Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реформация в ВКЛ, её основные течения и представители





 

Реформация ВКЛ, ее основные течения и представители.Реформация в Великом Княжестве Литовском представляла собой единой европейский процесс, который был представлен 3-мя основными религиозными течениями: Лютеранство; Кальвинизм; Радикально-реформационное, которое было представлено таким направлением, как арианство или антикмиритарий. Реформация – это, как правило, не только антикатолическое движение, но и одновременно с этим антифеодальное для которого были свойственны следующие цели: Реформирование, описание доктрины римско-католической церкви; Преобразование церковной организации; Перестройка существующих отношений, между церковью и государством. Основоположником данного движения считается Лютер, который считал, что спасение человека достигается путем личной веры и поэтому религиозность должна стать внутренним миром каждой личности, для которой нет необходимости в существование посредников между богом и человеком. Представителем лютеранства на Беларуси был Авраам Кульва, который полагал, что кроме перестройки отношений между церковью и государством необходимо установить сильную сласть монарха, которому в полной мере будет подчиняться все слои государства.

По мнению Кульвы государство должно представлять абсолютную монархию, что в условиях Великого Княжества Литовского было крайне недопустимо. Родоначальником кальвинизма был Жан Кальвин, который указывал, что спасение человека допускается не благородством происхождения и социальными привилегиями, а исключительно трудом и личным усердием во благо целого общества.

Крупнейшим идеологом данного движения Великого Княжества Литовского считается Николай Радивил Черный, который указывал, что в Великом Княжестве Литовской необходимо установить шляхецкую демократию, а единым источником веры должно стать священное писание, как и западные реформаторы, он полагал что богослужение должно осуществляться на национальном языке и кроме этого необходимо произвести конфискацию всех владений римско-католической церкви.

 

9. Общественно-политические взгляды ариан.

 

Реформационно-радикальное просвещение в Великом Княжестве Литовском непосредственно возникло из кальвинизма и было представлено движением ариан, которые отрицали тройственность бога и указывали, что бог это живой человек, который, как и все люди является смертным. Данное убеждение в Великом Княжестве Литовском было представлено двумя течениями: Правые ариане (основным идеологом которых считался Сымон Будный, который выступает, которые выступали за сохранение существующих отношений в государстве);

Левые ариане (Петр з Ганензе, Мартин Цаховиц – которые указывали, что в государстве необходимо изменить существующие социальные отношения, ликвидировать феодальную частную собственность, но вместе с этим представители данного направления указывали, что ариане должны платить налоги и одновременно с этим занимать государственные посты).
Ариане — течение, оформившееся в 1562 г. Их культура, находившаяся во многом под влиянием Общины чешских братьев, имела радикально-протестантский характер. Отрицание роскоши, земных удовольствий и церковной обрядности вело к строгому однообразию их бытовой культуры. Осуждение светской власти, феодального способа эксплуатации, войн приводило к объединению в коммуны, где господствовал дух уравнительства и нивелировки человеческой личности. Религиозное свободомыслие (отрицание Троицы, божественной сущности Христа) сочеталось у них с вниманием к повседневным нуждам простого человека и враждебным отношением к окружающему миру. Их публицистика и богословие (Петр из Гонёндза, Гжегож Павел из Бжезина, С. Будный, М. Кровицкий) отличались яркостью и страстностью в отстаивании, по сути, средневековых идеалов еретических сект. Их переводы Библии, активная деятельность на ниве образования и книгопечатания, безусловно, способствовали распространению христианского просвещения, прежде всего в среде бюргерства.
Триумф Контрреформации в Польше был легким благодаря поверхностности и чисто политической окраске польского протестантизма, когда шляхта могла с легкостью поменять свою конфессию по соображениям, далеким от благочестивых. Исключением были упорные ариане, замкнувшиеся в сознании своей истинности и избранности. Иезуиты способствовали созданию школ с более прогрессивной системой обучения и возникновению новых форм культуры, таких, как школьный театр.

 

 

10. Политические и правовые взгляды Андрея Волана. (1530-1610)

Политический деятель Великого княжества Литовского, идеолог реформации, философ и правовед. Учился в университетах Франк-фурта-на-Одере и Кенигсберга. Как полемист выступал как против католических теологов, главным образом иезуитов, так и против радикальных реформаторов - социниан. Его работы, направленные против иезуитов, были переизданы в Германии и Франции. Волан - автор сочинений "О политической или гражданской свободе" (1572), "Размышления над посланием божественного апостола Павла к эфесцам" (1592), "О счастливой жизни, или наивысшем человеческом благе" (1596), "О государе и его личных добродетелях" (1608) и др. В. развивал учение о естественном происхождении общества, государства и права, склонялся к мысли о том, что в истории решающую роль играет субъективная деятельность людей, а не божественное провидение. Им была предпринята попытка синтеза христианского и ренессансного этического идеалов. В сочинении "О государе и его личных добродетелях" на основе добродетелей античной этики, переосмысленных с позиций реформированного христианства и ренессансного гуманизма, создал образ идеального человека и гражданина. Волан исходил из идеи об определяющем влиянии морали на социально-политические институты общества. Обширен круг политических и правовых проблем, находившихся в поле вниманияАндрея Волана. По каждой из них он стремился сказать свое слово. Волану по праву принадлежит приоритетная роль среди белорусских мыслителей в разработке гражданско-правовой концепции политики. В основном его трактате «О политической и гражданской свободе» центральное место занимает анализ естественных прав людей, свободы, равенства и справедливости. Важным прирожденным свойством человека Волан считал стремление к свободе. «В том, - писал он, - что человеческой природе наиболее приличествует свобода, в соответствии, с которой никто не рождается невольником, ни один мудрец в этом никогда не сомневался». Условиями же свободы, по Волану, являются: гарантированная законом защита личных прав человека; подчинение всех без исключения государственных чиновников, в том числе и самого монарха, закону; учреждение справедливых и независимых судов; решение конфликтов между людьми судом; подготовка квалифицированных и добросовестных юристов. Так, в понимаемой мыслителем свободы, рассматриваются и оцениваются самые различные стороны общественной жизни.

Политико-правовые воззрения Андрея Волана, если не опережали соответствующие идеи западноевропейских мыслителей, то были, во всяком случае, на одном уровне. Они и сегодня, когда наше общество поставило своей целью построение демократического правового государства, звучат актуально.

 

11. Политико-правовые взгляды А. Воловича и Л. Сапеги.

 

Законодательную комиссию при подготовке Статута 1588 г. возглавили видные государственные деятели и ученые Астафий Воловичи Лев Сапега. На средства последнего Статут был издан в Виленской типографии, что делало его доступным широкому кругу населения. Некоторые ученые называли Л.Сапегу «творцом» Статута [10, с. 5]. В «Посвящении Статута Жыгимонту ІІІ» и «Обращении ко всем со-

словиям», предваряющим Статут 1588 г., нашли отражение политико правовые взгляды Сапеги. Как реннессансный мыслитель-гуманист, он придерживался аристотелевско-цицероновской концепции проис хождения и предназначения государства и считал, что оно должно 10 основываться на принципах внутреннего единства, централизма, пра- вопорядка и законности. Центральной категорией его философии

права является категория свободы. Сущ- ность же свободы составляют неотъемлемые права человека – право личной неприкосновенности и право собственности. Именно с целью охраны гражданских прав и существует право. Однако каждая лич- ность, по его мнению, должна знать границы своей свободы. Сапега считал, что закон дол- жен быть одинаковым для всех сословий и главное его предназначе-нье – защищать личность от посягательства со стороны любых право- нарушителей, «абы можному и потужному не все было вольно чыни- ти». Относительно власти монарха он отмечал: «сам господар паннаш жадное звирхности над нами заживати не можеть, одно только, колько ему право допущаеть.

Астафий Богданович Волович (родился около 1520 (8?) - умер в 1587 г.).. Один из руководителей работы над Статутом ВКЛ в 1566 году. Продолжатель дела Николая Николаевича Радзивилла и Ольбрехта Гаштольда по включению в Статут развитых, более гуманных, прогрессивных и самых передовых для своего времени правовых, законодательных норм. Один из наиболее важных лидеров оппозиции во время Варшавского сейма и заключения Люблинской унии. В знак протеста покинул сейм (вместе с другими магнатами ВКЛ, противниками объединения с Короной (с Польшей). С той же целью посылал в Подляшье и на Волынь воззвания с призывом бороться против унии и польской оккупации. За это его лишили "королевщин" на Подляшье, но, после того, как он, среди прочих, подписал унию, ему их вернули. Сначала (вместе с Яном Геранимом Ходкевичем) противился избранию великим князем Литвы и королём Речи Посполитой Стефана Батория, предпочитая Эрнста Габсбурга, но после избрания Батория перешёл на сторону последнего. При осаде и взятии Полоцка в 1579 г. командовал хоругвью, а в 1580 отряд под его началом смог овладеть Усвятами. Выразил резкий протест по поводу избрания королём Зигмунда (Сигизмунда, Жигимонта) Вазы без участия панов-рады (депутатов) от ВКЛ. Из православия перешёл в кальвинизм, придерживался антитринитризма (непризнания учения о Святой Троице).

 

 

12. Основные правовые идеи и государственно-правовое значение Статутов ВКЛ.

 

Вместе с Ренессансом в XVI в. на территорию ВКЛ проникают правовые идеи гуманистов, начинаются процессы рационализации, гуманизации и концептуализации права. Обязательная систематизация права, проведение кодификационных работ логично вытекали из разработанной школой гуманистов концепции неограниченного суверенитета монарха, а следовательно, и преобладания издаваемого им писанного права. Таким образом, кодификация в ВКЛ проходила в русле общеевропейского кодификационного процесса. Также она была тесно связана и с распространением протестантизма, политико-правовое учение которого рассматривало кодексы как «инструмент Реформации» по совершенствованию общества. Вопрос об источниках рецепции иностранного или римского права при создании Статутов 1529, 1566, 1588 гг. является дискуссионным. В нем находят романистические элементы относительно распоряжения феодалами частью землевладений, порядка составления завещаний, опекунского права и др. В Статута 1566 г. и 1588 г. заимствований больше, что объяснялось привлечением к их созданию «дактаров прав чужаземных» и выдающихся отечественных правоведов. В них более заметно влияние науки права: разработаны научные принципы классификации правовых норм и институтов, значительное количество общих норм, расширенна сфера правового регулирования и круг субъектов правоотношений, усовершенствована юридическая техника и терминология Представляется, что основанная на идеях Ренессанса и Поздний приход феодальных отношений, неразвитость городов и буржуазных отношений не позволили гуманистическо- реформационным идеям произвести кардинальный переворот в социальной структуре общества. в Статутах лишь намечался процесс становления единой общегосударственной правовой системы. Принцип равенства перед законом и судом также претерпел модификацию

 

13. Контрреформация в ВКЛ. Общественно-политические взгляды П. Скарги и А. Посевина.

 

Контрреформация - католическая реакция на протестантскую реформацию; всестороння деятельность католической церкви с середины XVI до конца XVII в., направленная на препятствование развитию Реформации, а впоследствии - на возвращение верующих, утраченных храмов и бенефициев. Контрреформации - определяющее событие для западнохристианского мира.

Термин «контрреформация» впервые был употреблен в 1776 г. протестантским юристом из Геттингена Путтером для обозначения попыток силового возвращения к католической религии территорий, «протестантизировавшихся» в первый период Реформации. Этот термин был повсеместно принят протестентской историографией, которая понимала под ним также проявление внутренней реформы католической церкви, осуществленной Тридентским собором, папством и иезуитами. Это понимание контрреформации приняли также англосаксонские историки. Марксистская историография, которая считала Реформацию социально-религиозной революцией, трактовала контрреформацию как контрреволюцию, видя в ней проявления общественной косности, нетолерантности и защиты социальных и экономических интересов католической церкви. У советской историографии понятие "контрреформация" несло в себе отрицательную оценочную нагрузку. Акцент делался на ее реакционность, денационализаторские тенденции, засилие религиозной идеологии. Советская историография рассматривала контрреформацию только как феадально-католическую реакцию и систему репрессивных мер. Во второй половине ХХ в. в европейской историографии были предприняты попытки более точного поределения контрреформации и ее хронологических рамок. Под ней стали понимать каждую акцию католической церкви, непосредственно спровоцированную Рефармацией.

Выдающимися деятелями контрреформации и католической реформы был Петр Скрга и др.

Плоды контрреформации можно выразить языком статистики. Через 5 лет после прибытия в Вильню они обратили в католицизм около 6 тысяч человек.

 

14. Общественно-политические взгляды сторонников и противников церковной унии в ВКЛ.

 

В результате больших усилий Папы Римского и католического духовенства, а также руководства Речи Посполитой окончательное решение о слиянии православной и католической церкви произошло 6–9 октября 1596 г. на церковном соборе в Бресте. В результате Брестской церковной унии 1596 г. была создана униатская церковь.

Униатская церковь подчинялась Папе Римскому, а обряды в ей были сначала прежние. –Униатами стали, в основном, крестьяне, мещане, часть мелкой и средней знати. Поэтому униатскую церковь иной раз называют «хлопской церковью», а ее верующих – людьми «хлопской веры». Магнаты и в большинстве своем белорусская знать присоединились к государственной церкви – церкви католической. Насильственное введение униатства вызвала сильное сопротивление с стороны православного населения. Можно привести факт убийства священника Иосафата Кунцевича и его единомышленников в Витебска в 1623 г. за закрытие православных храмов в Полоцке, Витебске, Орше и Могилеве, за насилие и призывы топить, резать, вешать, сжигать на поленницы православных верующих как злых и неисправимых еретиков. Королевская комиссия за участие в убийстве осудила 75 человек к смертной казне. Витебск был лишен магдебургского права и всех ранее подаренных прав и привилегий, был подчинен военному управлению, снят вечевой звон, а ратуша преобразована в шинок. Законами Речи посполитой 1668 и 1674 гг. по православию был нанесен еще один удар: отступничество от католичества и униатства провозглашалось криминальным преступлениям и подлежало наказанию путем изгнания из государства. Была сломана и такая форма сопротивления католической экспансии, как православные братства, которые печатали книги на свои средства, проводили большую пропагандистскую работу, направленную против унии. К XVIII ст. деятельность право славных братств приостановилась. В конце XVIII ст. более чем 75 % население Беларуси являлись униатами. На Беларуси существовала только одна православная епархия в Могилеве. Она, как и Киевская митрополия, была подчинена Московскому патриархату. О том, что шел процесс латинизации униатской церкви, перевода ее на католический обряд, свидетельствуют решения Замойского церковного собора 1720 г. В соответствия с ним обряд униатской церкви окончательно переводился на католический строй: священники обязывались брить бороды, заменить рясу на сутану, вводились звоночки сотоварищи атрибуты католического обряда. Униатская церковь была ликвидирована решением Полоцкого церковного собора 1839 г. Она превращалась в православную. Католическая экспансия на белорусские земли потерпела поражение.

 

 

15. Политико-правовые взгляды А. Ализаровского.

А. Ализаровский главным образом подвергал анализу естественное право, которое, по его мнению, природа закладывает в человеке как социальном и биологическом существе. В социальном аспекте принципы естественного права определяются через развитие и совершенствование социальной организации жизни: семьи, двора (нескольких семей), фольварка (панского поместья), поселения, общества, государства. С биологической точки зрения права человека определяются его общностью с миром животных и находят свое воплощение, в частности, в праве на самооборону, в праве распоряжаться собой, в стремлении к сотрудничеству (к отношениям) с себе подобными и др.

В естественно-правовом учении А. Ализаровский отводил значительное место, рядом с природой, разуму и рациональным качествам человека. Природа и разум выступили у него как взаимодополняющие предпосылки права.

Обоснование естественно-правовых идей позволило А. Ализаровскому развить новое для его времени буржуазное по сути понимание свободы и равенства. Свобода у него выступает как общее для всего право на достойное место в обществе и право на защиту законом. Согласно концепции А. Ализаровского, существует три вида свободы: правовая, политическая и философская. Правовая свобода — это способность людей в соответствии с природой и общим достоинством распоряжаться своей жизнью по своему разумению и требованиям закона. Политическая свобода — это господство в обществе права и закона, а не самовольство монарха. Философская свобода — это власть разума над эмоциями и устремлениями.

 

 

16. Общественно-политические взгляды С. Полоцкого и К. Лыщинского.

Казимир Лещинский родился 4 марта 1634 года в Брестском повете. Наиболее значимый труд, который он написал «О не существовании Бога». За этот труд 28 марта 1689 года Польский сейм приговорил его к смерти и 30 марта 1689 года он был казнен. В настоящее время известны лишь фрагменты его трудов. Он считал, что мир создан не Богом, а существовал вечно. Он утверждает, что мир развивается по своим собственным законам. Он считал, что правление на земле и власть появились в силу естественных причин. Казимир Лещинский считал, что мир, города, храмы должны управляться сами собой, без власти, без начальников, без хозяев, без судей. Народ должен сам собой управлять. Семион Полоцкий родился в декабре 1629 года в Полоцке. Получил хорошее образование в Вильно. В 1664 году по приглашению царя Алексея Михайловича переехал в Москву. Поэтому его общественную, политическую и культурную деятельность можно поделить на два периода Белорусский и Московский. За тридцать шесть лет своей научной деятельности Семион Полоцкий написал большое количество научных трудов. Семион Полоцкий был патриотом Беларуси. Семион Полоцкий один из первых представителей идеологии просвещенного абсолютизма в России. Он первый с точки зрения теории обосновал необходимость преобразования в России и создания в ней такой формы государственного управления как просвещенная монархия. Цель такого государства – это создание в обществе вечного мира, всеобщего блага, ликвидация мятежей, предоставление преимуществ в торговле, развитие образовании, которые по его мысли решат все социальные проблемы. Большое внимание Семион Полоцкий уделял проблемам просвещенного монарха (царя). По его мысли царь должен быть образованным, всегда стремится получать новые знания, как путем бесед с мудрыми людьми, так и чтение книг. Он должен также знать политическую и правовую практику других государств и народов, и использовать ее при реформировании общества. Монарх должен использовать верховную власть не в личных целях, а на пользу всего обзщества. Деятельность монарха должна основываться на законах перед которыми все должны быть равны, в том числе и царь. Семион Полоцкий повышал авторитет царской личности.

 

 

17. Эпоха Просвещения в Речи Посполитой. Общественно-политические идеи С. Лещинского и С. Канарского.

Станислав Канарский (1700-1763 года). Известен прежде всего как издатель источников права Польши. В 1760 году он опубликовал книгу “Об эффективном проведении совещания”. В этой книге он выступил против либерумвета. Либерумвето очень часто применялся при проведении сеймов в Речи Посполитой. Законодательная власть путем либерумвета была парализована. Он предложил принимать все законы на сейме большинством голосов. Станислав Канарский предлагал также радикальную реформу государственного строя Речи Посполитой в духе просвещенного абсолютизма. Более известным представителем физиократов был Иераним Стройновский (1752-1816 года), который был профессором кафедры естественного права высшей школы Великого Княжества Литовского. Он предлагал проведение ряда социально-политических реформ. Наиболее известный его труд - “Наука естественного и политического права, политической экономии и права народов” (1785 год). В этом труде он изложил теоритические основы буржуазного общества, показал себя приверженцем личной свободы, частной соббственности, наемного труда. Он придерживался теории договорной о происхождении государства.

 

 

18. Общественно-политические взгляды физиократов.

 

Сторонниками идей физиократов были Иоахим Хрептович, Иероним Стройновский (1752-1815), Михаил Карпович(1744—1803) и др.

Физиократы рассматривали общество как натуральный организм, являющийся частью природы, в которую входят человек и его нравственные принципы. Когда же человек теряет закономерную связь с природой он становится изгоем, бесполезным для себя и общества. Эта концепция позволяет утверждать, что Хрептович считал человека и его способности (прежде всего умственные) главным элементом производства. Своими хозяйственными реформами и освобождением крестьян от крепостной зависимости Хрептович обосновывал возможность осуществления более широкого обновления. Верил, что при надлежащей организации общественной жизни в соответствии с требованиями «естественного права» возникает возможность создания постоянно растущей обеспеченности и просвещения для всех. Это был просветительский гуманизм и одновременно утопизм. Гуманизм Хрептовича проявлялся в уважении к личности крестьянина, признании его натуральных прав, во внимании к творчеству народа.

Физиократы также считали, что земля и земледелие есть основной источник богатства, а сельскохозяйственная работа — единственная производительная работа. Одним из первых в Беларуси начал критику крепостного права, выступил против жестокого обращения панов с крестьянами сторонник физиократов Михал Карпович. Он предложил перевести крестьян на чинш, открыть в деревнях школы.

Иероним Стройновский (1752-1815). В своем главном труде «Наука о натуральном и политическом праве, политической экономии и праве народов» он изложил сущность основной концепции физиократов — концепции о натуральном порядке и натуральном праве. Натуральный порядок вещей Стройновский рассматривал как единство физического и морального, совокупность законов природы и общества. Жизнь общества, по его мнению, подчинена натуральным закономерностям, а человек живет в соответствие с натуральными законами, на основе которых он должен создать справедливые общественные законы. Идеальным государственным устройством мыслитель считал конституционную монархию во главе с просвещенным правителем.

 

 

19. Политические и правовые идеи Конституции от 3 мая 1791 г.

 

Конститу́ция 3 ма́я, официально «Правительственный закон». Принятие конституции формально прекратило действие Люблинской унии, объединившей в 1569 году Королевство Польское и Великое княжество Литовское в единое конфедеративное государство Речь Посполитая.

Ее текст подготовили Игнат Потоцкий и Гуго Коллонтай. Документ состоял из введения и 11 разделов. Конституция провозгласила независимость и суверенитет Речи Посполитой.

В основу Конституции был положен принцип разделения властей (законодательная, исполнительная и судебная), а также были провозглашены гражданские свободы, по существу подтверждавшие привилегированное положение магнатов, шляхты и духовенства и предусматривавшие некоторые льготы для зажиточной части мещанства. Принципы Конституции носили ограниченный характер и не повлияли существенно на изменение общественного строя, в котором доминирующее значение продолжали занимать феодальные устои. Иначе говоря, конституционная реформа означала изменение формы государственного правления, то есть провозглашала конституционную монархию, но тип государства оставался без изменений — феодальный. Всем жителям Речи Посполитой предоставлялась свобода вероисповедания. Но католичество оставалось господствующей конфессией. За шляхтой закреплялись все права и свободы, а за городами — новые полномочия мещан.

Отдельный раздел был посвящен крестьянскому сословию. Труд крестьян считался главным источником богатства государства, а само крестьянство — самой большой частью населения. Но крепостное право отменено не было.

Конституция сохранила феодальную сущность общества Речи Посполитой и одновременно создала более выгодные условия для развития мануфактурной промышленности и торговли, предоставляла более широкие права городским жителям - мещанам. Меньше всего она вносила изменений в правовое положение крестьян.

 

20. Политические и правовые взгляды лидеров восстания 1794г.

Тадеуш Кастюшка родился 4 февраля 1746 года в местечке Косово, Слонимского повета, Новогрудского воеводства в семье белорусского шляхтича. Получил хорошее образование. Во время войны за независимость США от Великобритании был в американской армии и получил звание бригадного генирала (1776-1783 года). В это время 1772 году произошло первое деление Речи Посполитой и возникла опасность ее репутации, как самостоятельного государства. Возвратившись в Речь Посполитой Тадеуш Кастюшка возглавил борьбу против Российских царских войн. Он возглавил восстание лозунгом которого были слова “Свобода, целостность, независимость”. Для того чтобы привлечь крестьян к участию в восстании против росийских войск 7 мая он издал около деревни Полонец – полонецкий универсал, который был направлен на улучшение положения крестьян. В универсале было предусмотрено предоставление крестьянам личной свободы, избавление от панщины во время восстания, право наследования на обрабатываемую землю. 24 марта 1794 года началось национально-освободительное восстание в Кракове во главе с Т. Костюшко. Цель восстания - «восстановление независимости нации и установление всеобщей свободы», возрождение Речи Посполитой в границах 1772 года. Для белорусского народа это значило окончательное окатоличивание и полонизацию Белорусского края. Якуб Ясинский родился 1761-1794, поэт революционер, один из руководителей восстания 1794 года на территории Белоруси и Литвы. Он высказывал лозунги равноправия граждан, ликвидации сословной структуры общества, демократизации власти с участием в ней крестьян, был за отмену феодального права. Во время восстания Костюшко Ясинский был одним из наиболее видных членов радикального крыла польских якобинцев и в то же время командующим повстанческих войск на территории Великого Княжества Литовского. В ночь с 23 на 24 апреле 1794 г. он возглавил восстание в Вильно. Отряды восставших войск под его командованием разбили русский гарнизон этого города. 3 мая Наивысшая Рада Литовская провозгласила Ясинского главнокомандующим Литовских повстанческих войск.Первоначально поддержанный Тадеушем Костюшко он сумел нанести ряд поражений русским гарнизонам на территории Литвы. Однако, его радикальные республиканские взгляды шли в разрез политикой руководства Восстания (дворянство и высшее духовенство серьёзно беспокоили якобинские взгляды Ясинского, которые он начал претворять в жизнь). Нередки были обвинения в «литвинском» сепаратизме, звучавшие в его адрес.

 

21. Идеи утопического социализма

Утопический социализм- совокупность политических учений об идеальном обществе, основанном на обязательном труде, справедливом распределении и общности имущества; первая стадия развития социализма (18-19 век). Почти одновременно с развитием капиталистических отношений в Беларуси начинают появляться идеи утопического социализма. Одним из ярких его представителей во второй половине XVIII века был в Беларуси Язеп Яленский (1756-1813). Автор нескольких произведений, самое известное из которых имеет название “Благовестье” (написанное на Соловках во время заточения в монастырь за участие в востании под руководством белоруса-литвина Т. Костюшко). В этом произведении Яленский изложил программу формирования идеального устройства общества, которое и называл “благовестьем”: отмена частной собственности, сословий, образование общенародного государства и правительства, общинного ведения хозяйства, обязательного труда и образования для всех членов общества, справедливого распределения доходов. ”. Согласно Яленскому, органы государственного управления, суды и совет старейшин должны выбираться всенародным голосованием. Преимущество должно отдаваться мудрым и добропорядочным людям, пусть и бедным по своему положению. По мнению Яленского необходимо было ввести простые и ясные законы, количество которых должно быть строго ограниченным, чтобы каждый гражданин мог их легко помнить и понимать. Смертная казнь должна быть отменена, нарушители законов должны выгоняться из общества. Идеи утопического социализма нашли отражение также в работе Семена Зеновича (после 1795) “Правдивое толкование прав человека”. Как сторонник теории натурального права Зенович выступал с критикой существующего несправедливого общества, осуждая социальное неравенство, угнетение одним человеком другого, самодержавие как форму государственного управления.

 

 

22. Политические и правовые идеи представителей тайных студенческих организаций

В СССР советское студенчество способствовало «пролетаризации» высшей школы. Студенты-коммунисты участвовали в создании рабочих факультетов. К 1930-м годам изменился социальный состав студентов, среди них выросло число комсомольцев.

В годы довоенных пятилеток (1929—40) советское студенчество помогало осуществлению индустриализации страны, коллективизации сельского хозяйства, культурной революции (введение всеобщего семилетнего образования, ликвидация неграмотности и др.), оказывало помощь предприятиям и стройкам, колхозам и совхозам. Комсомольские организации вузов основное внимание обращали на совершенствование учебного процесса и политического воспитания, соединение теоретического обучения с производственной практикой, развитие научно-исследовательской работы. В 1930-е годы советские студенты создавали хозрасчётные студенческие «бригады реального проектирования», научные кружки при кафедрах; в 1940-е годы научные кружки, бригады и др. были объединены в научные студенческие общества и студенческие конструкторские бюро.

В годы Великой Отечественной войны 1941—45 годов 240 тысяч студентов вступили в Красную Армию. В 460 вузах страны студенты учились под девизом: «Всё для фронта, всё для победы!». 150 тысяч из них совмещали учёбу с работой на производстве. В 1941 году в Москве была создана студенческая секция Антифашистского комитета советской молодёжи. После окончания войны 30 тысяч фронтовиков поступили в вузы.

В конце 1950-х годов зародились студенческие строительные отряды, участники которых во время летних каникул работали на промышленных и с.-х. объектах страны, прокладывали линии электропередач, железные и шоссейные дороги, строили жилые дома, школы, больницы и клубы, работали летом в торговле, в сфере обслуживания, на транспорте. В 1974 году в таких отрядах было более 600 тысяч студентов.

В жизни советских студентов большую роль играли комсомольские организации. В 1974 году они охватывали более 95 % студентов вузов (в 1928 г. — 19,2 %, в 1935 г. — 32,5 %).

Советские студенты участвовали в международном движении прогрессивного студенчества. Они входили в Коммунистический интернационал молодёжи в 1919—1943 годах, участвовали в создании антифашистского фронта молодёжи в годы 2-й мировой войны 1939—1945 годов. Студенческий совет СССР сотрудничал со студенческими организациями более 100 стран. Представители советских студентов участвовали в работе Международного союза студентов, в мероприятиях, проводимых совместно со Всемирной федерацией демократической молодёжи.

Германия

 

 

23. Революцилнно –демократическое направление в политико правовой мысли Беларуси.

В эпоху реформации значительное влияние имел кальвинизм, крупнейшими идеологами которого были Андрей Волан (1530-1610) и Лев Сапега (1557-1633). Следуя за Аристотелем, Волан выделял правильные и неправильные формы правления государством, но в отличие от него осуждал лишь тиранию, а демократию отождествлял с политикой. Волан выступал за равенство всех сословий перед законом, считал, что законы являются гарантией свободы, а правопорядок в стране зависит, в первую очередь, от мудрой и справедливой власти. Идея правового государства нашла отражение в III Статуте ВКЛ 1588 г., составителем которого был Лев Сапега. Он подчеркивал, что всякая власть неизбежно выродится в тиранию, если она не будет опираться на право и ограничивать свою деятельность законами.

В 60–е гг. XVI в. из реформационного движения выделилось радикальное направление – арианство, или антитринитаризм. Крупнейшим идеологом этого направления был Сымон Будный (1530-1593). В работе «О светской власти» он резко критикует существующий государственный строй, требует ограничения магнатского своеволия, равенства всех сословий перед законом.

Василий Тяпинский (около 1540-1604) выступал в защиту белорусского народа, его культуры от феодально-католической реакции, резко критиковал духовенство за то, что оно не содействовало распространению просвещения среди народа. Основной целью человека считал служение Родине, подчеркивал историческое единство славян. В 1884 г. белорусские революционные народники начали издавать нелегальный журнал "Гомон", на страницах которого изложили свою общественно-политическую программу.

 

24. Политические и правовые взгляды К. Калиновского.

 

С середины 19 века на белорусской земле начинает развиваться революционно-демократическая мыслью. Наиболее полно она была разработана Константином Викинтием Калиновским. Юрист. Был повешен в Вильно в возрасте 26 лет.

Его взгляды изложены не только в авторских работах, но и через орган печати (газета «Мужицкая правда»). Давал приказы, писал письма («Письма с падшибиницы»). Критиковал государственный аппарат, суд страны, дал сравнение царских чиновников с саранчой, превращающей оазисы в пустыню. А царский суд с волчьей стаей, где не разбираются по сути, а рвут людей на части. Он был сторонником крестьянского социализма Александра Герцена и Николая Чернышевского. Он предлагал раздать землю крестьянам, отменить все классовые, национальные и религиозные льготы и ограничения. Главным критерием оценки человека считать его дела, а не социальное происхождение. По мнению Калиновского новое общество, должно быть трудящимся обществом. Политическим идеалом Калиновского была демократическая республика. Высшей целью государства он считал.

Защиту интересов народа. По его мнению «Не народ существует для правительства, а правительство для народа». Таким образом взгляды мыслителя отличали концепции народного суверенитета.

 

 

25. Идеология консерватизма в политико-правовой мысли Беларуси. Идеология «западнорусизма».

 

 

26. Правовая мысль Беларуси во II пол. XIX – нач. XX вв. (В. Спасович, Л. Петражицкий).

Влади́мир Дани́лович Спасо́вич (; 16 января 1829, Речица Минской губернии, ныне Гомельской области — 26 октября 1906, Варшава) русский юрист-правовед, выдающийся адвокат, польский публицист, критик и историк польской литературы, общественный деятель. Юридические труды С. относятся к области как гражданского, так и уголовного права. Главные из них «О правах нейтрального флага и нейтрального груза»; «Об отношениях супругов по имуществу по древнему польскому праву» идр. Рядом с юридическими вопросами С. глубоко занимают вопросы литературные и политические. Критические очерки С. печатались главным образом в «Вестнике Европы», и все они, как и др. его труды и главные судебные речи, вошли в состав полного собрания его «Сочинений». Петражицкий, Лев Иосифович Наука, по его мнению, должна изучать именно человеческое участие в различных процессах общественной жизни, то есть психическую деятельность индивидуального характера. Петражицкий отрицал объективный, естественно-исторический характер общественных отношений. Содержание любого социального явления состоит не в объективном отношении, «оно существует реально в психике того, кто изучает его, переживает в данную минуту». Данный взгляд он применял при анализе самых разнообразных явлений — права, власти, идеала, наказания и т. п. Л. И. Петражицкий создал «эмоциональную» психологию и на этой основе отразил своё понимание социального мира. Показал ущербность натуралистического редукционизма. Особое значение он придавал роли эмоций как автономному, нормативному, доминирующему фактору социального поведения. Долгое время, объяснял Л. И. Петражицкий, взаимодействие «норм — законов», институтов и поведения людей осуществлялось бессознательно, но с возникновением социологии появилась возможность вести человечество сознательно, путём особой «политики права». Петражицкому принадлежит идея разделения права на «официальное» и «интуитивное». Психологическая теория происхождения государства также во многом основана Петражицким. В ней объясняется появление государства и права проявлением свойств человеческой психики: потребности подчиняться, управлять, подражать и т. д. Противопоставлял «служебную» и «господскую» власть:Служебная власть служит установлению правопорядка, организации, она есть только средство и никогда не цель в себе; напротив, господская власть есть самоцель, и если она создает порядок и даже мощную организацию, то это для неё лишь средство властвования, аппарат власти.

 

 

Date: 2016-05-18; view: 3694; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию