Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Функции современной науки
Сферы культуры
а б
Деление культуры на материальную и духовную весьма условно, так как провести грань между ними порой бывает очень сложно, потому что в «чистом» виде они просто не существуют: духовная культура может воплощаться и в материальных носителях (книгах, картинах, орудиях труда и т. д.). Понимая всю относительность различия между материальной и духовной культурой, большинство исследователей тем не менее полагают, что оно все же существует.
Мой конспект: заполнить таблицу Функции культуры
Под духовной жизнью общества обычно понимают ту область бытия, в которой объективная реальность дается людям не в форме противостоящей предметной деятельности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемлемой частью его личности. Мой конспект: понятие духовная жизнь
Духовная жизнь человека возникает на основе его практической деятельности, является особой формой отражения окружающего мира и средством взаимодействия с ним. К духовной жизни относят, как правило, знания, веру, чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели людей. Взятые в единстве они составляют духовный мир личности. Мой конспект: понятие духовный мир личности
Духовная жизнь тесно связана с другими сферами общества и представляет собой одну из его подсистем. Элементы духовной сферы жизни общества: мораль, наука, искусство, религия, право. Духовная жизнь общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое сознание. Мой конспект: понятие духовная жизнь 1. Элементы духовной сферы жизни общества:
Мой конспект: структура духовной жизни 1.духовные потребности: 2.духовная деятельность: 3.духовные ценности:
Образец задания | А1. | Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о культуре? А. Культура — совокупность ценностей, общий уровень интеллектуального, нравственного, эстетического развития людей. Б. Культура — совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Тема 2. Формы и разновидности культуры: Когда речь идет о многообразии культур, то оно понимается по-разному. Типология культуры
Мой конспект: заполнить таблицу Типология культуры
Однако чаще всего, говоря о многообразии культур, подразумевают три формы культуры: элитарную, народную, массовую и две ее разновидности: субкультуру (от лат. sub — под) и контркультуру (от лат. contra — против). Мой конспект: три формы культуры 1.элитарная: 2.народная: 3.массовая: Мой конспект: разновидности культуры: 1.культура: 2.контркультура: Мой конспект: влияние массовой культуры на духовную жизнь общества Позитивное Негативное
Критерием наличия и сформированности субкультуры является совокупность всех ее параметров. Составляющие и признаки субкультуры: знание (картина мира в узком смысле слова); ценности; стиль и образ жизни; социальные институты как системы норм; навыки, умения, способы осуществления, методы; социальные роли и статусы; потребности и склонности. Мой конспект: Составляющие и признаки субкультуры: Массовая и элитарная культуры не враждебны друг другу. Достижения, художественные приемы, идеи «элитарного искусства» через некоторое время перестают быть новаторскими и перенимаются массовой культурой, повышая ее уровень. В то же время массовая культура, приносящая прибыль, дает возможность кинокомпаниям, издательствам, домам моделей оказывать поддержку «творцам» элитарного искусства. Мой конспект: массовая и элитарная культуры не враждебны друг другу, т.к. Молодежная субкультура часто рассматривается как девиантная (отклоняющаяся), выражающая некую степень оппозиции господствующей культуре. Она развивается чаще всего на основе своеобразных стилей в одежде и музыке и связана с развитием общества потребления, создающего все новые и новые рынки продукции, нацеленные прежде всего на молодежь. Молодежная культура — это культура демонстративного потребления. Ее возникновение связано также с повышением роли и значения свободного времени, досуга, вокруг которого и формируются все отношения. Молодежная субкультура сосредоточивается также в большей степени на дружбе в группе сверстников, а не на семье. Кроме того, рост жизненного уровня позволяет осуществлять масштабные эксперименты с образом жизни, поиск иных, отличных от культуры взрослых, культурных оснований своего существования. Мой конспект: молодежная субкультура 1. рассматривается как 2. развивается на основе 3. ее возникновение связано с повышением роли и значения 4. сосредоточивается в большей степени на 5. позволяет осуществлять масштабные эксперименты Образец задания | В6. | Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Первоначально во взаимодействии инновации и. в культуре доминирующую роль играет последняя, закрепляющая и удерживающая медленно накапливавшиеся новшества. Причем эта система на ранних стадиях развития общества по необходимости характеризуется крайней жестокостью, не допускает и тени (2). Чем глубже в прошлое, тем более мы видим человека запеленутым в речевые и образные штампы и трафареты, в формулы оценок и ____________ (3), в формулы житейской (4), .(5), верований. Он разгружен от необходимости думать: почти на всякий случай жизни, почти на всякий вопрос есть изречение, пословица, цитата, стих, пропись, обобщенный художественный_ (6)». Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков. A) образ Е) рассудок Б) поведение Ж) преемственность B) демократия З)традиция Г) новаторство И) мудрость Д) искусство В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
Тема 3. Средства массовой информации Огромное влияние на формирование духовных образцов (эталонов) массовой культуры оказывают средства массовой информации (СМИ). Средства массовой информации представляют собой: • Совокупность всех каналов передачи информации: печать (газеты, журналы, бюллетени, информационные листки и т. д.); радио; телевидение; кинематограф; видео; Интернет. • Совокупность всех жанров, посредством которых реализуется все содержание массовой информации: заметка; интервью; репортаж; отчет; корреспонденция; комментарий; обозрение; беседа; ток-шоу; пресс-конференция; анкета; очерк; эссе; интерактивный опрос; фельетон; памфлет. Мой конспект: средства массовой информации представляют собой: 1. совокупность всех каналов передачи информации: 2. совокупность всех жанров, посредством которых реализуется все содержание массовой информации: Совокупность всех жанров, посредством которых реализуется все содержание массовой информации: Средства массовой информации влияют не только на чувства, умонастроения, социальные установки, ценностные ориентации и т.д.,но и на то, в какой форме и какими способами они распространяются среди различных социальных групп, как проявляются в деятельности и поведении последних. Их огромная роль станет особенно очевидной, если учесть, что инструменты коммуникации и знания, как таковые, являются одновременно инструментами власти. Оперативность и динамичность, широкое использование документальных и художественных форм способствуют тому, что СМИ быстро и эффективно воздействуют на духовную жизнь общества, на сознание широчайших народных масс. Они могут достаточно оперативно и легко склонить общественное мнение в поддержку каких-то конкретных целей, кампаний, того или иного политического курса и т. п. СМИ способствуют восприятию и усвоению людьми господствующих ценностей, идеалов, идейно-политических установок и т. д. СМИ, характеризующиеся универсальностью, стандартизируют и формируют однородную культуру, унифицируют мнения, ориентации, установки, поведенческие ориентиры. Словесное выражение информации, особенно для аудиовизуальных СМИ, не единственный и не всегда самый главный элемент информационной деятельности. Всевозрастающий поток образов, символов, сигналов отодвигает слово не только как средство передачи, но и как элемент культуры нашего времени. СМИ приобретают роль основного агента производства и распределения культуры. Мой конспект: роль СМИ 1. средства массовой информации влияют не только на …,но и на то, 2. инструменты коммуникации и знания, как таковые, являются одновременно 3. Оперативность и динамичность, широкое использование документальных и художественных форм способствуют тому, что СМИ быстро и эффективно воздействуют на 4. СМИ, характеризующиеся универсальностью, стандартизируют и формируют 5. Всевозрастающий поток образов, символов, сигналов отодвигает слово не только как …, но и как элемент … нашего времени. 6. СМИ приобретают роль основного агента производства и распределения культуры. СМИ приобретают роль … производства и распределения культуры.
Мой конспект: заполнить таблицу Функции СМИ
Образец задания | В3. | Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано. (1) На сегодняшний день пресса, радио и телевидение стали неотъемлемыми атрибутами современной жизни. (2) В советский период в массово-информационной сфере не было такого разнообразия изданий и передач, представляющих весь спектр мнений. (3) Среди исследователей массовой коммуникации существует мнение, утверждающее, что в советское время методы воздействия на аудиторию носили принудительный характер. (4) На наш взгляд, демократическое общество приносит с собой иные модели воздействия на население, поскольку теперь работает не армейская иерархия, а игра на равных. Определите, какие положения текста носят: А) фактический характер Б) характер оценочных суждений Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
Тема 4. Искусство, его формы, основные направления Искусство — центральное звено эстетической культуры, особая форма общественного сознания. Существует ряд теорий происхождения искусства: — биологизаторская — происхождение искусства из потребности привлечения внимания противоположного пола. Искусство возникает из душевного волнения, психики, находящейся в состоянии конфликта, в моменты преобразования и переключения энергии элементарных влечений на цели высокой творческой деятельности; — игровая — причины возникновения искусства в потребности расходования человеком нерастраченной в трудовой деятельности энергии, в необходимости тренировки для усвоения социальных ролей; — магическая — искусство — форма различных видов магии, внедренной в повседневную деятельность еще первобытного человека; — трудовая — искусство — результат труда: полезные качества произведенных предметов становятся объектом художественного наслаждения. Мой конспект: теории происхождения искусства 1. 2. 3. 4. Искусство — практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей. Искусство выражает эстетическое отношение к миру. Оно создает особую реальность — художественную, в которой эстетическое отражение мира, как правило, мало связано с утилитарными потребностями человека. Мой конспект: понятие искусство
В обществе существуют разные взгляды на искусство: искусство — подражание природе; «природа — лучший мастер форм». Искусство — творческое самовыражение личности или знаково-символическая концепция. Мой конспект: в обществе существуют разные взгляды на искусство: 1. 2. 3. Предмет искусства — человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях. Жизнь людей отражается в искусстве во всем многообразии в форме художественных образов, которые, будучи результатом вымысла, тем не менее являются отражением действительности и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений. С помощью художественного образа происходит процесс художественного обобщения, выделения существенных признаков познаваемых предметов. Форма бытия искусства — художественное произведение, имеющее видовую и жанровую определенность и осуществляющееся в качестве материального предмета — знака, который передает людям определенную художественную концепцию, обладающую эстетической ценностью. Искусство как феномен культуры подразделяют на ряд видов, каждый из которых обладает специфическим языком, своей знаковой системой: архитектура (зодчество); живопись (жанры: портрет, натюрморт, пейзаж, бытовой жанр, анималистический жанр, исторический жанр); скульптура (станковая, декоративная, монументальная); декоративно-прикладное искусство; литература; музыка; театр; цирк; балет; кино; фотоискусство; эстрада. Искусство как форма художественного познания обладает спецификой: является образным и наглядным; использует особые способы воспроизведения окружающей действительности, средства, при помощи которых происходит создание художественных образов (слово; звук; цвет и т. д.); играет большую роль в процессе познания, воображения и фантазии познающего субъекта. Искусство выполняет в обществе множество разнообразных функций, по поводу содержания которых между сторонниками различных теорий ведутся споры.
Мой конспект: заполнить таблицу
Образец задания Изложите свои мысли (с Образец задания Изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятых в приведенных высказываниях проблем. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции. Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. «Цель искусства — не греза, ареальная жизнь» (Р. Роллан). «Искусство любят те, кому не удалась жизнь» (В. Ключевский). Комментарий: мини-сочинение (эссе) по обществознанию должно: — соответствовать базовой обществоведческой науке (философии, социальной психологии, экономике, социологии и др.), к которой отнесена анализируемая проблема (высказывание мыслителя); — содержать относительно узкий круг подлежащих рассмотрению вопросов, которые раскрываются с опорой на знания, полученные при изучении курса обществознания (отвечайте на вопросы типа: С какими основными компонентами обществоведческого знания связана рассматриваемая тема? Что я должен (на) знать, чтобы раскрыть ее?); — включать ясно выраженное и аргументированное собственное понимание проблемы и отношение к ней (отвечайте на вопросы типа: Согласен (на) ли я с этим высказыванием? Или не согласен (на)? Или согласен (на) не во всем? Почему? В чем состоит моя собственная позиция по данной проблеме?); — содержать термины, понятия, обобщения, факты, примеры, связанные с конкретной, ставшей предметом анализа проблемой (отвечайте на вопросы типа: Какие известные мне из курса обществознания понятия и термины я должен (на) привести? Какие теоретические обобщения мне следует учесть? Какими фактами, примерами я могу подтвердить свое мнение? Убедительны ли они?); отличаться корректностью в их использовании; — характеризоваться свободной композицией, непринужденностью повествования, парадоксальностью, внутренним смысловым единством, небольшим объемом, продуманной структурой: • Начинать эссе следует с ясного и четкого определения личной позиции: «Я согласен (на) с данным мнением»; «Я не могу присоединиться к этому утверждению»; «В данном высказывании есть то, с чем я согласен (на), и то, что кажется мне спорным». • Уже в следующем предложении уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе. Не стоит дословно повторять это утверждение. Важно так раскрыть его основную мысль, чтобы стал очевиден контекст, который определит ее содержание и сущность. • Основная часть эссе представляет собой относительно развернутое изложение вашего собственного мнения в отношении поставленной проблемы. Каждый тезис необходимо аргументировать, используя факты и примеры из общественной жизни и личного социального опыта:
Целесообразно, чтобы каждый абзац эссе содержал только одну основную мысль. • В заключительном предложении (абзаце) подводятся итоги работы. Иногда бывает уместно перечислить вопросы, которые связаны с темой, но остались нераскрытыми, или указать на аспекты и связи, в которых рассмотренная проблема приобретает новое измерение. К достоинствам эссе можно отнести: — наличие краткой информации об авторе высказывания, ставшего темой эссе (например, «политический деятель», «английский историк», «общественный деятель» и т. д.); — включение имен его предшественников, последователей или научных противников; — описание различных точек зрения на проблему или разных подходов к ее решению; — наличие указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе; — присутствие указания на альтернативные варианты решения проблемы. Тема 5. Наука Наука — форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов. Мой конспект: понятие наука
Мой конспект: структура науки: 1. Социальный институт: 2. Отрасль духовного производства: 3. Особая система знаний:
Современная наука — явление многогранное по своим основным признакам и характеристикам. Наука подразделяется на множество отраслей знания, которые различаются между собой тем, какую сторону действительности, форму материи они изучают.
Мой конспект: заполнить таблицу Классификация наук
Границы между отдельными науками условны и подвижны. По мере накопления научных знаний, информации требуется все большая специализация ученых, дифференциация науки, ее дробление на более узкие области. В то же время идет противоположный процесс — интеграция научного знания. Современные ученые предлагают несколько моделей развития научного знания.
Мой конспект: понятие парадигма
Мой конспект: заполнить таблицу Модели развития научного знания.
Функции современной науки
|
Мой конспект: заполнить таблицу Функции современной науки
Наименование функции | Ее содержание |
Культурно-мировоззренческая | |
Познавательно-объяснительная | |
Прогностическая |
Образец задания
В1.Запишите слово, пропущенное в схеме.
Наука:
1. фундаментальная,
2….
Ответ: прикладная.
2.
Тема 6. Социальная и личностная значимость образования
Среди социальных институтов современного общества образование играет одну из важнейших ролей.
Образование — один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации.
Мой конспект: понятие образование
Понятие | Родовой признак | Видовой признак |
образование |
Цель образования — приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния.
Основной путь получения образования — обучение и самообразование, т. е. если знания, умения и навыки приобретаются человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц.
