понятие Родовой признак Видовой признак
церковь    

 


 

Мой конспект: Факторы, способствующие образованию церкви:

А)

Б)

В)

В церкви действует определенная система норм (религиоз­ной морали, канонического права и т. д.), ценностей, образцов и санкций.

Основные функции религии

Наименование функции Ее содержание
Мировоззрен­ческая Задает «предельные» критерии, абсолюты, с точки зрения которых осмысливаются мир, об­щество, человек, обеспечиваются целеполага- ние и смыслополагание
Компенсатор­ная (терапев­тическая) Восполняет ограниченность, зависимость, бес­силие людей в плане как перестройки сознания, так и изменения объективных условий сущест­вования. Важное значение имеет психологиче­ский аспект компенсации — снятие стресса, утешение, медитация, духовное наслаждение
Коммуника­тивная Обеспечивает два плана общения: верующих друг с другом; верующих — с Богом, ангелами, душами умерших, святыми в литургии, молит­ве, медитации и т. д.
  Регулятивная Упорядочивает определенным образом помыс­лы, стремления людей, их деятельность  
  Интегрирующе-дезинтегрbирующая Объединяет индивидов, группы, если ими при­знается более или менее единое, общее вероис­поведание, что способствует сохранению ста­бильности, устойчивости личности, социальных групп, учреждений и общества в целом (интег­рирующая функция). Разъединяет индивидов, группы, если в их религиозном сознании и по­ведении обнаруживаются не согласующиеся друг с другом тенденции, если в социальных группах и обществе имеются различные, да еще и противостоящие друг другу конфессии (дезинтегрирующая функция)  
  Культуро-транслирую­ щая Способствует развитию определенных основ культуры — письменности, книгопечатания, искусства. Обеспечивает охранение и развитие ценностей религиозной культуры. Осуществля­ет передачу накопленного наследия от поколе­ния к поколению  
  Легитимирую-разлегити-имирующая Узаконивает некоторые общественные порядки, институты (государственные, политические, правовые и др.), отношения, нормы, образцы как должное (легитимирующая функция) или, наоборот, утверждает неправомерность каких- то из них (разлегитимирующая функция)  
         
 

 


 

 

Мой конспект: заполнить таблицу Основные функции религии

Наименование функции Ее содержание
Мировоззрен­ческая  
Компенсатор­ная (терапев­тическая)  
Коммуника­тивная  
  Регулятивная    
  Интегрирующе-дезинтег-рирующая    
  Культуро-транслирую­щая    
  Легитимирую-разлегитиимирующая    
       

Кроме основных функций, религия в разное время выпол­няла и выполняет нерелигиозные функции, определяемые той конкретной историко-социальной обстановкой, в которой функ­ционирует религиозное объединение.

Наибольшее влияние на развитие современной цивилиза­ции оказывают мировые религии, которые характеризуются следующими признаками: огромное число последователей во всем мире; эгалитарность (проповедуют равенство всех лю­дей,







Date: 2016-05-23; view: 1022; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.167 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию