Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В четвертой главе мы будем учиться работать со сновидениями. 1 page





Мы постараемся разобраться, каким образом то, что мы не можем совершить и объяснить в дневной жизни, реализуется в ночной и как эти знания использовать для максимально быстрого достижения поставленных целей. Другими словами, как достигать того, чего ты хочешь, используя свои собственные сновидения.

 

В пятой главе будем учиться планировать и осуществлять изменения в жизни.

Приступать к этой теме лучше всего после прочтения всей книги. Но особо нетерпеливые могут читать ее как самостоятельную книгу. Вполне возможно, что для некоторых будет даже полезнее начать именно с этого.

Итак, начинаем путешествие к самому себе.

Глава 1

КАК ПОНЯТЬ
СВОЙ ВНУТРЕННИЙ МИР
И ПРИНЯТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ

Сделайте первый шаг
к решению проблемы —
отделите ее от себя

Предположим, у вас есть какая-то проблема, негативное качество или задача. И вы не знаете, как со всем этим справиться. Пока проблема в бессознательном, она выглядит как судьба. Поэтому все техники работы над проблемой строятся на том, чтобы отделить ее от носителя и сделать объектом рассмотрения (растождествиться).

Некоторые люди даже не могут сформулировать, в чем их проблема. Они просто чувствуют, что в жизни происходит что-то не так. И наша задача как раз и состоит в том, чтобы выяснить, что же не так. Проблема может проявляться в какой-то конкретной области — в отсутствии денег, в личных отношениях или в чем-то еще. Работая с одной проблемой, мы параллельно решаем и другие.

99,9 процента людей пребывают в состоянии пассивного страдания и сетуют на судьбу. Мы задумываемся над чужими проблемами, например, героев телесериа­лов, а попытаться осмыслить собственную историю часто даже и в голову не приходит. Почему бы не просмотреть «кино» о своей жизни и что-либо поменять в сценарии? Для этого есть несколько способов.

Первый способ — визуализация.

Сделаем шаг отделения. Представим, что есть человек, похожий на вас, с подобной жизненной историей, с таким же положением в обществе. И у него есть проблема. Постарайтесь увидеть его со стороны. Сейчас, когда его настигла эта проблема, каким вы его видите? Как он одет, что выражают его поза, мимика?

Если вы действительно увидели этот образ, если он за­хватывает вас внутренне, то для того, чтобы окончательно отделиться от него и стать сторонним наблюдателем, в своем внутреннем видении отодвиньте этот образ еще дальше. И отодвигайте его на такое расстояние, на котором сможете смотреть на него именно как на кадр из фильма. Вот и произошел факт отделения. Теперь вы можете говорить о каком-то человеке. Вы растождествились с проблемой, а она перенесена на образ. Вы видите, что этот человек какой-нибудь сгорбленный, несчастный. Он может не соответствовать вашему возрасту, а представлять собой, например, старичка с палкой.

Итак, вы сделали это и что-то почувствовали. Если нет, то повторите еще раз. Повторяйте до тех пор, пока не появится какой-либо образ. Пусть вам кажется, что он не имеет никакого отношения к вам. Все равно побудьте с этим образом, сконцентрируйтесь на нем, общайтесь с ним, дышите с ним одним воздухом. В конце концов, даже для того, чтобы произнести какую-либо мысль вслух, вы всегда работаете с образами. Поэтому старайтесь еще и еще раз. Возможно, вы испытаете удивление. Или вообще отвергнете увиденное: «Не может быть — это не я!», а между тем бессознательное никогда зря образов не поставляет.

 

То, что мы сделали, называется движением личности на уровне осознания. Мы можем обращаться к этому образу, как-то его менять. Могут быть и другие способы отделения.

Например, человек осознанно говорит себе: «Я слишком часто злюсь на людей. Сейчас я разозлюсь до такой степени, что все окружающие предметы затрясутся». Это тоже отделение проблемы, потому что ты позволяешь импульсам, которые до этого момента подавлялись, выйти наружу. Ты слышишь эту злость и понимаешь, что не весь я злюсь, а какая-то часть внутри меня: «Я есть злость, но я не только эта злость».

Если я это осознаю, то у меня появляется свобода: либо погружаться в эту злость, либо находить для нее такой канал излияния, который помог бы ей действовать целительно и на меня, и на объект злости.

Однако при всех способах отделения основной принцип — это проявление уважения к проблеме, даже любви к ней,
чтобы она не ушла в бессознательное.

У меня был клиент, который повздорил со своим приятелем. И теперь при встрече на улице он даже переходит на другую сторону. На самом деле ему просто не хочется переживать то негативное состояние, которое возникло в процессе ссоры. Это и есть попытка избежать страданий. Соответственно, если мы хотим что-то изменить в себе, мы должны будем вернуться в это страдание, чтобы разобраться с ним.

Второй способ — нарисовать проблему.

Бывает, сложно визуализировать проблему. Тогда можно попробовать ее нарисовать.

 

Например, у нас проблема с деньгами. Возможно, мы нарисуем ее в виде засохшего дерева. Это уже физическое отделение. Как только человек нарисовал это дерево — отделение произошло. Теперь можно на него смотреть и вникать в его особенности. И каждая деталь рисунка что-то подскажет.

Спросите себя: «А почему это дерево засохло?» И проникнитесь образом этого рисунка. Неожиданно к вам может прийти осознание, что под деревом живет крот, который перегрыз все корни. Задайте себе тогда такой вопрос: «А что может быть внутри меня этим кротом?» К вам может прийти догадка: крот-то живет только в темноте и не высовывается на поверхность земли. В этом образе проявился ваш страх быть обнаруженным и замеченным.

То есть для того, чтобы заработать деньги, вам нужно выйти на свет и не концентрироваться на собственных страданиях и переживаниях.

А еще можно попробовать проблему вылепить из пластилина. Например, скульптуру самого себя в момент особого напряжения.

 

Можно войти с проблемой в контакт — при условии, что вы принимаете, что она есть в вас. И важно именно позитивное принятие собственной проблемы.

Третий способ — вспомните, что о вас говорят ваши близкие.

Этот способ подходит тем, кто не может обнаружить у себя ни отрицательных качеств, ни проблем.

 

Один молодой человек считал, что в нем все хорошо и отрицательных качеств нет. Его попросили вспомнить, что ему говорили родственники. «Жена мне сегодня утром сказала: „Что ты на меня наезжаешь, как утюг?”» — вспомнил он. Ему предложили рассмотреть образ этого утюга. Мы не знали, что это за качество, но жена идентифицировала его как утюг. В результате упражнения утюг превратился в ангела любви. То есть выяснилось, что форма проявления любви для этого человека — «наезд».

 

Итак, у вас есть качество или проблема, которые вам очень не нравятся. Сейчас мы совершим символическое путешествие, или символическую, направленную визуализацию, с помощью которой у вас будет возможность найти свой скрытый потенциал и использовать его в жизни.

Побеседуйте втроем:
вы, ваша проблема и ваша мудрость

Необходимо расслабиться в тихом, спокойном месте, там, где вы сможете побыть в одиночестве в течение 10 минут. Нашли место? Теперь включите тихую, спокойную музыку, которая заставит вас почувствовать такие понятия, как вечность, духовность. Займите удобную позицию — большинству людей удобнее всего расслабляться, лежа на спине, но можно сесть в кресло. Руки и ноги желательно не скрещивать.

Звучит музыка. И вы постепенно начинаете осознавать свое дыхание: вы должны представить, как входит в вас воздух. А выдох направляется в глубь себя, к некоторому воображаемому центру вашей души — в то место, которое как раз и знает все про вас.

Вы продолжаете дышать и устремляете свой внутренний взор в глубь себя, к тому самому центру, и параллельно с ним выдыхаете воздух.

Постепенно к вам приходит некоторое расслабление. Теперь вновь потребуется воображение.

Представьте, что вы находитесь в какой-либо местности, где есть лес, а рядом — гора или возвышенность. На этой горе есть священное место. Это может быть традиционный храм или что-то, что является святым для вас. Вы находитесь в этой местности. Почувствуйте запах лесного воздуха, услышьте звуки, ощутите, что у вас под ногами. Отметьте, какое время года, суток. Попробуйте даже потрогать что-нибудь руками.

Через некоторое время обратите свой взор на лес перед вами. В этом лесу, который символизирует ваше бессознательное, прячется то качество или та проблема, с которой вы хотите разобраться. Почувствуйте, в каком направлении вам надо двигаться, чтобы найти ее. И идите туда. Вы входите в лес и чувствуете, что вы идете по лесу. Наконец вы добираетесь до этого качества и видите его.

Оно может проявиться и в виде человека, и в виде животного, и в виде предмета — камня или дерева.

Для начала попробуйте выразить свою признательность этому качеству, что именно в таком виде оно обнаружило себя и вступило с вами в контакт. После этого спросите его, как давно оно появилось в вашей жизни, сколько лет вам было, когда ваша жизненная энергия научилась принимать такую форму проявления себя. Что это была за серия событий, благодаря которым вы научились так адаптироваться в этом мире. Пусть это качество расскажет вам об истоках своего возникновения, какие люди сыграли в этом важную роль.

Затем попросите это качество или эту проблему совершить вместе с вами дальнейшее путешествие на гору. Пожалуйста, будьте внимательнее и держите ваше качество рядом с собой — иногда оно пытается спрятаться и избежать пути. Это происходит в том случае, если вы продолжаете его отвергать внутри себя.

Начните плавный подъем на гору. Вашему взору представляется более широкая перспектива. Ваша точка зрения над местностью расширяется, и вы способны видеть гораздо больше.

Наконец вы достигли вершины — священного места, которое способно подвигнуть вас на более глубокие раздумья по поводу вашей жизни.

Поднялись. И начинаете ожидать появления образа вашей внутренней мудрости и вашего высшего «я». Оно может проявиться в наиболее приемлемой для вас форме: священник, старец, мудрая женщина, явление природы и прочее. Когда эта внутренняя мудрость проявится, вы можете вступить с ней в диалог. Спросить ее, что ей известно по поводу этого качества и его скрытого потенциала, который прячется за этим проявлением. Можете попробовать подискутировать втроем, задавая вопросы и внутренней мудрости, и своему качеству. Вы можете задать несколько важных для себя вопросов, которые сегодня волнуют вас.

После этого вы благодарите вашу внутреннюю мудрость за то, что она проявилась именно в этом виде. Вы просите ее проявляться в вашей жизни в виде каких-либо наитий, озарений, может быть, в сновидениях. А можете попросить ее проявляться в этом образе по вашей просьбе для решения каких-либо важных задач. Можете попросить какие-либо символические подарки у внутренней мудрости для качества и для себя.

Посмотрите, произошли ли какие-либо изменения с вашим качеством, вашей проблемой в результате этого общения, какие они. Как вам кажется, какие изменения в вашей жизни наступят, если вы, осознав скрытый потенциал этой части, примените его в жизни? Что нового произойдет с вами?

После этого еще раз поблагодарите свою мудрость и начинайте спускаться с вашим качеством с горы. Может быть, продолжая беседу с ним.

Когда вы достигнете места в лесу, где начали это путешествие, найдите способ временно прекратить отношения с этим качеством. Поблагодарите его.

Выходите из леса и постепенно начинайте осознавать себя выполняющим это упражнение.

Желательно записать результаты, потому что это как сон — если не записать, то он уходит обратно в бессо­знательное.

 

Например, у меня был клиент Игорь. Когда его о чем-то просили, он становился подобен грозовой туче, которая никак не могла освободиться от воды. И он сам признавался, что в данный момент испытывает страх перед действием, страх перед какими-либо изменениями.

Это все происходило на групповых семинарах, и первоначально до выяснения причин превращение в тучу очень раздражало окружающих. Однако после упраж­нений все начали подбадривать Игоря и, основываясь на собственном опыте изменений, подталкивать к другому выбору. Помогло. Человек начал говорить себе: «Да брось ты дергаться — все будет отлично». Так-то вот...

Раскройте каналы восприятия мира

Не всем удается представить какой-нибудь образ, хотя все обладают этой способностью, иначе мы просто не могли бы ни мыслить, ни говорить.

Существуют зрительные представления, которые занимают до 70 процентов образной сферы. Есть тактильные представления, то есть восприятие на ощупь. Затем следуют обонятельные представления — запахи. Например, у меня есть знакомый, который, перед тем как начать делать что-то новое, нюхает воздух и говорит: «Чую — деньгами пахнет». Он использует интуицию, которая действует через обонятельные представления. Далее следуют кинестетические представления — осознание движения собственного тела. Есть вкусовые представления. И наконец, слуховые. Кроме того, у каждого из нас существует синестетический канал восприятия — смешение всех представлений. У кого-то больше развито зрительное восприятие, у кого-то — слуховое, некоторые каналы могут быть атрофированы. Например, кинестетический. Вы, наверное, видели людей, которые передвигаются как бы вдоль стен, а иногда даже при ходьбе изредка касаются стен рукой. Значит, в детстве или в их семье что-то произошло, и кинестетический канал был выключен. Такие люди часто бьются, получают травмы, они не «слышат» движения собственного тела.

Можно изменить себя и открыть «выключенные» каналы восприятия.

Сейчас мы выполним ряд маленьких упражнений, которые помогут вам немного потренироваться в раскрытии некоторых каналов. Начнем со зрительного.

Закройте глаза, расслабьтесь и представьте, как воображаемая ручка пишет ваше имя на бумаге.

Теперь попробуйте изменить цвет чернил.

Попробуйте написать однозначное число.

Затем представьте двузначное число. Теперь добавьте к нему третью цифру, четвертую, пятую... И так до тех пор, пока не достигнете числа, которое вы в состоянии удержать во внимании. И попробуйте это максимальное количество цифр удерживать перед внутренним взором, ни о чем не думая, хотя бы одну минуту.

Теперь давайте поиграем с цветом. Представьте какую-нибудь фигуру, например, красный квадрат. Рядом с ним нарисуйте зеленый треугольник, добавьте синюю звезду. И удерживайте эти три разные фигуры во внимании одну минуту.

Если поначалу что-то не будет получаться — не расстраивайтесь. Все дается тренировкой.

Далее процедуру можно усложнить. Скажем, вы представляете голубую звезду и начинаете ее поворачивать вокруг своей оси, ощущая, что звезда совершает оборот на 180 градусов, потом еще на 180 градусов. По мере того как это происходит, вы ощутите некоторый прилив энергии и ваша способность к концентрации увеличится.

 

Несмотря на то что эти упражнения кажутся простыми, их следует систематически выполнять, потому что они действительно в состоянии улучшить вашу память, способность к концентрации, дадут вам возможность использовать воображение для понимания и развития себя.

Перейдем к развитию тактильных представлений — того, как мы воспринимаем мир на ощупь.

 

Сосредоточьтесь на ощущениях прикосновения. Почувствуйте пожатие чужой руки. Ощутите ее кожу, температуру, давление этой руки на вашу.

Попробуйте в воображении ощутить, как вы гладите кошку или собаку. Почувствуйте их шерсть, тепло, которое исходит от животных.

Попробуйте прикоснуться к коре дерева.

Возьмите в руки свежевыпавший снег.

Подставьте руку под струю холодной воды.

Возьмите в руку горсть песка, и пусть он просачивается сквозь ваши пальцы.

 

Выполняя эти упражнения, старайтесь не включать зрение, а все «представлять на ощупь». Это может показаться сложным — большинство людей сначала увидят этот песок, а потом только возьмут его в руки. Но надо напрячься. По мере того как вы будете это делать, вы почувствуете, что концентрация продолжает расти.

Теперь на очереди обонятельные представления. Будем нюхать.

 

Представьте, что вы вдыхаете запах какого-либо цветка.

Поменяйте запах цветка на запах бензина.

Ощутите запах любимых духов или одеколона.

Теперь представьте, что вы вдыхаете чистый горный или лесной воздух... запах костра... запах моря.

 

Сосредоточьтесь на том, чтобы присутствовали только запахи, но не визуальные образы.

Получилось? Тогда попробуем поработать с кине­стетическими — двигательными — образами.

 

Представьте, что вы идете по песчаному пляжу. Почувствуйте, как ваши ноги вязнут в этом песке, как напрягаются мышцы, как в целом работает ваше тело.

Почувствуйте, что вы начали бежать. Ощутите разницу в движениях тела, когда вы идете и когда бежите.

Теперь зайдите в воду и начните плыть. Почувствуйте движение.

Сосредоточьтесь на том, чтобы не включать другие анализаторы, такие как зрение, запахи, вкус воды во рту. Ощущайте только движение.

 

Подвигались? Теперь обратимся к вкусовым ощущениям.

Представьте, что вы едите шоколадку. Почувствуйте ее вкус во рту.

Поменяйте шоколад на что-нибудь соленое, на кислое...

Представьте, что вы садитесь за стол и вкушаете свое любимое блюдо. Старайтесь концентрироваться только на вкусе.

 

Выполняя упражнения, не напрягайтесь. Как только вы почувствовали некоторое напряжение, остановитесь, отдохните и только тогда продолжайте дальше.

Попробуем перейти к слуховым представлениям. Для некоторых людей слух гораздо важнее, чем другие органы чувств.

 

Закройте глаза и прислушайтесь к следующим воображаемым звукам: к шуму дождя, к шуму волн, набегающих на берег, к шуму играющих детей, к шуму транспорта... Услышьте голос, произносящий ваше имя...

Особенно постарайтесь услышать звук колокола, рас­творяющийся в безмолвии. Последуйте за полнотой этого звука, его распространением в пространстве.

 

Вернемся к действительности. Какие-то каналы восприятия вам было легко использовать, какие-то — труднее. Сложнее было использовать те, которые были атрофированы из-за редкого использования. Теперь самое время разложить все по полочкам и обратиться к определенной схеме, из которой стало бы ясно, что происходит с человеком, когда он сталкивается с какими-либо препятствием и проблемой.

Ваша многоликая душа —
залог ваших побед

То, что я вам сейчас нарисую, и то, о чем мы будем с вами говорить, называется яйцевидной диаграммой Роберто Ассаджиоли.

Мне кажется, эта диаграмма лучше всего представляет то, что происходит во внутреннем мире человека. И наше упражнение «Поход на гору» было точно по­строено по этой схеме.

Диаграмма Ассаджиоли представляет всю нашу душу. Три горизонтальные области овала относятся к нашему прошлому, настоящему и будущему. Все три действуют в нас, хотя и разными способами.

Низшее бессознательное (1) это наше прошлое в форме подавленных комплексов и давно забытых воспоминаний, которое мы носим в себе. Если, например, человека в три года испугала собака, то и в семьдесят три он будет ее бояться. Вспомните грозовое облачко и то, как вы мыли пол папиной рубашкой. Если мы хотим сознательно способствовать своему росту, мы должны исследовать наше низшее бессознательное. Иначе оно может стать источником тревоги, запасая подавленную энергию, контролируя наши действия и отнимая нашу свободу.

Среднее бессознательное (2) это наше настоящее, то место, где находятся наши навыки и состояния ума, которые по желанию можно перенести в поле сознания, и мы можем его менять даже за счет расширения поля сознания — его развития, что мы и делаем, например, отправляясь учиться, читая книги. Сталкиваясь с необычными, экстремальными ситуациями, мы также развиваемся, поэтому некоторые люди сознательно стремятся к экстремальному, желая развить свое настоящее. Кстати, когда мы делали упражнения по концентрации на различных органах чувств, мы на самом деле расширяли именно поле сознания.

Высшее надсознательное, или бессознательное, или сверхсознательное (3), это наше будущее, которое мы носим в себе. По словам Ассаджиоли, сверхсознание — это область, из которой мы получаем озарения и вдохновения — художественные, философские или научные, потребности в гуманных и героических поступках. Это источник высших чувств.

Деление на низшее и высшее бессознательное (сверхсознание) связано с их развитием, а не моральной оценкой. Низшее бессознательное — наиболее примитивная часть нас самих, «зачинатель внутри нас». Это всего лишь то, что было раньше. И наоборот, сверхсознание содержит все, что мы еще можем достичь в процессе нашей эволюции.

Наша душа не изолированна. Она «плавает» в океане, который Юнг назвал коллективным бессознательным (7). Для религиозных людей это — проявление Всевышнего, а для всех прочих — окружающий мир.

Часто, когда у нас не идут дела, мы не можем найти ответа, мы внутри себя взываем: «Господи, что же мне делать?» И нам могут приходить ответы, в том числе в виде озарений или ночных сновидений.

 

Например, один участник группы на семинаре рассказывал, что однажды он потерял работу, поссорился с женой — вошел в состояние неудачника. Выход стал искать традиционно — выпил. Настроение не улучшилось, и в этом состоянии он поехал в метро, где стал свидетелем громкого скандала семейной пары. Он смотрел на это, и вдруг что-то с ним случилось — пришел ответ, что жизнь очень простая и короткая штука, кото­рую жаль тратить на такие пустые переживания. И ему вдруг стало легко, он вышел из своего мрачного состояния. Как это ни удивительно звучит, с этого дня у него пошли дела на лад.

 

В жизни каждого из нас случаются такие удивительные переживания. Американские психологи называли их пиковыми и говорили, что они случаются либо в моменты духовной подготовки, когда люди расслабляются и стараются перейти в состояние созерцания, либо в критических ситуациях, как ответы на мучающие во­просы. А поскольку большинство наших сограждан постоян­но мучаются вопросами: «Как быть и что делать?», то такие ответы идут непрерывно. Просто, когда мы страдаем, наше восприятие сужено. И мы видим мир глазами страдающего человека, которого никто не любит. И он закрыт от этого мира.

Кстати, обратите внимание на то, что все линии схемы нанесены пунктиром, чтобы показать, что никакие жесткие рамки не препятствуют взаимодействию всех уровней. И мы вполне можем способствовать этому. Скажем, если энергия застряла в нижнем бессознательном, то ее надо вернуть в высшее. Если же она застоялась в верхнем бессознательном, то ее надо срочно заземлить.

На ранних стадиях человеческого развития осознания личности не существует. Для большинства из нас сейчас оно существует в более или менее завуалированном виде. Наша задача — испытать ее в чистом виде как индивидуальную личность, или «я» (5).

Индивидуальная личность — это отражение трансперсональной личности (6), вполне достаточной для того, чтобы дать нам чувство сконцентрированности и подлинности. Она существует на уровне индивидуальности, где может научиться регулировать и управлять различными элементами личности. Осознание индивидуальной личности — предварительное условие психологического здоровья.

Мы не заложники прошлого опыта.
В любой момент мы можем измениться, сделать новый выбор.

Задача всех школ консультирования заключается в том, чтобы помочь человеку научиться осознавать себя каждое мгновение: что происходит в чувствах, в уме, в теле. В результате каждое мгновение становится живым, а вся жизнь перестает быть серой. Возникает состояние, при котором можно все по-взрослому оценивать, но быть по-детски открытым и видеть мир как непрерывную сказку. Суть работы заключается в формировании стороннего наблюдателя над самим собой, над проявлениями своего бессознательного. Человек учится наблюдать свое нижнее бессознательное, среднее и «доставать» потенциал верхнего надсознательного.

Возможно, сейчас вы иронично улыбаетесь. Что происходит с рассказчиком (лектором, учителем, собеседником), если аудитория ему не верит? В нем появляется страх. Он исходит из личного жизненного опыта, когда его мнение не принималось другими людьми и располагается в нижнем бессознательном. Надо стать более убедительным и вызвать эту убедительность из высшего бессознательного. Есть способ для этого, который в психосинтезе называется рефлексирующей медитацией. Вы расслабляетесь и концентрируетесь на определенном понятии, в данном случае на убедительности. При определенной практике через 15—20 секунд вы почувствуете себя более убедительным, мысли прояснятся, движения станут более адекватными — изменения произойдут и на внешнем, и на внутреннем уровне.

Второй способ — использовать уровень визуализации, то есть представить ситуацию из вашего опыта, кода вы были убедительны и вас слушали с большим вниманием. Например, вы выступали перед школьниками и были очень убедительным. Ваша задача — вообразить, что перед вами не нынешние собеседники, а те самые школьники. Изменения в вашем поведении обязательно произойдут, ведь на самом деле мы постоянно пользуемся такими приемами, но делаем это не­осознанно. Вот и надо это делать осознанно. Поначалу будет сложно, но в процессе тренировки такие изменения станут происходить автоматически. В ходе работы над собой у человека утончается его внутренняя культура, он получает возможность лучше слышать себя и лучше воспринимать человека, который находится перед ним.

Есть еще способ обращения в сложных ситуациях к собственной интуиции. Надо постараться посмотреть на ситуацию со стороны, отстраниться от нее и спросить себя: «А что я сделал бы в этой ситуации на уровне образов?» Например, вам кажется, что лучше встать за спину оппоненту. Так и поставьте свой образ ему за спину. На энергетическом уровне ваш собеседник почувствует это, и разговор может потечь совсем по другому руслу.

Консультант — это обученный наблюдатель, который помогает сформировать этого стороннего наблю­дателя.

Решением любой проблемы является ее антипод. Например, антиподом обиды является вселенская любовь. Но для того, чтобы до нее добраться, надо осо­знать эту обиду. Приведу пример.

Девушка рассказывает о своих проблемах с мужчинами. Она не доверяет мужчинам и считает их очень примитивными существами, способными только обманывать бедных девушек. В результате продолжительной работы она вспоминает: когда ей было три года, она выходила с папой из кинотеатра, держа его за руку. Затем она отпустила папину руку, чтобы поправить себе бант. Потом взялась вновь за руку и продолжала идти, весело болтая. Через некоторое время она взглянула на папу и обнаружила вместо него чужого дядю — перепутала и взяла за руку не того. С большим испугом оглянулась: папа стоял в нескольких шагах сзади и наблюдал, весело посмеиваясь. С этого момента и на всю жизнь в ней поселилось недоверие. В процессе консультирования она вернулась в эту ситуацию, заново ее прошла и посмотрела другими глазами. Она увидела, что отец просто с ней играл и шутил. Сразу же после консультации она поехала к отцу в гости: два года до этого она даже не разговаривала с отцом по телефону.

Ваши проблемы начнут решаться уже тогда, когда вы поймете и примете то, что у вас они есть. Что же касается изменений, то они происходят с вами уже в процессе чтения
этой книги. Они не явные, не радикальные,
но очень серьезные:
вы изучаете свой внутренний мир и начинаете понимать, что он вполне поддается изменениям.
Не забегайте вперед — мы в самом начале пути.

Найдите свое настоящее «я»

Каждый из нас состоит из большого количества маленьких «я», при этом нам кажется, что мы цельные существа. Однако это совсем не так. Например, вам сказали, что сегодня вы очень хорошо вы­глядите, и вы расцвели. Можно сказать, что вы — хороший. Зашли в троллейбус, и тут на вас дохнули перегаром. Вам стало неприятно. Говорим, что вы — раздраженный. Кто-то грубо толкнул вас, и вам захотелось дать сдачи. Теперь вы — гневливый. И так в течение дня вы незаметно для себя перетекаете из одного состояния в другое.

Случалось ли вам идти по улице и вдруг неожиданно для себя начать насвистывать какой-нибудь веселенький мотивчик?

Что-то внутри вас живет собственной жизнью, помимо вашего сознания. И когда во внешнем мире что-то происходит, эта часть включает мелодию. То есть что-то, что находится вне поля вашего сознания, развивается, веселится и привносит в вашу общую целост­ность что-то полезное для вас: вы идете удрученный, а она включает мелодию, которая подбадривает.

Сколько этих «я» в человеке? Возьмите лист бумаги, ручку — будем делать упражнение. Оно имеет индийские корни. Естественно, что оно делается в психологической, а не в религиозной интерпретации.

Date: 2016-05-17; view: 267; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию