Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Модели группообразования в отечественной психологии
Рассматривая феноменологию процесса порождения и развития малой группы, прежде всего, необходимо указать причины, лежащие в его основе. Их можно условно разделить на социологические и психологические. В случае формальных групп причины их возникновения лежат вне самих групп и определяются более широкой социальной системой. К социологическим факторам можно отнести, например, престижность профессии. Психологические детерминанты возникновения малой группы включают потребности: в общении, в чувстве принадлежности, во взаимопомощи, во взаимной защите и др. Неформальная группа возникает спонтанно. Появление же организованной малой группы необходимо рассматривать как двухступенчатый процесс, включающий: 1) объявление ее как элемента общей системы; 2) наполнение группы конкретными индивидами, способными реализовать ее цели и задачи. Второй этап не только обусловлен активностью внешних организационных структур, но и зависит от личных побуждений, входящих в группу индивидов. В отечественной социальной психологии разработано несколько моделей группообразования. Одну из таких моделей предложил А.В. Петровский в рамках стратометрической концепции. По его мнению, процесс группообразования можно представить как формирование определенной иерархии уровней – страт. При этом внутригрупповая активность является многоуровневой системой, а развитие группы – это процесс возникновения и формирования все более глубинных уровней указанной активности. Этот процесс протекает от формирования активности, обусловленной индивидуально-психологическими различиями, до формирования активности, опосредованной самой совместной деятельностью. На психическом уровне развитие группы проявляется в возрастании сходства структуры, содержания и взаимосвязей личностных смыслов участников группы относительно объектов, значимых для совместной деятельности. Таким образом, по представлениям А.В. Петровского, в группе наблюдается четыре страты (рассматриваются по мере формирования) см. рис. 4.
А Б В Г
Рис. 4. Стратометрическая модель группообразования Г начальная страта в группообразовании, когда межличностные отношения в группе эмоционально окрашены исходя из индивидуально-психологических различий участников группы (интересов, вкусов, привычек). В страта, когда локализуются характеристики межличностных отношений, опосредованных содержанием внутригрупповой деятельности. Отношения зависят от характеристик совместной деятельности участников. Б страта, где фиксируются отношения каждого участника группы к групповой деятельности, ее целям, задачам, формируется общая мотивация деятельности. А центральная страта, которую образует сама групповая деятельность, ее содержательная и общественно-экономическая характеристика. Другая модель реализована в параметрическом подходе к исследованию группы, предложенном Л.И. Уманским. В основу его схемы положено представление о социально-психологических параметрах группы, являющихся своеобразными критериями, отличительными признаками развития группы как коллектива. К числу таких параметров относятся: 1) содержание нравственной направленности группы – интегративное единство ее целей, мотивов, ценностных ориентаций; 2) организационное единство группы – групповая подготовленность в сфере той или иной деятельности; 3) психологическое единство – интеллектуальная, эмоциональная, волевая коммуникативность, характеризующая соответственно процесс межличностного познания и взаимопонимания в группе, межличностные контакты эмоционального характера, стрессоустойчивость и надежность группы в экстремальных ситуациях. Date: 2016-05-18; view: 551; Нарушение авторских прав |