Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Универсальность спорта как фактора общения





Физкультурно-спортивная деятельность включает не только сферу потребления материальных благ, но и обеспечивает создание культурных ценностей, постоянный рост объема и качества специфической и совершенно необходимой обществу информации. В сфере спорта реализуется важнейшая социальная потребность – потребность в непосредственном общении с людьми.

В широком олимпийском движении возрастает ценность спорта как фактора социальной интеграции и укрепления международных связей. Спорт давно занял одно из самых видных мест в международном общении благодаря своим коммуникативным свойствам. Язык спорта не требует перевода, он понятен и доступен, поскольку основан на общечеловеческий логике (Лубы-
шева Л.И., 2001).

Наиболее наглядно воспитательные, информационные и идеологические функции спорта проявляются в спортивных зрелищах. Спортивное зрелище представляет собой эффективное социально-педагогическое средство воспитания как участников (спортсменов), так и больших групп и масс населения, даже непосредственно не вовлеченных в активные занятия физическими упражнениями. Спортивное зрелище воздействует на психоэмоциональную и социопсихическую сферы зрителей и участников проводимых мероприятий.

Эффективность спортивного зрелища проявляется в общении людей и проведении ими досуга. Спортивные зрелища все больше превращаются в объективную потребность людей, реализуемую ими в свободное время. Этот процесс делает досуг более содержательным, расширяя сферу интересов и общения индивидов в качестве зрителей, слушателей и читателей.

В процессе потребления спортивного состязания как зрелища между людьми возникают специфические формы связи, детерминированные системой общественных отношений и содержанием деятельности на основе взаимного обмена информацией, регулирующего деятельность индивида или группы.

Учитывая развитие современных информационных технологий, можно выделить следующие направления общения: «спортсмен – зритель», «зритель – спортсмен», «зритель – зритель», «спортсмен – спортсмен».

Зачастую между спортсменами устанавливаются товарищеские отношения независимо от того, соперники они или партнеры, и они остаются друзьями в течение всей их спортивной жизни. Установление межчеловеческих отношений – настолько характерная, органическая черта спорта, что если кто-либо занимается им в одиночку, то это выглядит странным. В то же время, чтобы ни говорили о спортивном товариществе, духе взаимопомощи и истинного сотрудничества, соперничество все же остается неотъемлемой чертой спорта. Но и установление человеческих отношений, которые складываются в процессе общения, является таким же постоянным фактором, широко популяризируется и имеет важное значение, хотя оно и не подчеркивается так, как цели, преследуемые спортом.

В спорте взаимоотношения между противниками не являются антагонистическими. Это специфическая форма сотрудничества. Например, партнерство в теннисе часто свидетельствует о дружбе, соединяющей двух людей. Однако это не мешает соревнованиям по теннису носить характер тяжелой, упорной борьбы.

Многочисленные исследования мотивов занятий спортом свидетельствуют, что многие видят в спорте эффективное средство установления контактов с другими людьми. Причем если большинство опрошенных вначале не собирались заводить каких-либо знакомств, но позднее, занявшись определенным видом спорта, подружились со своими коллегами и поддерживают с ними дружеские контакты даже после прекращения активных занятий спортом.

Помимо общения между самими спортсменами, обусловливаемого существом того или иного вида спорта, существуют и другие формы общения. Это прежде всего общение членов команды с тренерами, менеджерами, т.е. людьми, являющимися для спортсменов не просто авторитетными администраторами, но и их друзьями, наставниками, заботливыми опекунами. Для спортсменов их отношения с тренерами и менеджерами приобретают характер личной связи, существенно отличающейся от анонимной связи с безликой массой болельщиков.

Связь по каналу «зритель – зритель», как правило, проходит в небольшой группе людей. Формирующиеся на основе общих спортивных или туристских интересов достаточно стабильные группы людей имеют относительно прочные, а нередко и длительные связи между собой. Такие группы стихийно складываются не только из сослуживцев, соседей или родственников, но и за счет подключения к ним ранее совершенно незнакомых людей.

Ярким примером объединения людей, имеющих сходные взгляды и суждения на проблемы спорта, являются фан-клубы. В крупных городах страны – это вполне солидные организации, имеющие свои руководящие органы, комитеты, штабы и т.д., которые формируют планы деятельности на ближайшее время и на перспективу.


Посещение многими людьми (любителями спорта, болельщиками команд) больших спортивных арен с целью спортивного зрелища приводит к структурному формированию и развитию специфического поведения толпы. Для него характерны:

- территориальное сближение множества людей, их привлеченность единым объектом (зрелищем, событием);

- эмоциональное возбуждение, утрата обычного самообладания и подключение к возбуждающей информации, предрасположенность к эмоциональному и социопсихическому взаимодействию с другими участниками зрелища;

-?психоэмоциональное сближение посетителей трибун и социопсихическая готовность к реагированию на информацию, событие или отдельный эпизод на арене, готовность к немедленным действиям;

- создание образа цели, единства установок множества зрителей на победу своих фаворитов. Такой социопедагогический продукт группового творчества дает общую ориентацию в возможных предстоящих действиях (ликование в случаях победы, негодование по поводу «засуживания»);

- стимул или активизация индивидов через дополнительные стимулы – крик, призыв, выстрел, скандирование лозунга, хоровое пение песни.

Поведение зрителя на арене спортивных соревнований характеризуется определенными психическими состояниями:

- повышением эмоциональности восприятия всего, что он видит и слышит;

- повышением внушаемости, уменьшением критичности к информации и к себе;

- появлением чувства силы и сознания анонимности, что дает ощущение безнаказанности.

Обычно болельщики на стадионе образуют конвенциальную толпу, скопище людей, имеющих некоторые специфические ценности и модели совместного поведения.

Еще одни тип толпы – действующая, осуществляющая активные действия относительно конкретного объекта. В таком случае различаются ее подвиды: агрессивная толпа, объединяющая погромщиков, линчевателей; спасающаяся толпа охваченных паникой людей; стяжательная толпа, втянувшая в себя корыстно заинтересованных лиц (грабители склада); экстатическая толпа, образованная участниками возбуждающего зрелища или совместного действия (массовых танцев).

На действия спортивных болельщиков большое влияние оказывают средства массовой информации: радио, телевидение, газеты, журналы и т.п. Но следует отметить, что они могут оказывать как позитивное, так и негативное воздействие. Это наглядно проявилось в трансляции футбольного матча между сборными командами России и Японии на чемпионате мира
в 2002 году. Толпа разъяренных болельщиков, недовольная результатами матча, начала крушить все, что подвернется под руку. Это свидетельствует в первую очередь о воспитании молодежи в стране. В целом же средства массовой информации положительно влияют на приобщение людей к ценностям физической культуры и спорта.

В целом, общение людей в процессе физкультурно-спортивной деятельности способствует развитию человеческих отношений. Следовательно, развитие таких отношений является приоритетной функцией спорта, которую он выполняет не только в своих собственных интересах, но и в интересах всего общества. Осуществление спортом этой функции проводит к выработке у занимающихся им определенного образа жизни и поведения, воздействующего и на другие сферы жизни.

 







Date: 2016-05-17; view: 665; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию