Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сказано в Витебском кафедральном соборе 4 (17) апреля 1880 года отцом Петром Ляшкевичем⇐ ПредыдущаяСтр 39 из 39
Летию со дня спасения по милости Божией Императора Всероссийского. Слово на 4 (17)апреля 1866 года – Светлый День чудесного спасения от руки злодея Помазанника Божия Государя Императора Александра II Николаевича «Освободителя» (1818-1881). Сказано в Витебском кафедральном соборе 4 (17) апреля 1880 года отцом Петром Ляшкевичем.
На всем пространстве широкой России — от Балтийского до Берингова моря, от тундр и болот севера до гор сибирских и благословенных стран Кавказа — десятки миллионов русских сердец ныне возносят ко Господу Богу благодарственные молитвы за сохранение жизни нашего возлюбленнейшаго Государя от руки злодея. В благословенное Царствование Государя Александра Николаевича Монарха любвеобильного, мудрого и благодетельного, который имеет единою целию благоденствие нашего Отечества (Высочайший Манифест 19 февраля 1855 года), Россия более 20 лет наслаждалась спокойствием и миром совне и четверть века счастием внутри. Но наслаждается ли счастием, по крайней мере, всегда ли и везде в безопасности жизнь нашего Царя-Благодетеля и Освободителя? Петербург, Париж и Москва, даже Зимний Дворец Царский были свидетелями покушений злодеев на драгоценную жизнь Государя и особой милости Божией к России в сохранении этой жизни невредимою. Составились тайные преступные общества, цель коих ниспровергнуть существующее правительство в государстве, члены коих входят в среду простого народа, развращают его распространением книжек преступного содержания, проповедуют всеобщее равенство и полную свободу, вернее своеволие и возбуждают к открытому неповиновению властям или к бунту. Для осуществления своих адских замыслов они ни перед чем не останавливаются; поэтому то в последнее время так часто повторялись покушения на цареубийство. Подобные явления слишком печальны для доброго сердца Царского, для Святой Церкви православной и для всякого истинно русского человека. А потому Святая Церковь не только молится о сохранении жизни Государя от руки злодеев, но, чтобы предохранить неопытных от увлечения на путь социализма и верной погибели и остановит разливающееся повсюду революционное направление, она должна возвышать и возвышать против сего зла свой голос; на священнике поэтому лежит обязанность — указывать верным сынам Церкви опасности, предотвращать искушения и предохранять от падения. К чему стремятся члены противоправительственных обществ? Что обещают они народу? Они желают низвержения правительства, обещают полную свободу и всеобщее равенство. Великое дело — свобода. При ней жизнь привлекательнее, силы производительнее; в ней источник народного богатства и залог нравственного преуспеяния; но с другой стороны из нея, при неправильном употреблении, проистекает множество зла; в ней бывает часто причина несчастий, падения и гибели многих тысяч людей. Сколько привлекательна и полезна истинная свобода, столько же опасна и погибельна ложная свобода. В чем проявляется истинная свобода? — Если ум человека чужд ложных мыслей и убеждений, то он в своих действиях свободен; но когда он упорствует в заблуждениях, то он уже действует под влиянием заблуждений — он раб лжи и заблуждений. Если чье сердце не привязалось ни к чему земному, оно в своих чувствах свободно; а если в нем есть пристрасти к чему либо, то оно часто поступает по влечению страсти — оно раб страсти. Когда ложные убеждения человека и его пристрастные чувства дают направление его жизни — его делам, в этих делах часто не бывает нравственной свободы, при всей внешней свободе действий, потому что иногда человек делает злое (Рим. VII, 18) при всем желании делать доброе. В естественном состоянии человека вообще мало нравственной свободы, а большею частию рабство: всякий, делающий грех, есть раб греха (Иоан. VIII, 34). Где же истинная свобода? Спаситель говорит: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину и истина сделает вас свободными; если Сын освободит вас, то истинно свободны будете (Иоан. VIII, 32, 36). Так истинная свобода дается только Иисусом Христом. Свет истины Христовой предохраняет и освобождает ум человеческий от заблуждений. Вера в искупительные заслуги Сына Божия и благодать христианских таинств, при содействии доброй воли человека, полагают начала истинной свободы в жизни — внутреннего нравственного освобождения от зла и указывают путь жизни вполне свободной, исполненной высших христианских добродетелей, совершаемых по любви к Богу в ближним, по любви к истине и правде и для благоугождения Богу, а потому только совершенный христианин — истинно свободный человек. Итак вот где — в христианстве истинная свобода в жизни, а вне его, только рабство, даже при полной свободе гражданской. Но не об этой христианской свободе твердит пропаганда простому народу. Пропагандисты тяготятся всеми мирами правительства к обузданию злых наклонностей человека; им не нравится надзор властей за порядком и безопасностью; они желают отмены законов, начальства и ответственности за проступки. Но в этих желаниях, как видите, братия, нет и тени истинной свободы, а только самый необузданный произвол. Указывают, как образец, свободу западных государств Европы, свободу совести и мысли, свободу гражданскую и политическую. Но там, под видом свободы совести, нередко распространяются в обществе ложные религиозно-нравственные понятия, проповедуются неверие и безбожие, — там не свобода совести, а свобода от совести или заглушение ее; там свобода слова часто распространяет вредные мнения; свобода гражданская ведет к развитию в обществе грубых страстей и пороков и содействует нравственному растлению; политическая свобода доводит иногда до безначалия, до господства грубого властолюбия, до страшных революций. Нет, свобода в государствах запада Европы — погибельная свобода, от которой народы тяжко страдают. Да сохранит нас Господь от подобной свободы! Мы и без того свободные граждане: крепостное право у нас уничтожено, введены — открытый гласный суд, земское, городовое, дворянское, мещанское, крестьянское самоуправления, где на службе состоять лица по выбору общества. «Нужно ли желать большей свободы и возможна ли она?» — Нет, для благосостояния страны и этого довольно. Пропагандисты обещают народу безусловное равенство, т. е. равенство всех по положению в обществе, по владению имуществом и проч. Но возможным на земле равенством и ныне пользуется Россия: все граждане равны пред законом и судом; все сословия несут службу государственную, участвуют в общей воинской повинности и уплачивают, прямо или косвенно, дани в казну Царскую. Дальше сего равенство едва ли может простираться. Нет совершенного равенства в мире Ангельском, не будет его в славном Царстве Христовом, его не было и никогда не может быть между людьми на земле. Как в Церкви Христовой, так и в государствах никогда не могут уничтожиться разности в общественных положениях, т. е. власти управляющие и руководящие и лица подчиненные, потому что эти власти учреждены Богом для блага народов. Апостол Павел говорит: власть — Божий слуга есть, тебе во благое (Рим. XIII, 4). Не может быть равенства и по владению имуществом. Природа и люди не везде с одинаковою щедростию вознаграждают труды человека и не все люди наделены одинаковыми силами и способностями к приобретению и владению имуществом; в этом, как и в других отношениях, одним Бог дает десять, другим пять, а иным и один талант, каждому по его силам; и притом одни заботятся об умножении полученного собственными трудами, а другие, напротив, небрегут об этом и полученный от Бога талант или безумно расточают, или непроизводительно зарывают в землю; а потому равенства по владению имуществом никогда между людьми не было на земле и быть не может, а довольство и недостатки всегда будут, потому что каждый может пользоваться только своим, а посягать на имущество другого — разве решится честный человек? А потому во всех благоустроенных обществах требуются не только уважение к личности, почитание старших, подчинение одних другим, повиновение высшим властям, но и уважение к праву собственности. Там, где не соблюдаются эти законные требования, никогда не может быть ни общественного, ни нравственного порядка, а будет одна только неурядица, от которой да сохранит нас Господь. Пропаганда имеет целью — низвержение существующего в государстве правительства, не смотря на то, что настоящее Царствование чрезвычайно благотворно. Сколько благодеяний в это время от трона Царского излилось на Россию! В ней уничтожено крепостное право, отменены телесные наказания, сокращена и облегчена служба воинская, дано развитие торговле и промышленности, введено общинное самоуправление, преобразованы суды, поднять уровень народного образования и дано ему надлежащее направление, учреждено множество благотворительных заведений, расширена свобода печати, преобразованы все учебные заведения, введена общая воинская повинность и раздвинуты пределы государства. Не смотря на все это, столь благодетельное для России, находятся же люди, недовольные настоящим положением вещей и желающие ниспровержения правительства. Что это за люди и откуда в наше время столь гибельное направление? — По всему видно, что во главе этого преступного общества стоят люди, не обиженные природою ни в умственных силах, ни в материальных средствах, ни в общественном положении... Но исполнителями их преступных замыслов является большею частию молодое поколение, учившееся, но недоучившееся и к серьезному труду малоспособное. Эта недозрелая молодежь обоего пола, направленная на путь погибели людьми, увлекшимися заграничными теориями коммунизма, социализма и проч., предполагает переделать на свой лад государственный строй России, выработанный ее тысячелетней историей и сложившийся под влиянием православной Церкви. История свидетельствует, что народный-республиканский образ правления не свойствен народу русскому; наши предки говорили Рюрику с братьями: «земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет; приходите Княжить и владеть нами». И водворился с тех пор на Руси образ правления Монархический, неограниченный, наследственный, и полюбился он народу. И действительно народ русский крепко любил и любит своих Государей, повиновался им, не щадя своей жизни. Не в духе народа русского желать ограничения верховной власти (конституции) и низвержения правительства, к чему стремятся пропагандисты: не желал он низвержения с престола, не искал он ограничения власти даже Грозного Царя, при котором каждый ежеминутно трепетал за свою жизнь; напротив, когда Иоанн удалился из Москвы в Александровскую слободу, народ, лишившись Царя, пришел в отчаяние и чрез Митрополита просил Грозного не покидать государства и править как ему угодно. Не хотел этот народ ввести народное правление и тогда, когда пресекся Царский род Рюрика: Москва избирает Государей — Годунова, Шуйского и самозванцев, одного за другим, признает Государями. Но Господь не благословлял этих избраний и карал Русь: бедствия и внутри и со вне лились на нее рекою; это время в нашей истории самое темное и печальное, но им дан русскому народу урок — не избирать Царей по своему желанию, а предоставить эта дело самому Богу; народ с верою и смирением принял этот урок и Господь воцарил благословенный Дом Романовых и хранит его, как зеницу ока. Теперь для всех очевидно, что Всевышний владычествуешь над царством человеческим и дает его кому хочешь (Дан. IV, 29), что Цари избираются не волею народа и вступают на престол не по стечению обстоятельств но от Господа дана им держава и сила от Вышнего (Прем. VI, 3), они Царствуют Божиею милостию, как говорит Вышняя Премудрость: Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду, Мною начальствуют начальники, и вельможи и есть судьи земли (Притч. VIII, 15,16);—что сердце царя в руке Божьей, как потоки вод, куда захочешь, Он направить ею (Притч. XXI, 1). А потому народ русский почитал и почитает своего Государя священным, от Господа поставленным лицом и никогда не посягал на бунт и измену. Он и ныне плохо верит в обещания противоправительственной пропаганды, не только не дает увлекать себя на путь погибели, но еще выдает врагов правительства в руки правосудия. Но, тем не менее, обещания эти нередко прельщают не утвержденные души (2 Петр. II, 14), зло расширяется, проникает во все слои общества, выхватывает себе в жертву молодых людей обоего пола из сельских и городских сословий, духовенства и дворянства и может угрожать благосостоянию государства, Святой Церкви и мирных граждан, если только ему не будет положен конец. Правительство внимательно следит за деятельностью пропаганды и принимает меры к предотвращению зла; но и общество при этом не должно оставаться в бездействии. Но как этого достигнуть? Общество не должно питать ни малейшего сочувствия к пропагандистам или иметь какие-либо связи с ними, но все распоряжения правительства — выполнять с самоотвержением, энергично, указывать детям, как пример для подражания, людей честных, полезных для государства, — эти примеры могут возбуждать сочувствие к людям честным и холодность к учению и целям пропаганды, — почаще наблюдать, нет ли у детей книг запрещенных, не высказывают ли они иногда вредных для общества мыслей, не ходят ли к ним неблагонадежные лица, или они сами не участвуют ли в каких сходках, и принимать против сего надлежащие меры. Помолимся же, братия, чтобы в нашей губернии противоправительственная пропаганда не нашла места, сочувствия и жертв и чтобы свет спасительной веры, укрепляя сердца, сохранял и улучшал более и более общественную нравственность, «чтобы во всем Царстве жил и действовал дух веры православной и благочестия евангельского» (Высочайший Манифест 19 марта 1856 г.), на коих зиждется истинное благо Царств и народов; тогда в России не было бы революционных мыслей и стремлений к ниспровержении правительства, и мы проводили бы тихую и безмятежную жизнь во всяком благочестии и чистоте (1 Тим. ІІ; 2).
Священник Петр Ляшкевич.
Журнал «Христианское чтение», июль-август 1880 года, Санкт-Петербург.
Подготовил к печати Александр Рожинцев. Date: 2016-05-17; view: 304; Нарушение авторских прав |