Мой конспект: образование
1.цель образования:
2. основной путь получения образования:
Функции образования
Наименование функции | Ее содержание |
Экономическая | Формирование социально-профессиональной структуры общества, где люди способны осваивать научные и технические новшества и эффективно использовать их в профессиональной деятельности |
Социальная | Социализация личности, воспроизводство социальной структуры общества. Образование — важнейший канал социальной мобильности |
Культурная | Использование раннее накопленной культуры в целях воспитания индивида, развития его творческих способностей |
Мой конспект: заполнить таблицу Функции образования
Функции образования
Наименование функции | Ее содержание |
Экономическая | |
Социальная | |
Культурная |
Социально-экономический и политический строй, культурно-исторические и национальные особенности определяют характер системы образования.
Система образования в России.
1.совокупность образовательных стандартов и программ.
2.органы управления образованием.
3.комплекс принципов, определяющих функционирование системы образования:
• Гуманистический характер образования
• Приоритет общечеловеческих ценностей
• Право личности на свободное развитие
• Единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур
• Общедоступность образования
• Адаптивность системы образования к потребностям обучаемых
• Светский характер образования в государственных учреждениях
• Свобода и плюрализм в образовании
• Демократический, государственно-общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений
4.сеть образовательных учреждений:
• Дошкольные образовательные учреждения
• Общеобразовательные школы (гимназии)
• Профессионально-технические учебные заведения (лицеи, колледжи)
• Учреждения дополнительного образования детей (дома школьников, творчества юных и т. д.)
• Духовные учебные заведения (семинарии, духовные академии, теологические факультеты и т.д.)
• Университеты, колледжи, технические школы
• Учреждения по подготовке научных и научно-педагогических кадров
• Учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров (институты, факультеты, центры и т. д.)
• Духовные учебные заведения (семинарии, духовные академии, теологические факультеты и т.д.)
• Университеты, колледжи, технические школы
Мой конспект: заполнить таблицу Общие тенденции в развитии образования
|
• Учреждения по подготовке научных и научно-педагогических кадров
Рост продолжительности образования | |
Непрерывность образования | |
Гуманизация образования | |
Гуманитаризация образования | |
Интернационализация процесса образования | |
Компьютеризация процесса образования |
Общие тенденции в развитии образования
|
Рост продолжительности образования | Современное общество нуждается в высококвалифицированных специалистах, что удлиняет сроки обучения |
Непрерывность образования | В условиях научно-технической революции работник должен быть способным к быстрым переключениям на новые или смежные виды работ, на новые технологии |
Гуманизация образования | Внимание школы, педагогов к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям |
Гуманитаризация образования | Повышение роли общественных дисциплин в образовательном процессе — таких как экономическая теория, социология, политология, основы правовых знаний |
Интернационализация процесса образования | Создание единой системы образования для разных стран, интеграция образовательных систем |
Компьютеризация процесса образования | Использование новых современных технологий обучения, телекоммуникационных сетей глобального масштаба |
Образец задания
| B4. | Найдите в приведенном ниже списке тенденции, характеризующие развитие современного образования, и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) сокращение продолжительности образования
2) гуманизация образования
3) усиление сословного характера образования
4) гуманитаризация образования
5) отказ от преподавания общественных наук
6) создание единой системы образования для разных стран Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.
Ответ: 246.
Мой конспект: Итоговое задание: Характеристика культуры:
А)
Б)
В)
5.Система образования в России.
А)
Б)
В)
Г)
6.общие тенденции развития образования:
А)
Б)
В)
Г)
Д)
Е)
Тема 7. Религия. Роль религии в жизни общества.
Мировые религии
Проблемы религии всегда волновали человечество. На фоне глубоких перемен в экономической, политической и духовной сферах жизни общества, происходящих в нашей стране, интерес к религии резко возрастает.
Существует множество определений религии. Приведем некоторые из них.
Религия (от лат. religare — связывать, reeligere — воссоединять, religio — счастливость, благочестие, набожность, предмет культа) — это:
— вера в сверхъестественное (в Бога);
— совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность;
— одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей.
Мой конспект: понятие религия
Понятие | Родовой признак | Видовой признак |
религия |
Вызывает споры и проблема происхождения религии.
Богословско-теологический подход | Материалистический подход |
Религия появляется вместе с человеком, существует исконно. Религия — особое, сверхприродное явление, результат сверхъестественной связи человека с Богом | Религия является продуктом развития человеческого сознания. Религия возникла из-за беспомощности и невежества первобытного человека, полностью зависимого от стихийных сил природы, которые он обожествлял |
Мой конспект: заполнить таблицу Проблема происхождения религии.
Богословско-теологический подход | Материалистический подход |
Будучи одной из основ духовной жизни людей, а также формой общественного сознания, религия характеризуется следующими признаками: вера в сверхъестественное; организованное поклонение высшим силам; стремление согласовать жизнь с требованиями безусловного начала (Бога, Абсолюта).
Мой конспект: признаки религии.
1.
2.
3.
Вера является центральной мировоззренческой позицией и одновременно психологической установкой всех религий. Она выражает специфическое отношение к действительности или воображаемым объектам, явлениям, когда их достоверность и истинность принимаются без доказательств.
Религиозная вера включает в себя:
— нормы морали, которые объявлены происходящими от Божественного откровения; нарушение этих норм является грехом и, соответственно, осуждается и наказывается;
— определенные юридические законы и нормы, которые также объявлены или появившимися непосредственно в результате Божественного откровения, или как результат вдохновенной Богом деятельности законодателей;
— веру в боговдохновенность деятельности тех или иных священнослужителей, лиц, объявленных святыми, угодниками, блаженными ит. п.;
— веру в спасительную силу для души человека ритуальных действий, которые совершают верующие люди в соответствии с указаниями Священных книг, священнослужителей и деятелей церкви (крещение, молитва, пост, богослужение и т. п.);
— веру в богонаправленность деятельности церквей как объединений людей, считающих себя приверженцами той или иной религии.
Мой конспект: Религиозная вера включает в себя:
А)
Б)
В)
Г)
Д)
Религия — это не только комплекс представлений, верований, доктрин, но и культ, ритуалы и иные формы практического воплощения веры.
Религиозный культ является главным видом религиозной деятельности.
Культ (от лат. cultus — возделывание, уход, почитание, поклонение) — это вид религиозной деятельности, практически духовного освоения мира.
Мой конспект: понятие культ
Понятие | Родовой признак | Видовой признак |
культ |
Разновидности культа:
— магия (колдовство) — комплекс ритуальных обрядов, имеющих целью воздействовать на скрытые от человека силы для получения материальных и иных результатов.
— умилостивительный культ — комплекс ритуальных обрядов, обращенных к духу или Богу.
Мой конспект: Разновидности культа:
А)
Б)
Атрибуты религиозного культа
|
Культовые акты | Заклинания духов, ритуальные пляски, поклоны, коленопреклонения, падение ниц, склонение головы, проповедь, молитва, исповедь, паломничество и др. |
Результат | Удовлетворение религиозных потребностей, укрепление веры, снятие стресса, сплочение религиозной группы |
Мой конспект: Ранние формы религии
|
Мой конспект: Атрибуты религиозного культа
|
Религиозный культ является главным видом религиозной деятельности.
Ранние формы религии
Форма религии | Ее сущность |
Тотемизм (англ. totem на языке сев.- амер. индейцев букв. «его род») | Поклонение какого-либо рода, племени животному или растению как своему мифическому предку и защитнику. Первоначально тотемизм выражал веру в глубокое внутреннее тождество всех членов того или иного первобытного объединения с особями одного определенного вида животных. Постепенно он оброс значительным количеством ритуалов, магией. От магии неотделим и фетишизм (от порт. feitico — идол, амулет, талисман, заколдованная вещь) — религиозное поклонение, суть которого сводится к приписыванию отдельным предметам (амулетам, фигуркам и т. п.) магической силы, способной влиять на ход событий и получение желаемого результата. Магия и фетишизм не являются особыми формами религии, их пережитки сохраняются в многочисленных проявлениях и сейчас |
Анимизм (от лат. anima — душа, дух) | Выражение веры в духов и душу или всеобщую одухотворенность природы. Первобытный человек населил духами весь окружающий мир: душой обладают животные, растения, явления природы. Постепенно сложилось представление об особом мире сверхъестественных существ, отличном от реального мира. В анимизме можно увидеть основу для возникновения современных религий |
В современном мире существуют религии, которые условно можно разделить на три большие группы:
1) родоплеменные примитивные верования, сохранившиеся по сей день;
2) национально-государственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций: иудаизм, индуизм и др.;
3) мировые религии: буддизм, христианство (католицизм, православие, протестантизм), ислам (суннизм, шиизм).
Мой конспект: три большие группы религии
А)
Б
В)
Достаточно развитые религии имеют и свою организацию — церковь, упорядочивающую жизнь религиозной общины.
Церковь (гр. Kyriakon — дом Господний) — социальный институт общества, религиозная организация, в основе которой лежит единый Символ веры (вероучение), определяющий религиозную этику и религиозную деятельность, систему управления жизнедеятельностью, поведением верующих.
Мой конспект: понятие церковь
Понятие | Родовой признак | Видовой признак |
церковь |
Мой конспект: Факторы, способствующие образованию церкви:
А)
Б)
В)
В церкви действует определенная система норм (религиозной морали, канонического права и т. д.), ценностей, образцов и санкций.
Основные функции религии
Наименование функции | Ее содержание | |||
Мировоззренческая | Задает «предельные» критерии, абсолюты, с точки зрения которых осмысливаются мир, общество, человек, обеспечиваются целеполага- ние и смыслополагание | |||
Компенсаторная (терапевтическая) | Восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане как перестройки сознания, так и изменения объективных условий существования. Важное значение имеет психологический аспект компенсации — снятие стресса, утешение, медитация, духовное наслаждение | |||
Коммуникативная | Обеспечивает два плана общения: верующих друг с другом; верующих — с Богом, ангелами, душами умерших, святыми в литургии, молитве, медитации и т. д. | |||
Регулятивная | Упорядочивает определенным образом помыслы, стремления людей, их деятельность | |||
Интегрирующе-дезинтегрbирующая | Объединяет индивидов, группы, если ими признается более или менее единое, общее вероисповедание, что способствует сохранению стабильности, устойчивости личности, социальных групп, учреждений и общества в целом (интегрирующая функция). Разъединяет индивидов, группы, если в их религиозном сознании и поведении обнаруживаются не согласующиеся друг с другом тенденции, если в социальных группах и обществе имеются различные, да еще и противостоящие друг другу конфессии (дезинтегрирующая функция) | |||
Культуро-транслирую щая | Способствует развитию определенных основ культуры — письменности, книгопечатания, искусства. Обеспечивает охранение и развитие ценностей религиозной культуры. Осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению | |||
Легитимирую-разлегити-имирующая | Узаконивает некоторые общественные порядки, институты (государственные, политические, правовые и др.), отношения, нормы, образцы как должное (легитимирующая функция) или, наоборот, утверждает неправомерность каких- то из них (разлегитимирующая функция) | |||
Мой конспект: заполнить таблицу Основные функции религии
Наименование функции | Ее содержание | ||
Мировоззренческая | |||
Компенсаторная (терапевтическая) | |||
Коммуникативная | |||
Регулятивная | |||
Интегрирующе-дезинтег-рирующая | |||
Культуро-транслирующая | |||
Легитимирую-разлегитиимирующая | |||
Кроме основных функций, религия в разное время выполняла и выполняет нерелигиозные функции, определяемые той конкретной историко-социальной обстановкой, в которой функционирует религиозное объединение.
Наибольшее влияние на развитие современной цивилизации оказывают мировые религии, которые характеризуются следующими признаками: огромное число последователей во всем мире; эгалитарность (проповедуют равенство всех людей,
Date: 2016-05-23; view: 1022; Нарушение авторских прав