Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Воспитательная практика в рабовладельческий период
Период рабовладения породил новую практику воспитания. С появлением школ воспитание и обучение стало носить организованный характер. Первые школы возникли в Египте, Ассирии и Вавилоне. Обучение происходило в специальном здании – «доме глиняных табличек». Знание в представлениях того времени давало человеку почти магическую силу и потому высоко ценилось. Право на обучение получала привилегированная часть населения: знать, жречество, чиновничество. Человек через обучение усваивал соответствующие своему социальному статусу знания и систему ценностей. В рабовладельческой Греции первоначально получила развитие практика передачи знаний странствующими учителями. Они называли себя софистами, мудрецами, учителями мудрости. Эти мыслители учили искусству красноречия, праву, давали общие мировоззренческие знания. В их учениях звучали этические и социальные идеи. Для своих бесед софисты использовали как частные дома своих почитателей, так и помещения гимнасий. Позднее появились школы, которые носили имя их создателей: Академия Платона, Ликей Аристотеля, Сад Эпикура. Содержание научного и мировоззренческого знания существенным образом зависело от миропонимания учителя, который нёс это знание своим ученикам. Имея свободу в выборе содержания, форм и методов воспитания и обучения, учитель, тем не менее, находился под контролем со стороны общества и мог за свою деятельность понести серьёзное наказание. Характер воспитания задавался потребностями развития государства. Так, спартанское воспитание было подготовкой воинов-эксплуататоров порабощенного населения из числа детей земельной аристократии. Соответственно и методы воспитания были достаточно жесткие. Уже в семь лет спартанского мальчика отправляли жить в казарму. Большая часть времени учеников была занята военно-гимнастическими упражнениями, игрой в мяч и войну. Более того, юноши в соответствии с целевой установкой спартанского воспитания устраивали своего рода «практические занятия», кровавые ночные облавы на рабов. Самих мальчиков воспитывали нечувствительными к боли и всякого рода лишениям. Детей кормили впроголодь, жестоко секли, причем испускать крик от боли значило покрыть себя позором. Каждому выдавалась одна туника в год, постель устраивалась из тростника, укрываться во время сна не разрешалось. Идеал воспитания афиняне выражали сложным понятием «калокагатия», под которым подразумевалось сочетание в человеке красивого, хорошо сложенного, сильного тела и высокой нравственности. Внешняя и внутренняя красота сочеталась с умственным образованием и активным участием в общественной жизни. Учеников обучали ораторскому искусству, давали необходимые знания явлений природы, общественной жизни, человеке. Понятно, что такое воспитание было доступно только для верхушки рабовладельческой аристократии. В период древности сформировался, а в средневековье получил наибольшее развитие особый жанр – «литература премудрости», представленная в виде «мудрого речения»: притчи, сентенции, афоризмы, поучения. Как правило, все назидания ведутся от имени отца. Отец выступает как первейший воспитатель, на котором лежит основная обязанность растить и направлять дитя. В образе отца выступают учителя, которые, как считалось, могут дать детям новое рождение посредством обучения или духовного наставления. Учитель рассматривается как «второй отец», иногда более главный и значительный по своей роли, чем первый. Наставления физических и духовных отцов составляли фундамент и основу функционирования педагогической традиции. Слово рассматривалось как одно из самых сильных и действенных воспитательных средств. Все «мудрые речения» выдержаны в доверительном семейно-домашнем тоне, обращены непосредственно к читателю. Вот несколько примеров. Притча из известной «Книги Притчей Соломоновых», которая создавалась с X по V век до нашей эры, даёт нравственные наставления: «Проходил я мимо поля человека ленивого и мимо виноградника человека скудоумного: и вот, всё это заросло тёрном, поверхность его покрылась крапивою, и каменная ограда его обрушилась. И посмотрел я, и обратил сердце моё, и посмотрел и получил урок: «немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь, – и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя – как человек вооруженный». Очень распространено было в школьном преподавании в эпоху поздней античности морально-дидактическое сочинение, приписанное Марку Порцию Катону Старшему, так называемые «Дистихи Катона» (II век до н.э.). «Век непрестанно учись: усердием множится мудрость. Редко бывает, чтоб ум сам собою от времени крепнул». «Если случится тебе набраться книжной науки, То научись и тому, что ученье приходит от жизни». «Не говори о себе ни добрых слов, ни недобрых ¾ Делают так лишь глупцы, терзаясь праздным тщеславием». «Дистихи Катона», воплощая традиции античного морального воспитания, дают конкретные житейские советы. В период рабовладения был сделан главный шаг к осмыслению педагогического знания. Педагогические знания закреплялись в философских учениях. Наиболее известны своей педагогической направленностью учения Сократа, Платона, Аристотеля. Философско-этические труды, где закладывались основы науки о воспитании, были пронизаны мыслями о долге, нравственности, обязанностях человека и гражданина. Date: 2016-05-18; view: 434; Нарушение авторских прав |