Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общественно-политические взгляды И. Абдираловича и В. Самойлы





 

После двух революций 1917 г. появилась реальная возможность национального государственного самоопределения Беларуси. В связи с провозглашением в марте 1918 г. Белорусской Народной Республики, а 1 января 1919 г. — Советской Социалистической Республики Белоруссия (в дальнейшем — БССР), свое­образное продолжение получает и тема национального возрождения, разрабатываемая И. Абдираловичем, В Ластовским, В. Самойлой и А. Цвикевичем. Игнат Абдиралович (Кончевский) и Владимир Самойла (Сулима), избегая преследований после установления в Беларуси власти большевиков, обосновались в Вильно. Но Вильно в связи с польской оккупацией постепенно терял свой старинный белорусский колорит. И. Абдиралович и В. Самойла в этих непростых условиях создают философские программы национального возрождения Беларуси. Если И. Абдиралович и В. Самойла видят основную опасность для Беларуси в полонизации ее Западной части, в ее разделе, то А. Цвикевич в книге «Западнорусизм» — в ее «русификации». Начиная с двадцатых годов XX в. в Беларуси развивается преимущественно марксистская философия, которая на протяжении своего почти семидесятилетнего существования в качестве официальной постепенно эволюционировала от ортодоксального марксизма с абсолютизацией «революционной диалектики» к пониманию философии как самоценности, как особого феномена культуры.

 

 

34. Политика белорусизации (20-е гг. XX в.).

Основной целью политики белорусизации являлось приспособление государственного аппарата БССР к языку большинства населения, а именно: к белорусскому. Но белорусизация затронула не только вышеупомянутый сектор, но и другие сферы национально-культурного строительства БССР. Этапы политики белорусизации

1)1921-1924 - предпосылки белорусизации

2)1924 – 1928 – осуществление

3) с 1929 – свертывание этой политики

Причинами свертывания данной политики был тот факт, что государство постепенно начало возвращаться к идеологии мировой революции, к унификации, централизации в управлении и культуре, а также отказ от НЭПа. 2 сессия ЦИК БССР в июле 1924 года определило политику белорусизации как официальное направление. Была создана специальная комиссия, которая занималась осуществление этой политики. Главой центральной комиссии был назначен А.И. Хацкевич, основной задачей которой он видел в том, чтобы приспособить школы, литературу, гос. аппарат к местному населению. При осуществлении этой политики основной акцент делался на количественные показатели, а именно: показатель того, кто овладел белорусским языком, перевод на язык местного населения армейских уставов, печати, делопроизводства. Кроме этого наблюдалось увеличение коренного населения в составе командования Красной Армии. Многие политические деятели видели в осуществляемой политики эволюцию советской власти, постепенное изменение направления в сторону демократии. В связи с этим многие политические деятели вернулись на родину, дабы содействовать ее культурному и политическому благосостоянию. В результате на Берлинской конференции проведенной в 1925 году, Рада БНР признала БССР и заявила о самороспуске.

 

 

35. Становление белорусской юридической науки. Г. Е. Паречин, В. И. Пичета.

 

Весомый вклад в развитие юридической науки внесли ученые правоведы Поречин («Конституционное право и история государства и права»), Дурденевский («Государственное право буржуазных стран»), Гредингер и Гаузе («Гражданское и гражданско-процессуальное право»), Ширяев («Уголовное право»), Печета («История государства и права»).

Поречин к книге «Наша Конституция» представил вторую белорусскую советскую конституцию на фоне правового статуса БССР, как членов советской федерации. Он сопоставлял положения советской конституции, с конституциями буржуазных стран. Работа Поречина была рекомендована в качестве учебника для средних специальных учебных учреждений и системы профессионального технического образования. Поречин один из ведущих исследователей истории белорусского советского государства с 1917-1928 годы. При этом выявил процессы образования БССР, государственно строительство в годы гражданской войны, взаимоотношение БССР и РСФСР, участие БССР в создании СССР, разработке конституционных актов.

По настоящее время не потеряла актуальность и статья ученого «Идеи белорусской государственности перед образованием Советской Беларуси», в ней содержится позитивная оценка белорусского национально-освободительного движения, начиная с деятельности Калиновского. Выявлен характер образования белорусской нации и формирования ее сознания. Автор выявил взгляды русских народников, социал-демократов на национальный белорусский вопрос и возможности его решения.

В 1937 году во время активной борьбы партийно-советского руководства с ростками национально самосознания статья была охарактеризована как антиполитическая.

Трудно оценить вклад развития первого ректора БГУ, он изучал источники права ВКЛ 15-16 веков, статуты ВКЛ, уставы на Волоке. Проанализировал правовое положение различных социальных групп белорусского феодального общества, значительным вкладом познания средневеково белорусского права стала монография Печеты «Разработка истории литовско-белорусского права в 15-16 века 1926 годы».

В поле зрения правоведов были актуальные проблем различных отраслей права. Были сформированы интересные мысли и идеи реализованные правоведами республики в послевоенные годы. Вместе с тем на юридической науке как и на всем обществоведении лежал груз идеологических запретов и требований следовать установкам и взглядам правящей партии на роль и задачи совествкого права.

 

 

36. Политико-правовая мысль Беларуси в годы Великой Отечественной войны.

 

37. Политико-правовая мысль Беларуси в 50-80-е гг. 20 века.

 

В истории страны с 1953 г до 1964 г. называют десятилетием политической "оттепели", периодом относительной демократизации жизни общества. Однако эти преобразования носили не глубинный, а скорее косметический характер и не затрагивали основ существующего строя. 1958 г. в БССР начался процесс реабилитации жертв сталинских репрессий Процесс либерализации, который затронул разные сферы общественной жизни, начался, прежде всего, с демократизации. Важнейшим вопросам развития народного хозяйства начали созываться совещания. В эти годы партийную организацию Беларуси возглавляли К.Т. Мазуров, П.М. Машеров, Совет Министров - Т.Я. Киселев, Верховный Совет - С.О. Притыцкий, Н.А. Сурганов. Все они много сделали для развития экономики, культуры, улучшения материального благосостояния народа, имели свои взгляды на решение тех или иных проблем, пользовались уважением народа. В деятельности Компартии Беларуси, советов, профсоюзов, комсомола расширялась коллегиальность и предпринимались попытки по широкому привлечению к работе в них рядовых членов. Однако коренных изменений в их деятельности не произошло С приходом к власти Л.И. Брежнева, который сосредоточил в своих руках всю полноту власти. Повышение руководящей роли партии объявлялось универсальным средством решения всех экономических и социальных проблем. Действительность лакируется на фоне нарастающих экономических трудностей. В этих условиях в стране назревает недовольство населения. Представители интеллигенции начали выступать с критикой Системы. Высшее политическое руководство все делало для того, чтобы покончить с политической оттепелью, резко усилилась цензура. Авторитет партии сильно пошатнулся, а ее престарелые руководители вызывали раздражение у народа. Экономические проблемы настолько разрослись, что стали угрожать существующей Системе. Общество ждало перемен. Следует сказать, что в 60-70-е гг. было определенное повышение материального благосостояния населения. Были приняты меры по повышению заработной платы, улучшению пенсионного обеспечения. Устанавливались государственные пенсии колхозникам

 

38. Концепция разделения властей в РБ.

 

Одной из базовых концепций построения государства стала теория разделения властей, которая была закреплена в качестве основы конституционного строя РБ в Кон. 1994 г. Разделение власти — одно из принципиальных условий и основной механизм функционирования всех видов политической и неполитической власти. Конст. РБ (ст. 6) провозглашает разделение гос. власти на законод., исполн. и суд. Президент является главой государства (ст. 79 КРБ), а не испол. Вл. (испол. власть в РБ - Совет Министров) (ст. 106 КРБ). Согласно КРБ, «Парламент РБ – Нац. собрание - является представительным и законодательным органом,состоит из 2 палат - Палаты представителей и Совета Респ. Основным назначением этих органов является законодательная деятельность. Органы законодательной власти обладают верховенством, поскольку именно законодательная власть устанавливает правовые начала госуд. и общ. жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а следовательно, определяет в конечном счёте правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей..«Испол. власть в РБ осуществляет Правительство – Совет Министров РБ – центральный орган государственного управления.» Важное место гос. аппарата занимает система судебных органов, основной социальной функцией которых является осуществление правосудия, разрешение возникших в обществе споров и наказание лиц, совершивших противоправные поступки. Органы, осуществляющие правосудие – третья власть государственной власти, которая играет особую роль и в механизме государственной власти и в системе сдержек и противовесов.. Роль судебной власти в механизме разделения властей состоит в сдерживании двух других властей в рамках конституционной законности и права прежде всего путем осуществления конституционного надзора и судебного контроля за ветвями власти.

 

39. Развитие правовой и юридической мысли Беларуси (к. 1980 гг. – по наст. время).

Радикальные изменения в общественно-политической жизни СССР, начавшиеся во второй половине 80-х годов сразу же стали сказываться на отношениях между союзными республиками и центром. Руководство СССР исходило из необходимости сохранить нерушимость страны. Республикам представлялись более широкие возможности осуществлять друг с другом экономическое сотрудничество, вступать в отношения с другими государствами, принимать участие в работе международных организаций при сохранении определенной степени контроля со стороны союзного центра, т.е. этот законодательный акт сохранял единство СССР и сдерживал выход из его состава союзных республик. Начало политической самостоятельности Беларуси было положено 27 июля 1990г. В 1991 года в истории Беларуси начался новый этап - этап полной государственной независимости. Были приняты законы о Государственном флаге и гербе РБ. Глубокий экономический кризис, социальные проблемы, беспомощность центральной власти заставляли республики продвигаться дальше по пути упрочения самостоятельности. После провозглашения независимости в Беларуси стали оперативно формироваться новые органы управления. В РБ начался активный процесс демократизации политической системы страны. Наиболее конкретно она проявилась в обновлении избирательной системы. Важнейшим направлением демократизации политической системы Беларуси стало формирование правового государства. В развитии права второй половины и конца 90-х годов можно выделить три основные тенденции: интенсивное обновление текущего законодательства с целью его адаптации к новым условиям социально-экономической и политической жизни республики; кодификации права; приведение норм национального права в соответствие с нормами международного права.

 

40. Идеология белорусского государства в политико-правовой мысли Беларуси.

 

Создание идеологии государства обусловливает необходимость осмысления исторического опыта белорусского народа, обращения к прошлому, к истокам государственности. Белорусская государственность восходит своими корнями к Древнерусскому государству – Киевской Руси, когда белорусы, русские и украинцы составляли единый народ – Русь. В XI–XII веках была оформлена идея общерусского единства, так актуально звучащая в наши дни.

После распада Древнерусского государства на северо-западной его части возникло Великое княжество Литовское, в котором белорусский этнос занимал доминирующее положение, а белорусский язык был государственным.

В эпоху существования ВКЛ начался процесс формирования этнического самосознания белорусов, что нашло свое выражение в развитии белорусского языка, письменности, национальных обычаев и традиций, философской и политико-правовой мысли. XY–XYI века, по мнению отечественных историков, считаются периодом расцвета белорусской национальной культуры.

Вхождение ВКЛ в состав Речи Посполитой положило начало национальной, культурной и религиозной дискриминации белорусов. Речь Посполитая как государство меньше всего была заинтересована в развитии белорусов как самобытного народа и делала все возможное, чтобы стереть из их памяти этническую принадлежность. Однако наши прадеды, обладая высоким уровнем национального самосознания, развернули национально-освободительную борьбу. Несмотря на польско-католическое давление, гонения, запрет родного языка (1697 г.), белорусы смогли отстоять и сохранить для своих потомков национальную культуру, язык и традиции.

Присоединение белорусских земель к Российскому государству отчасти способствовало национальному возрождению. Существенную роль сыграло начавшееся с середины XIX века изучение быта, культуры, языка и истории белорусов. По мысли царской администрации, оно должно было подтвердить «исконно русский характер «Северо-западного края» и оправдать политику его русификации. Но результаты исследований свидетельствовали о том, что белорусы являются самостоятельным этносом.

Во 2-й половине XIX века стали возникать белорусские культурно-просветительские и общественно-политические организации, ведущие целенаправленную работу по формированию белорусской нации. Как сказал К. Калиновский: «История выработала для белорусов особую национальность, и они владеют всеми условиями для самостоятельного развития».

Однако до начала ХХ столетия государства с названием «Беларусь» в мире не существовало.

 

 

Date: 2016-05-18; view: 2047; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию