Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модельные характеристики сильнейших спортсменов в связи с проблемой спортивного отбора





Разработка научно-методических основ отбора тесно связана с изучением модельных характеристик сильнейших спортсменов. Известно, что выдающийся спортсмен может служить своего рода эталоном для занимающихся этим видом спорта. Чтобы рационально производить спортивный отбор и эффективно осуществлять процесс спортивного совершенствования, необходимо выявить основные особенности, присущие спортсменам экстра-класса.

Модель сильнейшего спортсмена должна определять не только наиболее существенные показатели (модельные характеристики), но и возможный порог отклонений от «идеала», а также предусматривать определенные изменения в связи с предполагаемым ростом спортивного мастерства.

Для осуществления эффективного отбора важно знать не только спортивный идеал, но и промежуточные модели, которые характеризуют спортсмена на отдельных этапах спортивного мастерства.

Для спортсменов невысокого класса характерна большая вариативность модельных признаков, а факторов, ограничивающих спортивный результат, сравнительно много. С ростом спортивного мастерства вариативность уменьшается. Одновременно появляются новые признаки, которые определяют спортивное совершенствование.

Системный подход применительно к проблемам моделирования предполагает использование следующих основных компонентов управления:

1) прогнозирование модельных характеристик исходного состояния подготовленности спортсмена и состояния, необходимого для достижения запланированного результата;

2) разработка программы-модели, раскрывающей содержание тренировочного процесса с учетом исходного уровня подготовки спортсмена;

3) организация системы контроля над выполнением запланированной программы и сравнение полученных результатов с промежуточными модельными характеристиками;

4) коррекция разработанной программы.

Различают три вида модельных характеристик:

1) общие для всех видов спорта (генеральные) модельные характеристики;

2) общие для группы видов спорта (обобщенные) модельные характеристики;

3) модельные характеристики, специфичные для отдельного вида спорта.

Прогноз - это один из основных и существенных методологических вопросов отбора.

Прогноз никогда не нужно понимать как просто интуитивную оценку, как субъективное ожидание или веру на базе произвольно избранных критериев. Прогноз представляет собой научно обоснованный метод, базирующийся на критериях, подчиняющихся анализу и оценке. В основе прогнозирования находится оценка пути развития, динамики такого развития и предварительная оценка окончательного спортивного достижения. Если сказать просто и в какой-то степени схематично, то прогнозирование основано на оценке актуальных качеств, которым придается определенный темп, объем и качество прироста путем оптимально назначенной специализированной тренировки. Наблюдение и оценка актуальных качеств подразумевают сравнение с заранее выбранным стандартом. Этот стандарт получается на основании предварительного определения типичного представителя. Типичный представитель отбора - это вид модели, с которой сравниваются актуальные прогнозированные особенности и качества кандидата. Термин типичная модель отбора не означает, что это универсальная модель, а относится только к какому-то определенному отбору, иначе говоря: каждый отбор предусматривает своего типичного представителя.

Приступая к прогнозированию, специалист по отбору принимает во внимание тот факт, что все особенности и качества можно, пусть условно, разделить на две группы:

1) особенности и качества, на которые нельзя (или нельзя в значительной мере) влиять;

2) особенности и качества, на которые при определенном подходе можно влиять.

Когда речь идет об особенностях первой группы, задача специалиста по отбору состоит только в том, чтобы эти особенности предусмотреть, но, когда речь идет об особенностях второй группы, задача становится более сложной. Необходимо не только предусмотреть определенные качества, но и добиться оптимальной степени их развития и совершенствования.

Прогноз развития качеств и прогноз успешности совершенствования включает в себя и различия особенностей и качеств по еще одному критерию: критерию, отражающему степень завершенности их развития. Особенности и качества, все еще не достигшие полной меры своего развития, называют ювенальными (юными), а особенности и качества, развитие которых завершено, называют дефинитивным и (окончательными).

Практическое значение такого разделения логично. Прогноз основывается на солидной оценке прироста в первой группе - ювенальных особенностей. Многочисленные исследования приводят к выводам, согласно которым оптимальный период для прогноза развития ювенальных особенностей и качеств для девочек 8 - 11 лет, для мальчиков 9 - 11 лет.

Соотношения между качествами, определенными при первом отборе, и темп прироста этих качеств в ходе тренировок указывают специалисту по отбору на правильность его прогноза. Прогнозирование, основанное только на начальных результатах, нередко оказывается весьма надежным.

Темп прироста начальных особенностей и качеств не развивается по линии равномерного подъемов; линия такого подъема скачкообразна. Это правило действительно для изучения и освоения элементарной техники и является настоящей западней для нетерпеливых тренеров. Особое значение имеет фаза застоя, приходящаяся на первые месяцы специализированной тренировки. После того как ученик относительно быстро овладел элементарными техническими знаниями, следует период выраженного застоя. И все же этот застой лишь видимость, так как прогресс все-таки происходит, но он неизмерим, и потому создается впечатление, что с учеником ничего не происходит. Результаты обучения здесь оттеснены переменами адаптационного характера, т. е. приспосабливания к условиям и требованиям, необходимым для значительного «скачка» тех качеств, которые до той поры были незаметными. Опасность состоит в том, что этот период кратковременного и кажущегося застоя тренер может оценить как предел возможностей своего ученика.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите критерии отбора на различных этапах подготовки спортсменов.

2. Приведите формулу расчетов темпов прироста.

3. Какова схема расчета потенциальных возможностей спортсмена?

Date: 2016-05-18; view: 922; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию