Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Составитель и редактор: к. ф. н., доцент кафедры философии УГТУ-УПИ МАКЛАКОВ В.Т⇐ ПредыдущаяСтр 117 из 117
[1] - предварительное решение (лат.) [2] Сиантизм (сциентизм) – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире. – прим. ред. [3] - Злоба (франц.) [4] - мнение (греч.) [5] - знание (греч.) [6] - философия существования (нем.) [7] - интеллектуальная любовь к богу (лат.) [8] Поскольку "Беседы и высказывания" были записаны учениками Конфуция, его слова обычно предваряются фразой «учитель сказал». [9]Благородный муж (цзюнь-цаы) - является в конфуцианстве нормативной личностью, совершенным (прежде всего с моральной точки зрения), гуманным человеком. Качествами такой личности, согласно взглядам конфуцианства, должен прежде всего обладать государь. Поэтому понятия "благородный муж" и "государь", "правитель" у Конфуция часто совпадают. Противоположность "благородного мужа" - "низкий человек" (сяо жэнь), человек, лишенный высоких моральных качеств, как правило, синоним простолюдина. [10]Ю-цзы - прозвище одного из семидесяти семи ближайших учеников Конфуция - Ю Жо. Вместе с Цзэн-цзы он был наиболее уважаем учителем, что отразилось в приставке только к их фамилиям слова "цзы", выражавшего почтительность. К остальным ученикам Конфуций обращался, называя просто фамилию или имя. [11]Человеколюбие (условный перевод термина жэнь) - важнейшая этико-философская категория конфуцианства. Человеческая гуманность в понимании Конфуция имеет ограниченный характер. У Конфуция жэнь характеризует прежде всего отношения, которые должны существовать между отцами и сыновьями, братьями, государями и чиновниками, друзьями. И только во вторую очередь отношения между людьми вообще. [12]Чжоуский государь У-ван раздал своим родственникам-аристократам и сановникам владения; каждый из них должен был иметь тысячу боевых колесниц. Тысяча колесниц характеризует мощь владения. [13]Здесь Конфуций разъясняет, что самое главное не знания и учение, а моральное поведение в конфуцианском духе. [14]Цзы-ся (Бу Шан) - ученик Конфуция. [15]Этим Цзы-ся говорит, что смысл всей конфуцианской учености сводится к служению родителям и государю. [16]Конфуций хочет сказать, что знания лишь тогда прочны, когда они выражаются в определенных моральных поступках. [17]Здесь Конфуций, сравнивая правителя, который опирается на мораль, с полярной звездой, окруженной созвездиями, хочет сказать, что такой метод правления будет привлекать к нему людей. [18]Придавая огромное значение ритуалу как важному средству управления, Конфуций одновременно отрицательно относился к введению наказаний на основе законов. [19]Цзы-ю (Яиь Янь) - ученик Конфуция из государства У. [20]Хуэй (Янь Хой, Янь Цзы-юань, Янь Юань), ученик Конфуция из Лу. Отличался любознательностью, большим умом и усердием в учении. [21]Этим Конфуций хочет сказать, что благородный муж (цзюнь-цаы) универсален, он не имеет, как вещь, лишь одну функцию. [22]Цзы-чжан (Чжуань Сунь-ши) - ученик Конфуция из государства Ци. [23]Ай-гун (Ай Цзян) -правитель Лу. Во время его правления Лу было небольшим и слабым государством. [24]Правильный путь, или дао, - одна из основных этических категорий конфуцианства, включающая в себя все остальные категории. Представляет собой воплощение правильного, с точки зрения конфуцианства, этического пути; если человек освоил дао, он выполнил свое предназначение. [25]Забота о людях (шу) - категория конфуцианской морали, определяется так же, как "не делай другим людям того, чего не желаешь себе" (глава XII, 2). Китайские комментаторы истолковывают шу как "способ осуществления человеколюбия" [26]Дословно: "он довольствуется одной ложкой риса, одним глотком воды и тесным жильем". [27]Дословно: "человеку, ведающему бумагами" (ши). [28]Поскольку мудрый проявляет интерес ко всему, что движется, он любит воду. Поскольку человеколюбивый стремится к покою, он любит горы. [29]Золотая середина, или золотая мера (чжун юн), - образ совершенной морали. Впоследствии о золотой середине ученики Конфуция составили целую книгу, получившую название "Чжун юн" и ставшую одной из канонических книг конфуцианства. [30]Лао Пэн - крупный чиновник в период династии Инь, любивший древность. [31]. е., когда в стране нет условий для морального поведения, Конфуций чувствует скорбь. [32]Т. е. Конфуций был готов обучать за минимальную плату. [33]Последняя фраза некоторыми комментаторами переводится по-другому: это и есть второй по значению способ постижения знаний. Под первым подразумевались врожденные знания. [34]Конфуций действовал в соответствии с ритуалом. [35]Конфуции заболел, направляясь в Лу, куда он был пригла шен на государственную службу. Во время его болезни Цаы-лу заставил учеников прислуживать Конфуцию как сановнику, чем вызвал гнев последнего,-поскольку это не соответствовало ритуалу; с его точки зрения, так как он не был сановником, ему нельзя было пользоваться прислугой. [36]Циский Цзин-гун - правитель государства Ци. [37]Эта фраза может иметь и другие толкования, например: "как вы смотрите на убийство людей, лишенных принципов, совершенное, чтобы приблизиться к хорошим людям. [38]Это значит, что благородный муж постоянно морально совершенствуется, а низкий человек - деградирует. [39]Комментаторы считают, что Конфуций имеет в виду Яо,. Шуня, Юя, Тана, Вэнь-вана, У-вана и Чжоу-гуна - идеальных, с конфуцианской точки зрения, правителей Древнего Китая. [40]Конфуций выдвигает в качестве примера идеального управления государством "недеяние", т. е. управление, без вмешательства в естественный ход событий (у вэй). Характерно, что "недеяние" Конфуция совпадает здесь с теорией "недеяния" школы даосизма. Комментаторы считают, что "недеяние" означает управление государством с помощью морали. [41]Конфуций говорит об эпохе Чжоу. В первый период чжухоу (правители уделов, высшие сановники) еще выполняли свои обязанности по отношению к ванам - приносили дань, доставляли пленных и т. п. Позднее чжухоу усилились и перестали подчиняться чжоуским ванам. [42]Конфуций говорит о том, что власть из рук чжухоу стала переходить к сановникам (дафу), а из рук последних - к мелкому чиновничеству. [43] Цит. по кн.: Дао. Гармония мира. М.:ЭКСМО, 2002 – С. 9. [44] Там же [45] Там же, С. 21. [46] Там же, С. 23. [47] Там же – С. 83. [48] Там же. – С. 58. [49] Цит. по кн.: Дао. Гармония Мира. М: ЭКСМО, 2002 – С.21. [50] Цит. по кн.: Конфуций. Уроки Мудрости. М: ЭКСМО, 2002 – С. 34. [51] Там же. – С. 36. [52] Цит. по кн.: Дао. Гармония Мира. М: ЭКСМО, 2002 – С. 21. [53] Там же. – С. 11-12. [54] Там же. – С. 12. [55] Там же. – С. 430. [56] Цит. по кн.: Конфуций. Уроки Мудрости. М: 2002 – С. 20. [57] Лосев А.Ф. Жизненный и творческий путь Платона. / А.Ф. Лосев //Платон. Собр.соч. Т.1, М., 1990. С. 3, 6. [58] Тетралогия [от греч. tetra- - четырех- и logos - слово] (лит.). - Четыре произведения, представляющие собой одно общее целое. [59] Дионисий (праздник в Греции, Dyonisia) - празднества в честь Диониса в древней Греции, особ. в Афинах. [60] Узилище -темница, тюрьма. [61] Элеатская школа (или Элейская школа) - была основана в городе Элее, в Великой Греции, Ксенофаном, жившим в конце VI и начале V в. до н.э. Главные представители: Ксенофан, Парменид, Зенон и Мелисс. Они боролись с антропоморфизмом и политеизмом греков, стараясь провести идею единства всего существующего и тождество единого с Божеством. [62] Аутентичный текст (от греч. authentikos - подлинный) - текст какого-либо документа, соответствующий по содержанию тексту на другом языке и имеющий одинаковую с ним силу.
[63] Дефиниция (латин. Definitio) - определение, истолкование понятия. [64] Дискурси́вный (от позднелат. discursus) - рассуждение, довод), рассудочный, понятийный, логический, опосредствованный. [65] Теория анамнеза - познание есть воспоминание души о том, что она созерцала до соединения с телом; познание - некая форма "воспоминания", реактивация того, что уже от века есть в глубинах нашей души.
[66] Сократ не только был учителем Платона, но и cтал одним из главных участников его диалогов. – прим. ред. [67] Первым в диалоге берет слово Сократ. – прим. ред. [68] Порос – бог богатства, олицетворение ловкости и достижения цели. – прим. ред. [69] Пения – олицетворение бедности. – прим. ред. [70] Мойры – в древнегреческой мифологии – три богини судьбы. – прим. ред. [71] Илифия – в древнегреческой мифологии богиня, помогающая роженицам. – прим. ред. [72] Аристотель. Метафизика / Аристотель // Соч. Т. 1. М.: Мысль, 1976. С. 279 [73] Цифровая нумерация. Сначала в скобках пишется название сочинения, например, Евангелие от Матфея – Мф; Евангелие от Иоанна – Ин; Евангелие от Марка – Мк; Евангелие от Луки – Лк; Книга Бытия – Быт.; Деяния Святых апостолов – Деян. Далее номер главы, например, номер 15, и, наконец, номер стиха, например, номер 17. [74] Как чаша весов опускается под тяжестью груза, так и дух наш поддается воздействию очевидности (лат.). [75] Сны, наваждения магов, необыкновенные явления, колдуньи, ночные призраки и фессалийские чудеса (лат.). [76] И каждый, утомившись и пресытившись созерцанием, не смотрит больше на сияющую храмину небес (лат.). [77] Если бы они впервые внезапно предстали смертным, не было бы ничего поразительнее их, на что бы не дерзнуло воображение человека (лат.). [78] Так и река не будучи величайшей, является такой для того, кто не видел большей; и огромным представляется дерево, и человек, и вообще все, превосходящее, на его взгляд, предметы того же рода, мнится ему огромным (лат.). [79] Души привыкают к предметам вместе с глазами, и эти предметы их больше не поражают, и они не доискиваются причин того, что у них всегда перед глазами (лат.). [80] Которые, даже если бы не привели никаких доводов, все равно сокрушили бы меня своим авторитетом (лат.). [81] Виндельбанд В. История философии. Киев, 1997. С. 446 [82] Максима – субъективный принцип воли, поступка (лат.). – прим. ред. [83] По преимуществу (фр.) – прим. ред.
[84] Апостол Павел, Первое послание к Коринфянам (IKop., XIII, 17). [85] Федоров Н.Ф. Собрание сочинений: В 4-х тт. М., 1995-1999, т. 1, с. 72 [86] Федоров Н.Ф. Собрание сочинений: В 4-х тт. М., 1995-1999, т. 1, с. 398 [87] Федоров Н.Ф. Собрание сочинений: В 4-х тт. М., 1995-1999, т. 1, с. 250 [88] Федоров Н.Ф. Собрание сочинений: В 4-х тт. М., 1995-1999, т. 1, с. 258 [89] Федоров Н.Ф. Собрание сочинений: В 4-х тт. М., 1995-1999, т. 1, с. 194 * Андрей Синявский. "Опавшие Листья" Василия Васильевича Розанова. М., 1999, с. 4. Date: 2016-05-18; view: 431; Нарушение авторских прав |