Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Блага. Потребность.Экономические ресурсы. Проблема выбора в условиях ограниченных ресурсов
Потребности и ресурсы, являясь материальной основой экономики, образуют производство, исходной предпосылкой которого являются потребности. Многообразие потребностей побуждает людей производить материальные блага. Это означает, что экономика вырастает из производства. Потребность - это нужда. Это то, что заставляет людей действовать, чтобы эту нужду удовлетворить. Потребности классифицируются по различным критериям.
• Потребность в средствах существования, в средствах деятельности, в социально-культурных средствах жизни человека,удовлетворении социально-престижных благах,по сферам деятельности выделяют: а) потребность в труде; б) потребность в познании; в) потребность в общении.
• По объектам выделяют потребности: материальные и духовные.
• По субъектам выделяют потребности: индивидуальные (личные), групповые, общественные.Все многообразие потребностей американский ученый Маслоу расположил по принципу иерархии от «низших» - материальных, до «высших» -духовных, получившей название «пирамида потребностей».
Различают абсолютные и действительные экономические потребности, а также платежеспособные потребности. Абсолютные потребности — это те, которые возникли, определились и выявлены при данном уровне развитии науки, техники, производства, то есть это идеальные, побуждающие к действию людей потребности. Действительные потребности - это те, которые могут быть реализованы при данных условиях производства, влиять на реальный выпуск материальных благ и политику производства товаров и услуг и роста денежных доходов населения. Платежеспособные потребности - это потребности, которые выносятся на рынок и оплачиваются деньгами. Они формируют платежеспособный спрос, который включает потребительскую и платежную стороны
Потребности создают побудительные мотивы для создания благ. Благо ~ это материализованные потребности, которые служат для удовлетворения людей и общества, в том числе производителей самих благ. Блага как результат производственной деятельности называются экономическими благами. Блага, данные человеку природой в готовом виде, называются неэкономическими благами. В условиях рыночной экономики экономические: блага называются товарами и услугами, которые классифицируются на производственные ресурсы и потребительские блага. Ресурсы — это средства, возможности, которыми располагает общество для создания и удовлетворения потребностей. В условиях экономической деятельности выделяют следующие группы ресурсов: природные, материальные, трудовые, финансовые, информационные, интеллектуальные. Особый экономический ресурс - время. Это уникальный, ограниченный и невоспроизводимый ресурс, без которого не осуществляется ни один экономический процесс. Экономические ресурсы делятся на воспроизводимые (материальные, трудовые, финансовые, информационные) и на невоспроизводимые (естественный лес, земля, реки, полезные ископаемые). Различают ограниченность ресурсов: абсолютную и относительную. Абсолютная (недостаточная) ограниченность производственных ресурсов - дня одновременного удовлетворения всех потребностей всех членов общества. Относительная ограниченность — когда осознанно ограничивается круг (перечень) выбранных и ранжированных потребностей, то ресурсов становится достаточно.
Проблемы выбора в условиях ограниченных ресурсов. Принятие решений - что, сколько, как и для кого производить, связанное теорией производственных возможностей, суть которой состоит в следующем: так как ресурсы ограничены, экономика полной занятости не может обеспечить удовлетворение неограниченных потребностей общества, что обуславливает необходимость осуществления выбора вариантов использования ресурсов, то есть выбор (альтернативный) между производством тех или иных продуктов путем перераспределения ресурсов при данном уровне технологического и ресурсного обеспечения. Альтернативные возможности определяют направление экономической деятельности, объем и структуру выпуска продукции, ожидаемую прибыль и положение на рынке хозяйствующих субъектов. Графически альтернативное использование экономических ресурсов иллюстрируется кривой производственных возможностей (КПВ) - это кривая, которая при данном наборе ресурсов показывает различные комбинации количества товаров, которые могут быть произведены в условиях полной занятости и полного объема производства в экономике с постоянными запасами ресурсов и неизменной технологии. Оптимальный выбор КПВ строится на следующих допущениях: 1. Эффективность ~ экономика функционирует в условиях полной занятости и достигает полного объема производства. 2. Постоянное количество ресурсов — имеющиеся факторы производства постоянны как по количеству, так и по качеству. 3. Неизменная технология — технология производства принимается постоянной, т.е. она не изменяется. 4. Для упрощения допускается, что экономика производит не бесчисленное множество товаров и услуг, а именно 2 продукта - X и Y. Учет данных допущений позволяет иллюстрировать проблему экономики, которая свидетельствует, что экономика сталкивается с необходимостью выбора между альтернативами. При этом учитывается и то, что ограничена и способность экономики производить товары X и У, то есть ограниченность ресурсов означает ограниченность выбора
10.Формвы и типы общественного хозяйства.
Экономическая наука выделяет два основных типа общественного производства:
Натуральное производство - это хозяйство, в котором продукты производятся не для обмена, а для собственного потребления внутри замкнутого хозяйства. Оно является первым и простейшим типом организации экономической жизни. Его основные черты: совместная (общинная) собственность на средства производства, замкнутая система экономических отношений, в которой продукты труда из сферы производства непосредственно переходят в сферу потребления. Товарное производство - это система организации общественного производства, где продукты труда производятся не для общественного потребления, а для обмена посредством купли- продажи товаров на рынке. Его основные черты: общественное разделение труда между производителями и специализация каждого их них на производстве и продаже определенных товаров; частная собственность на средства производства и на результаты труда; обмен товаров между обособленными производителями как форма экономических связей между ними. Товарное производство рассматривается экономической наукой в двух формах: как простое и капиталистическое, которым присущи как общие, так и различные черты. Общие - общественное разделение труда, частная собственность на средства производства, стихийный характер развития. Различия - отношения производителя к средствам производства (при простом - собственник, при капиталистическом — принадлежат капиталисту - предпринимателю); отношение производителя к продукту (при: простом - основывается на личном труде; при капиталистическом - на наемном груде); мотив производства (при простом - удовлетворение потребностей; при капиталистическом — получение сверхприбыли) и др. Товарное производство выступает одним из основных признаков рынка, на котором происходит эквивалентный обмен товарами и услугами, саморегулирование рыночного равновесия.
11.Типы и модели экономических систем Экономическая система - это форма организации экономики, комплекс социально- экономических и организационных отношений между производителями и потребителями материальных благ, взаимосвязь и взаимозависимость которых обеспечивает функционирование системы и эффективное использование ограниченных ресурсов. Экономическая наука выделяет следующие типы экономических систем: ----Традиционная экономическая система, присущая слаборазвитым странам и базирующаяся на сложившихся традициях и обычаях ----Административно-командная система, в рамках которой все решения по экономическим проблемам принимает государство ----Рыночная система (чистый капитализм), которая базируется на господстве частной собственности на средства производства. ----Смешанная система, которая сочетает преимущества рыночной системы и централизованной экономики, то есть использование различных методов государственного регулирования, обеспечивающих единые «правила игры» на рынке. Модели хозяйствования в рыночной экономике отражают национальные особенности организации экономической жизни, ступень сочетания рыночного и государственного ее регулирования, учет исторических, культурных, природно-климатических и ресурсных факторов и т.д. Из многообразия экономическихмоделей хозяйствования к наиболее приоритетным, относятся: Американская модель, Японская модель, Немецкая модель, Шведская модель, Российская модель.
12.Основные черты и особенности переходной экономики России и ПМР Особенности переходной экономики России: --во-первых, это историческая беспрецедентность перехода, выступающего как переход к современной рыночной экономике не от традиционной, а от особой, существовавшей в относительно небольшом числе стран плановой экономики. -- российское^ общество сегодня на пути реформаторского развития должно осуществлять как бы и «возвратное» движение к эффективному использованию рыночных отношений со всеми их атрибутами, разнообразию форм собственности, развитию предпринимательской деятельности и т.д. -- переходный процесс в России происходит в конце XX в. в особых исторических услоциях — условиях развернувшихся глобальных переходных процессов. -- Россия в территориально-географическом и социально-экономическом аспектах занимает особое место: служит своеобразным мостом, соединяющим восточную и западную цивилизации, воплощая известное единство их культур. Пмр: - преодолено тотальное огосударствление экономики и достигнута хозяйственная многоукладность, основанная на разнообразии форм собственности и организационно-правовых форм хозяйствования; - динамика и структура производства формируются преимущественно под влиянием спроса и предложения; - произошло усиление конкурентного давления на отечественных предпринимателей - в основном созданы элементы инфраструктуры рынка (двухуровневая банковская система, фондовая биржа, страховые компании, новая налоговая система и т.д.); - достигнута насыщенность потребительского рынка и устранен дефицит товаров и услуг; - изменилась социальная структура населения. Появился слой предпринимателей, частных и корпоративных собственников, получил развитие малый и средний бизнес, увеличилась абсолютная численность и доля занятых в негосударственном секторе экономики; - созданы риэлтерские службы и сформировался рынок жилья.
13.Товар и его свойства. Трудовая теория стоимости. Товар - это продукт труда, удовлетворяющий ту или иную общественную потребность посредством купли-продажи. Поэтому товар обладает двумя свойствами - удовлетворять потребности людей и обмениваться. Свойство товара удовлетворять ту или иную потребность людей называется потребительной стоимостью. Содержание трудовой теории стоимости можно кратко изложить в следующих основных положениях. 1. Разнородные продукты рыночного обмена имеют одинаковое внутреннее содержание - стоимость. Поэтому на рынке они приравниваются друг к другу в определенной меновой пропорции. 2. Стоимость товаров создается общественным трудом производителей. Этот труд является общественным потому, что изготовитель рыночного продукта создает его для других людей. Стало быть, стоимость — это воплощенный в товаре общественный труд. А равенство продуктов по их стоимости означает, что в них заключено одинаковое количество труда. 3. Труд измеряется с помощью рабочего времени. Если труд является одинаковым по качеству (допустим, простой, неквалифицированный труд), то он количественно измеряется в часах работы. 4. На рынке на изделия одного вида и качества устанавливается общественная (рыночная) стоимость, которая соответствует нормальным условиям производства и средним трудовым усилиям работника. Следовательно, трудовая теория стоимости раскрыла экономические связи, которые можно схематически отразить в формуле «товаропроизводитель — общественный труд - товар - общественная стоимость - рыночная цена».
14.Рынок, его сущность и функции. Инфраструктура рынка. Рынок - это обязательный компонент товарного хозяйства, является экономической категорией и как таковой тесно связан с обменом, обращением, торговлей, торговыми услугами. Под рынком также подразумеваются экономические отношения между продавцами (производителями) и покупателями (потребителями) товаров и платных услуг. Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. Объектами рынка являются товары и деньги. Функции рынка: Интегрирующая функция состоит в соединении сферы производства и сферы потребления в общий процесс активного обмена товарами и услугами. Регулирующая функция предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения по цене, обмену и структуре, пропорциональность в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики. Стимулирующая функция состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли; стимулировании научно-технического прогресса и на его основе - интенсификации производства и эффективности функционирования всей экономики. Ценообразующая функция - это установление ценностных эквивалентов для обмена продуктов. Контролирующая функция состоит в том, что рынок выполняет роль главного контролера конечных результатов производства. Посредническая функция обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда Информационная функция дает участникам рынка через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит объективную информацию о спросе и предложении товаров и услуг на рынке. Функция экономичности предполагает сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей) на покупку товаров и соразмерности спроса населения с заработной платой. Функция реализации интересов рыночных субъектов обеспечивает взаимосвязь этих интересов по принципу, сформированному А. Смитом: «Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно» Санирующая функция. Посредством конкуренции рынок «очищает» экономику от ненужной и неэффективной хозяйственной деятельности. Предприниматели, которые не учитывают запросы потребителей и не заботятся о прогрессивности и рентабельности своего производства, терпят поражение в конкурентной борьбе и «наказываются» банкротством. И наоборот, общественно полезные и эффективно работающие предприятия процветают и развиваются. Инфраструктура рынка- это совокупность правовых форм, опосредствующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования. Основными элементами инфраструктуры современного рынка являются: 1) Биржи 2) Аукционы, ярмарки. 3) Кредитная система и коммерческие банки. 4) Эмиссионная система и эмиссионные банки. 5) Система регулирования занятости населения и центр содействия занятости (биржа труда). 6) Налоговая система и налоговая инспекция. 7) Страховые компании. 8) Рекламные агентства. 9) Торговые палаты и общественные объединения деловых кругов. 10) Таможенная система. 11) Профсоюзы работающих по найму. 12) Система высшего и среднего экономического образования. 13) Аудиторские компании. 14) Консультативные (консалтинговые) компании. 15) Общественные и государственные фонды.
15.Спрос и предложение. Механизм формирования равновесных цен. Спрос - желание и возможность экономических агентов приобрести благо. Спрос определяется максимальными возможностями покупателя или его максимальной готовностью заплатать за данный товар. Объем спроса - это количество товара. Объем спроса зависит от цены данного товара, цены других товаров, доходов покупателей и их вкусов, инфляционных ожиданий, экономической политики государства. Закон спроса гласит: при прочих равных условиях спрос на товары в количественном выражении изменяется в обратной зависимости от цены. В отличие от спроса предложение отражает иную сторону рыночных отношений — поступление товаров на рынок для их продажи или обмена на другие экономические блага. Если спрос формируют покупатели, то предложение - продавцы. Предложение - это продукт или платная услуга, которые находятся на рынке или могут быть на него доставлены. Объем предложения товара - это количество товара, которое продавцы желают продать. Закон предложения гласит: при прочих равных условиях предложение на товары и услуги в количественных выражениях изменяется в прямой зависимости от цены. спрос и предложение взаимосвязаны между собой, но и противостоят друг другу: спрос предполагает предложение, а предложение реализует спрос. Равновесие - это ситуация на рынке, когда предложение и спрос совпадают или эквивалентны при приемлемой для потребителя и производителя цене. Рыночное равновесие возникает в результате взаимодействия спроса и предложения. Равновесная цена означает, что товаров произведено столько, сколько нужно покупателям и в таком состоянии рынок сбалансирован. Если реальная цена будет больше равновесной, то объем спроса при такой цене будет меньше объема предложения. Если реальная цена на рынке будет ниже равновесной, то товар станет дефицитным. Четыре правила взаимодействия спроса и предложения: 1) увеличение спроса вызывает рост и равновесной цены, и равновесного количества товаров; 2) уменьшение спроса - падение и равновесной цены, и равновесного количества товаров; 3) увеличение предложения влечет за собой уменьшение равновесной цепы и увеличение равновесного количества товаров; 4) сокращение предложения влечет за собой увеличение равновесной цены и уменьшение равновесного количества товаров. Пользуясь этими правилами, можно найти равновесную точку при любых изменениях спроса и предложения.
16.Преимущества и недостатки рыночного механизма Преимущества: Рынок ориентирует экономику, производителей на удовлетворение потребностей людей. Рынок заинтересовывает производителей в расширении производства, увеличении ассортимента товаров и повышении их качества Гибкость, высокая адаптивность, приспосабливаемость к изменяющимся условиям. Возможность успешного функционирования рынка при наличии весьма ограниченной информации. Рынок обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и предпринимателей. Механизм рынка стимулирует использование достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство, рост эффективности. Рынок толкает производство к совершенствованию, к росту эффективности.. Недостатки: 1.Сохранность невоспроизводимых природных ресурсов и охрана окружающей среды. 2. Обеспечение важнейших социально-экономических прав человека. 3. Перераспределение доходов в целях обеспечения социально-экономических прав человека. 4. Рынок не обеспечивает стратегических прорывов в науке.5. Рынок не обеспечивает контроль за денежным обращением. 6.Рынок не регулирует внешнеэкономической связи.
17. Потребительское поведение: предельная полезность благ, бюджетные ограничения и выбор. Потребительское поведение - это процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги с учетом их дохода и личных предпочтений. Потребительское поведение отдельных покупателей формирует совокупный спрос, определяет объем производства товаров и услуг и их предложение на рынках товаров и услуг. Таким образом, теория потребительского поведения объясняет, как покупатели тратят свой доход с целью удовлетворения своих потребностей. Полезность блага (U) - это его способность удовлетворять какую-либо потребность, приносить человеку удовлетворение. Полезность выражает не столько физические свойства блага, сколько отношение к нему потребителя, суждение потребителя о благе, т.е. его личное восприятие полезности блага. Для каждого потребителя степень полезности различных товаров не одинакова и определяется его субъективными предпочтениями. Одни и те же товары приносят разную степень удовлетворения потребителям. Например, кофе обладает высокой степенью полезности для кофемана, хотя вреден для гипертоника. Полезность экономического блага зависит от интенсивности потребности и количественной ограниченности блага. Полезность блага определяет его ценность для потребителя. Всякий потребитель стремится к максимизации совокупной полезности, другими словами, стремится выбрать такой набор благ, который приносит ему наибольшую общую величину полезности. Существуют также факторы, ограничивающие возможность приобретения того или иного товара потребителем, так называемые бюджетные ограничения. Бюджетные ограничения - ограничения при выборе потребителем комбинаций благ, определяемые его доходом и ценами выбираемых благ. Бюджетные ограничения не позволяют потребителю приобрести все те блага, которые ему хотелось бы.. Следовательно, невозможность удовлетворения всех потребностей заставляет потребителя распределять свои доходы в соответствии с его представлениями о полезности и выгодности (предпочтительности) выбираемых товаров. Таким образом, теория потребительского поведения, по существу - это теория потребительского выбора, которая предполагает анализ трех проблем: полезности, дохода и цены. Потребительский выбор - это оптимальный выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях бюджетного ограничения.
Date: 2016-05-18; view: 876; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|