Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Видим ли мы то же так ЖЕ.
Посмотрите внимательно на пятно, которое нарисовано ниже. Что вы видите в нем? Теперь покажите его своей супруге (супругу) или другу (подруге), детям. Ответы различаются? Это вас удивляет? Мир не одинаков для каждого из нас. Тем более для взрослых и детей и особенно когда мы наблюдаем сложные и многогранные отношения между людьми, обстоятельства жизни семьи. Ваши дети и вы далеко не одинаково воспринимаете их. Но обращаете ли вы на это внимание? Часто мы просто не замечаем или со снисходительной улыбкой относимся к своеобразным высказываниям детей, видя в них милые глупости или случайные сочетания несочетаемого. Тем не менее за этими высказываниями скрывается уникальное, другое, детское по-
нимание мира. Разобраться в ребенке, в причинах его поведения можно, только поняв, как он воспринимает происходящее вокруг. Давайте вспомним прекрасную книгу А. Линдгрен «Три повести о Малыше и Карлсоне»: Вдруг Малышу пришла в голову мысль, которая его встревожила: — Послушай, мама, — сказал он, — а когда Боссе вырастет большой и умрет, мне нужно будет жениться на его жене? Мама подвинула чашку и с удивлением взглянула на Малыша. — Почему ты так думаешь? — спросила она, сдерживая смех. — Скажи, почему ты это подумал? — Ведь когда Боссе вырос, я получил его старый велосипед и его — Ну, а от его старой жены я тебя избавлю, это я тебе обещаю, — — А нельзя ли мне будет жениться на тебе? — спросил Малыш. — Пожалуй, это невозможно, — ответила мама. — Ведь я уже Да, это было так. — Какое неудачное совпадение, что я и папа любим тебя! — Дети наблюдательны, любознательны, им до всего есть дело — будь то конструкция швейной машины (в интересах матери ограничить такой интерес малыша, иначе она рискует в один день найти вместо машины кучку разобранных деталей), вопросы крепления луны к небу, процесс деторождения. Но далеко не всегда дети, воспринимая окружающий мир, приходят к тем выводам, которых мы ожидаем. Причиной этого является не только ограниченный жизненный опыт детей, но и своеобразная структура их мышления. Большая часть дошкольного возраста (от 2 до 7 лет) — период интенсивного становления личности — происходит под знаком «дооперационной стадии», если пользоваться терминологией известного швейцарского психолога Жана Пиаже. В первой ее половине (с 2 до 4 лет) ребенок начинает употреблять и совершенствовать речь, мыслит образами и обобщает нелогично. Проблемы чаще решаются не «в уме», а действием. На следующем этапе (с 4 до 7 лет) ребенок делает выводы, опираясь на основания, которые зачастую имеют смысл только для него одного. Поэтому он и называется этапом интуитив- ной мысли. Для него характерен ряд особенностей, которые объясняют закономерности детского мышления. Вы можете и сами вслед за Пиаже провести некоторые эксперименты с детьми дошкольного возраста или шестилетками. Разложите перед ребенком два ряда пуговиц или других одинаковых предметов. Спросите: равны ли ряды предметов? Наверняка ребенок скажет, что они равны. Раздвиньте пуговицы в одном ряду: Чаще всего ребенок дошкольного возраста отвечает, что в верхнем ряду пуговиц стало больше. Такую же ошибку делают даже дети, которые умеют считать: «Тут пять и тут пять. Но в этом больше». А теперь? Теперь в верхнем меньше... Ребенок дошкольного возраста ошибается. Почему? Ведь очевидно, что число пуговиц в рядах не изменилось, он их сосчитал, почему же ребенок не понимает, что происходит? Потому что он не обладает такими мыслительными операциями, как мы, и строит свои суждения, основываясь только на внешнем впечатлении, а не на том, что представляет собой явление на самом деле. В другом похожем эксперименте Пиаже в первый день дал детям восемь конфет с условием, что четыре должны быть съедены утром и четыре — после обеда. В другой раз он тоже дал детям восемь конфет с условием, что семь из них должны быть съедены утром, а одна — после обеда. Как и ожидалось, дети считали, что конфет во второй день им досталось больше. Ведь когда дают семь конфет — это кое-что, а четыре... Ребенок дошкольного возраста склонен объединять явления, не обращая внимания на наличие или отсутст- вие реальной связи между ними. Делает он это на основе внешнего сходства, присутствия аналогичной детали, совпадения во времени. Он, например, думает, что два одновременно появляющихся события находятся в причинно-следственных отношениях. Помните детскую игру с улиткой: «Улитка, улитка, высуни рога, дам тебе конфетку и пирога...» Дети нисколько не сомневаются, что именно их песенка заставляет улитку вылезти из своего домика, а не просто улитка сама вылезает через определенный промежуток времени. Точно так же трехлетний ребенок убежден, что именно его плач заставил маму вернуться домой, а не она сама, сделав покупки в магазине, поспешила домой... Дети делают умозаключения на основе отдельных, иногда случайных и даже несуществующих признаков. Эта особенность хорошо видна в следующем диалоге. — Папа, мама старше тебя? — спрашивает четырехлетняя де — Почему ты так считаешь? — удивился" отец. — Мама больше ругает меня, чем ты... — Скажи, папа, когда я вырасту, я смогу стать мужчиной? — — Нет, ты будешь женщиной, — уверяет отец. — А если я выращу себе усы? Ребенок мыслит конкретными представлениями, и это особенно ярко выступает в причудливых, на наш взгляд, суждениях о том, чего ребенок не может непосредственно увидеть, ощутить. А таких абстрактных понятий не так уж мало адресуется детям, к тому же с надеждой на точное их понимание. Мама обращается к четырехлетней дочке, которая только что впервые сумела полностью одеться сама, к тому же застегнула верхнюю пуговицу зимнего пальто, завязала шнурки ботинок: «Какой большой ты уже стала, доченька! Все умеешь делать сама!» Девочка подходит к зеркалу, пытливо смотрит на свое изображение и после непродолжительного времени недовольно говорит: «По-моему, я ничуть не подросла со вчерашнего дня...» Конкретность детского мышления проявляется в восприятии таких моральных категорий, как «хороший», «плохой», которые часто имеют у каждого ребенка индивидуальное значение. Например, для одного хоро-
ший — это тот, кто не плачет, кто моет руки и чистит зубы перед сном, для другого — кто слушается маму. Свои индивидуальные, конкретизированные категории ребенок распространяет и на других, что можно проследить в рассказе шестилетнего мальчика. Отец входит в комнату, оставляя за собой открытой дверь. Мальчик спрашивает: «Почему не закрыл дверь?» Отец говорит: «Если ты хороший мальчик, то закрой». Мальчик не закрывает. Он думает, что если отец сам был бы хорошим, то сам закрыл бы. Отец не закрыл, потому что хотел посмотреть, хороший ли мальчик. Мальчик не закрыл, потому что хотел, чтобы это сделал отец, так как он вошел последним. Они поссорились. Так дверь и осталась не закрытой. Другая особенность ребенка — центрированность его мышления. Центрированность мышления не моральная категория и не означает, что ребенок ставит собственные интересы выше других, действует ради собственной выгоды и во вред другим. Эта особенность мышления просто указывает на то, что ребенок данного возраста не способен посмотреть на мир с другой точки отсчета, кроме своей собственной. Подобно астрономам до Галилея, считавшим, что все звезды вращаются вокруг Земли (геоцентризм), ребенок ощущает себя центром происходящего, не может взглянуть на себя со стороны. Простой пример: спросите пятилетнего ребенка, где у него правая, а где левая рука. Наверняка он знает. Но когда вы станете напротив него и спросите, показывая на свою правую руку, какая это рука, очень вероятно, что вы услышите неправильный ответ. Ребенок просто не смог посмотреть на ситуацию с вашей точки зрения, и в этом нет ничего удивительного. Подобные явления можем наблюдать и в речи ребенка. Вот как пятилетний мальчик рассказывает маме, как он ободрал себе нос где-то во дворе. — Ну, мы прыгали сперва с крыши. Потом этот меня толкнул и — Ты упал с крыши?! Какой ужас! Хорошо, что ты вообще не — Да нет. Я упал не с крыши, а на улице. — Ты же говорил — с крыши! — не понимает мама. — Что-то Мальчику не нравится появившаяся решительность матери, и он неохотно отвечает: «Я же уже говорил... Роландас». Мама идет во двор и быстро находит группу мальчишек того же возраста, что и ее сын. Но ее желанию узнать, что же случилось, не сразу суждено сбыться: рассказываемые ими истории еще больше все запутывали, а «главный участник» Роландас, увидев маму потерпевшего, испугался и заплакал. В его хныканье выделялось разве что «я ненарочно». К счастью, во дворе находился подросток, который уже полностью растерявшейся матери объяснил все толком: малыши прыгали с невысокой отвесной крыши сарая — «во-о-он того». Потом им это занятие надоело, и они начали играть в догонялки. Тогда-то бежавшего полным ходом ее сына догнал Роландас, дотронулся до его плеча. Этого было достаточно, чтобы он свалился носом в землю. Когда мать дома упрекала малыша за то, что он ей неправдиво рассказывал — ведь дело было так и так, — малыш с недоумением посмотрел на нее: «Я же так и говорил!» И это на самом деле так. Мальчик рассказывал все как было, но таким текстом, который понятен только ему одному. Он, как и большинство детей его возраста, не смог посмотреть на свою речь со стороны слушателя, не посвященного в то, что на самом деле произошло. Центрированность детей проявляется и в том, что происходящее вокруг они воспринимают как относящееся к ним самим. Ребенок в этом возрасте считает, что, когда он идет по улице, луна следует за ним или же что папа ездит в командировки, чтобы купить ему подарки... Иногда эта особенность может стать причиной серьезных эмоциональных проблем ребенка, связанных с семьей. В ситуации развода, когда взрослые прямо или косвенно поддерживают искаженную интерпретацию ребенка, он может прийти к выводу, что отец ушел из семьи из-за его плохого поведения. Возникшее чувство вины впоследствии может привести к самым разнообразным отклонениям в развитии личности. Пытаясь понять причины поведения других людей, дети чаще всего опираются на собственный опыт и придают поведению других такой же смысл, как и собственному. Опять обратимся к «Малышу и Карлсону». Малыш потрогал голову Карлсона и усомнился, есть ли у него жар. — Нет, по-моему, ты не болен. — Ух, какой ты гадкий! — закричал Карлсон и топнул ногой. — — Ты хочешь заболеть?! — изумился Малыш. — Конечно. Все люди этого хотят! Я хочу лежать в постели с меня спросишь, не хочу ли я чего-нибудь, и я тебе отвечу, что мне ничего не нужно, ничего, кроме огромного торта, нескольких коробок печенья, горы шоколада и большого-пребольшого куля конфет! Так же, как Карлсону видятся «прелести» больного, часто ребенку представляется «божественным» положение новорожденного — все только и бегают вокруг, носят на руках, кормят молочком, только крикни — и все к тебе подбегают. Неосознанное искажение реальности вызывает у ребенка зависть. Дети не только познают окружающий мир доступными им интеллектуальными средствами, но и в своем восприятии изменяют мир так, как им больше хочется. Принятие желаемого за действительное мы встречаем сплошь и рядом. Чей папа самый сильный? Чья мама самая нежная? Конечно же, собственная... Сколько бы раз дошкольник, да и младший школьник, ни встречался с фактами, что Дед Мороз — это переодетый взрослый, он не склонен этому верить. Дети замечают, что из-под пышной шубы выглядывают штаны и ботинки Деда Мороза, такие же, как у дяди, с которым мать разговаривала после торжественного утренника, и голос такой же, но чаще всего не делают на этой основе напрашивающегося вывода. Еще 6ы1 Кому же тогда писать письмо в Лапландию? Чьих подарков ждать в Новый год? Мне пришлось слышать, как третьеклассник приводил самые различные доводы в «пользу» отсутствия Деда Мороза пятилетней девочке. Когда она исчерпала все свои аргументы — «Кто же к нам приходил с бородой?» («Переодетый взрослый»), «Откуда он тогда взял подарки?» («Папа купил в магазине и дал ему»), — то кинула последний, «железный» аргумент: «Что это ты все объясняешь? Ты маленький мальчик и ничего не знаешь! Взрослые знают все, и они говорят, что Дед Мороз есть... Ведь правда, мама?» Принятие желаемого за действительное проявляется буквально во всей жизни дошкольника. Используя свое яркое воображение, ребенок вмиг превращает себя в принцессу, комнату — в дворец, диван — в роскошный лимузин. В играх дети не только воспроизводят мир взрослых, но создают себе то, чего им не хватает, то, чего • они желают. И не так просто убедить девочку, что ее ребеночек — это кукла, пластмассовое изделие такой-то фабрики... Они просто не слышат информации, которая противоречит тому миру, в котором они чувствуют себя уютно, который считают красивым. И в этом их сила... Описанные особенности детского мышления — это не просто интересные страницы психологии. Знание о них необходимо для уяснения того, почему дети и родители часто не понимают друг друга, почему дети свое- образно оценивают происходящее, почему реагируют не так, как мы ожидали. На последующих страницах книги мы постараемся рассказать о проявлении детского мышления в различных ситуациях жизни семьи и, надеюсь, поможем вам в этом трудном деле — посмотреть на происходящее с точки зрения ваших детей. Дети по-своему воспринимают и интерпретируют поведение родителей, их отношение к себе да и самих себя тоже. Детские представления, осмысление мира семьи вызывают своеобразные эмоциональные реакции, «странности». Их можно понять, но для этого надо знать особенности детского мышления. • * * Не так уж редко мы думаем, что ребенок, живущий вместе с нами и видящий то же, что и мы, воспринимает происходящее так же, как и мы, делает выводы, аналогичные нашим. Эта иллюзия так сильна, что закрывает нам доступ к реальному, сложному и привлекательному внутреннему миру детей. В их представлениях сплетается, казалось бы, несовместимое, случайное, создаются невероятные конструкции, фантастические образы, «теории» о различных явлениях. Основываясь на них, дети своеобразно реагируют, поступают не так, как мы ожидаем: то желают того, что нам со стороны кажется глупой затеей, то боятся обыденных вещей. Понять причину этого возможно, лишь разобравшись, как видит окружающую его среду сам ребенок.
ГЛАВА III Date: 2016-05-18; view: 330; Нарушение авторских прав |