Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Обоснование статистического объекта исследования
В социологических исследованиях объект анализа может насчитывать большое количество людей. В целях получения объективных данных по проблеме используют выборочный метод. Генеральная совокупность – это множество социальных объектов, которые являются предметом изучения в пределах, очерченных программой социологического исследования и территориально-производственными границами. Обязательным требованием является необходимость в каждом исследовании четко оговорить пространственные и временные границы генеральной совокупности. Часть социальных объектов генеральной совокупности, выступающих в качестве объектов наблюдения, называется выборочной совокупностью. Выборочная совокупность (выборка) – это определенное число элементов генеральной совокупности, отобранное по строго заданному правилу и подлежащее непосредственному изучению. Выборка, во-первых, должна учитывать взаимосвязи и взаимообусловленности качественных характеристик и важнейших признаков социальных объектов. Во-вторых, при подготовке выборки необходимо, чтобы отобранная часть являлась микромоделью целого и содержала важнейшие признаки, характеристики целого, или, как его называют в социологии, генеральной совокупности. Репрезентативность – это свойство выборочной совокупности воспроизводить характеристики генеральной совокупности. Репрезентативность выборки означает, что с некоторой уже заданной или вычисленной погрешностью можно отождествить установленное на выборочной совокупности распределение изучаемых признаков с их действительным распределением в генеральной совокупности или, если использовать язык статистики, найти оценки параметров генеральной совокупности. Ошибками репрезентативности называют отклонение статистической структуры выборки от структуры соответствующей генеральной совокупности. Выборочная совокупность может формироваться вероятностным и целенаправленным методом. Модель вероятностной (случайной) выборки связана с понятием вероятности, широко используемым во многих отраслях социальной науки. При использовании вероятностной выборки для каждого элемента генеральной совокупности создается равная вероятность попасть в выборку. Такая ситуация имеет место лишь тогда, когда элементы генеральной совокупности распределены в ней равномерно. Одним из методов, который наиболее часто используется в прикладной социологии, является метод собственно случайного отбора. Суть данного метода заключается в том, что все элементы генеральной совокупности пофамильно или посредством кода (числового номера) заносятся на карточки. Последние перемешиваются в ящике, где и производится отбор нужного количества респондентов (участников социологического исследования). Данный метод можно успешно применять только для генеральных совокупностей, насчитывающих не более 800–1000 единиц. При большом количестве респондентов используется метод механической выборки. Он заключается в том, что все элементы генеральной совокупности сводятся в единый список и из него через равные интервалы отбирается соответствующее число респондентов. Шаг отбора (К) определяется по формуле
где: N – величина генеральной совокупности, n – величина выборочной совокупности. Отбор может осуществляться с начала или с конца алфавитного списка. В качестве таких списков для отбора респондентов успешно могут быть использованы карточки, бланки учета в отделах кадров, в общественных организациях, спортивных ведомствах и др. Наряду с методом механической выборки применяют и другие методы, в частности серийный и гнездовой методы. Метод серийной выборки предполагает деление генеральной совокупности по заданному признаку (полу, возрасту, образованию и т.д.) на однородные части (серии). Затем отбор респондентов идет отдельно из каждой серии. Число респондентов, отбираемых из серии, пропорционально общему числу элементов в ней. На практике довольно часто приходится применять так называемый метод гнездовой выборки, предполагающий отбор в качестве единиц исследования не отдельных респондентов, а группы или коллективы с последующим сплошным опросом в отобранных группах. Например, из 200 групп, занимающихся спортом в спортивном обществе, в каждой из которых занимается по 15 человек, на основе случайной выборки отобрано 30 групп. В этом случае опросу подлежит 450 человек. Гнездовая выборка репрезентативна (представительна), если состав групп в максимальной степени схож. Списки или карточки в этом случае составляются только для групп, каждая из которых представляет целую единицу отбора. Наряду с вероятностными выборками в социологических исследованиях применяются также и целенаправленные выборки. К ним относятся методы стихийной выборки, основного массива и квотной выборки. Метод стихийной выборки – это обычный почтовый опрос телезрителей, читателей газет, журналов. Здесь заранее невозможно определить структуру массива респондентов, которые заполнят и отправят по почте анкету. Выводы такого исследования можно распространять лишь на опрошенную совокупность. Метод основного массива используется при проведении пилотажного, или разведывательного, исследования. Он практикуется при зондаже какого-либо контрольного вопроса. В подобных случаях опрашивается 60–70 % респондентов, попавших в отобранную совокупность. Метод квотной выборки часто применяется при опросах общественного мнения. Его используют в тех случаях, когда до начала исследования имеются статистические данные о контрольных признаках элементов генеральной совокупности. Все данные о том или ином контрольном признаке выступают в качестве квоты, а их отдельны значения – параметров квоты. При квотной выборке респонденты отбираются интервьюерами целенаправленно, с соблюдением параметров квоты. Число признаков, данные о которых выбираются в качестве квот, как правило, не превышает четырех. При большом числе «фиксированных» признаков отбор респондентов становится чрезмерно трудоемким.
Date: 2016-05-17; view: 1111; Нарушение авторских прав |