Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пели и задачи психологии трула





За минувшее столетие психология труда прошла значительный путь, оформилась как наука и как практическая дисциплина. На протяжении XX в. она активно, а временами даже стремительно развивалась, интегрировала в себе разные дисциплины. Параллельно этому шли процессы дифференцирования, т. е. становления и выделения как самостоятельных новых научных дисциплин о труде как деятельности и о человеке как его субъекте.

За этот исторически короткий период сменилось несколько социальных систем, систем общечеловеческих ценностей. Современное общество выходит в постиндустриальное пространство.

Около полувека обществу потребовалось на то, чтобы операционально освоить содержание новых феноменов и их наименований, выявить и изучить их свойства. Так, например, научные термины «система», «стресс» появились в научной литературе в 1930-х гг., но лишь к началу 1980-х они прочно вошли в методологический и методический арсенал науки, стали достаточно адекватно отражаться в общественном сознании.

У «пространства», однако, другая история. Впервые понятие «математическое пространство» было предложено Б. Риманом в 1854 г. До настоящего времени конструктивно оно освоено, пожалуй, только в математике, физике, химии и других естественных науках. В гуманитарных дисциплинах понятие «пространство» до настоящего времени, к сожалению, остается не более чем красивой метафорой («социальное пространство», «культурное пространство», «технологическое пространство» и т. п.). Его эффективное использование как инструмента научного познания предполагает свободное владение математическими шкалами высокого порядка, свободное владение аппаратом современной математики, особое «видение» проблем в связанных системах

436 Глава 14. Психология труда: история, состояние, перспективы

координат. В психологии в последней четверти XX в. преобладает, скорее, противоположная доминанта и один из естественных и магистральных путей развития психологии труда как дисциплины по-прежнему остается не оцененным по достоинству.

14.2. Наука и «модели» реальности (модели человека, организации, общества)

Изменения, пронизавшие все сферы жизни России 1990-2000 гг., колоссальны. Произошедшие изменения оказались достаточными, чтобы встал вопрос о написании «Современной психологии труда».

Но какой будет «современная психология труда» через 10-15 лет? Какими будут общество, труд и человек через 100-150 лет, — период, равный рассмотренному в настоящей работе?

Какими будут «модели человека» через 100-150 лет? Поскольку первые из них обозначались последними буквами латинского алфавита (Х-2Р), можно ожидать многократные изменения моделей в их движении к своим «началам».

С целью обоснования наших рабочих гипотез (научных прогнозов в том числе) еще раз обратим внимание на некоторые специфические особенности развития некоторых феноменов труда субъекта — «профессии», «трудового поста», «рабочего места», изучаемых нашей дисциплиной.

Можно предполагать, что сложность профессионального труда человека связана с мерой интеграции в ней других профессий и профессионализмом других субъектов, партнеров по совместной деятельности. Чем более сложна профессия изначально, чем выше уровень профессионализма ее субъекта, тем большее число других, в данном случае «вспомогательных» профессиональных служб и специалистов (со-субъектов), вовлекается в процесс создания социально ценного продукта.

Например, в современном оперном искусстве труд вокалиста обеспечивается, поддерживается, обслуживается не только подструктурами организации, необходимыми для ее функционирования (администрация, технический персонал и пр.), не только очевидными активными соучастниками сложной сценической деятельности (режиссер-постановщик, дирижер, музыканты, педагог-вокалист, хореограф, художник, гример, костюмер и др.), но и множеством «незаметных» для не-

14.2. Наука и «модели» реальности 437

посвященного настоящих мастеров своего дела (мастер-художник по ремонту и реставрации музыкальных инструментов, настройщик инструментов, суфлер, фоннатор и др.).

Рис. 14.1. Генезис «труда» как вида социальной активности субъекта жизнедеятельности

Система «профессия» часто характеризуется «бесконечностью» во времени и пространстве. Профессия всегда ориентирована на обеспечение каких-либо актуальных социальных потребностей, на достижение «социально значимого результата». Отсюда ее вневремешюсть, «сквозное» содержание профессии, транслирующее соответствующие ей трудовые функции при возможной изменчивости ее формы.

Примеры:

Староста = управляющий = менеджер = глава администрации = член совета директоров =......=.

Слуга = лакеи = ординарец = секретарь = помощник руководителя.по общим вопросам =......=.

Кучер = извозчик = кули = таксист =......=.

Учитель = гувернер = воспитатель = преподаватель = тренер («коуч») = менеджмейкер =......=.

Система «трудовой пост» также имеет безграничные возможности и характеризуется устойчивостью тенденции дифференцирования изначальных трудовых функций. В лучших проявлениях — это вся история использования механизмов и машинного производства; в худших — прецеденты, доходящие до своего предела, порою даже до абсурда. Например, в системе ВНПЦ (Всероссийского научно-практического центра профориентации и психологической поддержки населения при Министерстве труда РФ) одни лица, занимающие

438 Глава 14. Психология труда: история, состояние, перспективы

должность «научный сотрудник», составляют социологические анкеты, другие их рассылают и собирают, третьи проводят анкетирование, четвертые вводят эмпирические данные в ЭВМ (поскольку первые и вторые считают эту работу слишком трудоемкой или не умеют работать с соответствующими компьютерными программами), пятые делают необходимые статистические расчеты (поскольку ни первые, пи вторые, ни третьи, ни четвертые категории научных сотрудников не владеют навыками работы с соответствующими статистическими компьютерными пакетами), шестые — самые способные (находящиеся в штате других организаций и периодически привлекаемые на работу в ВНПЦ по трудовому соглашению) — формулируют цели, задачи и гипотезы исследования после предварительного просмотра полученных статистик, седьмые корректируют и рецензируют написанные итоговые отчеты сотрудниками первой и второй категории. В системе ВНПЦ, конечно, работают и всесторонне подготовленные профессионаты, умеющие исполнять все необходимые трудовые функции научного сотрудника. Они, как правило, занимают должность «заведующий отделом».

Примечательно, что столь высокий уровень дифференцирования трудовых функций субъектов был достигнут не в начальный период становления науки о труде и его субъекте, не в начальный период деятельности Всероссийского научно-практического центра, не в период «развитого социализма», а в настоящее время (1998-2002 гг.), когда во многих частных организациях происходит прямо противоположное.

Систему «рабочее место» отличают столь же бесконечные возможности интеграции трудовых функций субъекта — до гротеска, до парадокса.

К примеру, в селе Горки Белгородской области в 2002-2003 гг. местный священник отец Михаил одновременно исправно исполняет обязанности директора совхоза ООО «Благодатное», уже как Михаил Николаевич Потола.

Во всех трех системах можно находить как очевидные закономерности их функционирования, так и их неизбежные крайности.

В развитии труда как социального, экономического, исторического и культурного явления можно выделить характерную динамику основных его систем (профессия - трудовой пост - рабочее место):

♦ профессия — вневременность, центростремительные тенденции (захват, вовлечение в свою орбиту новых и новых трудовых постов), динамичный баланс процессов интеграции и дифференциации;

14.2. Наука и «модели» реальности 439

♦ трудовой пост — стабильность во времени, центробежные тенденции, доминирование процессов дифференциации;

♦ рабочее место — колебательные процессы, гибкость, изменчивость и адаптивность к внешней среде, баланс процессов дифференциации технологий и интеграции трудовых функций субъекта.

Какой вид примет предельно сжатая в настоящее время формула Hamei'i научной дисциплины: система «субъект-объект»! Как будут развиваться ее подсистемы в ближайшем и в отдаленном будущем? К настоящему времени некоторые из этих подсистем обрели устойчивые тенденции развития (рис. 14.2). Возможно, и такие вопросы будут входить в предметную область современной психологии труда.

Рис. 14.2. Динамика продолжительности рабочей недели субъекта труда

и продолжительности жизни человека в развитом обществе.

Доминирующий тип профессиональных традиций

440 Глава 14. Психология труда: история, состояние, перспективы

Date: 2016-05-18; view: 319; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию