Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Возникновение религиозной философии в средневековой ЕвропеСтр 1 из 111Следующая ⇒
ФИЛОСОФИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Вопросы: 1. Возникновение религиозной философии в средневековой Европе. 2. Основные проблемы религиозной философии средневековья. 3. Специфические черты и главные направления схоластики.
Возникновение религиозной философии в средневековой Европе Христианство в IV веке становится государственной религией Римской империи, а позднее – варварских королевств, возникших на территории западной Европы. С его победой связана полная переориентация духовных ценностей культуры того времени, утверждение нового мировоззрения. Для христианина Платон и Аристотель не могли более оставаться высшими авторитетами. Высшей духовной инстанцией стало Священное Писание, которое для христианина было единственным источником истины. Основным религиозно-философским направлением переходной эпохи (II-V в.в.) была патристика, или учение отцов Церкви. В патристике новая христианская культура почти сразу же получила внутренне цельное и полное выражение. Первостепенной проблемой для патристики с самого начала стало выяснение отношения христианства к языческой культурной, в частности, философской традиции. В учениях отцов церкви (Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген, Августин и др.) культурное наследие античности было использовано для объяснения и утверждения новых, христианских ценностей и идеалов. Виднейшим представителем патристики, внесшим решающий вклад в дело становления новой, религиозной философии, был Аврелий Августин (354-430 г. г.). В его трудах («Исповедь», «Град Божий») были разработаны основные начала христианской религиозной философии. Опираясь на принципы ортодоксального христианства, он создал целостную, завершенную теоцентрическую картину мироздания. С точки зрения Августина Бог – исходное и единственное начало философии. В теоцентрической картине мира в единстве находятся три традиционные области философствования: онтология, гносеология и этика. В онтологическом аспекте Бог заключает в себе все формы бытия, будучи сам первым (совершенным) образцом действительности. Он творит вещи и время из ничего. Под ничто Августин понимает неопределенную (не имеющую вида и формы) первоматерию, оставаясь в пределах античной космогонии. В гносеологическом аспекте Бог (Христос) есть Логос и Истина, основной источник знания и помощник человека в деле познания мира. Путь познания для Августина есть восхождение разума, ведомого верой, к Богу. Первая ступень познания – чувственное восприятие сотворенных (конечных) вещей. На второй ступени результаты чувственного восприятия превращаются в знание, подвергаясь воздействию разума, его рефлексии. Высшая ступень познания – мистическое прикосновение разума к Божественной истине, делающее мир для человека прозрачным и зримым. В гносеологии Августина Бог занимает место античного Логоса-солнца. Испускаемый им свет – предшествующая разуму вера – обусловливает возможность истинного знания как приближения к Абсолютному. Предметом социальной этики Августина являются град земной (мирское, языческое государство) и град Божий (незримое сообщество праведных людей, Истинная Церковь будущего), а также взаимоотношение двух градов. Различая вслед за Платоном реальное и идеальное общество, он уходит от циклических представлений об истории, понимая ее как восхождение человека и общества к моральному идеалу, как необходимость нравственного самоусовершенствования человека. Божественная опека над историей, помощь Бога человеку – благодать, посылаемая избранным, обращающая их разум к истинному порядку мировых ценностей и внушающая любовь к этому высшему порядку. История есть процесс, в котором осуществляется Божественное предопределение, но оно осуществляется через свободную волю человека творить добро. Разрабатывая первоосновы христианской философии в рамках теоцентрической картины мира, Августин положил начало традиции, согласно которой философия не может существовать вне теологии. Назначение философии определялось формулой: философия – служанка богословия. Этим самым была завершена мировоззренческая революция, сущность которой заключалась в переориентации мышления: место «космоса» и «логоса» античной философии занимают Бог и вера как исходные понятия новой философии.
2. Основные проблемы религиозной философии средневековья Суть христианского философствования заключалась в том, чтобы объяснить мир и место в нем человека с точки зрения истины Писания. Соответственно, онтологический вопрос о происхождении мира и человека (Бог, мир и человек) и гносеологический вопрос о возможностях человеческого познания (соотношение веры и разума) составляют основные темы средневековой религиозной философии. Эти темы очерчивают предмет философских размышлений и ожесточенных дискуссий на той ступени средневековой философии, которая получила название схоластики. Первым философом Средневековья является Иоанн Скот Эриугена (ок. 810-ок. 877 г.г.), создавший целостную объективно-идеалистическую философскую систему. Исходя из теоцентрической картины мира, разработанной патристикой и, в первую очередь, Августином, Эриугена дает неоплатоническое истолкование христианского догмата о творении мира Богом. Это творение есть эманация Божественной природы, ее нисхождение от Бога как высшей реальности, абсолютного единства и общности к множественности, единичности и небытию. Мир состоит из четырех уровней, ступеней эманации: 1) природа творящая, но не творимая, или Бог-отец как высшее бытие, не познаваемое и не определяемое никакими категориями; 2) природа творящая и творимая, или Бог-сын как «логос», совокупность идей в Божественном уме; 3) природа не творящая и творимая – мир реальных предметов; 4) природа не творящая и не творимая, или Бог как конечная цель мирового процесса, тождественная с его началом. В системе мира Эриугены Бог образует начало, середину и конец мирового процесса, по существу сливается с природой, сотворенным им миром. В этом пункте философия Эриугены расходилась с христианским монотеистическим мировоззрением, безоговорочно противопоставляющим Бога и природу, Творца и тварь. Решая вопрос о соотношении веры (откровения) и разума (знания), Эриугена утверждал, что между религией и истинной философией не может быть никакого противоречия, потому что авторитет исходит из правдивого разума, но правдивый разум исходит не из авторитета, а из себя самого. Обосновывая изначальное, принципиальное тождество разума и веры, указывая, что не авторитет, а разум составляет ее основание, он понимал под разумом «логос» – Христа как совокупность идей в Божественном уме. И здесь Эриугена остается в границах теоцентрической картины мира и основоположений гносеологии Августина. Если Эриугена – первый философ Средневековья, то Фома Аквинский, «ангелический доктор» – центральная фигура средневековой религиозной философии (1225 или 1226-1274 г.г.). Его крупнейшие произведения – «Сумма против язычников» и «Сумма теологии». С 1879 года философия святого Фомы объявлена католической церковью единственно истинной философией. Для понимания особенностей его философии, необходимо учесть, что Фома отказывается от неоплатонизма, бывшего классической основой предшествующей философии, и переходит к аристотелизму. Второе обстоятельство, повлиявшее на духовный контекст времени и на проблематику томистской философии, – возникновение концепции двойственной истины. Согласно ей, вера и разум составляют две различные, но равноправные сферы человеческого познания, дающие возможность обретения истины. Это положение, с одной стороны, допускала определенную степень свободы философии по отношению к теологии, а, с другой, подрывала фундаментальную роль теоцентрической картины мира по отношению к философии. Заново решая проблему соотношения веры и разума, Фома разграничивает в составе вероучения вопросы, которые можно и должно освещать с помощью разума, и вопросы, доступные только откровению. Все, что может быть доказано с помощью разума, находится в полном соответствии с христианским вероучением, и в откровении нет ничего, что противоречило бы разуму. Главной задачей разума он считает доказательство бытия Бога. Сам принцип такого доказательства Фома заимствует у Аристотеля, используя аргумент неподвижного перводвигателя: все, что движется, должно иметь источник вовне, в ином. Другие аргументы, доказывающие бытие Бога, суть: Бог как первая причина; Бог как конечный источник всякой необходимости; Бог как абсолютное совершенство, являющееся источником всех других видов совершенства; Бог как носитель целесообразности в мироздании и источник конечных целей. Учение Фомы о Боге, помимо доказательства его бытия, включает в себя и другие вопросы. Он противопоставляет Бога как чистую активность и первоматерию как чистую пассивность, выводя отсюда вечность и нетленность Бога. Бог есть собственная сущность и не имеет причины вне себя, он неделим на составные части, подобно природным телам. Все эти определения Бога являются негативными: природа Бога становится известной нам через отрицательные высказывания, через его противопоставление природе, познаваемой с помощью разума. Этим обосновывается и необходимость разумного познания наряду с откровением и конечная ограниченность возможностей разума в познании Бога. В учении о мире Фома использует аристотелевское понятие субстанции, выделяя три рода субстанций: Бог, бестелесные, духовные субстанции (ангелы и души), и телесные. Сущность Бога включает в себя дух, интеллект и волю. Сущность бестелесных субстанций – чистая, то есть пустая, не заполненная материей форма. Сущность телесных субстанций – материальность. Бестелесные и телесные субстанции получают свое существование от Бога в акте творения. Творение вещей осуществляется согласно формам, содержащихся в Божественном уме (интеллекте), из ничего. Бог управляет созданным им миром в качестве провидения. Провидение нельзя истолковывать как непосредственное руководство со стороны Бога каждым поступком каждого существа. Наделив телесные субстанции, человека, в первую очередь, существованием, он делает атрибутом этого существования свободную волю и возможность выбора между добром и злом. Человеческая воля направляется разумом, законом и божественным управлением (провидением), но непосредственная ответственность за содеянное возлагается на самого человека. Так решается Фомой проблема теодицеи и причин происхождения зла в мире. В социально-политическом учении Фома отходит от проблемы отношения церкви и государства, стоявшей в центре августинианской теологии. Его больше занимают отношения свободной личности с общественными институтами и государственной властью. Как и Аристотель, он полагает, что человек по своей природе является существом, живущим в сообществе, поскольку средства коммуникации (речь, знаки и символы, обмен) играют огромную роль в человеческой жизни. Он определяет человека как социальное и политическое животное. Семья и гражданская община обеспечивают поддержку индивида для счастливой жизни. Установка на общее благо есть та цель, которая соединяет общность людей в народ. Рождаясь в равенстве и свободе, человек подчиняется установлениям государства, но согласие человека подчиняться государственной власти должно иметь обратной стороной стремление государства к общему благу. Идеальная форма правления, с его точки зрения, должна быть комбинацией политии (самоуправления граждан), аристократии (правление знатных, «лучших») и монархии. Философия Фомы Аквинского не сразу было принято церковными кругами и ученым сообществом. В нем видели опасного новатора. Через полвека после смерти ему присвоили титул ангелического доктора, канонизировали, а в XVI веке провозгласили Учителем церкви. Томизм стал философской основой католического мировоззрения. Он сохраняет свое значение и в наше время, оставаясь предметом для размышлений и дискуссий среди философов различных направлений – неотомизма, персонализма, позитивизма, экзистенциализма.
Date: 2016-05-18; view: 943; Нарушение авторских прав |