Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Степень нарушения зрения





Департамент образования города москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

(ГБОУ ВО МГПУ)

Институт иностранных языков

Кафедра англистики и межкультурной коммуникации

Обучение английскому языку слепых и слабовидящих. Практическое руководство

Москва


УДК

ББК

Печатается по решению Редакционно-издательского совета ГБОУ ВПО МГПУ

 

Авторы:

кандидат педагогических наук, доцент Т.С. Макарова

кандидат педагогических наук, доцент Е.А. Морозова

кандидат филологических наук, доцент М.А. Молчанова

Рецензенты:

д-р педагогических наук, профессор Г.В. Сороковых

учитель английского языка ГБОУ Уфимская школа-интернат №28 III – IV видов

Гилязова Римма Рашитовна

Макарова Т.С, Морозова Е.А., Молчанова М.А.

Обучение английскому языку слепых и слабовидящих. Практическое руководство / Авторы: Т.С. Макарова, Е.А. Морозова, М.А. Молчанова. – М.: МГПУ, 2015. – 47 с.

 

 

Издание представляет собой практическое руководство по организации обучения английскому языку слепых и слабовидящих. Адресуется студентам педагогических вузов, преподавателям, готовящимся к инклюзивной работе с данным контингентом обучающихся.

© ГБОУ ВПО МГПУ, 2015

Содержание

Введение………………………………. …………………………………………

Часть 1. Нарушения зрения и слепота: определения…………………………..

Часть 2. Нарушения зрения и слепота: рациональные решения……………………………………………………………………………


Введение

 

Разработка Концепции развития инклюзивного образования вызвана необходимостью решения важных вопросов по обеспечению прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на качественное образование, что является неотъемлемой частью государственной политики и национальной стратегии защиты прав и интересов детей в Российской Федерации.

Преподавание иностранного (английского) языка слепым и / или слабовидящим обучающимся остается не вполне изученной областью. Данная категория обучающихся (при условии сохранного интеллекта) может быть настолько же успешной в освоении иностранного языка насколько и обучающиеся без нарушений зрения.

Для достижения положительной динамики необходимо учитывать не только методически корректные приемы обучения, но и учитывать особенности организации учебного пространства, подготовки учебного материала в доступном для обучающегося формате, использование специальных технических средств.

В данном практическом руководстве авторы рассматривают возможные формы работы по формированию иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся с нарушениями зрения.

Руководство состоит из двух частей и нескольких блоков. Каждый блок предваряют вопросы и ключевые термины, после содержательной части представлен список литературы для самостоятельной работы.


Часть 1.

Нарушения зрения и слепота: определения

1. Какие существуют уровни зрительной функции?

2. Каковы степени нарушения зрительной функции? Каковы виды нарушения зрения?

3. Каковы признаки нарушений зрения?

4. Объясните нижеследующие термины.

 

Термины:

абсолютная слепота

адаптация глаза

гиперметропия

диплопия

затруднения зрительного восприятия

зрительная функция (функции)

контрастная чувствительность

миопия

нарушение зрения

оптическая аберрация / искажение

остаточное зрение

острота зрения

отсутствие восприятия света

периферическое зрение

поле зрения

пониженное зрение

потеря зрения

проверка зрения

слепота

стереопсис

таблица Снеллена

фотофобия / светобоязнь

цветовая чувствительность / цветоощущение / цветовое восприятие

частично видящий

юридическая слепота

Определения

 

Термин зрительные функции используется для описания того, как функционируют глаза и система зрения.

Под зрительными функциями обычно понимаются острота зрения, поле зрения и контрастная чувствительность, однако к данному понятию также относятся цветовая чувствительность, адаптация глаза, стереопсис и др.

 

Острота зрения – способность глаза воспринимать раздельно две точки, находящиеся друг от друга на определенном, обычно небольшом расстоянии. Она зависит от оптических и нейтральных факторов, например, от а) положения фокуса по отношению к сетчатке глаза, б) целостности и функционирования сетчатки, в) тонкости способности мозга к интерпретации.


Для определения остроты зрения часто используется таблица Снеллена.

 

Поле зрения – часть окружения объекта, которую можно увидеть единовременно. Параметры нормального поля зрения: 50° вверх, 60° внутрь, 70° вниз and 90° наружу.

Контрастная чувствительность – способность улавливать различия в освещенности двух соседних областей при статичном изображении.

Цветовая чувствительность – способность организма или механизма различать объекты на основе длины волны света, который они отражают, испускают или передают.

Адаптация глаза – способность глаза приспосабливаться к меняющимся условиям освещения (темноте и свету).

Стереопсис – термин, чаще всего используемый для обозначения восприятия глубины и пространственности, происходящего за счет информации от нормально развитого бинокулярного зрения.

В соответствии с Международной классификацией болезней-10 (обновленной и пересмотренной в 2006 году), существует четыре уровня зрительной функции:

· нормальное зрение,

· умеренное нарушение зрения,

· тяжелое нарушение зрения,

· слепота.

Умеренные и тяжелые нарушения зрения объединяются в понятие «пониженное зрение», а пониженное зрение вместе со слепотой представляют все нарушения зрения.

Потеря зрения и слепота являются самыми серьезными проблемами зрения.

Нарушение зрения – снижение способности видеть, когда у человека есть потеря зрения, полностью не устраняемая ношением очков, контактных линз или приемом лекарств.

Потеря зрения – утрата ранее существовавшей способности видеть, которая может наступить остро, т.е. внезапно, или хронически (в течение длительного периода времени).

Термин «потеря зрения» обозначает частичную или полную утрату способности видеть.

Главными последствиями потери зрения являются:

- Потеря остроты зрения – утрата четкости видения, когда учащийся не может различить мелкие детали.

- Нарушение поля зрения – поле зрения ограничено, обучающийся не видит значительную часть пространства.

- Потеря остроты зрения и поля зрения – утрачивается не только четкость изображения, оно может быть неполным или размытым.

В результате нарушения зрения происходят:

· Потеря остроты зрения и неспособность видеть объекты так, как здоровый человек.

· Сужение поля зрения, означающее неспособность видеть такое же широкое пространство, какое может видеть здоровый человек, не двигая глазами или не поворачивая голову.

· Фотофобия (светобоязнь) – невозможность смотреть на свет.

· Диплопия – двоение видимых предметов.

· Оптическая аберрация – искажение изображения.

· Затрудненное зрительное восприятие.

· Или какие-либо сочетания вышеперечисленных нарушений.

Степень нарушения зрения

Не все зрительные расстройства одинаковы, хотя общий термин «нарушение зрения» может быть использован для обозначения последствий состояния или аномалии глаз.

Термин «слепота» не обязательно значит, что человек вообще ничего не видит. Человек, который юридически считается слепым, может видеть свет, форму, цвета и объекты, хотя и нечетко. Такое остаточное зрение может быть очень ценным для ребенка в жизни, в том числе при обучении и передвижении.

Существует множество видов нарушения зрения, таких как:


· ореол вокруг объекта;

· нечеткость восприятия зрительного образа (потеря четкости изображения и неспособность различать мелкие детали);

· слепые участки или скотома (темные пятна в поле зрения, в которых ничего не видно).

Существуют различные шкалы, характеризующие границы зрения и степень потери зрения, основанные на остроте зрения.

В старых международных классификациях болезней (МКБ) Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) были указаны только различия между «юридическим зрением» и «юридической слепотой». В МКБ-9, изданной в 1979 году, была введена подробная шкала, состоявшая из трех уровней: нормальное зрение, пониженное зрение и слепота.

Человек с ограниченным зрением, не исправляемым ношением очков или контактных линз, является слабовидящим. Всемирная организация здравоохранения использует следующую классификацию нарушений зрения. Если зрение (острота зрения) в лучше видящем глазе при максимально возможной коррекции с помощью очков составляет:

· 20/30 до 20/60: незначительная потеря зрения или практически нормальное зрение;

· 20/70 до 20/160: умеренное слабовидение или умеренная потеря зрения;

· менее 20/60 (6/18), но равное или лучше, чем 20/200 (6/60), или сужение поля зрения до менее 20 градусов: пониженное зрение;

· менее 20/400 (6/120), или сужение поля зрения до менее 10 градусов: слепота.

Юридическая слепота

· 20/200 до 20/400: тяжелое нарушение зрения или сильно пониженное зрение;

· 20/500 до 20/1,000: глубокое нарушение зрения или полностью пониженное зрение;

· более 20/1,000: почти абсолютное слабовидение или почти абсолютная слепота;

· отсутствие восприятия света: абсолютное слабовидение или абсолютная слепота.

Существуют также степени слабовидения, основанные на сужении поля зрения (ограничении периферического зрения).

В США человек со зрением, которое не может быть скорректировано более 20/200 в лучше видящем глазе, или тот, у кого поле зрения составляет менее 20°, считается юридически слепым или имеющим право считаться нетрудоспособным и быть включенным в определенные государственно финансируемые программы.

Термины «частично видящий», «пониженное зрение», «юридическая слепота», «абсолютно слепой» используются в США в школах, колледжах и других образовательных учреждениях для характеристики слабовидящих обучающихся. Эти термины обозначают следующее:

1. Частично видящий означает некоторую проблему со зрением, связанную с необходимостью в некоторых случаях получать специальное образование.

2. Пониженное зрение обычно означает тяжелое нарушение зрения, не обязательно ограниченное дистанционным зрением. Термин применим ко всем, чье зрение недостаточно для чтения газет на нормальном расстоянии даже с помощью очков или контактных линз. Такие обучающиеся используют в обучении сочетание зрения и других чувств, хотя им могут потребоваться особые условия освещения или размер шрифта, а иногда, шрифт Брайля.


1. Миопия – неспособность четко видеть дальние объекты; обычно называется близорукостью.

2. Гиперметропия – неспособность четко видеть близкорасположенные объекты; обычно называется дальнозоркостью.

3. Юридическая слепота означает, что зрение в лучше видящем глазе после максимально возможной коррекции с помощью контактных линз или очков менее 20/200, или поле составляет менее 20 градусов;

4. Абсолютно слепым обучающимся необходим шрифт Брайля или другие невизуальные средства.

Пониженное зрение может проявляться как одно или сочетание нескольких из шести состояний:

1. Нечеткость восприятия зрительного образа, когда острота зрения при максимально возможной коррекции не более 20/70:

2. Сужение поля зрения (периферического зрения):

3. Дефекты поля зрения, такие как искажение или темные пятна:

4. Потеря контрастной чувствительности:

5. Чувствительность к свету:

6. Потеря цветочувтсвительности:

В Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии используется свидетельство о слабовидении для подтверждения, что у пациента имеется нарушение зрения или тяжелое нарушение зрения. В прилагаемой к нему инструкции для медицинских работников сказано: «Национальный акт о помощи 1948 года указывает, что человек может быть освидетельствован как имеющий тяжелое нарушение зрения, если он «настолько слабовидящий, что не способен выполнять любую работу, в которой зрение имеет существенное значение» (Национальный акт о помощи. Раздел 64 (1)). Проверяется, действительно ли человек не может выполнять любую работу, для которой необходимо зрение, а не только его обычную работу или какую-либо конкретную работу».

На практике данное определение зависит от остроты зрения человека и от масштаба сужения его поля зрения. Министерство здравоохранения устанавливает три группы людей, которые могут быть отнесены к категории имеющих тяжелое нарушение зрения:

1. С остротой зрения меньше 3/60 (что равняется 20/400 по шкале США) по таблице Снеллена (большинство людей с остротой зрения менее 3/60 считаются имеющими тяжелое нарушение зрения).

2. С остротой зрения более 3/60, но менее 6/60 по таблице Снеллена (люди, у которых наблюдается только значительное сужение поля зрения).

3. С остротой зрения 6/60 и больше по таблице Снеллена (к этой группе относятся люди, у которых сужено поле зрения, особенно если сужена нижняя часть поля).

Министерство здравоохранения также устанавливает, что существует большая вероятность освидетельствования человека как имеющего тяжелое нарушение зрения, если его зрение недавно ухудшилось, или он пожилого возраста; обе эти группы рассматриваются как менее способные адаптироваться к потере зрения.







Date: 2016-05-17; view: 790; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.02 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию