Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Специфические черты и главные направления схоластиКи
Тип философствования, сложившийся в Средневековье, обладает спецификой, отличающей ее от иных типов философии – античного и новоевропейского. Основные особенности средневековой философии таковы: 1) традиционализм и ретроспективиостъ., то есть обращенность в прошлое. Чем древнее, тем подлиннее, чем подлиннее, тем истиннее – такова максима средневекового сознания. Самое древнее – это Библия, и она есть единственный в своем роде полный свод всевозможных истин (Ориген), сообщенных человеку Божественной благодатью на все времена. Библия стала отправным источником и мерой оценки любых философских систем. В ней содержались идеи, коренным образом отличающие христианство от языческого мировоззрения. Прежде всего, это идея единого Бога, находящегося в трансцендентном (запредельном) мире. Отсюда с необходимостью вытекало положение о единой сущности мира, ставшее ключевым для новоевропейской науки и философии; 2) экзегетика как искусство правильного толкования и разъяснения положений Священного Писания. Критерием истинности теории стало ее соответствие букве и духу Библии. В средневековье выстроилась сложная иерархия авторитетов, где первое место заняли тексты синоптических Евангелий, затем тексты апостольских посланий, библейских пророков, учителей и отцов церкви. Текст стал началом и концом любой философской теории, он анализируется семантически (слова и значения), концептуально (содержание, идеи), спекулятивно (текст как основа для собственных рассуждений); 3) самоотчуждение личности мыслителя. В эту эпоху распространен иконографический метод философского творчества, при котором мыслитель рассматривает себя в качестве не автора, но лишь мыслящего орудия Божественного ума. Задача философа – передать современникам и потомкам образ истины таким, каким он дается в первообразе, не привнося ничего от себя и максимально исключая свою субъективность из творческого процесса. Для достижения истины он должен добиться полной идентификации своего мышления с воспроизводимым архетипом. Это самоотчуждение личности нашло свое отражение в невиданном ранее культе авторитета и в анонимном характере средневековой культуры; 4) склонность к назидательности и учительству, морализаторство. Это было связано с общей установкой на ценность обучения и воспитания с точки зрения продвижения к спасению, к Богу. Распространенная форма философского трактата – диалог авторитетного учителя и ищущего знаний ученика. Высшее достоинство философа – эрудиция, которая имела тенденцию к универсальности и энциклопедичности, подкрепляемой виртуозным знанием Священного Писания и правил формальной логики Аристотеля для построения и обоснования выводов. Учительский, профессорский характер средневековой философии проявился более всего в том, что в ней на протяжении столетий разрабатывались проблемы объяснения и почти вовсе не затрагивались проблемы творчества, открытия нового. Эта философия в буквальном смысле была «схоластикой», то есть школьной философией, диалогом учителя (философа) и ученика (читателя, слушателя). Эрудиция и педагогическое мастерство учителя и прилежание и восприимчивость ученика позволяли передавать давно сформировавшиеся типы умозрения, мыслительные навыки и приемы и сложившийся круг идей почти неизменными из поколения в поколение через века. Отсюда необычайная для других эпох консервативность и монолитность средневековой философской культуры, которая, конечно, претерпевала изменения, но они совершались крайне медленно. Возникновение схоластики в узком смысле слова относится к началу XII века. Схоластика основывается на использовании диалектики, понятой как искусство рассуждения и обучения, для философского решения теологических вопросов. Центральным вопросом этого периода была проблема универсалий, общих понятий: существуют ли общие понятия в реальности, предшествуя единичным предметам, или они не имеют никакого реального содержания, существуя в лучшем случае в познающем уме. Первое из двух основных направлений схоластики – реализм, который давал утвердительный ответ на данный вопрос. Философские истоки реализма восходят к учению Платона об идеях как первичной реальности, предшествующей вещам. Эта точка зрения укрепилась в патристике 4-5 в.в., которая находилась под влиянием неоплатонизма. Согласно Августину, идеи-прообразы находятся в уме Бога-творца, а вещи являются их несовершенными копиями. Эта концепция перешла и в схоластику раннего средневековья. Согласно ей, качеством истинности обладали не только логические суждения и высказывания, но также и вещи. Положение об онтологическом характере истины давало возможность оценивать человеческие поступки с точки зрения их соответствия канонам христианского вероучения. Видными представителями реализма были Ансельм Кентерберрийский (1033-1109 г.г.) и Пьер Абеляр (1079-1142 г.г.). Переход схоластики от неоплатонизма к аристотелизму, осуществленный Фомой Аквинским, привел к смягчению доктрины реализма. Согласно его подходу, универсалии существуют до вещей – в Божественном интеллекте, в вещах – поскольку они созданы Богом, и после вещей – в понятиях человеческого ума, открывающего идеи в созданном Богом мире. Второе направление в схоластике, возникающее значительно позднее реализма, – номинализм, считавший, что реальным существованием обладают только единичные предметы. Общие же понятия объявлялись продуктом человеческого ума. Виднейшие представители номинализма – Роджер Бэкон (1214-1292 г.г.), Дунс Скот (1225 или 1226-1308 г.г.) и Уильям Оккам (1300-1349 г.г.). Номиналисты считали, что познаются вещи, а не формы, порожденные умом. Формы эти являются не предметом познания, а его логическим средством, при помощи которого познаются вещи. Универсалии в логике представляют собой лишь термины или понятия, утверждающие нечто о многих других терминах или понятиях менее общего характера. Номинализм выводит средневековое мышление за границы теологии, обращая его на познание окружающего мира. Он был ранним выражением опытного, эмпирического направления, ставшего предтечей классического естествознания. Возникновение и развитие номинализма, его полемика с реализмом знаменуют завершение схоластики и средневековой философии в целом. Основными итогами религиозной философии Средних веков было: 1) глубокое усвоение культурного и философского наследия античности и его переработка в соответствии с принципами нового, христианского мировоззрения; 2) обоснование субстанциального единства мира и идеи универсальной закономерности, ставших позднее основополагающими принципами классической науки и философии Нового времени; 3) разработка диалектики рассуждения, аристотелевской логики в период схоластики, способствовавшая дисциплине мышления и возникновению точного знания; 4) обоснование в рамках номиналистической философии эмпирического подхода в философии и науке, перехода к опытному познанию; 5) открытие личности и ее свободы как фундаментального принципа бытия, ставшего идейной основой гуманизма эпохи Возрождения; 6) разработка исходных начал объективного идеализма, получивших продолжение в философии Лейбница, Шеллинга и Гегеля.
Вопросы для повторения: Каковы исторические условия и духовные основы перехода от античной культуры к средневековой? В чем Вы видите значение патристики для формирования религиозного мировоззрения? Каковы основные проблемы средневековой религиозной философии? Охарактеризуйте отличительные черты и особенности схоластики. Раскройте содержание реализма и номинализма как двух главных направлений средневековой религиозной философии. Каково значение средневековой философии для последующего развития философии и науки?
Литература: 1. Звиревич В. Т. Философия древнего мира и средних веков. Раздел II, гл. 3. Екатеринбург, 1996. 2. Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. Разделы 2 и 3. М., 1979. 3. Рассел Б. История западной философии: В 2 т. Т.1. Кн. 2: Католическая философия. Новосибирск, 1994. 4. Философия. Учебник для высших учебных заведений. Отв. ред. В. П. Кохановский. Ростов-на-Дону. 1997. С. 47-56 (Гл. 2, § З). 5. Антология мировой философии. М., 1969. Т. 1, ч. 2. 6. Мир философии: Книга для чтения: В 2 т. / Сост. П.С. Гуревич. М., 1991. Т.1. С. 14-15, 193-196, 483-485, 612-615; Т. 2. С.375-377. Date: 2016-05-18; view: 1140; Нарушение авторских прав |