Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специфические черты и главные направления схоласти­Ки





Тип философствования, сложившийся в Средневековье, облада­ет спецификой, отличающей ее от иных типов философии – антич­ного и новоевропейского. Основные особенности средневековой фи­лософии таковы:

1) традиционализм и ретроспективиостъ., то есть обращен­ность в прошлое. Чем древнее, тем подлиннее, чем подлиннее, тем истиннее – такова максима средневекового сознания. Самое древнее – это Библия, и она есть единственный в своем роде полный свод всевозможных истин (Ориген), сообщенных человеку Божественной благодатью на все времена. Библия стала отправным источником и мерой оценки любых философских систем. В ней содержались идеи, коренным образом отличающие христианство от языческого миро­воззрения. Прежде всего, это идея единого Бога, находящегося в трансцендентном (запредельном) мире. Отсюда с необходимостью вытекало положение о единой сущности мира, ставшее ключевым для новоевропейской науки и философии;

2) экзегетика как искусство правильного толкования и разъяс­нения положений Священного Писания. Критерием истинности тео­рии стало ее соответствие букве и духу Библии. В средневековье вы­строилась сложная иерархия авторитетов, где первое место заняли тексты синоптических Евангелий, затем тексты апостольских посла­ний, библейских пророков, учителей и отцов церкви. Текст стал на­чалом и концом любой философской теории, он анализируется се­мантически (слова и значения), концептуально (содержание, идеи), спекулятивно (текст как основа для собственных рассуждений);

3) самоотчуждение личности мыслителя. В эту эпоху распро­странен иконографический метод философского творчества, при ко­тором мыслитель рассматривает себя в качестве не автора, но лишь мыслящего орудия Божественного ума. Задача философа – передать современникам и потомкам образ истины таким, каким он дается в первообразе, не привнося ничего от себя и максимально исключая свою субъективность из творческого процесса. Для достижения ис­тины он должен добиться полной идентификации своего мышления с воспроизводимым архетипом. Это самоотчуждение личности на­шло свое отражение в невиданном ранее культе авторитета и в ано­нимном характере средневековой культуры;

4) склонность к назидательности и учительству, морализа­торство. Это было связано с общей установкой на ценность обуче­ния и воспитания с точки зрения продвижения к спасению, к Богу. Распространенная форма философского трактата – диалог автори­тетного учителя и ищущего знаний ученика. Высшее достоинство философа – эрудиция, которая имела тенденцию к универсальности и энциклопедичности, подкрепляемой виртуозным знанием Свя­щенного Писания и правил формальной логики Аристотеля для по­стро­е­ния и обоснования выводов.

Учительский, профессорский характер средневековой филосо­фии проявился более всего в том, что в ней на протяжении столетий разрабатывались проблемы объяснения и почти вовсе не затрагива­лись проблемы творчества, открытия нового. Эта философия в бук­вальном смысле была «схоластикой», то есть школьной философией, диалогом учителя (философа) и ученика (читателя, слушателя). Эру­диция и педагогическое мастерство учителя и прилежание и восприимчивость ученика позволяли передавать давно сформировавшиеся типы умозрения, мыслительные навыки и приемы и сложившийся круг идей почти неизменными из поколения в поколение через века. Отсюда необычайная для других эпох консервативность и монолит­ность средневековой философской культуры, которая, конечно, пре­терпевала изменения, но они совершались крайне медленно.

Возникновение схоластики в узком смысле слова относится к началу XII века. Схоластика основывается на использовании диалек­тики, понятой как искусство рассуждения и обучения, для философ­ского решения теологических вопросов. Центральным вопросом это­го периода была проблема универсалий, общих понятий: существу­ют ли общие понятия в реальности, предшествуя единичным пред­метам, или они не имеют никакого реального содержания, сущест­вуя в лучшем случае в познающем уме.

Первое из двух основных направлений схоластики – реализм, который давал утвердительный ответ на данный вопрос. Философ­ские истоки реализма восходят к учению Платона об идеях как пер­вичной реальности, предшествующей вещам. Эта точка зрения ук­репилась в патристике 4-5 в.в., которая находилась под влиянием неоплатонизма. Согласно Августину, идеи-про­об­разы находятся в уме Бога-творца, а вещи являются их несовершенными копиями. Эта концепция перешла и в схоластику раннего средневековья. Согласно ей, качеством истинности обладали не только логические суждения и высказывания, но также и вещи. Положение об онтологическом характере истины давало возможность оценивать человеческие по­ступки с точки зрения их соответствия канонам христианского веро­учения. Видными представителями реализма были Ансельм Кентерберрийский (1033-1109 г.г.) и Пьер Абеляр (1079-1142 г.г.). Переход схоластики от неоплатонизма к аристотелизму, осуществленный Фомой Аквинским, привел к смягчению доктрины реализма. Со­гласно его подходу, универсалии существуют до вещей – в Божест­венном интеллекте, в вещах – поскольку они созданы Богом, и после вещей – в понятиях человеческого ума, открывающего идеи в соз­данном Богом мире.

Второе направление в схоластике, возникающее значительно позднее реализма, – номинализм, считавший, что реальным сущест­вованием обладают только единичные предметы. Общие же понятия объявлялись продуктом человеческого ума. Виднейшие представи­тели номинализма – Роджер Бэкон (1214-1292 г.г.), Дунс Скот (1225 или 1226-1308 г.г.) и Уильям Оккам (1300-1349 г.г.). Номиналисты считали, что познаются вещи, а не формы, порожденные умом. Формы эти являются не предметом познания, а его логическим сред­ством, при помощи которого познаются вещи. Универсалии в логике пред­ставляют собой лишь термины или понятия, утверждающие не­что о мно­гих других терминах или понятиях менее общего характе­ра. Номинализм выводит средневековое мышление за границы тео­логии, обращая его на познание окружающего мира. Он был ранним выражением опытного, эмпирического направления, ставшего пред­течей классического естествознания.

Возникновение и развитие номинализма, его полемика с реа­лизмом знаменуют завершение схоластики и средневековой фило­софии в целом. Основными итогами религиозной философии Сред­них веков было:

1) глубокое усвоение культурного и философского наследия ан­тичности и его переработка в соответствии с принципами нового, христианского мировоззрения;

2) обоснование субстанциального единства мира и идеи уни­версальной закономерности, ставших позднее основополагающими принципами классической науки и философии Нового времени;

3) разработка диалектики рассуждения, аристотелевской логики в период схоластики, способствовавшая дисциплине мышления и возникновению точного знания;

4) обоснование в рамках номиналистической философии эмпи­ричес­ко­го подхода в философии и науке, перехода к опытному по­знанию;

5) открытие личности и ее свободы как фундаментального принципа бытия, ставшего идейной основой гуманизма эпохи Воз­рождения;

6) разработка исходных начал объективного идеализма, полу­чивших про­должение в философии Лейбница, Шеллинга и Гегеля.

 

Вопросы для повторения:

Каковы исторические условия и духовные основы перехода от античной культуры к средневековой?

В чем Вы видите значение патристики для формирования рели­гиозного мировоззрения?

Каковы основные проблемы средневековой религиозной фило­софии?

Охарактеризуйте отличительные черты и особенности схола­стики.

Раскройте содержание реализма и номинализма как двух глав­ных направлений средневековой религиозной философии.

Каково значение средневековой философии для последующего развития философии и науки?

 

Литература:

1. Звиревич В. Т. Философия древнего мира и средних веков. Раздел II, гл. 3. Екатеринбург, 1996.

2. Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. Разделы 2 и 3. М., 1979.

3. Рассел Б. История западной философии: В 2 т. Т.1. Кн. 2: Католическая философия. Новосибирск, 1994.

4. Философия. Учебник для высших учебных заведений. Отв. ред. В. П. Кохановский. Ростов-на-Дону. 1997. С. 47-56 (Гл. 2, § З).

5. Антология мировой философии. М., 1969. Т. 1, ч. 2.

6. Мир философии: Книга для чтения: В 2 т. / Сост. П.С. Гуревич. М., 1991. Т.1. С. 14-15, 193-196, 483-485, 612-615; Т. 2. С.375-377.

Date: 2016-05-18; view: 1028; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию