Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зарубежные модели группообразования





Не менее интересны и взгляды зарубежных психологов на проблему образования и развития групп.

Так, Б. Такмен предложил оригинальную двухмерную модель развития группы. Она явилась результатом анализа 50-ти зарубежных публикаций, посвященных изучения стадий развития терапевтических, тренировочных, естественных профессиональных и лабораторных групп. Б. Такмен описывал динамику группового процесса исходя из учета условий, в которых формируется группа, т.е. во-первых, наличия сфер групповой активности (деловой и межличностной), а во-вторых, положения группы в гипотетической последовательности развития (в соответствующей стадии).

Согласно данной модели, в каждой из указанных сфер предполагается прохождение группой четырех последовательно сменяющих друг друга стадий. При этом Б. Такмен указывал на связь между обеими сферами групповой активности.

Стадии в сфере межличностной активности (направленность на развитие групповой структуры):

1) «проверка и зависимость», предполагающие ориентировку членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого межличностного поведения в группе;

2) «внутренний конфликт», основная особенность которого – нарушение взаимодействия и отсутствие единства между членами группы;

3) «развитие групповой сплоченности», достигаемое посредством постепенной гармонизации отношений, исчезновения межличностных конфликтов;

4) «функционально-ролевая соотнесенность», связанная с образованием ролевой структуры группы, являющейся своеобразным «резонатором», посредством которого «проигрывается» групповая задача.

В сфере деловой активности (направленность на решение групповой задачи) Б. Такмен выделил следующие стадии:

1) «ориентировка в задаче», т.е. поиск членами группы оптимального способа решения задачи;

2) «Эмоциональный ответ на требования задачи», состоящий в противодействии членов группы требованиям, предъявляемыми содержанием задачи, вследствие несовпадения личных намерений индивидов с предписаниями последних;

3) «открытый обмен ревалентными интерпретациями», когда имеет место максимальный информационный обмен, позволяющий партнерам глубже проникнуть в намерения друг друга и предложить альтернативную трактовку информации;

4) «принятие решения», характеризующееся конструктивными попытками успешного решения задачи.

Другой взгляд на развитие групп представили финские психологи. Они выделили следующие стадии:

1) формирование новой группы, когда индивиды ищут свои роли;

2) приобретение навыков – выяснение форм деятельности;

3) упрочнение групповой работы – участники начинают действовать как группа;

4) разделение на клики (микрогрупы) – критикующие находят друг друга и объединяются, а общее желание сотрудничать резко снижается;

5) внутренняя гармония, когда группе характерен лозунг «счастливая семья любой ценой», т.е. сохранение видимого внешнего благополучия за счет внутренних усилий;

6) дробление – критическая ситуация, при которой рушится существовавшее ранее равновесие, группе нужны новые люди;

7) идеальная группа – гибкая, эффективная группа, деятельность которой основывается на общих действиях и общих чувствах.

Групповая динамика

Впервые термин «групповая динамика» был использован К. Левином в 1939 г. Тогда К. Левин пришел к выводу, что каждый член группы признает свою зависимость от других ее членов. По его определению «групповая динамика» – это дисциплина, исследующая положительные и отрицательные силы, которые действуют в данной группе.

В то же время, М.-А. Робер и Ф. Тельман определяют групповую динамику как процесс, посредством которого взаимодействие между конкретными индивидами уменьшает напряжение между ними или приводит их к взаимному удовлетворению. По их мнению, этот процесс объясняет: принадлежность индивида к группе, привлекательность группы и членство в группе; образование стихийных и неформальных групп, появление ролей «любимчиков» в группе.

Л. Десев считает, что в современной социальной психологии понятие «групповая динамика» относится к развитию человеческих отношений в группе, изменениям, которые наступают в результате действующих в группе сил.

Таким образом, можно сказать, что групповая динамика – это развитие или движение группы во времени, обусловленное взаимодействием и взаимоотношениями членов группы между собой, а также внешним воздействием на группу.

Понятие групповой динамики включает в себя пять основных элементов и несколько дополнительных.

1. Цели группы определяются тем, в какую более общую систему практической работы с людьми включена группа, и в значительной мере – личностными качествами ее лидера. Цели группы могут не совпадать с целями отдельных участников, что и порождает групповую динамику, результаты которой не всегда предсказуемы.

2. Нормы группы, которые возникают в результате: преследования общей цели; стремления к сохранению стабильности группы; общих представлений, сложившихся в группе; подражания другим группам; страха перед санкциями и др. Нормы, выработанные самой группой, защищаются ее участниками. При этом группа осуществляет давление на своих членов, заставляя их подчиняться этим нормам.

3. Структура группы и проблема лидерства. Лидер – это такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия ее членов или организует вокруг себя группу при соответствии его норм и ценностных ориентаций групповым и способствует организации и управлению этой группой при достижении групповых целей. Лидер ведет группу, организует, планирует и управляет деятельностью группы, проявляя при этом более высокий, чем все остальные члены группы, уровень активности.

Проблемы же групповых структур подробно описаны в теме 5. Основным способом выявления внутренних групповых структур в социальной психологии является метод социометрии. Получаемые при его помощи данные используются для управления процессами групповой динамики.

4. Сплоченность группы – это взаимное тяготение членов группы (подробнее см. тему 5).

5. Фазы развития группы. Любая группа в своем развитии проходит несколько определенных фаз (стадий, этапов и т.п.). При этом развитие группы не может проходить бесконфликтно, поскольку переход от одной стадии к другой часто представляет собой качественные изменения, сопровождающиеся кризисами. Не следует так же забывать, что деятельность и функционирование группы всегда ограничено во времени, она либо распадается, или же трансформируется.

Обычно выделяют несколько фаз (стадий) развития группы.

1) стадия знакомства – формируется представление друг о друге и организации, в которой находятся участники группы; эмоционально окрашенные отношения, общение в диадах, руководитель выступает для группы как основной авторитет;

2) стадия становления групповых норм – люди приноравливаются друг к другу, узнают взгляды и привычки окружающих; группа ориентирована на решение эмоциональных проблем;

3) стадия развития ролевого поведения – часто происходят конфликты, возникает групповая дифференциация; так же возникают столкновения между участниками группы в силу переоценки ими своих возможностей предъявление претензий на определенное место в группе;

4) стадия групповой сбалансированности – общение становится более открытым и конструктивным, впервые на этой стадии проявляется групповая сплоченность и солидарность участников группы;

5) стадия формирования чувства «Мы» – на данной стадии проявляется идентификация каждого участника с самой группой;

6) стадия переоценки групповых норм – происходит внесение изменений в жизнедеятельность группы; часто здесь возникают конфликты, которые могут привести к ее распаду;

7) стадия групповой зрелости – группа сплочена, одинаково активна в деловой и эмоциональной сфере, открыта для нового; на этой стадии необходима подготовка для трансформации группы;

8) стадия трансформации группы – в эмоциональном и деятельностном плане группа возвращается на первую стадию.

Дополнительными элементами групповой динамики можно считать: создание подгрупп (как вариант развития структуры группы), а так же отношения личности с группой.

Как фактор развития качественного движения группы во времени выделяют несколько механизмов групповой динамики.

1. Разрешение внутригрупповых противоречий.

Существует несколько типов внутригрупповых противоречий:

· между возрастающими потенциальными возможностями группы и ее актуальной деятельностью;

· между растущим стремлением членов группы к самореализации и самоутверждению и, одновременно, усиливающимися тенденциями включения личности в групповую структуру и интеграции ее с группой.

Развитие группы – это результат адекватного разрешения противоречивых тенденций, периодически возникающих в группе вследствие рассогласования поведения лидера с ожиданиями, связываемыми последователями с его действиями. Конструктивное разрешение противоречий приводит к развитию группы, деструктивное – к дестабилизации, конфликту или даже распаду группы.

2. Идиосинкразический кредит связан с проблемой соотношения уровня нормативного поведения и величины статуса субъекта в группе. Это своеобразное разрешение группы на отклоняющееся от групповых норм поведение. Именно идиосинкразический кредит является одним из условий внедрения в жизнедеятельность группы элементов нового.

3. Психологический обмен – это один из механизмов групповой динамики. Разновидностью психологического обмена является ценностный обмен. При этом психологическое содержание ценностного обмена состоит в обоюдном удовлетворении сторонами-участницами взаимодействия определенных социальных потребностей друг друга путем взаимного предоставления каждой из них соответствующих ценностей другой стороне. Участники группы могут обмениваться материальными и духовными ценностями.

Date: 2016-05-18; view: 632; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию