Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Положительное влияние эволюционизма на науку





1. Это была первая научная теория развития человечества и культуры в общественных науках, основанная на множестве фактов из различных социальных и гуманитарных наук и использовавшая научные методы исследования.

2. Благодаря исследованиям эволюционистов культура, представлявшаяся как совокупность отдельных типов и форм, лишенная смысла и единства, обрела целостность, была систематизирована и упорядочена.

3. Большое распространение получил сравнительно-этнологический метод исследования. В его рамках рассматривались следующие конкретные исследования:

- проблемы истории семьи (работы Г.Л. Моргана)

- история представлений о детстве (труды Дж.-Ф. Мак-Леннана[5])

- религиозные верования (исследования Э. Тайлора и Дж. Фрезера)

4. Многие идеи, выводы, положения эволюционистов до сих пор актуальны для современных социогуманитарных наук.

 

 

Судьба эволюционизма на рубеже XIX – XX вв.

В большинстве своем идеи эволюционистов базировались на этнографических данных. Как любая наука, этнография не стояла на месте, развивалась. К концу XIX в. было накоплено большое количество новых фактических данных, которые противоречили многим положениям эволюционизма. Новые данные требовали иного объяснения. И в научном сообществе усиливалось критическое отношение к эволюционизму.

К тому же, в классическом эволюционизме были недостатки (предрассудки, фактические ошибки, ложные выводы), с течением времени они приумножались, воспроизводились в разных работах сторонников эволюционизма, и в науке прочно обосновалась искаженная картина эволюционизма. Как результат – эволюционизм был дискредитирован, его значение преуменьшалось или игнорировалось несколько десятилетий.

Поколение ученых, следовавшее после эволюционистов, рассматривало науку о культуре в более узком смысле. Многие из этих ученых вообще отказывались от широких теорий, охватывавших всю историю развития человеческой культуры, и обратились преимущественно к эмпирическим исследованиям. Они доходили до того, что:

1) отрицали сам принцип историзма при изучении культурных явлений;

2) опровергали наличие всемирно-исторических закономерностей в развитии общества и культуры.

 

В конце XIX в эволюционизм потерял своё монопольное положение в этнографии и антропологии, начались поиски новых путей исследования культуры, причин ее появления, изменения и распространения. Возникли новые школы и направления, имевшие, как правило, антиэволюционистскую направленность. В годы, предшествующие Второй мировой войне эволюционистские теории в социальных науках совсем утратили свою популярность.

 

Возрождение идей социокультурного эволюционизма в середине XX в.

В годы, предшествующие Второй мировой войне эволюционистские теории в социальных науках совсем утратили свою популярность. Но после Второй мировой войны началось возрождение эволюционизма, это объясняется двумя причинами:

1. Оставались ученые, поддерживающие это научное направление. Среди них были: Лесли Уайт и Джулиан Стюард (американские антропологи), многое сделавшие для возрождения интереса к эволюционисткой теории. Их еще называют основоположниками неоэволюционизма. Основной целью Стюарда и Уайта было упорядочить и обобщить обширный эмпирический материал, собранный последователями Франца Боаса.

2. Возрождение интереса к эволюционизму было вызвано еще и столетним юбилеем в 1959 г. основного труда Ч. Дарвина «Происхождение видов». В 1959 г. прошло много симпозиумов и конференций. Материалы одной из этих конференций составили основу для хорошо известной среди ученых-представителей социальных наук, «Эволюция и культура» под редакцией Маршалла Салинза и Элмана Сервиса. (1960). В этой книге была заложена модель неоэволюционизма, которой потом следовали многие ученые, специалисты в области социальных наук.

 

 


[1] Герберт Спенсер (1820 – 1903) – английский социолог, философ, один из родоначальников эволюционизма. Его основные работы: «Прогресс: его законы и причины» (1857); «Основания социологии» (в 3-х томах, 1874 – 1896)

[2] Эдуард Тайлор (1832 – 1917) – английский этнограф, антрополог, культуролог. Основная работа – «Первобытная культура» (1871)

[3] Джеймс Джордж Фрезер (1854 – 1941) – британский антрополог, этнограф, религиовед, фольклорист, культуролог. Основные работы: «Золотая ветвь» (1890 – 1-е издание; затем (25 лет) расширял свой труд – до 12ти томного (3-е издание – 12-ти томное – 1906–15)); «Фольклор в Ветхом Завете» (1918).

[4] Льюис Генри Морган (1818 – 1881) – американский этнограф, социолог, историк. Основные работы: «Лига ходеносауни, или ирокезов» (1851); Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации» (1871)

[5] Джон-Фергюсон Мак-Леннан (1827 – 1881) – шотландский этнограф, историк. (адвокат). Основные работы: «Первобытный брак» (1865; история брака от первобытной формы похищения до более сложных форм); «Тотемизм» (1869 – 1870).

Date: 2016-05-13; view: 739; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию