Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Обоснование проблемной ситуации, целей и задач исследования
Программа начинается с формулировки проблемы исследования, которая является одной из основных частей методологического раздела. Под социальной проблемой понимается «социальное противоречие», сознаваемое субъектами (индивидами, группами и т.д.) как значимое для них несоответствие между существующим и должным, между целями и результатами деятельности, возникающее из-за отсутствия или недостаточности средств для достижения целей, препятствий на этом пути, борьбы вокруг целей между различными субъектами деятельности, что ведет к неудовлетворению социальных потребностей (Краткий словарь по социологии, 1989). Анализ проблемной ситуации должен начинаться с выявления противоречий, характеризующих данную ситуацию (например, между потребностью людей в занятиях спортом и слабой организацией спортивно-оздоровительной работы). При формулировке указанных противоречий большое значение имеют знания, научный опыт социолога и некоторая информация о предмете анализа (например, исследования других социологов по данной теме), позволяющая описать изучаемую ситуацию. Результатом анализа проблемной ситуации должна быть формулировка темы исследования, которая обязательно содержит в себе указания о предмете анализа. В социологическом исследовании выделяют также предмет и объект исследования. Объект исследования – это любой социальный процесс, сфера социальной жизни, трудовой коллектив, какие-либо общественные отношения и т.д. Главное, чтобы все они содержали социальное противоречие и порождали проблемную ситуацию. Объект более широкое понятие по сравнению с предметом исследования. Так, объектом социологического исследования может быть физкультурно-спортивная деятельность, детско-юношеский спорт, массовая физическая культура, спорт высших достижений и пр. Предмет исследования – это те или иные идеи, свойства, характеристики, присущие, например, данному коллективу (команде), наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения, т.е. то, что подлежит непосредственному изучению. Например, среди факторов, стимулирующих положительное отношение молодежи к физкультурно-спортивной деятельности, могут быть пропаганда культа красивого тела, крепкого здоровья, спортивного стиля жизни, развитие новых видов спорта, осознанного понимания гуманистических ценностей спорта. Формулировка предмета исследования будет зависеть от тех свойств объекта, его характеристик, которые необходимо изучить, чтобы получить определенный ответ на интересующий вопрос. Подобное ограничение изучаемых сторон объекта необходимо, потому что ни одно самое крупное социологическое исследование не охватывает все многообразие взаимодействий, характеризующих какое-то многогранное общественное явление. Итак, в предмете исследования обозначают границы, в пределах которых изучается объект исследования. Выделение объекта и предметной области анализа позволяет социологу на основе разработанной идеализированной модели описать (дать характеристику) изучаемое явление или процесс. Такое теоретическое моделирование изучаемой проблемной ситуации, предметной области анализа предполагает определение цели и задач исследования. Цель исследования – это тот конечный результат, который социолог намерен получить после завершения работы. Этот результат может быть теоретико-познавательным или прикладным, или тем и другим. Как правило, цель исследования определяется совместно с заказчиком и формулируется в договоре наряду с темой. Задачи исследования – это звенья, помогающие объединить в целостность явления или процессы, подлежащие изучению. Задачи исследования охватывают тот круг проблем, который необходимо проанализировать, чтобы ответить на главный целевой вопрос исследования. Например. Если целью исследования является изучение отношения молодежи к физической культуре и спорту и выявление их роли в организации здорового стиля жизни студентов, то среди задач исследования можно выделить такие: - изучение ценностных ориентаций студенческой молодежи на организацию здорового стиля жизни; - определение места физической культуры и спорта в образе жизни студенческой молодежи; - изучение зависимости между успешностью обучения и уровнем физкультурно-спортивной активности студентов. Выдвижение задач исследования непосредственно связано с характером анализа. Если речь идет о теоретико-познавательных проблемах, то задачи и выводы исследования будут определяться теоретическими положениями и новыми концепциями, полученными в результате анализа. Если речь идет о прикладных исследованиях, то задачи и выводы будут ориентированы на социальную диагностику проблемы, практические рекомендации. Очень важным в социологических исследованиях является научная терминология, выработанная в процессе развития определенной отрасли научного знания трудом многих исследователей. Она представляет собой теоретико-методологическую базу для социологических исследований. На этапе интерпретации понятий следует сначала выделить все встречающиеся в теоретической части программы понятия, дать им четкое определение на основе научной, справочной информации, а затем еще раз уточнить соотношения элементов и свойств изучаемого явления, процесса и т.д. Основным правилом использования теоретических понятий в социологических исследованиях является стабильность их интерпретации на всех этапах исследования. Например, «спортсмен» – человек, занимающийся спортивной деятельностью, участвующий в соревнованиях с целью оздоровления и получения удовольствия от занятий. Если используется данное определение, то соответственно в выборку попадут лица, отвечающие именно этому пониманию. Однако существуют и другие определения спортсмена. Например, как человека, профессиональной деятельностью которого является подготовка к соревнованиям, участие в них и получение материального вознаграждения в этой сфере. В первом случае можно изучать установки тех, кто занимается массовым спортом, а во втором – только тех, кто занимается профессиональным спортом. Недооценивать этот фактор нельзя, так как за ним стоит и величина (объем) генеральной совокупности, на основе которой формируется выборочная совокупность (число лиц, подлежащих изучению). Уточнив все понятия, к исследовательской цели социолог идет последовательно, применяя те или иные методы, приемы и выдвинув гипотезу исследования. Гипотеза – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо факторов, явлений и процессов, которые надо или подтвердить, или опровергнуть. Выдвижение гипотез в программе исследования обусловливает логику процесса социологического анализа. По содержанию предположений относительно изучаемого объекта различают гипотезы описательные, объяснительные и прогностические. Описательные гипотезы – предположения о фактическом состоянии (структуре) объекта, его функциях, так как в данном случае анализируется статистическая и эмпирическая информация, относящаяся, прежде всего к эмпирически фактам. Если, например, исследуется взаимосвязь между физкультурно-спортивной активностью молодежи и наличием современных спортивных сооружений, то на основе имеющейся статистической информации (в комитетах по физической культуре) можно установить, какая часть обследованных лиц имеет прямую зависимость, а какая этой зависимости не имеет. Выдвижение этого типа гипотез позволяет исследователю получить ожидаемые результаты в абсолютных числах, относительных долях (процентах), средних арифметических величинах, динамических рядах. Объяснительные гипотезы представляют собой предположения о причинно-следственных связях в изучаемом объекте. Они относятся к уровню аналитических исследований, и на основании их делаются попытки раскрыть причины социальных явлений, процессов, тенденций, установленных в результате подтверждения описательных гипотез. Прогностические гипотезы – это гипотезы, отражающие множество явлений, выявляющие некоторые тенденции или закономерности в развитии микро- и макросистем. В этом случае значение полученных выводов выходит далеко за рамки конкретных целей и задач и представляет ценность для конструирования статистических рядов, отражающих развитие социальных процессов в обществе. Например, в рассматриваемом нами вопросе влияния количества и качества спортивных сооружений на физкультурно-спортивную активность детей и молодежи мы можем спрогнозировать количество занимающихся спортом и необходимость построения новых спортивных объектов. Проверка объективности прогностической гипотезы по вполне понятным временным причинам происходит на более поздних этапах социального развития общества. Поэтому в выводах конкретного исследования она остается лишь гипотезой и часто недооценивается исследователями. В ряде случаев проверка и подтверждение гипотез дают описание того, что давно известно. Считается, что научное фиксирование (введение в научный аппарат) даже давно известных истин имеет смысл, так как наблюдаемые в социальной жизни, но не осмысленные наукой явления или процессы для ученых практически не существуют. Гипотезы позволяют повысить оперативность исследования, правильно выбрать его объект, метод сбора информации. Но они не должны связывать исследователя и предопределять итоги его работы. Окончание процесса формулировки гипотез дает исследователю возможность разработки инструментария, т.е. перехода от теоретических конструкций к эмпирическим показателям, которые выражаются в вопросах анкеты, интервью, наблюдении и т.д. Эти показатели должны быть доступны наблюдению и измерению. Они отражают различные социально-психологические характеристики объекта.
Date: 2016-05-17; view: 781; Нарушение авторских прав |