Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации по изучению учебного материала темы





Рыночная экономика.

Словарь понятий и терминов

Диверсификация – это проникновение капиталов данной корпорации в отрасли, не связанные с основной сферой её деятельности.

 

Капитализация компании – это показатель рыночной оценки стоимости компании на фондовом рынке, определяемая как произведение рыночной цены акции на их количество в обращении.

Рыночная цена акций определяется по результатам торгов на фондовом рынке и отражает восприятие рынком перспектив той или иной компании.

Капитализация компании не является постоянной величиной, так как колебания котировок акций – это естественный процесс для любого фондового рынка.

Юридическое лицо – организация, предприятие или объединение, которое в соответствии с законом выступает в качестве субъекта гражданских, в том числе хозяйственных прав и обязанностей.

Юридическое лицо имеет свой баланс, печать и расчетный счет в банке.

Синтез мелкого и крупного бизнеса.

Зарубежный опыт.

Малое предпринимательство играет исключительную роль в экономической и социальной жизни промышленно развитых стран, где на его долю приходится до 70% валового национального продукта.

Одной из первых западноевропейских стран, обративших внимание на роль малого бизнеса, была Великобритания. Исследования проведенные там, показали, что наиболее эффективны фирмы с числом занятых 1-19 человек. Такие фирмы составляли 96% от общего числа мелких фирм (данные 90 годов). На долю малого бизнеса (2,4 млн. фирм) приходилось 21% общего товарооборота, в нем было занято 36% всех наемных работников. Это означает, что в Великобритании каждый восьмой взрослый занят собственным бизнесом.

В США функционирует более 15 млн. малых предприятий, которые производят около 40% ВВП и обеспечивают занятость почти половины трудоспособного населения. Малый бизнес осваивает в США вдвое больше нововведений, чем крупные корпорации.

В Германии насчитывается около 2 млн. мелких и средних предприятий (более 99% всех предприятий страны), которые производят до 50% ВВП.

В сфере мелкого и среднего бизнеса занято 2/3 всего экономически активного населения.

В Японии на начало 90-х годов малые и средние предприятия в отраслях производственной и непроизводственной сферы составляли 99,1%, а численность занятых на них - 79,2%.

По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующими:

− средняя численность занятых на предприятии работников;

− размер уставного капитала;

− размер ежегодного оборота, полученного предприятием за год;

− величина активов.

Под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемая одним собственником. В Федеральном Законе РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» установлено, что под субъектами малого предпринимательства понимаются такие физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Малые предприятия играют важную роль в механизме саморегулирования рыночной экономики развитых стран. Это обусловлено их тесными связями с крупным бизнесом как по линии субпоставок, так и по линии разработки нововведений. Серийные производства и организация сбыта нового продукта, требующие крупных капиталовложений, соответствующих производственных мощностей и ресурсов, не под силу малому бизнесу, и они передают их для внедрения крупным фирмам. Подсчитано, что малый бизнес США дал около 50% всех нововведений и большинство новейших технологий, которые определяют лицо современного научно-технического прогресса. Из 61 крупного открытия ХХ века 48 были сделаны в малых и средних фирмах. Малые предприятия впервые разработали и внедрили: персональный компьютер, копировальную технику, крекинг нефти, шариковую ручку. По данным Национального научного фонда США в расчете на доллар, вложенный в научно-исследовательские работы, малые предприятия дали в 4 раза больше новинок, чем средние, и в 24 раза больше, чем крупные корпорации. На одного сотрудника малого предприятия по статистике приходится в 2,5 раза больше инноваций, чем на работника крупного предприятия.

В рыночной экономике развитых стран предпринимательство построено на принципе кооперирования крупных и малых предприятий. Причем крупные предприятия ориентируются не на подавление малого бизнеса, а на взаимовыгодное сотрудничество с ним. Крупные и малые предприятия взаимодополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках. Мелкие и средние предприятия –субподрядчики крупных кампаний работают на основе подетальной, модульной или иной специализации, где они достигают высоких результатов. Малые предприятия выступают в качестве поставщиков комплектующих изделий, что позволяет им использовать эффект кооперирования не только в области производства, но и в сфере сбыта продукции и ее технического обслуживания.


Крупные фирмы заказчики предоставляют своим субпоставщикам-исполнителям в аренду помещения, первоначальные средства производства, доверяют выполнение одной – двух операций в сложном технологическом процессе.

Широкое распространение в сотрудничестве крупных и малых предприятий получила система контрактных отношений на основе франчайзинга. Её суть состоит в том, что крупная фирма предоставляет малой фирме исключительное право использовать свой технологический опыт и знания, а также торговую марку. Крупная фирма оказывает различного рода услуги (например, обучение персонала), сдает в аренду оборудование. Франчайзинг способствует освоению малыми фирмами новых технологий, расширению сферы малого бизнеса.

Особенностью малого бизнеса в развитых странах в современных условиях является его интеграция в производственные сети крупных промышленных структур.

Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие преимущества малого бизнеса:

· увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего класса – главного гаранта политической стабильности в демократическом обществе;

· рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных общественных групп;

· создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания;

· разработка и внедрение технологических, технических и организационных новшеств (стремясь выжить в конкурентной борьбе, малые предприятия чаще склонны идти на риск и осуществлять новые проекты). Из недр малого бизнеса вырастают крупные компании и современные наукоёмкие производства и отрасли.

· косвенная стимуляция эффективности производства крупных компаний путем освоения новых рынков, которые солидные фирмы считают недостаточно ёмкими;

· ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды;

· улучшение взаимосвязей между различными секторами экономики.

Практика деятельности малых предприятий выявляет и определенные недостатки в их деятельности. Среди них наиболее существенные:

 

1. высокая степень неустойчивости положения на рынке;

2. слабая компетентность руководителей;

3. трудности в привлечении дополнительных финансовых средств;

4. зависимость от крупных компаний.

 

Малые фирмы работают в условиях высокой зависимости от внешней среды: банков, государственной администрации, научных лабораторий, консультационных фирм. Для них характерно отсутствие системы стратегического управления.


Во всех странах с развитой рыночной экономикой осуществляется государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства.

Практикум.

Задача 1.

Условие

Российский фонд федерального имущества продал 2,5% акций ОАО «Газпром» за 660 млн.долларов. Условные запасы Газпрома составляют на момент сделки 321,9 млрд. баррелей. Мировые цены за 1 баррель составляют порядка 3 доллара. (Покупатель «Рургаз»-Германия)

Задание: оцените выгодность сделки.

1. Начнем с того, что выясним, сколько баррелей приходится на 2,5%

 

321,9 млрд.б. - 100% млрд. условных баррелей
Х - 2,5%

 

2. Теперь рассчитаем, сколько денег было заплачено за одну условную баррель.

3. Сравним цену сделки с мировыми ценами:

 

Вывод: акции крупной Российской естественной монополии были проданы в 36 раз дешевле мировых цен.

 







Date: 2016-05-18; view: 363; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию