Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Как учатся слабовидящие дети ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
Дети с нарушениями зрения, несомненно, могут обучаться и действительно хорошо учатся, однако у них отсутствует легкий доступ к визуальному обучению, которым пользуются дети с нормальным зрением. Значительный объем обучения, происходящего посредством зрения, в случае слабовидящих детей должен осуществляться с использованием других органов чувств и методов. Руки являются первичным инструментом получения информации для детей с нарушениями зрения. То же можно сказать об обонянии, осязании, вкусе и слухе. До тех пор, пока ребенок не возьмет в руки изучаемый предмет и не ощутит его размеры, например, чучело животного, солонку, плейер, он не сможет понять его во всех подробностях. Поэтому сенсорное обучение имеет большое значение для детей с нарушениями зрения. Им необходимо как можно больше непосредственно взаимодействовать с предметами. Семья, друзья, знакомые и другие люди могут способствовать сенсорному обучению разными путями. «Ты чувствуешь, как пахнет ужин?» – такой вопрос обращен к обонянию ребенка. «Послушай, как поет за окном птица». – Мы обращаемся к слуху ребенка. «Это зарянка» – мы называем поющую птицу, которую слышит ребенок. «Какой зайчик мягкий! Пощупай, какие у него длинные уши». – Таким образом задействуется осязание, и мы помогаем ребенку создать цельную картину из многих деталей. Способность видеть дает нам возможность сразу же воспринять весь объект целиком. Дети с нарушениями зрения лишены такой возможности. Они не могут увидеть сразу весь объект, им приходится сначала иметь дело с деталями, чтобы из них постепенно сложилось цельное представление о предмете.
Аспекты обучения Среда: Физическое окружение является составной частью обучения, которое может быть более успешным в хорошо спланированном и подготовленном помещении. Для обучающегося с нарушением зрения важно еще до начала занятий обучиться передвижению и ориентации в учебных помещениях. Это дает обучающемуся возможность контролировать доступ к среде обучения. Подковообразная рассадка учеников, когда учитель находится в незамкнутой части «подковы», что облегчает доступ учителя ко всем обучающимся: · Необходимо сохранять постоянную расстановку мебели и оборудования в классе, если только ученики не готовы к перестановкам. Перестановки могут негативно повлиять на уверенность какого-либо обучающегося и на занятие в целом. · Учителю нужно говорить четко, целенаправленно; голос и интонация очень важны в коммуникации, и учитель должен быть центром для учащихся. · У учителя должна быть свобода передвижения за стульями обучающихся, там, где необходимо взаимодействие с одним или несколькими учениками. · Между учащимися должно быть достаточно пространства, чтобы вспомогательный персонал при необходимости мог подойти; использование ридеров поможет слабовидящему ученику не отставать от других в группе, ведь шрифт Брайля неудобен при ознакомительном и просмотровом чтении. · Необходимо обеспечить прямое взаимодействие учащихся друг с другом, подсказывая им, куда повернуться и т.п. Изменяемые условия освещения; поскольку у обучающихся могут быть разные нарушения зрения, требования к освещению различны для каждого ученика: · Регулируемое освещение в разных частях класса, чтобы создать условия разной освещенности для удовлетворения индивидуальных потребностей учащихся. · Местное освещение там, где это необходимо; учащийся может воспользоваться небольшим индивидуальным светильником, например, для работы с текстом, не помешав при этом одноклассникам. · Естественное освещение по необходимости; внешние двери и окна, дающие дополнительное освещение. · Шторы, для ограничения при необходимости естественного освещения и яркого света. Хорошая акустика; звук очень важен для незрячего учащегося. Также необходимо свести к минимуму посторонние звуки: · Звукоизоляция от посторонних внешних звуков, которые могут помешать восприятию на слух, например, шум стройки или уличного движения. · Звукоизоляция от посторонних внутренних звуков, например, телефонных звонков, передвижений других учащихся и персонала. · Специальные покрытия стен и пола смягчают звук и улучшают условия обучения, и, наоборот, непокрытый пол может создавать эхо и искажать интонацию. · Подвесной потолок может улучшить акустику помещения. Замена класса или изменение его планировки улучшит акустику в некоторых случаях. Однако если это невозможно сделать, учителю необходимо приспособить учебный процесс к тому, чтобы компенсировать такие проблемы. Средства обучения: Хорошие средства обучения – неотъемлемая часть любой среды обучения, однако в случае со слабовидящими учащимися эти средства являются жизненно необходимым инструментом. Важно отметить, что дорогостоящие ресурсы не обязательно могут стать самыми подходящими; у обучающихся должна быть возможность экспериментировать с оборудованием и выбирать наиболее целесообразный вариант. Весьма важно понимать, какие средства нужны учащемуся, а также насколько они доступны. У обучающегося, который может пользоваться хорошо оборудованным классом, может отсутствовать возможность продолжать обучение с такими же материалами дома. Нужно обеспечить ученика материалами для работы вне класса в пределах доступных ресурсов и с учетом навыков, необходимых для их использования. Подготовка материалов до занятия поможет слабовидящему ученику заниматься в таком же темпе, как и его одноклассники с нормальным зрением, а также чувствовать себя более уверенно в полноценном освоении программы обучения. Важно знать максимально возможный набор образовательных ресурсов и как они влияют на обучение: Электронные ресурсы: · Персональные компьютеры с программами распознавания речи, но такие программы все еще находятся в процессе разработки и не очень широко доступны для незрячих обучающихся. Эти программы весьма интерактивны, они реагируют на голосовые команды. · Персональные компьютеры с программами голосового чтения с экрана, например Jaws, HAL. Это широко известные и доступные программы, которые читают с экрана слово за словом, строчку за строчкой. Они также читают панели инструментов и выпадающие меню, чтобы обеспечить пользователям доступ ко всем частям экрана. · Персональные компьютеры с программами увеличенного текста, например, Lunar – программа крупного текста для обеспечения доступа обучающихся к экрану. · Устройства оптического распознавания символов, например, Курцвейл (Kurzweil), которые преобразуют печатный текст в речь. Незрячий обучающийся может знакомиться с книгами, статьями, счетами и письмами, чтобы получить быстрый доступ к информации. · Персональные компьютеры с брайлевским дисплеем, например, с брайлевской клавиатурой: стандартная компьютерная клавиатура снабжена дополнительным шрифтом Брайля, чтобы обучающийся мог редактировать тексты на персональном компьютере путем вывода данных с помощью Брайля. · Брайлевские персональные компьютеры, например, Braillelite. Это переносные брайлевские ноутбуки, у которых есть или брайлевская клавиатура, или стандартная клавиатуры с брайлевским выводом данных. Их можно соединить с персональными компьютерами. · Кабельное телевидение с разделенным экраном для персонального компьютера. Телевидение напрямую связано с ПК, что позволяет получить увеличенный текст над экраном, на котором работает обучающийся. Таким образом, ему не приходится постоянно переключать внимание от экрана компьютера на экран телевизора. · Интернет и Интранет; доступ к информации возможен через выше описанные программы, и слабовидящие учащиеся могут эффективно общаться со своими видящими одноклассниками и учителями, используя одно и то же средство коммуникации. Специальные электронные ресурсы: · Кабельное телевидение, которое сейчас доступно в разных вариантах по размеру и другим характеристикам, например, цветное, контрастное, в виде небольшого ручного сканера, работающего параллельно стандартному телевидению. · Аудиомагнитофоны с маркерами, которые позволяют обучающимся делать «книжные закладки»: отмечать фрагменты, нужные места текста, правописание слов. · Видео/Ди-ви-ди фильмы с дополнительными аудиокомментариями, которые становятся все более доступными наравне с текстовыми комментариями к некоторым театральным постановкам. · «Говорящие» книги, включая журналы, каталоги, газеты, – сейчас доступно большое разнообразие таких материалов. Легко доступные средства, имеющиеся во многих домах и вспомогательные средства для слабовидящих, которые могут использовать обучающиеся: · Радиоприемники с обычным брайлевским шрифтом или с высвеченной панелью управления для настройки и регулирования звука. · Кассетные / Си-ди рекодеры, которые легко доступны и просты в употреблении при минимальной адаптации. · Брошюры и журналы со шрифтом Брайля; они доступны и их просто сделать с помощью принтера Брайля или через специальных поставщиков. · Ручные увеличители; доступен их широкий ассортимент, они просты в употреблении и требуют незначительной предварительной подготовки перед использованием обучающимися. · Лупы-листы, широко доступны и просты в употреблении. · Цветная бумага для увеличения контраста, которая позволяет избежать бликов, создаваемых ярко-белой бумагой. · Четко разлинованная бумага или бумага с бороздками для обучающихся, которые могут использовать печатный шрифт. · Рамки для письма, позволяющие обучающимся писать чеки, адреса на конвертах и заполнять простые бланки. · Тактильные диаграммы / изображения – упрощенные изображения, обеспечивающие доступ к информации, не усложненной излишними деталями. Предварительное четкое планирование обеспечит воспроизведение только необходимой информации. · Машины Перкинс Брайля, с помощью которых можно быстро и просто создавать брайлевские тексты для обучающихся. · Предметы ежедневного использования, с помощью которых обучающийся накапливает собственный опыт. Людские ресурсы: · Вспомогательный учебный персонал, профессионально подготовленный и оплачиваемый, которому известны потребности слабовидящих обучающихся, оборудование и средства, необходимые для их полноценного участия в учебном процессе. · Чтецы, которые дают учащемуся возможность быстро ознакомиться с информацией; чтецы могут быть из числа взрослых, помогающих в учебе, или из числа дополнительного оплачиваемого персонала. · Секретари, пишущие под диктовку, для помощи слабовидящим обучающимся во время экзаменов и других проверочных процедур. Чтобы обеспечить эффективную помощь, учащиеся должны быть заранее знакомы с секретарями. · Специалисты по передвижению и ориентации, которые знакомят ученика с образовательной средой и стимулируют самостоятельное передвижение по зданию. · Одноклассники с нормальным зрением и учителя, которые эффективно и корректно используют одно и то же средство коммуникации. Детям с нарушениями зрения необходимо изучать те же предметы и формировать те же академические навыки, как и их зрячим одноклассникам, хотя слабовидящим при этом, возможно, нужна некоторая адаптация. Им также необходимо обучиться дополнительным навыкам, имеющим отношение к зрению, таким, как: · самостоятельное и безопасное передвижение по зданию, которое известно как ориентация и мобильность (ОМ); · использование вспомогательных методов, созданных для детей с нарушениями зрения; · эффективное использование остаточного зрения; · чтение и письмо шрифта Брайля, если это сочтут необходимым сотрудники программы индивидуального обучения после тщательного обследования ребенка. Это некоторые из навыков, которые должны обсудить и при необходимости включить в программу индивидуального обучения ребенка специалисты этой программы. Каждый из вышеуказанных навыков, а также другие могут быть сформированы в рамках специального образования и связанных с ним услуг, предоставляемых ребенку с нарушениями зрения.
Советы учителям — Узнайте как можно больше о конкретном нарушении зрения вашего ученика: какие параметры зрения нарушены и как это влияет на способность передвигаться по классу, видеть классную доску или читать учебник. Родители (и сам обучающийся!) могут быть прекрасным источником такой информации. — Узнайте о тех многочисленных приспособлениях класса и учебного процесса, которые помогут слабовидящему ученику учиться. Некоторые из них были указаны выше в разделе о средствах обучения. Обеспечьте необходимые адаптационные меры в классе, дома и во время проверочных процедур. Это поможет обучающемуся успешно учиться. — Если вы не являетесь сотрудником программы индивидуального обучения этого ученика, попросите копию такой программы. В ней перечислены образовательные цели обучающегося, а также необходимые условия и адаптационные меры в классе. — Проконсультируйтесь с другими (например, с педагогами специального образования, со специалистом по ориентации и мобильности), кто может оказать помощь в определении стратегии обучения и поддержки слабовидящего обучающегося, путей адаптации учебной программы и достижения учеником образовательных целей, обозначенных в его программе индивидуального обучения. — Выясните, есть ли в вашем образовательном округе материалы и ресурсы, необходимые для образовательных потребностей слабовидящих детей. — Поддерживайте контакт с родителями обучающегося. Регулярно обменивайтесь с ними информацией о том, как ученик успевает в школе и дома. — Поддерживайте установленный порядок в классе, сообщайте слабовидящему ученику обо всех изменениях в помещении. — Всегда обращайтесь к ученику по имени и представляйтесь сами. — Позвольте учащемуся сидеть там, где он лучше видит доску, но не отдельно от других школьников. — Подготовьте индивидуальные копии материалов, представленных на доске или на проекторе. — Организуйте учебные занятия, в которых задействованы разные органы чувств учащихся. — Произносите все, что вы делаете или пишите на доска; если вы используете наглядные пособия, опишите их словами. — Выделите слабовидящему учащемуся больше времени на чтение и письмо. — Стимулируйте самостоятельность и независимость обучающегося, избегайте излишней опеки и чрезмерного внимания в его адрес. Ниже даны некоторые советы, которые могут быть полезными учителю, принимающему в свой класс слабовидящего ученика. После ознакомления с этими основными положениями проконсультируйтесь с родителями и специальными службами, которые могут дать подробную информацию об учащемся. 1. Обращаясь к слепому или слабовидящему ученику, говорите обычным тоном голоса. Вам нужно назвать себя, когда вы подходите к учащемуся, и поставить его в известность о том, что вы уходите. 2. Не думайте, что вам следует избегать в речи глаголов, связанных со зрением, например, «смотреть», «видеть», «наблюдать», «читать». Незрячий ученик использует эти слова в своей речи так же, как и дети с нормальным зрением. Вполне допустимо произносить, например, такую фразу: «Посмотрите сюда» и т.п. 3. Будет полезно описать слепому или слабовидящему ученику окружающую обстановку или обстановку незнакомого помещения, сообщить, есть ли какая-либо интересная информация на доске объявлений, какое мероприятие проходит поблизости. 4. Объясняйте местоположение четко и конкретно. Не имеет смысла показывать рукой или говорить «вон там». Нужно сказать: «Компьютер находится в конце класса справа от шкафа». 5. Может часто возникать желание прийти на помощь слабовидящему учащемуся. Старайтесь не поддаваться этому желанию. Хотя ему понадобится больше времени, чем одноклассникам, на решение задачи или на то, чтобы найти упавший предмет, это для него важный шаг к самостоятельности и независимости. 6. Объясните другим учащимся, что хотя слабовидящему однокласснику нужно помогать, но не следует переусердствовать в помощи, чтобы у него не выработалась привычка полагаться на других каждый раз, когда ему что-то необходимо. Избегая излишней опеки в адрес слабовидящего ученика, учитель, кроме того, должен научить тому же других школьников. 7. Помните, что слепой или слабовидящий ученик – это просто обычный ребенок, от которого ожидают то же, что и от остальных обучающихся. К нему должны предъявляться те же требования, что и к любому ребенку данного возраста. Но он также должен быть обеспечен необходимыми адаптационными мерами и поддержкой. 8. Относитесь к слепому или слабовидящему ученику так же, как к другим обучающимся. Дети с нарушениями зрения обычно делают то же, что и их одноклассники, но иногда при этом используют другие методы. Планируйте, что слепой или слабовидящий ученик выполнит задание. Не освобождайте его от заданий; обдумайте цель задания и при необходимости адаптируйте его к возможностям учащегося, но не отменяйте задания для него. Например, ученик должен научиться пользоваться словарем, даже если он не может читать мелкий шрифт. Он может, например, попросить кого-либо прочитать словарную статью для него. Но для этого ему должно быть известно, какая информация содержится в словаре и как она организована. Ожидания имеют значение. Хотя слепые или слабовидящие учащиеся могут выполнять действия по-другому, они способны к учебной деятельности в той же мере, как и их одноклассники. Если мы ожидаем, что они справятся с работой, и обеспечиваем их необходимыми средствами, они выполнят свою работу, не уступая при этом другим детям. 9. Все учащиеся могут падать, натыкаться на предметы, получать шишки и синяки, поэтому не поддавайтесь испугу. Гораздо хуже будет, если вы будете излишне опекать и защищать слабовидящего ученика, ограничивать его передвижение, свободу, любопытство и получение разнообразного опыта. 10. Большинство слабовидящих учеников, так же как и детей с нормальным зрением, предпочитают установленный порядок. 11. Если в классе используются наглядные пособия, необходимо дать их словесное описание и обеспечить тактильный контакт с ними слабовидящего ученика. Прикосновение важно. Обучение слабовидящего школьника будет более эффективным, если вы будете активно поощрять его тактильный опыт. Тактильные подсказки помогут ученику проверить то, что он плохо видит или не видит совсем. 12. Не меняйте без надобности местоположение предметов классе. Если перестановки необходимы, сообщите о них слабовидящему ученику. 13. Убедитесь, что в классе нет ненужных предметов, которые могут затруднить слабовидящему обучающемуся процесс обнаружения необходимых предметов и вызвать негативные эмоции. 14. Убедитесь, что помещение безопасно с точки зрения самостоятельного передвижения по нему слабовидящего ученика, что отсутствуют препятствия, на которые школьник может наткнуться. 15. Дайте вашему ученику свободу экспериментировать для того, чтобы выяснить, какие методы наиболее эффективны для него. 16. Крупный шрифт и /или увеличители могут помочь, но не всегда к ним следует прибегать. В большинстве случаев лучшим вариантом является обычный шрифт, если он четкий, контрастный и без бликов. Худшее, что может сделать учитель, – дать слабовидящему учащемуся хотя и увеличенный, но нечеткий, расплывчатый текст или «слепую» копию. Эффективное использование этих средств требует терпения, умения, настойчивости и тренировки. Учителю важно понять, что крупный шрифт и увеличители не восстанавливают и не корректируют зрение слабовидящего так, как это делают очки или контактные линзы в большинстве случаев обычных проблем зрения. Увеличители наиболее эффективны, когда учителя, родители и сам учащийся понимают ограниченные возможности этих приспособлений, и слабовидящий ученик пользуется ими в сочетании с другими невизуальными методами. 17. Не допускайте, чтобы слабовидящего учащегося дразнили или постоянно обижали, но занимайте при этом позицию, что никому не позволено дразнить и обижать других по любой причине. 18. Рассчитывайте на то, что слабовидящий ученик будет делать записи самостоятельно. Обучение работе на клавиатуре и доступ к компьютеру с параметрами для слепых важны для всех слабовидящих обучающихся, начиная с младших классов. Для таких учеников нужен быстрый способ самостоятельной подготовки печатных материалов для работы в классе. Некоторые школы предоставляют для слепых и слабовидящих учащихся ноутбуки с синтезаторами речи и /или экранными увеличителями. Еще один обычный вариант – портативные электронные стенографисты.
Советы родителям — Узнайте как можно больше о виде нарушения зрения у вашего ребенка. Чем больше вы узнаете, тем больше поможете себе и ребенку. — Осознайте, что ваш ребенок одномоментно получает информацию маленькими порциями, а не полный объем информации с помощью зрения. Помогайте вашему ребенку исследовать новые предметы с помощью органов чувств и создать цельное представление об объекте. Например, можно показать ребенку банан, очистить его вместе с ребенком, дать ему пощупать банан без кожуры, откусить кусочек, затем помочь вам сделать банановое пюре. Таким образом ребенок узнает свойства банана и поймет, что банан можно употреблять в пищу в разных видах. — Стимулируйте любопытство ребенка, изучайте вместе с ним новые предметы и места. Предоставляйте ребенку максимум возможностей исследовать предметы с помощью осязания, задавать вопросы и получать ответы, объясняющие, что это такое, откуда это берется и т.п. — Узнайте, как приспособить ваш дом к виду нарушения зрения вашего ребенка. Помогите ему изучить дом и научиться безопасно ориентироваться в домашней обстановке. — Стимулируйте самостоятельность ребенка, позволяя ему самому совершать действия, а не выполняя их за ребенка. Используя практическое руководство, научите ребенка, как выполнять работу по дому, предоставьте ему как можно больше возможностей отработать этот навык, обсуждайте с ним результаты таких тренировок. Таким образом у ребенка сформируется необходимый навык. — Действуйте совместно со специалистом по раннему медицинскому вмешательству или со школьным персоналом (в зависимости от возраста ребенка) для того, чтобы составить эффективный индивидуальный план услуг и поддержки, направленный на уникальные потребности развития и образования вашего ребенка. — Поддерживайте контакт с другими родителями детей с аналогичными нарушениями зрения. Это может быть хорошим источником поддержки и информации о трудностях и достижениях в воспитании слабовидящего ребенка. Многие организации, упомянутые в разделе о ресурсах, имеют местные филиалы, в которые вы можете обратиться. Вы также можете обратиться в организацию «Родитель родителю» (Parent to Parent), которая занимается налаживанием контактов между новыми и опытными родителями детей со сходными нарушениями зрения. — Поддерживайте контакт с профессионалами, работающими с вашим ребенком. Предлагайте помощь. Показывайте любые вспомогательные методы, которые использует ваш ребенок, предоставляйте любую информацию, которая может понадобиться учителям. Выясните, как вы можете улучшить выполнение ребенком домашних заданий.
Источники: 1. CastellanoCarol.Making It Work: Educating the Blind/Visually Impaired Student in the Regular School. Copyright: 2005, IAP-Information Age Publishing, Inc. 2. Colenbrander, August. Aspects of Vision Loss – Visual Functions and Functional Vision. 2003. 3. International Council of Ophthalmology. "International Standards: Visual Standards — Aspects and Ranges of Vision Loss with Emphasis on Popular Surveys." April 2002. 4. Living Well with Low Vision website 5. Methodology of Teaching a Foreign Language to the Blind. Project “LISTEN & TOUCH”: a Basic English Course for the Visually Impaired. Socrates programme: Lingua-2. 6. The American Foundation for the Blind website. 7. U.S. Preventive Services Task Force. Screening for Impaired Visual Acuity in Older Adults. 8. U.S. Preventive Services: Task Force recommendation statement. Ann Intern Med. 2009;151:37-43. 9. Washington State. Department of Services for the Blind. http://www.dsb.wa.gov/index.shtml 10. World Health Organization. International Classification of Diseases, 9th Revision (ICD-9), World Health Organization, Geneva, (1977) 10th Revision (ICD-10), World Health Organization, Geneva, 1992).
Date: 2016-05-17; view: 1179; Нарушение авторских прав |