Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Составитель и редактор: к. ф. н., доцент кафедры философии УГТУ-УПИ МАКЛАКОВ В.Т






[1] - предварительное решение (лат.)

[2] Сиантизм (сциентизм) – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире. – прим. ред.

[3] - Злоба (франц.)

[4] - мнение (греч.)

[5] - знание (греч.)

[6] - философия существования (нем.)

[7] - интеллектуальная любовь к богу (лат.)

[8] Поскольку "Беседы и высказывания" были записаны учениками Конфуция, его слова обычно предваряются фразой «учитель сказал».

[9]Благородный муж (цзюнь-цаы) - является в конфуцианстве нормативной личностью, совершенным (прежде всего с моральной точки зрения), гуманным человеком. Качествами такой личности, согласно взглядам конфуцианства, должен прежде всего обладать государь. Поэтому понятия "благородный муж" и "государь", "правитель" у Конфуция часто совпадают. Противоположность "благородного мужа" - "низкий человек" (сяо жэнь), человек, лишенный высоких моральных качеств, как правило, синоним простолюдина.

[10]Ю-цзы - прозвище одного из семидесяти семи ближайших учеников Конфуция - Ю Жо. Вместе с Цзэн-цзы он был наиболее уважаем учителем, что отразилось в приставке только к их фамилиям слова "цзы", выражавшего почтительность. К остальным ученикам Конфуций обращался, называя просто фамилию или имя.

[11]Человеколюбие (условный перевод термина жэнь) - важнейшая этико-философская категория конфуцианства. Человеческая гуманность в понимании Конфуция имеет ограниченный характер. У Конфуция жэнь характеризует прежде всего отношения, которые должны существовать между отцами и сыновьями, братьями, государями и чиновниками, друзьями. И только во вторую очередь отношения между людьми вообще.

[12]Чжоуский государь У-ван раздал своим родственникам-аристократам и сановникам владения; каждый из них должен был иметь тысячу боевых колесниц. Тысяча колесниц характеризует мощь владения.

[13]Здесь Конфуций разъясняет, что самое главное не знания и учение, а моральное поведение в конфуцианском духе.

[14]Цзы-ся (Бу Шан) - ученик Конфуция.

[15]Этим Цзы-ся говорит, что смысл всей конфуцианской учености сводится к служению родителям и государю.

[16]Конфуций хочет сказать, что знания лишь тогда прочны, когда они выражаются в определенных моральных поступках.

[17]Здесь Конфуций, сравнивая правителя, который опирается на мораль, с полярной звездой, окруженной созвездиями, хочет сказать, что такой метод правления будет привлекать к нему людей.

[18]Придавая огромное значение ритуалу как важному средству управления, Конфуций одновременно отрицательно относился к введению наказаний на основе законов.

[19]Цзы-ю (Яиь Янь) - ученик Конфуция из государства У.

[20]Хуэй (Янь Хой, Янь Цзы-юань, Янь Юань), ученик Конфуция из Лу. Отличался любознательностью, большим умом и усердием в учении.

[21]Этим Конфуций хочет сказать, что благородный муж (цзюнь-цаы) универсален, он не имеет, как вещь, лишь одну функцию.

[22]Цзы-чжан (Чжуань Сунь-ши) - ученик Конфуция из государства Ци.

[23]Ай-гун (Ай Цзян) -правитель Лу. Во время его правления Лу было небольшим и слабым государством.

[24]Правильный путь, или дао, - одна из основных этических категорий конфуцианства, включающая в себя все остальные категории. Представляет собой воплощение правильного, с точки зрения конфуцианства, этического пути; если человек освоил дао, он выполнил свое предназначение.

[25]Забота о людях (шу) - категория конфуцианской морали, определяется так же, как "не делай другим людям того, чего не желаешь себе" (глава XII, 2). Китайские комментаторы истолковывают шу как "способ осуществления человеколюбия"

[26]Дословно: "он довольствуется одной ложкой риса, одним глотком воды и тесным жильем".

[27]Дословно: "человеку, ведающему бумагами" (ши).

[28]Поскольку мудрый проявляет интерес ко всему, что движется, он любит воду. Поскольку человеколюбивый стремится к покою, он любит горы.

[29]Золотая середина, или золотая мера (чжун юн), - образ совершенной морали. Впоследствии о золотой середине ученики Конфуция составили целую книгу, получившую название "Чжун юн" и ставшую одной из канонических книг конфуцианства.

[30]Лао Пэн - крупный чиновник в период династии Инь, любивший древность.

[31]. е., когда в стране нет условий для морального поведения, Конфуций чувствует скорбь.


[32]Т. е. Конфуций был готов обучать за минимальную плату.

[33]Последняя фраза некоторыми комментаторами переводится по-другому: это и есть второй по значению способ постижения знаний. Под первым подразумевались врожденные знания.

[34]Конфуций действовал в соответствии с ритуалом.

[35]Конфуции заболел, направляясь в Лу, куда он был пригла шен на государственную службу. Во время его болезни Цаы-лу заставил учеников прислуживать Конфуцию как сановнику, чем вызвал гнев последнего,-поскольку это не соответствовало ритуалу; с его точки зрения, так как он не был сановником, ему нельзя было пользоваться прислугой.

[36]Циский Цзин-гун - правитель государства Ци.

[37]Эта фраза может иметь и другие толкования, например: "как вы смотрите на убийство людей, лишенных принципов, совершенное, чтобы приблизиться к хорошим людям.

[38]Это значит, что благородный муж постоянно морально совершенствуется, а низкий человек - деградирует.

[39]Комментаторы считают, что Конфуций имеет в виду Яо,. Шуня, Юя, Тана, Вэнь-вана, У-вана и Чжоу-гуна - идеальных, с конфуцианской точки зрения, правителей Древнего Китая.

[40]Конфуций выдвигает в качестве примера идеального управления государством "недеяние", т. е. управление, без вмешательства в естественный ход событий (у вэй). Характерно, что "недеяние" Конфуция совпадает здесь с теорией "недеяния" школы даосизма. Комментаторы считают, что "недеяние" означает управление государством с помощью морали.

[41]Конфуций говорит об эпохе Чжоу. В первый период чжухоу (правители уделов, высшие сановники) еще выполняли свои обязанности по отношению к ванам - приносили дань, доставляли пленных и т. п. Позднее чжухоу усилились и перестали подчиняться чжоуским ванам.

[42]Конфуций говорит о том, что власть из рук чжухоу стала переходить к сановникам (дафу), а из рук последних - к мелкому чиновничеству.

[43] Цит. по кн.: Дао. Гармония мира. М.:ЭКСМО, 2002 – С. 9.

[44] Там же

[45] Там же, С. 21.

[46] Там же, С. 23.

[47] Там же – С. 83.

[48] Там же. – С. 58.

[49] Цит. по кн.: Дао. Гармония Мира. М: ЭКСМО, 2002 – С.21.

[50] Цит. по кн.: Конфуций. Уроки Мудрости. М: ЭКСМО, 2002 – С. 34.

[51] Там же. – С. 36.

[52] Цит. по кн.: Дао. Гармония Мира. М: ЭКСМО, 2002 – С. 21.

[53] Там же. – С. 11-12.

[54] Там же. – С. 12.

[55] Там же. – С. 430.

[56] Цит. по кн.: Конфуций. Уроки Мудрости. М: 2002 – С. 20.

[57] Лосев А.Ф. Жизненный и творческий путь Платона. / А.Ф. Лосев //Платон. Собр.соч. Т.1, М., 1990. С. 3, 6.

[58] Тетралогия [от греч. tetra- - четырех- и logos - слово] (лит.). - Четыре произведения, представляющие собой одно общее целое.

[59] Дионисий (праздник в Греции, Dyonisia) - празднества в честь Диониса в древней Греции, особ. в Афинах.

[60] Узилище -темница, тюрьма.

[61] Элеатская школа (или Элейская школа) - была основана в городе Элее, в Великой Греции, Ксенофаном, жившим в конце VI и начале V в. до н.э. Главные представители: Ксенофан, Парменид, Зенон и Мелисс. Они боролись с антропоморфизмом и политеизмом греков, стараясь провести идею единства всего существующего и тождество единого с Божеством.

[62] Аутентичный текст (от греч. authentikos - подлинный) - текст какого-либо документа, соответствующий по содержанию тексту на другом языке и имеющий одинаковую с ним силу.


 

[63] Дефиниция (латин. Definitio) - определение, истолкование понятия.

[64] Дискурси́вный (от позднелат. discursus) - рассуждение, довод), рассудочный, понятийный, логический, опосредствованный.

[65] Теория анамнеза - познание есть воспоминание души о том, что она созерцала до соединения с телом;

познание - некая форма "воспоминания", реактивация того, что уже от века есть в глубинах нашей души.

 

[66] Сократ не только был учителем Платона, но и cтал одним из главных участников его диалогов. – прим. ред.

[67] Первым в диалоге берет слово Сократ. – прим. ред.

[68] Порос – бог богатства, олицетворение ловкости и достижения цели. – прим. ред.

[69] Пения – олицетворение бедности. – прим. ред.

[70] Мойры – в древнегреческой мифологии – три богини судьбы. – прим. ред.

[71] Илифия – в древнегреческой мифологии богиня, помогающая роженицам. – прим. ред.

[72] Аристотель. Метафизика / Аристотель // Соч. Т. 1. М.: Мысль, 1976. С. 279

[73] Цифровая нумерация. Сначала в скобках пишется название сочинения, например, Евангелие от Матфея – Мф; Евангелие от Иоанна – Ин; Евангелие от Марка – Мк; Евангелие от Луки – Лк; Книга Бытия – Быт.; Деяния Святых апостолов – Деян. Далее номер главы, например, номер 15, и, наконец, номер стиха, например, номер 17.

[74] Как чаша весов опускается под тяжестью груза, так и дух наш поддается воздействию очевидности (лат.).

[75] Сны, наваждения магов, необыкновенные явления, колдуньи, ночные призраки и фессалийские чудеса (лат.).

[76] И каждый, утомившись и пресытившись созерцанием, не смотрит больше на сияющую храмину небес (лат.).

[77] Если бы они впервые внезапно предстали смертным, не было бы ничего поразительнее их, на что бы не дерзнуло воображение человека (лат.).

[78] Так и река не будучи величайшей, является такой для того, кто не видел большей; и огромным представляется дерево, и человек, и вообще все, превосходящее, на его взгляд, предметы того же рода, мнится ему огромным (лат.).

[79] Души привыкают к предметам вместе с глазами, и эти предметы их больше не поражают, и они не доискиваются причин того, что у них всегда перед глазами (лат.).

[80] Которые, даже если бы не привели никаких доводов, все равно сокрушили бы меня своим авторитетом (лат.).

[81] Виндельбанд В. История философии. Киев, 1997. С. 446

[82] Максима – субъективный принцип воли, поступка (лат.). – прим. ред.

[83] По преимуществу (фр.) – прим. ред.

 

[84] Апостол Павел, Первое послание к Коринфянам (IKop., XIII, 17).

[85] Федоров Н.Ф. Собрание сочинений: В 4-х тт. М., 1995-1999, т. 1, с. 72

[86] Федоров Н.Ф. Собрание сочинений: В 4-х тт. М., 1995-1999, т. 1, с. 398

[87] Федоров Н.Ф. Собрание сочинений: В 4-х тт. М., 1995-1999, т. 1, с. 250

[88] Федоров Н.Ф. Собрание сочинений: В 4-х тт. М., 1995-1999, т. 1, с. 258

[89] Федоров Н.Ф. Собрание сочинений: В 4-х тт. М., 1995-1999, т. 1, с. 194

* Андрей Синявский. "Опавшие Листья" Василия Васильевича Розанова. М., 1999, с. 4.







Date: 2016-05-18; view: 431; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию