Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Единственный ребенок





Единственные дети с самого рождения развивают­ся в особенной атмосфере. Окруженные долгое время лишь взрослыми, они получают более ограниченный личностный опыт по сравнению с детьми, имеющими братьев и сестер. Психологи начала нашего века очень скептически относились к такой семейной структуре. Слова американского психолога С. Холла о том, что быть единственным ребенком — это уже иметь болезнь в себе, постоянно цитировались в специальной и попу­лярной литературе. Однако такая однозначная оценка недостаточно обоснованна и в последнее время встре­чает все больше возражений. Но давайте разберемся по порядку.

Главное в развитии единственного ребенка заключа­ется в том, что он длительное время близко общается лишь со взрослыми. Быть одному, маленькому в «стра­не великанов» не так легко и просто. Не имея возмож­ности сравнивать себя в семейной обстановке с братья­ми и сестрами подобного возраста, а видя перед собой лишь недосягаемых, все умеющих и могущих взрос­лых, ребенок остро ощущает свою слабость, несовершен­ство. Так, опосредованно, самой ситуацией развития ребенок обескураживается и в итоге может потерять веру в свои силы.

Единственный ребенок всегда на глазах у родите­лей. Они бдительны, замечают, когда ему что-либо не удается, когда ему трудно, и спешат с помощью. Если в большой семье малыш никак не может застег­нуть пуговицу и только после десятой неудачной попыт­ки, разразившись плачем, получает помощь, то един­ственный ребенок часто делает лишь первую попытку, и то вполсилы. Единственным детям, как правило, слиш­ком много помогают, и со временем малыш начинает осмыслять себя постоянно нуждающимся в помощи. Такую внутреннюю позицию иллюстрирует рисунок


Рис. 8

семьи шестилетнего Ярика (рис. 8). В окружении ма­мы и папы он изобразил себя ничтожно маленьким, беспомощным, требующим заботы.

Развиваясь в атмосфере чрезмерной опеки, един­ственные дети не только теряют уверенность, но и привыкают воспринимать служение, помощь родите­лей как само собой разумеющееся, требуют ее, когда надо и не надо. Ребенок начинает чувствовать силу в своей слабости, злоупотребляет вниманием и забо­той окружающих. Так родители зачастую просто по­падают в сети маленького деспота: ему во всем необхо­дима помощь, ему ни в чем нельзя отказать. Иначе — истерика, слезы, злоба или очередная демонстрация сла­бости. Ребенок иногда использует и менее привычные способы манипулирования поведением родителей. На­пример, демонстрирует ночные страхи, соматические расстройства (головные боли, боли в животе и т. п.) для того, чтобы удерживать родителей в постоянной забо­те о нем, чтобы настоять на том, чтобы было так, как он (она) хочет. Дети становятся маленькими тирана­ми, причем родители, хотя и чувствуют себя из-за это­го изможденными, не понимают, что творится: думают, что ребенок просто чрезмерно чуток или болен.


В одной семье из трех человек сложилась структура отношений, которая стала серьезной проблемой для родителей. Восьмилетняя девочка стала бояться оставаться дома одна, ложилась спать только тогда, когда рядом спала ее мать. Мать должна была организовать свою работу так, чтобы постоянно быть с девочкой тогда, когда она была дома. В эти периоды она даже не могла пойти в магазин — де­вочка жалобно просила остаться, так как ей страшно. Начали ухуд­шаться и супружеские отношения, так как жена всю свою энергию вечером тратила на укладывание девочки спать, к тому же девочка постоянно лежала рядом с супругами.

Тщательный психологический анализ отношений в семье показал, что девочка просто использует свои страхи, свою слабость для получения собственных вы­год. Каждому ребенку неуютно оставаться в квартире одному, одному спать в своей комнате. Однако для боль­шинства детей преодоление себя, своих страхов служит средством достичь самоуважения, признания себя со стороны родителей. В описанной нами семье девочка основывает поведение на неполезной ей самой пози­ции: «Я добиваюсь и делаю то, что хочу, только тогда, когда я слаба».

Ее можно понять — такая установка сложилась на основе повседневного опыта. Однако ее будущая судь­ба и жизнь в семье целиком зависят от того, попадет ли она в положения, в которых увидит прок не от своего бессилия, а от силы, преодоления себя самой. Если это произойдет, а помочь ей в этом могут родители или кто-то со стороны, то девочке не придется в будущем лечить­ся от настоящего невроза.

Другая характерная особенность развития единствен­ных детей — они не имеют возможности близко общать­ся с другими детьми своего возраста (братьями, сестрами), что чаще всего приводит к неверной самооцен­ке. Единственные дети склонны считать себя уникаль­ными, ценными, ставить себя выше других. В школе, где они попадают в ситуацию сравнения с другими детьми, которая часто раскрывает их завышенное самомнение, они изо всех сил борются за то, чтобы поддержать фиктивный образ себя. Чтобы достичь этого, они часто шалят и проказничают.

Отсутствие возможности близко общаться с братьями и сестрами приводит и к тому, что единственным детям труднее общаться со сверстниками. Во-первых, они не имеют опыта, как приспосабливаться к нуждам других детей, не учитывают их интересов. Единственный ребе-




 


 



Рис. 9

нок от остальных часто отличается и лексиконом. В его речи много терминов, не понятных ему самому и ок­ружающим детям, взрослых выражений, ему нелегко понимать детские шутки.

Все это приводит к тому, что единственные дети ме­нее популярны в среде сверстников, что, в свою оче­редь, влияет на развитие личности ребенка. Испытывая недостаток близкого общения с другими детьми, един­ственные дети уже в дошкольном возрасте начинают ак­тивно искать такие контакты. Они просят родителей, чтобы им «купили» братика или сестричку, в других случаях страстно хотят иметь собаку или кошку. Потреб­ность иметь постоянного спутника в играх, друга в семье, с которым можно было бы общаться на равных, отражается и в их рисунках семьи. Как Рамуне, де­вочка 5,5 лет, они очень часто включают в состав семьи двоюродных сестер (рис. 9. На нем в порядке очереди изображены две двоюродные сестры, отец, мать, она сама) или дополняют семью разными живыми существа­ми: кошками, собаками, птицами и т. п. (см. рис. 10, на котором мальчик дополнил семью реально отсут­ствующей собакой и котом, или рис. 11, в котором де­вочка в качестве своей подруги изобразила черепаху).


Однако в ситуации развития единственных детей есть свои положительные стороны. Во-первых, они получают больше внимания и любви родителей. Только в тех слу­чаях, когда родители «перегибают», не оставляют места для инициативы ребенка, не дают возможности ему самому испробовать свои силы, преодолевать препят­ствия, вреда бывает больше, чем пользы. К сожалению, тенденция именно такова: ведь у родителей он един­ственный. Однако есть родители, которые пересиливают эту свою «слабинку» и создают ребенку нормальную обстановку развития.

Во-вторых, родители единственного ребенка имеют больше возможностей развить его способности, быть более внимательными к его внутреннему миру, его пе­реживаниям. Будучи ближе к ребенку, родители больше влияют на развитие его личности, чем в других семьях. Таким образом, можно заключить, что как плохие, так и хорошие аспекты родительского отношения в семьях с одним ребенком оставляют более яркий след в его личности. В социальном плане единственные дети также имеют определенные преимущества над другими. На их обучение тратится больше времени, привлекаются раз­личные репетиторы, дети устраиваются в разнообраз­ные кружки и т. п. Позже, в юности, единственные дети лучше обеспечиваются материально, что важно для на­чала самостоятельной жизни.

 

Каждый ребенок в семье развивается в несколько различающихся условиях. Со временем вы сами меняетесь, поэтому первый, второй и т. д. ребенок, придя в этот мир, встречается с вами, но уже несколько другими. Более того, сама семья, в которую приходят дети, для каждого иная. Первый ребенок встречается только с вами, а второй сразу общается и с вами, и со старшей сестрой или братом; строит свое поведение, ориентируясь не только на вас, но и на личность старшего. Отличается и опыт, приобретаемый в семье. Старший вначале был единственным ребенком, центром жизни семьи, но впоследствии был "свергнут с престола" приходом малыша. Этого не пережили младшие дети, долгое время находившиеся в роли "малыша".

Средние дети живут в еще более сложном мире семьи: "сверху" ограничены старшим, "снизу" - младшим ре-

 

бенком. Своеобразное семейное положение складывает­ся у единственных детей, постоянно находящихся под пристальным взглядом и опекой взрослых. Каждое из этих положений вынуждает детей искать свой способ приспособления, свое «место под солнцем», что спо­собствует развитию такой личности, которая отличает­ся от личности других детей в той же семье.

Какое положение ребенка в семье является самым благополучным? Однозначного ответа нет. Положение первого, второго и последующих детей имеет и свои преимущества, и свои сложности. Кроме того, каждый ребенок активен и сам формирует свое отношение к происходящему, выбирает свой путь. Главное, чтобы дети выбрали такие средства самоутверждения, нашли такие способы получения родительского внимания, люб­ви, которые были бы им полезны с точки зрения разви­тия их личности, приспособления к более широкой со­циальной среде, такие способы, которые повышали бы их веру в свои силы. Родители могут им в этом помочь, во-первых, понимая сложности, которые возникают перед детьми и тактично направляя их на более пра­вильный путь, во-вторых, более терпимо относясь к индивидуальным проявлениям их личности, к их пробле­мам и ошибкам, в-третьих, поднимая их уверенность в себе, побуждая к поиску.


ГЛАВА IV

Date: 2016-05-18; view: 424; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию