Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конфигурация созвездия Кита, найденная Г. Реем





 

Характерно и большое разнообразие домашних животных, давших имена старым созвездиям. Это Малый Конь, Овен, Телец, Большой Пес, Малый Пес, а также Козерог. Последнее созвездие именовалось в старину Козлом, Козой, а у арабов Козленкомаль-Джади. На первой русской звездной карте, составленной по указанию Петра I в 1699 г. И. Ф. Копиевским, созвездие это значится как Козел, или Кожирожек. Но за созвездием было закреплено название животного мифического. Влюбленные в Элладу астрономы решили, что это вскормившая Зевса коза Амальтея. Цепная реакция мифологизации привела к диковинным рисункам созвездия в виде существа с козлиной мордой и рыбьим хвостом.

Еще более существенное изменение претерпело имя созвездия, известного ныне как Пегас. В античной мифологии крылатый конь Пегас (кстати, на древнейших изображениях он был бескрылым) помог герою Персею возвратиться домой после победы над Медузой Горгоной. Заметив внизу прикованную к скале прекрасную Андромеду, дочь эфиопского царя Цефея и Кассиопеи, оставленную на растерзание морскому чудовищу – ужасному Киту, Персей победил чудовище, освободил Андромеду и взял ее себе в жены. Все персонажи этого мифа, в том числе и Пегас, стали созвездиями.

Однако древние греки знали в общем-то не созвездие Пегас, а созвездие Ἵππος, т. е. Конь. Под этим именем упоминают его и Арат (около 270 г. до н. э.), и Птолемей в своем «Альмагесте», созданном около 150 г. н. э. Правда, еще Эратосфен около 280 г. до н. э. назвал это созвездие Пегасом, однако это мифологическое имя получило распространение значительно позже. И соседнее созвездие Малый Конь, также дрéвнее, именем своим противопоставляется именно Коню (Большому Коню), а не Пегасу. В Турции и сейчас называют созвездие Пегаса At yildizi (at 'конь', yildiz 'звезда').

Не исключено, что подобную вторичную перестройку претерпели также имена созвездий Дракон и Центавр. Во всяком случае первое из них было известно античным астрономам как греч. Ὄφις, лат. Anguis, Coluber, Serpens, что все означает 'змея'.

Какие названия людей перешли в древности на созвездия? Помимо имен Близнецы и Дева, являющихся биологическими характеристиками человека, перед нами люди труда, причем преимущественно труда, связанного снова с животными. Среди созвездий находим охотника (Стрелец), зверолова (Змееносец, у арабов – Заклинатель змей), скотоводов (Волопас, Возничий) и лишь одного земледельца (Водолей), да и то сомнительного. Древние египтяне изображали созвездие Водолей в виде человека с сосудом в руке. И здесь можно усмотреть указание конкретно на поливное земледелие. Но, может быть, это – просто символ дождя, небесной воды. Сосуд в фигуре созвездия подчас оказывался самым важным элементом: у римлян Водолей мог обозначаться названием Amphora 'амфора', а в звездном каталоге Бируни (около 1030 г.) он указан как Далв – 'ведро'.

В тех случаях, когда на созвездия были перенесены не нарицательные, а собственные имена людей, созвездия назывались исключительно именами царей и героев: Персей, Цефей, Андромеда, Кассиопея, Геркулес, Орион, Волосы Вероники. Имя последнего созвездия астрономы изредка передают и в более правильном написании – Волосы Вереники, Вереника – так звали жену одного из египетских фараонов, Птолемея Эвергета (III в. до н. э.). Перед нами, таким образом, редчайший случай отражения в названии созвездия имени исторического лица. Благодаря этому обстоятельству устанавливается и время рождения названия. Волосы Вереники – единственное старое созвездие, название которого имеет точную датировку (Ш в. до н. э.).

По преданию, Вереника отрезала свои прекрасные волосы и поместила их в храме Венеры в благодарность богине за военную победу, дарованную ее мужу [9]. А когда волосы из храма пропали, жрецы (легенда упоминает конкретно жреца-астронома Конона) заявили Веренике, что Зевс взял их на небо. Таким образом, название созвездия, как остроумно заметил Г. Рей, родилось из легенды о краже. И название это – отнюдь не самое старое. Эратосфен, впервые упомянувший созвездие, связывал его еще с Ариадной, хитроумной спасительницей героя Тесея.

Все имена созвездий, взятые от нарицательных названий людей, также имеют свои мифологические расшифровки. И все эти расшифровки, несомненно, вторичны, что видно хотя бы из того, что одно название может иметь по нескольку разных мифологических интерпретаций. Например, Возничий оказывается то Миртилом, возницей Эномая, то Автомедоном, возницей Ахилла, то сыном Тесея Ипполитом, погибшим на колеснице, то Эрехтеем (или Эрихтонием).


Самую устойчивую мифологическую расшифровку имеет созвездие Близнецов. Название это издавна отождествляют с сыновьями Зевса Диоскурами – близнецами Полидевком (римляне его именовали Поллуксом) и Кастором, которые прославились многими подвигами и братской любовью. Однако в созвездии Близнецов, как показал Г. Рей, конфигурация звезд создает четкий рисунок двух человек, взявшихся за руки: имя Близнецы возникает вполне естественно, без помощи мифологии.

И знаменательно, что вторичные мифологические расшифровки имен созвездий также связывают с царями и героями: ведь античная мифология преимущественно ими и занималась. В этой связи возникают серьезные сомнения и в первичности названий Персей, Цефей, Андромеда и т. д. Возможно, это тоже вторичные расшифровки, но закрепившиеся в списках созвездий.

Существенным представляется тот факт, что за названиями созвездий, взятыми от собственных имен мифических героев, стоит их нарицательная интерпретация. Совершенно ясно это для созвездия Геркулеса, получившего свое мифологическое имя лишь в XVI в., древние греки знали созвездие под именем Ἐγγόνασι, арабы – Джаси. Оба слова означают 'коленопреклоненный' (нарицательное название человека). Имя созвездия Орион – значительно древнéе. Но тем не менее и греки, и, особенно, арабы нередко именовали его просто Великаном, не связывая имя созвездия с именем мифического великана, в которого влюбилась богиня утренней зари Эос. Менее ясны немифологические имена созвездий Цефея и Кассиопеи (у арабов – Горящий и Обладательница трона). У Андромеды их и вовсе нет. Именования типа Мусалсала 'закованная в цепи' в звездном каталоге Омара Хайяма или Зло Страждающая Связана на карте И. Ф. Копиевского как будто бы порождены мифом об Андромеде. Впрочем, ас-Суфи видел схожесть, а не отражение мифа: «... созвездие Прикованной Женщины называется так потому, что правая рука ее протянута к северу до трех звездочек... а другая к югу до спины Северной Рыбы». Вряд ли относилась к Андромеде и фигура человека в изображениях древнеегипетских 26-го, 27-го и 28-го звездных деканов, отождествляемых именно с этим созвездием.

И почти у всех созвездий, имена которых взяты от названий людей, конфигурация звезд, действительно, напоминает человека. А это значит, что имена даны по сходству, что это – метафоры. В рисунке звезд можно увидеть человека вообще, но нельзя увидеть, скажем, Андромеду. Уже потом мифология дала этим небесным людям конкретные имена. Имена эти и закрепились в ряде случаев как основные названия соответствующих созвездий.

Таким образом, среди названий старых созвездий, произведенных от обозначений людей, четко различается два пласта – образования от нарицательных и собственных имен. Пласты эти относятся к разным периодам, даже разным эпохам. Здесь мы имеем дело с названиями-хронологизаторами, которые адресуются первобытнообщинному строю (производные от имен нарицательных) и зарождающемуся классовому, рабовладельческому строю (производные от имен собственных).

Имена старых созвездий, взятые от названий неодушевленных предметов, обнаруживают гораздо меньше стройности и единства, чем имена по названиям животных и людей. Создается впечатление, что из огромного количества возможных реалий выбор был сделан только по признаку схожести, хотя избирались общеизвестные и для своего времени важные вещи.


В названиях созвездий представлены различные сферы деятельности человека: искусство (Лира; известно и параллельное «одушевленное» название Ястреб; И. Ф. Копиевский на своей карте обозначил это созвездие так: «Лыра, или Сип Падающыи, или Неясыт»), наука (Треугольник), охота или военное дело (Стрела), правление (Северная Корона, Южная Корона; первоисточник названия – греч. Στέφανος – можно передать и словом Венец, как часто называют эти созвездия, а венец в старину был атрибутом не только правителей), экономика (Весы), религия (Жертвенник, или Алтарь), быт (Чаша), а также природа (Эридан; у Птолемея это созвездие называлось еще Ποταμός, а у арабов Нахр, что значит 'река': нарицательное название данной реалии вследствие мифологических ассоциаций было заменено именем легендарной реки Эридан).

За исключением Весов, с которыми мы уже знакомились выше, рисунки всех этих созвездий схожи с предметами, давшими им свои названия. При этом созвездие Лиры, как заметил Г. Рей, больше похоже на двуструнную цитру, чем на обычную лиру. Жертвенник тоже соотносится с древними формами этого культового предмета, служившего для сжигания даров, приносимых в жертву богам. Н. А. Морозов уточнил, что сияние соседствующего с созвездием Млечного Пути могло дать «мысль об огненных языках на небесном жертвеннике». Название созвездия Алтарь появилось позже, когда духовенство уже не сжигало пожертвования. Созвездие, естественно, ни на какой алтарь не похоже.

Можно полагать, что «вещные» названия старых созвездий возникли не одновременно и не в одном месте. Некоторые из них пришли из Месопотамии, некоторые родились в Греции.

Остальные 40 созвездий появились на звездных картах лишь в XVI–XVIII вв. и потому именуются «новыми». История их названий сложилась уже совсем по-другому. Развитие торговли и мореплавания, эпоха великих географических открытий в XVI в. вызвала потребность в точной ориентации среди звезд южного неба. В связи с этим на юге выделяются новые созвездия, которых не знали древние астрономы.

Южный Крест, самое знаменитое созвездие южного неба, был так назван из-за своей выразительной крестообразной формы еще в 1520 г., во время кругосветного плавания Магеллана. Этот участок неба был известен, впрочем, еще древним грекам, которые включали его в состав созвездия Центавра. Здесь располагались ноги Центавра, и, например, Бируни в своем звездном каталоге 1030 г. именует звезду Акрукс, ярчайшую в Южном Кресте, 'правое копыто'. Развитие мореплавания заставило Центавра освободить место для нового созвездия.


Кстати, определение Южный было введено в его название для того, чтобы отличить это созвездие от другого небесного Креста, как именуют иногда созвездие Лебедя. Вообще, такое определение прибавляется к названиям южных созвездий только для различения, т. е. в тех случаях, когда аналогичное название уже существует на северном полушарии звездного неба.

Первую волну новых созвездий научно закрепил, ввел в астрономический обиход Иоганн Байер, поместив эти созвездия в своем атласе «Уранометрия» в 1603 г. Байер использовал данные мореплавателей, но и сам выделил и назвал некоторые созвездия. Всего со времен Байера карта южного неба сохранила до сих пор, помимо Креста, 12 созвездий. И знаменательно, что почти все они носят названия животных. Это – дань традиции, когда названия созвездий имели, как мы уже знаем, скотоводческое происхождение и потому часто получали свои имена от названий животных. Но сам выбор животных для наименования созвездий отражает теперь южную экзотику, чудеса «заморских территорий». Появились созвездия Райская Птица (это созвездие тоже было известно задолго до Байера), Тукан, Павлин, Хамелеон, Летучая Рыба, Золотая Рыба (раньше это созвездие именовалось без перевода Дорадо, а также Меч-Рыба, или, тоже без перевода, Ксифиас).

Наряду с этими названиями в XVI–XVII вв. созвездия получили наименования Журавль и Голубь. Созвездие Южная Гидра, или Южный Змей, было давно известно. Речь идет о старом созвездии Гидра, под влиянием которого и появились приведенные названия. Кстати, по-латыни имена этих двух созвездий различаются не определением, а родом. Название старого созвездия употребляется в женском роде – Hydra, а название нового созвездия в мужском роде: Hydrus. Поэтому М. Хотинский обозначил последнее в 1849 г. так: «созвездие Самца Гидры».

Видимо, справедливо жаловался Джон Гершель: «...бесконечные змеи извиваются длинными кольцами, удержать которые не в состоянии никакая память, на всем пространстве небосвода». Но очень уж привлекала ассоциация звездной цепочки с извивами пресмыкающихся – поэтому в атласе Байера появилось еще одно название со словом «змей».

Какое-то сходство, подчас весьма проблематичное, есть и в остальных названных созвездиях. Исключения составляют лишь созвездия Райская Птица и Хамелеон. Созвездие Хамелеон, возможно, получило имя из-за своей кажущейся изменчивости, (в связи с атмосферными условиями) в период первых наблюдений.

Сходство, причем хорошо заметное, есть в созвездии Феникс, в очертании которого, как это показал Г. Рей, проступает фигура диковинной птицы. Именно так теперь изображают это созвездие все наши звездные карты, в том числе школьные. Ну, а фантазия моряков признала в птице именно птицу из сказки – феникс. Однако сам факт появления этого созвездия обусловлен тяготением к экзотике, а также влиянием мифологической традиции, закрепившейся в старых созвездиях.

Только одно байеровское созвездие получило название человека. Это – созвездие Индеец. Название правильнее было бы писать Индиец, поскольку первоначально оно подразумевало жителя Индии, а не Америки: латинская его форма – Indus. Но в рисунках созвездия составители атласов отдали предпочтение более колоритным уборам американских индейцев. Это привело к переосмыслению названия: появилась современная его русская форма – Индеец.

Еще одно созвездие было названо по образуемой им геометрической фигуре: Южный Треугольник. Форма созвездия столь недвусмысленно подсказывала его обозначение, что «звериная» традиция здесь была нарушена.

Со временем количество новых созвездий стало возрастать. В 1624 г. на звездной карте Якова Барчиуса появилось околополярное созвездие Жираф, пополнившее собой список экзотических животных. Этот же немецкий астроном ввел и созвездие Единорог, использовав название еще одного животного, на этот раз сказочного. Англичанин Эдмунд Галлей в 1678 г. назвал созвездие в южном небе Муха – так среди созвездий оказалось единственное насекомое.

Дальнейшее именование созвездий связано с деятельностью польского астронома Яна Гевелия (1611–1687) и французского астронома Никола Луи Лакайля (1713–1762).

Гевелий скрупулезно описал все северное небо (его обсерватория находилась в Гданьске), введя новые созвездия для тех участков неба, которые не были обозначены. Каталог Гевелия, уже после смерти выдающегося астронома, был издан в 1687 г. его женой Эльжбетой. Из введенных Гевелием новых созвездий до настоящего времени сохранилось семь: Малый Лев (возле созвездия Льва), Гончие Псы [10] (возле созвездия Большой Медведицы: псы нападают на медведицу), Рысь (малозаметное созвездие, и чтобы увидеть его, объяснял сам Гевелий, нужно иметь рысьи глаза), Лисичка (расположено возле созвездия Орла – тоже хищника), Ящерица (маленькое созвездие, поэтому на карте не хватило места для изображения более крупного животного), Щит (Гевелий посвятили это созвездие польскому королю Яну Собесскому, знаменитому полководцу, и назвал его Щит Собесского, однако позже астрономы изменили это название: щит остался безымянным) и Секстант (этим названием Гевелий увековечил свой любимый астрономический прибор, сгоревший вместе с его обсерваторией в 1679 г.).

Как видим, в основном, Гевелий продолжил в названиях созвездий «звериную» традицию, хотя никакой погони за экзотикой у него уже нет – он ориентировался на обычных, хорошо всем известных животных. В двух случаях Гевелий воспользовался названиями предметов. Вводя свои названия, Гевелий фактически совсем не принимал во внимание принципа сходства. С этой точки зрения, все его наименования являются произвольными, но каждое название имело, по крайней мере в главах самого Гевелия, какое-то обоснование.

Гевелию иногда приписывают авторство еще некоторых названий созвездий, например Единорога, принадлежавшее на самом деле Барчиусу. Однако гравюра 1687 г., изображающая Гевелия вместе со всеми введенными им созвездиями, не содержит иных, кроме указанных выше.

Совсем иначе подошел к наречению новых созвездий Лакайль. Он дал систематическое описание южного неба, как Гевелий сделал это для северного полушария. Его каталог «Южное звездное небо» вышел, тоже посмертно, в 1763 г., хотя предварительные публикации появились уже в 1752 г. Лакайлю также пришлось вводить новые созвездия. Доныне сохранилось 14 предложенных им созвездий вместе с их названиями.

И все же созвездия его во славу науки и искусства носили названия конкретных предметов, приборов и инструментов: Телескоп, Октант, Циркуль, Наугольник (ранее Угломер и Линейка или Линейка и Наугольник), Часы (ранее Часы с маятником или Часы с отвесом), Микроскоп, Насос (первоначально Воздушный Насос), Печь (первоначально Химическая Печь и даже Химический Снаряд: речь идет о приборе в химической лаборатории), Сеть или Сетка (ранее Ромбоидальная Сеть; поблизости находится созвездие Золотой Рыбы), Резец, а также Столовая Гора (в честь пункта на мысе Доброй Надежды, где Лакайль производил свои наблюдения).

Лакайль ввел два названия созвездий, которые теперь именуются Живописец и Скульптор. Однако это позднейшая трансформация названий. Лакайль и здесь не отступил от своего принципа наименования, дав этим созвездиям названия Живописный Станок и Ваятельный Прибор, как они переданы в 1829 г. К. Рейссигом, или Мольберт Живописца и Мастерская Ваятеля, как их в 1849 г. обозначил М. Хотинский. Позже, в практическом употреблении, эти названия, подобно целому ряду других, сократились, стали однословными.

Принципа сходства Лакайль, как и Гевелий, не придерживался, поэтому о сходстве можно говорить лишь в названии созвездия Циркуль. Названия приборов и предметов из разных отраслей науки и искусства Лакайль брал произвольно, лишь заботясь о том, чтобы по возможности были охвачены разные науки и разные виды искусства.

Известное еще древним знатокам небесных светил огромное южное созвездие Корабль, или Корабль Арго, было разделено на четыре созвездия. Эти созвездия Лакайль назвал: Киль, Корма, Паруса и Компас. Но права вполне самостоятельного созвездия ученый дал лишь Компасу. Созвездия же Киль, Корма и Паруса остались в созвездии Корабль Арго. Поэтому в литературе XIX в. фигурирует два созвездия – Компас (новое) и Корабль Арго (старое). Окончательный раздел последнего на три созвездия был совершен только в 1922 г. на I конгрессе Международного астрономического, союза.

Лакайль – последняя значительная фигура в истории номинации новых созвездий. До 1922 г., как мы знаем, новых созвездий было больше. Среди упраздненных созвездий Дуб Карла. Его установил в 1678 г. Галлей, дабы увековечить «чудесное спасение английского короля Карла II от солдат Кромвеля в дупле дуба», но Галлеевой Мухе повезло больше, чем этому названию. Через десять лет немецкий астроном Готфрид Кирх выделил созвездие также с «августейшим» названием – Бранденбургский Скипетр.

Особенно много новых созвездий появилось в конце XVIII в. Австрийский астроном Максимилиан Гелль в 1781 г. посвятил английскому королю Георгу II созвездие Арфа Георга, а другое – Гершелев Телескоп (или Гершелева Труба) – знаменитому Вильяму Гершелю, создателю лучших для своего времени телескопов. Польский астроном Почобут ввел в 1777 г. созвездие Вол Понятовского, которым хотел увековечить имя польского короля Станислава Понятовского. Список «королевских» созвездий пополнил в 1790 г. немецкий астроном Иоганн Боде, попытавшись прославить прусского кайзера Фридриха II созвездием Регалии Фридриха. Латинское название этого исчезнувшего созвездия Frederici Honores по-русски передавали еще сочетаниями Фридрихова Слава и Фридрихова Честь. Впрочем, Боде, действуя в духе Лакайля, отдал должное и технике: он выделил также созвездия Типографский Станок и Электрическая Машина.

Гораздо скромнее именовались созвездия, предложенные французскими астрономами. Пьер Лемонье последовал старой традиции, называя созвездия различными видами животных. В 1776 г. он ввел созвездия Лось (ученый, вероятно, не знал, что многие народы именуют так Большую Медведицу) и Птица Пустынник. Лаланд отдал предпочтение технике. Он – автор новых созвездий: Воздушный Шар и Квадрант. Под конец своей научной деятельности этот знаменитый астроном, впрочем, ввел еще и созвездие Кошка, обосновав это название довольно остроумно, но и весьма субъективно: «Я очень люблю кошек и позволяю этому рисунку царапаться на карте». Жозефу Лаланду принадлежит еще одно «отмененное» созвездие. В 1775 г. он ввел созвездие Хранитель Урожая, или, иначе, Мессъе. Французский астроном Шарль Мессье (1730–1817), известный нам как составитель каталога туманностей, был прежде всего знаменит как «охотник за кометами». Он и каталог свой составил для того, чтобы туманности не мешали ему «ловить» кометы. Латинское название созвездия Custos Messium (К. Рейссиг передал его словами Жатвенный Страж) перекликалось с фамилией астронома. Это была игра слов. Созвездие посвящалось Мессье, и Лаланд высказал в этом имени пожелание своему другу собрать хороший урожай комет.

Разумеется, отмена этих созвездий (всего в 1922 г. отказались от 27 созвездий) объяснялась, прежде всего, отсутствием надобности в них. Но в некоторых случаях сыграли свою роль и неудачные имена.

К чести астрономов надо сказать, что они отвергли и многочисленные попытки переименовать созвездия. Вот как повествует об этом статья «О неподвижных звездах», опубликованная в Месяцеслове на 1734 г.: «Некоторые уже давно хотели помянутые образы (созвездия.– Ю. К.) и их имена переменить, из которых первый был, в осьмом веке, аглинский священник Беда, который двенадцати небесным знакам (зодиакальным созвездиям.– Ю. К.) имена из библии дал. По его примеру назвал некоторый аугсбургский ученый, Юлий Шиллер, в 1627 году и все прочие звезды библейскими именами, употребив вместо Овна имя Апостола Петра, вместо Лиры Ясли Христовы и пр. Эргард Вейгелий, енский (т. е. иенский.– Ю. К.) профессор, разделил звездным образам гербы высоких европейских государей; например, Великого Медведя переменил он на Дацкого Слона... Но разумные астрономы такими предприятиями всегда недовольны были, а особливо Коперник, Тихон, Рикцион (т. е. Тихо Браге и Риччоли.– Ю. К.)и др.» [11]. Упомянутый здесь Эрхард Вейгель жил в XVII в. Но и значительно позже, уже в начале XIX в., льстивые и своекорыстные люди хотели переименовать Орион в созвездие Наполеона. Ученые, и прежде всего французские, не разрешили этого сделать.

Научная система наименований созвездий – далеко не единственная. Как известно, есть и множество народных названий. Выделение примечательных небесных фигур диктовалось практическими потребностями: ночью они помогали ориентироваться в пространстве и определять время. Для удовлетворения этих потребностей не нужно было делить на созвездия все небо, как это сделали астрономы. Достаточно было знать наиболее яркие, заметные, легче всего находимые группы звезд в разных частях неба. Народная астрономия во всех странах северного полушария выделяет прежде всего Большую Медведицу (ее Ковш) и Орион (или его Пояс). К ним обычно присоединяется Малая Медведица и некоторые (в разных странах разные) другие созвездия.

Русский народ знал еще созвездия Лебедь, Кассиопея, Волопас, Дельфин, Дракон, Пегас, Орел, Близнецы, Рак, Волосы Вереники. Впрочем, эти данные неполные и не совсем достоверные. Русская народная астрономия изучена в общем-то плохо. Тщательно исследованная эстонская народная астрономия оперировала, как оказалось, всеми теми созвездиями, что и русская (кроме Рака), а также созвездиями Лира, Персей, Северная Корона, Возничий, Водолей, Гидра, Телец, Рыбы [12].

Чукчи выделили и созвездие Льва, только у них это уже не Лев, а Женщина. Названия созвездий в народной астрономии мало зависят или вообще не зависят от научной традиции. Они отражали быт, социальный уклад, мировосприятие народа. В. А. Никонов в этой связи заметил: «Охотничьи племена дали созвездию название Стрелец, скотоводческие – заселили небо табунами коней. На небо перенесены сани, коромысло, даже старый лапоть» [13].

По народным названиям созвездий можно судить о жизни народа. Но при этом важно учитывать, что названия отражали жизнь такой, какой она была во времена их создания. А времена эти отделены от нас многими столетиями. Народные названия созвездий, как правило, очень древние.

П. К. Прюллер, изучив эстонские народные названия созвездий, пришел к заключению: «С эстонского неба смотрит на нас земледелие и быт крестьянина» [14]. Примерно то же можно сказать о русских и вообще славянских народных названиях.

Большую Медведицу на севере России именуют Лосем, или Сохатым. Такие названия, как Лось или Олень известны у многих народов Севера. На других территориях в название этого созвездия иногда попадали и другие животные – вол, конь, осел, пес, кабан, бегемот, антилопа, горностай, орел, даже кит и акула. Именуют это созвездие и Ковш, или Большой Ковш: очень уже похоже.

Но особенно распространены названия, указывающие на повозку; записаны русские имена Большой Медведицы: Воз, Возило, Телега, Повозка, Арба, Колымага, Колесница. Слов много, а смысл один. Смысл этот знаком всему миру. Знаток народной астрономии Д. О. Святский заметил: «Сравнение Б. Медведицы с возом или колесницей встречается почти у всех народов... Несомненно, сама фигура, образуемая звездами этого созвездия, подавала повод к такому отождествлению» [15]. Схожесть семи ярких звезд Большой Медведицы с повозкой (три звезды «хвоста» – лошади) возникла тогда, когда это созвездие уже перестало походить на медведя и приобрело современную конфигурацию. Это значит, что название созвездия, указывающее на повозку, хотя оно засвидетельствовано уже у Гомера, значительно моложе «медвежьего».

Фигура Большой Медведицы вызывала и другие ассоциации. Но еще больше названий, пожалуй, у Ориона. Его народные имена адресуются не всему созвездию, а лишь какой-то его части, обычно только Поясу Ориона, т. е. звездам δ, ε, ζ (их словесные имена – Минтака, Альнилам, Альнитак). Русский народ знает эти звезды, иногда с находящейся под ними звездной группой, как Коромысло, или Коромыслица, Грабли, Грабельцы, Кичиги (кичига 'изогнутая палка для молотьбы'), Коряга. На Украине это Kocapi, Коси, Полиця, Чепiги (полиця и чепiги 'части плуга'), в Румынии – Грабли, Серп, Соха, Плуг, в Эстонии – Цепы, Звезды Копья, Звезды Ручья, Звезды Ряда, Новые Звезды Посоха.

В коллекции Орионовых имен есть Три Архара (у казахов), Три Маралухи и Три Коня (у хакасов), Три Оленя (у индейцев Северной Америки), Три Зебры (у готтентотов), Трое Мужчин (у эскимосов), Три Девушки (у хакасов), Три Сестры (у белорусов), Три Плуга (у немцев), Чурек (на Кавказе), Лодка (Океания, Северная Америка), Крест (у башкир), Ножка Стола (у удмуртов) и даже Собака Шайтана (у мордвы). Немцы называют Орион еще по-другому – Пастухом, а казахи – Таразы 'весы'. Смысл 'весы' имеет и грузинское название Пояса Ориона Сасцари и армянское Кшерк.

Конфигурация каждого созвездия, его форма всегда представляет широкие возможности для интерпретации, и в своих названиях-интерпретациях наши предки исходили не из принципа максимальной схожести, а из принципа максимальной важности. Народ перенес на небо важнейшие реалии своей жизни. Поэтому при всем многообразии народных названий одних и тех же созвездий, в них нет и намека на ту прихотливую произвольность, которую позволяли себе в наречении новых созвездий некоторые астрономы XVII–XVIII вв.

 

 

Глава IV

АСТЕРИЗМЫ

 

Любое созвездие нетрудно разложить на отдельные «куски» – его составные части. Этим путем можно точнее указать нужный участок неба, и поэтому в старые времена астрономы охотно им пользовались. Части созвездий, т. е. группы звезд, которые имеют свои собственные названия, однако не являются отдельными созвездиями, принято именовать астеризмами. Термин астеризм существует издавна. В начале XVII в. он еще значил 'созвездие', но затем был потеснен своим чаще употребляемым синонимом constellatio и стал обозначать более мелкую единицу – часть созвездия. Термин этот образован в Англии от греческого слова ἀστήρ 'звезда' с помощью суффикса - изм.

Астеризмов очень много: в каждом созвездии можно выделить какую-то его часть и обозначить словом, ориентированным на имя всего созвездия или, точнее, на традиционный его рисунок на звездных картах. Например, в созвездии Дракона выделяют астеризм Голова, такой же астеризм возможен в созвездиях Дева, Пегас, Большая Медведица. В последнем есть и астеризм Хвост. В созвездии Геркулеса устойчиво выделяли астеризмы Палица, Ветвь и даже Восточная Рука, в Водолее – астеризм Урна (или Амфора), в Возничем – Конские Узды, в Андромеде – Цепь (героиня античного мифа Андромеда была прикована цепью к скале), в Персее – Меч и т. д.

Поскольку зодиакальное созвездие Рыб изображалось в виде двух рыбин, в его составе астрономы видели астеризмы Северная Рыба и Южная (в новейших источниках – Западная) Рыба. Введя созвездие Гончих Псов, Гевелий их назвал поименно: Астерион и Хара. Тем самым ученый ввел и два новых астеризма. Их называют еще Северная Собака и Южная Собака. Тот же Гевелий изобразил созвездие Лисички в виде лисы с гусем в зубах: появился астеризм Гусь. И когда огромное южное созвездие Корабль Арго было разделено на созвездия Киль, Корма и Паруса, то астрономы этим, собственно, возвели астеризмы в ранг созвездий.

Но есть и такие звездные группы, которые своими именами не связаны с приютившими их созвездиями. Это тоже астеризмы. Но это особые астеризмы – с самыми древними и самыми интересными названиями. Если Меч, Палица т. д. были придуманы астрономами и употреблялись исключительно в астрономической литературе, то эти названия дал народ. Речь идет об особо приметных скоплениях звезд, выделенных и поименованных в глубокой древности, – и прежде всего о Плеядах.

Плеяды – хорошо заметная благодаря своей скученности группа слабых звездочек в созвездии Тельца. Невооруженным глазом здесь можно увидеть шесть, а при хорошем зрении – семь звезд. И хотя телескоп выделил в Плеядах 280 звезд, для древних наблюдателей их здесь было семь. Карта И. Ф. Копиевского 1699 г, так и сообщает: «Плѣияды Седмь Звѣзд». Только люди с особенно острым зрением могут различить здесь без какой-либо оптики десять звездочек.

Научное имя этого астеризма – Плеяды – пришло из греческой мифологии. Согласно мифу, океанида Плейона, жена Атланта (Атласа), родила семерых дочерей – Алкиону, Келено, Электру, Тайгету, Майю, Стеропу и Меропу. Так называются и семь звезд астеризма, только в астрономии в трех именах утвердилась иная традиция произношения – Целена, или Целено, а не Келено; Астеропа, а не Стеропа (телескоп выделил здесь две разных звезды, которые обозначаются как Астеропа I и Астеропа II); Альциона, а не Алкиона (это самая яркая звезда Плеяд). Греческое слово πλειάδες и означает 'дочери Плейоны'.

Наименее заметна из этих звезд Меропа, и миф объяснил данное обстоятельство. Дочь Плейоны Меропа в отличие от своих сестер, имена которых связаны с богами Зевсом, Посейдоном и Ареем, вышла замуж за смертного – Сизифа, знаменитого своим покаянным трудом. Вот, стыдясь своей доли, Меропа и прячется от глаз людских...

Эта деталь мифа о Плеядах, конечно, подсказана реальными обстоятельствами звездного неба. Можно не сомневаться и в том, что если бы все люди видели в этом скоплении не семь, а десять звезд, то мифическая Плейона родила бы не семь, а десять дочерей.

По мифу дочери Плейоны были превращены в звезды богами, которые таким образом спасли их от преследователя – великана Ориона. А ведь на звездном небе созвездие Орион, действительно, движется за Плеядами. Так переплетается сюжет мифа с картиной неба. И все эти совпадения, разумеется, не случайны. Они доказывают, что миф был приспособлен к звездному небу, а может быть, и родился как попытка объяснить, понять небо. Ведь имя Плеяды некоторые исследователи выводят из греч. πέλεια 'дикий голубь'. И возможно, сначала эту группу звезд именовали просто Голубями. Но во всяком случае именно приведенный миф отложился в названии Плеяды и в именах звезд, входящих в это скопление.

Кстати, позднее, уже в телескопический период развития астрономии, итальянский ученый Риччоли (1598–1671) «восстановил справедливость» и ввел в состав Плеяд также имена их родителей: теперь две звезды этого скопления называются Атлас и Плейона (звезды 27f и 28h Тельца).

Звездные Плеяды всегда были более известны, чем мифологические. Именно поэтому еще с античных времен группу блистательных поэтов либо ученых (мужчин!) стали называть плеядой. Это отнюдь не единственный случай, когда звездное имя вновь вернулось на землю.

Название Плеяды, хотя астрономы употребляют только его, – лишь одно из множества имен этого звездного скопления. Только в русском языке их найдено 37. Наши предки были явно неравнодушны к этой группе звездочек. Ведь она оказалась надежным ориентиром во времени – хорошо заметными звездными часами, надо было только уметь ими пользоваться.

И в записях диалектологов встречаются такие, например, наблюдения: «Стожары высоко горят, уже много ночи». А роман П. И. Мельникова-Печерского «В лесах» содержит замечание: «Стожары сильно наклонились к краю небосклона, значит, ночь в исходе, утро близится» 1. М. Э. Рут пришла даже к выводу, что Плеяды являются главной единицей русской народной астрономической системы. И хотя это, по-видимому, преувеличение, оно подчеркивает значение Плеяд в народном представлении о звездном небе.

Во всяком случае только Плеяды в русском языке имеют особые названия, которые не повторяют собой других общеизвестных слов. Эти названия – Волосожары и упомянутые выше Стожары. Последнее применяется чаще, но первое, вероятно, является более древним. Впрочем, раньше оно имело другой вид. Знаменитый путешественник Афанасий Никитин так записал в XV в. свои впечатления от звездного неба в Индии: «Волосыны да Кола в зорю вошьли, а Лось головою стоит на восток» 2. Здесь Кола (т. е. 'колеса') – Орион, Лось – Большая Медведица, а Волосыны – Плеяды. И. И. Срезневский в древнерусских источниках нашел еще формы Власожелищи и Власожельць. В Югославии Плеяды имеют названия Влашићи, Влачићи, Власи.

Связь всех этих названий несомненна – они образованы от какого-то одного слова. Можно предположить, что это слово – волосы. Ведь есть среди русских названий Плеяд и форма Волосянка. Звездное скопление, таким образом, понимается, как прядь волос.

Однако многие ученые считают, что это осмысление названия развилось уже позднее и что первоначально данное имя Плеяд указывало на бога Велеса, или Волоса. Возможно, перед нами еще одно мифологическое имя звездного неба, но уже из славянской мифологии. Такое понимание особенно горячо отстаивал Д. О. Святский.

Правда, связь Плеяд с богом Велесом остается в общем-то неясной, но это может объясняться тем, что мы мало что знаем и о самом этом боге. Зато если мы примем происхождение названия Волосожары от имени славянского бога изобилия Волоса, или Велеса, то становятся понятными распространенные в России формы – Весожары, Висожары и т. п. Это – стяжение незасвидетельствованной формы Велесожары, образованной от варианта имени бога Велес 3. Название Висожары осмысляется как 'висящий (на небе) жар', но это понимание, конечно, не является исконным.

При любом толковании имени Волосожары следует признать, что первая его часть гораздо древнее, чем вторая. Эта вторая часть (- жары) явно перешла сюда из более популярного названия Стожары.

Название Стожары происходит от слова 'стог'. Восточные славяне в старину называли стожаром кол, воткнутый в землю для укрепления стога сена. Крестьянин-земледелец осмыслил звездное скопление как группу всаженных в небо колов-стожаров. И напрашивается параллель: торчащие в небе колья (Стожары) – торчащие в небе волосы (Волосожары). Сравнения однотипны. И оба они подсказаны реальной жизнью. А бог Велес, может быть, для объяснения названия Волосожары был привлечен не теми, кто это название придумал, а теми, кто его пытался научно объяснить?

Когда колья-стожары вышли из употребления и слово это оказалось забытым, название Стожары переосмыслилось: оно стало пониматься как Сто-жары, т. е. 'сто' и 'жар'. Цифра 100 для Плеяд (без телескопа!) сильно преувеличена, но народная образность часто строится именно на преувеличениях. А слово 'жар' для небесных огней-звезд оказалось очень подходящим. Все название приобрело особую поэтичность, хорошо подмеченную К. Паустовским: «Очень благозвучно и слово „Стожары“... Это слово, по созвучию, вызывает представление о холодном небесном пожаре (Плеяды и впрямь очень яркие, особенно осенью, когда они полыхают в темном небе, действительно, как серебряный пожар)» 4.

Среди русских названий Плеяд встречается имя Гнездо, иногда с уточнениями: Птичье Гнездо, Утиное Гнездо, Утичье Гнездо. Кучка звезд сравнивается здесь с птичьими яйцами в гнезде. Есть в этой группе названий Плеяд и такие: рус. Курица с Цыплятами, укр. Квочка з Курятами. В таком осмыслении курица – самая яркая звезда Плеяд – Альциона.

Но длинные названия обычно упрощаются. Поэтому название типа Курица с Цыплятами могло распасться на свои составные части. Так родились новые народные именования Плеяд – рус. Цыпленок, укр. Квочка, Курка, Курашка. Молдавское название Плеяд Гэинушэ, фр. La Poussinnière и др. также имеют значение 'курица'.

Хотя сам по себе этот образ с Плеядами не вяжется и его следует признать вторичным (в процессе исторического развития от названия осталась только часть его), он был особенно популярен. В старой статье «О неподвижных звездах» (1734 г.) о Плеядах сказано так: «Седмь меньших (звезд. – Ю. К.) в одной кучке в Тельце вместе стоящие называются Седмь звезд иль Курица щастия».

Названия со значением 'курица' или, чаще, – это особенно важно подчеркнуть – 'курица с цыплятами' широко распространены, по материалам М. Гладышовой, в Европе, Азии и Африке. Но в осмыслении Плеяд свободно появляются и другие птицы и прочие существа, в зависимости от особенностей местной фауны и хозяйственных интересов людей. Это могли быть ласточки, голуби, воробьи, попугаи; овцы, козлята, псы, лисы; пчелы, муравьи.

Прочие осмысления Плеяд – 'решето' или 'сито' (славяне, финно-угры, тюрки), 'множество' (Древний Египет, арабы, тюрки), 'семь звезд', 'семь сестер' (германцы, финно-угры, хакасы), 'шесть звезд' (Африка, острова Кука), 'глаза' (Океания, Новая Зеландия), 'лапоть' (славяне, финно-угры). В. А. Никонов сообщает об именах Плеяд со смыслом 'гроздь' и 'коровье сердце'.

Из этих разнородных осмыслений одним из самых популярных является понимание Плеяд как группы женщин. По данным М. Гладышовой, оно известно едва ли не всему миру. У славян это название выступает преимущественно в форме Бабы. Его знали уже в Древней Руси.

Связи всех этих названий-образов с именуемой группой звезд подчас сложны или вообще туманны. Например, имя Сито объясняется, по мысли известного польского ученого К. Мошинского, представлением, что звезды это «отверстия, сквозь которые видна небесная ясность». С таким пониманием перекликается и старое тюркское имя Плеяд Дыра (Ylkäp), представленное уже в XI в. у Махмуда Кашгарского.

Но отмеченные связи – исторический факт. Все названия Плеяд порождены жизнью, бытом, хозяйственной деятельностью людей, порождены стремлением понять, что же представляет собой эта группа звезд.

В созвездии Тельца есть еще одно, менее заметное звездное скопление, именуемое Гиадами. Это – греческое название, греч. ϓάδες значит 'дождливые'. С появлением Гиад на ночном небе Греции начинается дождливый сeзон. Этим фактом и порождено было название – идеальный пример метонимии, ассоциации по смежности. Небесное явление совпало во времени с земным и потому получило наименование по этому земному явлению.

Гиады тоже имеют надлежащее мифологическое объяснение. Есть миф о семи нимфах дождя Гиадах, дочерях Атланта и сестрах Плеяд, которые так сильно горевали о своем брате, опрометчивом охотнике, попавшем в лапы льву, что Зевс забрал их к себе на небо, превратив в звезды. Но прозрачный смысл названия Гиады хорошо доказывает вторичность этого мифа. В который раз мы убеждаемся, что мифология в общем-то не порождала в старину звездных названий, а сама порождалась этими названиями.

Существует несколько других названий Гиад. В знаменитых Альфонсовых таблицах, завершенных в 1248 г. в Испании, они именуются Лампадами. Эстонское народное название Гиад Вана Сыэл 'старое сито' связывает их с Плеядами – 'новым ситом' (Уус Сыэл). Обе звездные группы осмыслены как сито, но Гиады менее заметны, поэтому они оказались старым ситом, уже стершимся от долгого употребления. Иной хозяйственный предмет послужил для украинского названия Гиад Чепiга (чепiгa 'часть плуга, его рукоятка').

Звездное скопление Ясли в созвездии Рака вообще известно лишь астрономам и народных названий не имеет. Древние астрономы считали это скопление одной звездой, правда туманной. В звездном каталоге великого поэта в наблюдательного астронома, таджикского ученого Омара Хайяма (около 1040–1123) эта «звезда» именуется как Средняя Туманная на Груди (Рака). Лишь Галилей с помощью телескопа установил, что это – группа звезд.

Ее название Ясли идет от греков. В русском языке название Ясли появилось в результате последовательного перевода греч. Φατνης, лат. Praesepe, араб. Малаф, что означает 'кормушка'. Объясняется оно тем, что около Яслей находятся две звезды, γ и δ Рака, называемые Два Осла или просто Ослы, Ослята (греч. Ὄνοι, лат. Asini, араб. Ахмаран). Ослы ели из кормушки – яслей. Такое осмысление всей этой звездной группы и породило как название Ясли, так и название Два Осла. Последнее, таким образом, тоже принадлежит астеризму. Впрочем, в этом астеризме, состоящем из двух звезд, иногда различают, как это сделал в своем атласе К. Рейссиг, Северного Осла (γ) и Южного Осла (δ). Н. А. Морозов эти две звезды называл Ослом и Ослицей. Добавим, что у арабов, кроме заимствованного названия Ясли, было и свое имя данного звездного скопления – Мадан 'рудник'.

Остальные звездные скопления, о которых и известно-то стало, что они – скопления, лишь после открытия телескопа, редко имеют собственные названия. Рассеянное двойное звездное скопление h и χ Персея арабы именовали Мисам 'запястье' или, полнее, Мисам ас-Сурайа 'запястье Плеяд'.

Существует еще ряд названий, относящихся не к скоплениям, а к нескольким отдельным соседним звездам. Две самые яркие звезды Малой Медведицы – Полярная и Кохаб (α и β) иногда именуются Стража, или Стражи. Название это основано на расположении звезд относительно Большой Медведицы: они ее как бы сторожат. Две звезды в созвездии Треугольник (тоже α и β) арабы назвали Анисан 'два друга'. Собственно говоря, Орионов Пояс – тоже астеризм. Но будучи лишь частью созвездия Орион, он воспринимался многими народами как отдельное, самостоятельное созвездие.

В народной астрономической системе астеризмов всегда было мало, а астрономам при нынешнем координатном методе указания участков неба они стали ненужны. Поэтому названия астеризмов стали отмирающей группой астронимов. Многие из них основательно забылись, а остальные тоже постепенно выходят из употребления. Исключение составляют Гиады, Ясли и, конечно же, – Плеяды. Под этим или другими названиями самое яркое звездное скопление земного небосклона хорошо известно огромному множеству людей.

 

Глава V

 

ЗВЕЗДЫ

 

И Млечный Путь, и созвездия, и астеризмы, хотя мы их вполне реально видим на ночном небе, все же, по сути, являются объектами условными, относительными. Мы, видим их такими только потому, что смотрим из одной точки Вселенной – с Земли – и пока не проникаем в космические просторы достаточно далеко, чтобы изменить угол зрения. В других частях Галактики над планетами ночью горят совсем иные созвездия. Ведь единственная реальность, – создающая для человека Земли и астеризмы, и причудливые рисунки созвездий, и сам Млечный Путь, – это звезды. Недаром говорится: звездное небо...

Звезды тоже имеют свои имена. Русский читатель Месяцеслова на 1734 г. мог узнать такие любопытные вещи: «Не токмо же многим совокупно взятым звездам одно имя придано, но находятся такожде и многие имена, которые только одной звезде, перед другими больший вид имеющей, наложены. Такие суть в Малом Медведе Полярная звезда, понеже она близко к северному полусу стоит; в Тельце – великий Воловий Глаз, или Алдебаран; в Извозчике (ныне мы именуем это созвездие Возничим. – Ю. К.) – Малый Козлик; в Великом Псе – Песия звезда, или Сириус; во Льве – Львово Сердце; в Деве – Колос; в Скорпионе – Скорпионово Сердце» 1.

Здесь названо семь звезд. И сейчас лишь имя Полярной звезды осталось неизменным. Остальные шесть называются не совсем так или совсем не так, как 240 лет назад. Альдебаран ныне, пожалуй, никто не назовет Воловьим Глазом, а СириусПесьей звездой. В современных Капелле и Спике еще можно узнать Малого Козлика и Колос (лат. spica 'колос'). А вот Регул и Антарес ни с Львовым, ни со Скорпионовым Сердцем не связаны.

Названия звезд, пожалуй, рельефнее прочих астронимов отразили в себе весь путь познания неба и все этапы этого пути. Они изменялись, эти названия, и один из позднейших моментов их развития отразила статья из Месяцеслова на 1734 г.

Птолемей называл звезды в своем каталоге с помощью указания на их место в фигуре созвездия. Этот способ он перенял, как видно из текста «Альмагеста», у своего предшественника – крупнейшего древнегреческого астронома Гиппарха, составившего звездный каталог в 127 г. до н. э. Вот как, например, обозначены у Птолемея семь ярких звезд Ковша Большой Медведицы: На спине четырехугольника (α), Та, что на его боку (β), Ближайшая в хвосте – (δ), Оставшаяся в левом бедре сзади (γ), Первая в хвосте (ε), Средняя (ζ), Третья, самая Последняя (η). Звезды привязаны, таким образом, к рисунку созвездия.

Этот способ обозначения звезд Птолемея заимствовала арабская наука. В прославленном «Каноне Масуда» (1030 г.) великого хорезмского астронома Бируни эти же семь звезд Большой Медведицы именуются так: Самая задняя в трапеции туловища, Брюхо в ней, Начало хвоста в ней, Левое заднее бедро в ней, Корень хвоста, Его середина, Его конец. Как видим, здесь прямое продолжение птолемеевской традиции. Названия Птолемея переведены с греческого языка на арабский (звездный каталог Бируни написан по-арабски) и немного видоизменены. Подобными обозначениями звезд пользовались все ученые периода расцвета арабской средневековой астрономии.

Теперь становятся понятными Воловий Глаз, Львово и Скорпионово Сердце. Первая из этих звезд светила в голове Тельца, где положено быть глазу, две последних находились в средине соответствующих фигур, на месте сердца. При этом от частого употребления названий они, экономии ради, сокращались. Вместо привязки к какой-то части фигуры созвездия стали просто называть эту часть.

Так, о Воловьем Глазе у Бируни сказано: «В южном глазу», а в более позднем каталоге (1283–1284 гг.) знаменитого азербайджанского астронома ат-Туси – просто Глаз Тельца. Остальные две звезды ат-Туси тоже именует сокращенно: Царственное сердце Льва и Сердце Скорпиона. И перевод подобных наименований с арабского на западноевропейские языки, а с них (с французского или немецкого) на русский и привел прямым путем к названиям вроде Воловий Глаз, Львово Сердце, Скорпионово Сердце.

Но обычно такие названия не переводились, и указание на созвездие (Воловий, Львово, Скорпионово) из них исключалось. В каталоге Бируни звезды созвездия Лебедь названы обычным в те времена способом: Яркая на хвосте (α), Грудь (γ). А сейчас эти две звезды именуются Денеб и Садр. Звучит непонятно и таинственно, но в переводе с арабского значит 'хвост' и 'грудь'

В названиях четырех (из семи) ярчайших звезд Большой Медведицы мы при их переводе тоже легко узнаем приведенные выше старые арабские и даже птолемеевские описания этих звезд по месту в созвездии: Мерак (β) значит 'брюхо', Фекда (γ) – 'бедро', Мегрец (δ) – 'начало хвоста', Мицар (ζ) – 'середина (тела)'.

Таким образом, принцип этих загадочных названий очень прост: часть (звезда) названа по целому (созвездию). По этому принципу построено и название звезды η Большой Медведицы – Бенетнаш (употребляется и другое название – Алькаид). Но целое здесь мыслится не медведем, а похоронной процессией: впереди плакальщицы, возглавляемые предводителем, за ними погребальные носилки. По-арабски ал-каид банат наш значит 'предводитель плакальщиц'. Отсюда оба названия – и Алькаид, и Бенетнаш. Наименование 'конец хвоста' уступило место более поэтическому образу, взятому из арабского народного осмысления созвездия Большой Медведицы.

Вообще арабский язык в названиях звезд господствует. По данным П. Г. Куликовского, ныне имеют собственные названия 275 ярких звезд, из этих названий только 15% греческих и 5% латинских, а 80% арабских 2. Такая ситуация вполне понятна. Как отмечает исследователь космических названий Б. А. Розенфельд, «очень немногие звезды имеют греческие и латинские названия, большинство этих названий арабского происхождения. Это объясняется тем, что в средние века центр передовой науки находился на Ближнем и Среднем Востоке, где языком науки был арабский язык» 3.

В средневековую Европу звездная мудрость пришла с Востока, оттуда взяты и названия звезд. При этом, должным образом оценивая вклад арабов в звездную номенклатуру, не следует этот вклад переоценивать. Ведь арабские названия звезд, как мы видели, восходят в конечном итоге к греческому источнику – к Птолемею. Исконно арабских названий звезд, вроде имени Бенетнаш, очень немного.

Сложнее ответить на вопрос, почему европейцы стали пользоваться арабскими названиями, не переводя их на свои языки. Ведь перевели же они (с латыни) названия почти всех созвездий! Можно подумать, что арабские названия были просто непонятны, вот и остались без перевода. Но это не так. Европейские астрономы прекрасно знали смысл арабских названий звезд. Это мы видели в случаях с Воловьим Глазом или Скорпионовым Сердцем. Это подтверждается многими старыми астрономическими трудами.

А вот что писал Н. А. Морозов (правда, с иной целью и совершенно иными интерпретациями): «Астрологи же показывали своим студентам звезды, называя их или прямо по именам – Регул, Колос, Арктур, – или по положению в предполагаемой фигуре: Рог Овна (теперь его α), или Клешня Скорпиона (теперь его β), или Сердце Гидры (теперь ее α) и т. д.» 4.

Астрономам независимые названия звезд были нужны, чтобы отделить звезды от созвездий. Последние три упомянутых Н. А. Морозовым звезды ныне именуются Хамал, Акраб, Альфард и не содержат в своем звучании ничего общего с названиями созвездий. Тем не менее Хамал значит 'ягненок' (т. е. овен!), а Акраб – 'скорпион'. Лишь Альфард и в переводе не обнаруживает связей с Гидрой, означая 'одинокая (звезда)'. Слишком много звезд с одинаковым наименованием «сердце» оказалось у разных созвездий, это лишь вносило путаницу. Естественное стремление избавиться от одинаковых терминов вынудило почти все эти названия исключить из звездной номенклатуры. Но в каталоге К. Рейссига α Гидры еще именуется Алфард, или Сердце Большого Змия, а в 1849 г. звезду эту называли Альфард, или Сердце Гидры 5.

Для Птолемея с его единой сферой равноудаленных от Земли неподвижных звезд последние, действительно, были частями реально существующих созвездий. В этом случае называть часть по целому, т. е. звезды по созвездиям, было вполне логично и естественно. Но постепенно в астрономию пришло понимание того, что каждая звезда – это целый мир, что связь звезд в созвездии – чистая условность, что на самом деле никакой такой связи, как правило, нет (Звезда ε Большой Медведицы, к примеру, находится в четыре раза дальше от нас, чем звезда η этого созвездия). И вот тогда наименования звезд по созвездиям потеряли свой смысл, и даже больше – стали восприниматься как антинаучные. Чтобы названия звезд отвечали новому их пониманию, они не должны были указывать на созвездие. Это обстоятельство и оказалось решающим в судьбе звездных названий: арабские имена стали давать без перевода.

До XVII в. в астрономии применялись только словесные названия звезд, и никаких систем условных их обозначений не существовало. Первую такую систему ввел в 1603 г. Иоганн Байер, который в своем атласе внутри каждого созвездия обозначил звезды буквами греческого алфавита. Порядок букв в алфавите соответствовал степени яркости звезды в пределах данного созвездия 6. Получилось и кратко, и удобно, и содержательно, поэтому способ Байера был принят всеми астрономами и им пользуются до сих пор.

Но звезд в созвездии гораздо больше, чем букв в греческом алфавите. Поэтому после омеги (ω), последней греческой буквы, Байер ввел строчные латинские буквы. Английский астроном Джон Флемстид в своем каталоге (1712–1725) дал цифровое обозначение звезд каждого созвездия. Например, запись «27f Тельца» (это – звезда Атлас в Плеядах) содержит и цифру, по Флемстиду, и латинскую строчную букву, по Байеру. Но цифры звездам присваивались не по их блеску, а по возрастанию их прямых восхождений.

Со временем система условных обозначений звезд стала довольно запутанной. Переменные звезды начали обозначать прописными латинскими буквами (от R до Z, а затем двухбуквенными комбинациями), но существуют и другие способы их обозначения. Слабые звезды, не получившие в свое время никакого буквенного либо цифрового обозначения, называют, подобно галактикам, указывая их номера в каком-либо авторитетном каталоге. Перед номером, естественно, ставится сокращенное обозначение этого каталога. Чаще всего этим обозначением оказываются буквы BD, что значит «Bonner Durchmusterung», т. е. «Боннское обозрение». Так принято называть огромный четырехтомный каталог немецкого астронома Аргеландера, изданный в 1857–1863 гг. и включивший 324 198 звезд северного неба. Звезды могут обозначаться и иным способом – лишь с помощью указания их небесных координат.

Условные обозначения звезд в XX в. заметно потеснили их словесные имена. Однако последние продолжают активно применяться. И хотя многие из них в свое время были специально оторваны от названий созвездий, по смыслу своему, скрытому иноязычной формой, большинство звездных имен ориентируется на названия созвездий. По способам такой ориентации можно выделить четыре типа названий звезд, включающих не только арабские, но и греческие и латинские имена.

1. Названия звезд по наименованию той части созвездия, в которой они расположены. Мы уже познакомились с несколькими такими названиями. Вот еще некоторые примеры: Алгениб 'крыло', Маркаб 'седло', Шеат 'плечо' (созвездие Пегас), Рас Элязед 'голова льва' 7, Денебола 'хвост льва' (Лев), Денеб-Кейтос 'хвост кита', Батен-Кейтос 'брюхо кита' (Кит), Унук-Эльхайя 'шея змеи', Нат 'рог' (Телец), Ботейн 'брюшко' (Овен), Фомальгаут 'рот рыбы' (Южная Рыба), Ахернар 'конец реки' (Эридан).

 

 







Date: 2016-05-18; view: 831; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.058 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию