Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фрикционная безработица





Безработица, связанная с поиском нового рабочего места по личным причинам (получение образования, переезд и др.).

ФРИТРЕДЕРСТВО — направление в экономической теории и политике, заключающееся в требовании свободы торговли и невмешательства государства в частнопредпринимательскую коммерческую деятель­ность, существенный элемент идеологии и практики классического (консервативного) экономического либерализма. Возникло в Великобритании в послед­ней трети XVIII в. в связи с промышленным перево­ротом. Требования свободной торговли отстаивали Ф. Кенэ, А. Смит, Д. Рикардо. В XX в. Дж. М. Кейнс теоретически доказывал его неприемлемость. В настоящее время принципы фритредерства реализуют­ся на практике в рамках замкнутых интеграционных группировок (ЭС, ЕАСТ).

ФОБИЯ — слово-аффикс, обозначающее страх, боязнь, ненависть. Ксенофобия — боязнь или ненависть к чужим, пришлым, представителям иной культуры; боязнь замкнутого пространства — клаустрофобия; разомкнутого пространства — агорафобия; темно­ты — эклуофобия; дневного света — фенгофобия; одиночества — эремофобия; толпы — панофобия; детей и детских принадлежностей — педиофобия; себя — аутофобия; церкви — эккесиофобия; рабо­ты — эргазиофобия; теней — скиофобия; слизи — бленнофобия; жары — термофобия: холода — фригофобия; ветра — анемофобия; земного притяже­ния — барофобия; грабителей — харпаксофобия; дождя — омброфобия; тумана — хомиклофобия.

ФОНДЫ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ — материальные и денежные ресурсы, капиталы.

ФОНДООТДАЧА — макро- и микроэкономический показатель, характеризующий эффективность использования основных производственных фондов. Определяется объемом произведенной валовой или товарной продукции, приходящейся на единицу стоимости фондов, фондовых затрат.

Фондовая биржа

Организованный и регулярно функционирующий рынок по купле-продаже ценных бумаг: акций, облигаций и т.д. Фондовая биржа мобилизует и перераспределяет временно свободные денежные средства между компаниями, отраслями хозяйства и другими сферами приложения, устанавливает рыночную стоимость ценных бумаг.

Фондовый рынок

Организованный рынок торговли ценными бумагами.

ФОРМАЛИЗМ — приверженность внешним формам в ущерб содержанию. В области человеческих отношений проявляется в неукоснительном следовании правилам этикета, обрядности, ритуала даже в тех случаях, когда жизненная ситуация делает это неле­пым и бессмысленным. В сфере политики и социаль­ного управления формализм проявляется в бюрокра­тизме, в слепом преклонении перед инструкцией или начальственными предписаниями. В искусстве, в эстетической сфере формализм прояв­ляется в абсолютизации роли формы, признании ее единственно ценным элементом творчества.

ФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ - одна из фундаментальных категорий марксистской социологии, рассматривающей общество на каком-либо этапе его развития как некую целостность, возникающую на основе определенного способа про­изводства.

В структуре каждой формации выделялись экономичес­кий базис и надстройка. Базис (или производственные отношения) — совокупность общественных отноше­ний, складывающихся между людьми в процессе про­изводства, обмена, распределения и потребления ма­териальных благ (главными среди них являются отно­шения собственности на средства производства). Надстройка понималась как совокупность политиче­ских, правовых, идеологических, религиозных, фило­софских, научных, образовательных и пр. учреждений и соответствующих отношений, не входящих в базис­ные, а также идеи, взгляды, теории — одним словом, все сферы общественного сознания. Несмотря на от­носительную самостоятельность, тип надстройки оп­ределялся характером базиса. Он же представлял собой основу формации, а вместе с производительными си­лами составлял способ производства. На определенном этапе развития производительных сил между ними и консервативным экономическим базисом возникает конфликт, разрешающийся в ходе социальной революции, слома старого базиса и перехо­да на новую ступень общественного развития, к новой общественно-экономической формации с новыми, более прогрессивными базисными отношениями. Таким образом, марксизм понимает исторический процесс как закономерную, объективно обусловлен­ную, естественноисторическую смену общественно-экономических формаций.

В трудах самого К. Маркса выделяются три форма­ции — первичная (архаическая), вторичная (эконо­мическая) с различными формами частной собствен­ности (рабовладельческая, феодальная, капиталис­тическая) и постэкономическая (коммунистическая). Только к 30-м гг. XX в. в советском обществознании сформировалась так наз. «пятичленка». Согласно этой концепции, на долгие годы ставшей догмой для ком­мунистов многих стран, все общества проходят в сво­ем развитии поочередно пять общественно-экономи­ческих формаций: первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую, первой фазой которой («чистилищем») является со­циализм.

Формационный подход к истории народов представлял ее как универсальный, однолинейный, жестко детер­минированный экономикой процесс. Реально же ис­тория народов, обществ, стран и континентов пред­ставляет собой процесс многовариативный, многолинейный, многообразный и противоречивый. Именно поэтому формационный подход, отбросить который принципиально невозможно, дополняется ныне подхо­дом цивилизационным, учитывающим специфику раз­вития стран и группы стран. Да и сам К. Маркс предупреждал, что формационный подход не универ­сальная матрица, а лишь выявление исторической закономерности, характерной для стран Европы.

Формация общественно-экономическая — соглас­но марксистской концепции исторического процесса опреде­ленная стадия развития общества. Она определяется истори­чески соответствующим способом производства, который обра­зован взаимосвязью производительных сил (люди, обладающие знаниями и трудовыми навыками, а также средства производ­ства, т. е. предметы и орудия труда) и производственных отно­шений (отношения, в которые вступают люди в процессе совме­стной трудовой деятельности), которые зависят от того, в чьей собственности находятся основные средства производства. История общества в соответствии с этой концепцией представ­ляет собой процесс развития сменяющих друг друга формаций.

Формы правления — способ организации власти: монархия и республика.

ФУНДАМЕНТАЛИЗМ — приверженность традицион­ным идеалам, сохранению стабильности и незыбле­мости устоев, установленного порядка вещей. В на­стоящее время часто говорят об исламском фундамен­тализме — крайне консервативном течении в исламе, направленном против всякого проявления либерализ­ма в государственной политике и общественной жизни, отстаивающем необходимость приведения того и другого к строгим нормам и догмам Корана. Следует признать, что фундаменталистские тенденции существуют и в других конфессиях, например в иу­даизме, буддизме, протестантизме и православии.

ФУТУРОЛОГИЯ — область знания, специализирующа­яся на социальном прогнозировании. Изучает перс­пективы развития социальных процессов, связанных с деятельностью общества, а также разрабатывает математические и иные методы обработки всех видов информации для составления прогнозов и планов социального развития.

ФЬЮЧЕРС — вид срочной биржевой сделки (на товар­ной или фондовой бирже), предполагающий уплату денег за товар или акции через определенный срок после ее заключения по цене, установленной в кон­тракте, т. е. в момент заключения сделки, а не в мо­мент исполнения договора. Эта операция проводится с целью получения разницы в ценах или курсах акций, возникающей к ликвидационному сроку (сроку окон­чательного завершения сделки).

Факт социальный (лат. factum сделанное). В науках об общест­ве — знание о событии, которое описано с учетом специфики соци­альной ситуации, в которой оно произошло, а также само событие. Виды социальных фактов: поступки, действия людей и социальных групп; продукты их деятельности; словесные действия (мнения, су­ждения и др.).

Фактор (лат. factor делающий, производящий). Движущая сила, причина, условие какого-либо процесса, явления.

Фашизм (итал. fascis пучок, связка). Идеология, в основе которой лежат идеи расового и национального превосходства одних рас и на­ций над другими.

Федеральное Собрание РФ. Высший представительный и зако­нодательный орган Российской Федерации. Состоит из двух патат — Совета Федерации и Государственной Думы.

Федерация (лат. foederatio союз, объединение). Форма государст­венного устройства (см. Государственное устройство), доброволь­ное объединение ранее самостоятельных государств в единое союз­ное государство. Территорию федерации образуют территории ее субъектов. Полномочия федеральной власти и власти субъектов фе­дерации разграничены конституцией. В каждом субъекте федерации образуются собственные законодательные, исполнительные и судеб­ные органы, которые существуют наряду с федеральными. Единое союзное гражданство, как правило, сочетается с гражданством субъ­екта федерации. См. Конфедерация, Унитарное государство.

Феминизм (лат. femina женщина). Движение женщин за уравне­ние в правах с мужчинами.

Физическое лицо. В гражданском праве — отдельный гражда­нин как субъект права. Наряду с гражданами данного государства физическими лицами являются проживающие в нем иностранные граждане, а также лица, не имеющие определенного гражданства. Физическое лицо обладает правоспособностью (см. Правоспособ­ность) и дееспособностью (см. Дееспособность).

Философия (греч. phileo люблю + sophia мудрость). Наука о наи­более общих вопросах бытия природы, общества, человека, о сущно­сти мира.

Финансовое право. Отрасль права (см. Отрасль права), нормы которой регулируют отношения, возникающие в процессе финансо­вой деятельности государства, юридических и физических лиц, в ча­стности, формирование и исполнение бюджета, доходы и расходы, кредитование, денежное обращение и др.

Финансы (франц. finer оплачивать). Совокупность денежных средств государства, система их формирования, распределения и ис­пользования.

Флаг (нидерл. vlag) государственный. Официальный символ го­сударственной власти, олицетворение суверенитета государства.

Фонд (лат. fundus основа, дно). Денежные средства, предназна­ченные для какой-либо определенной цели, а также организация, соз­данная для финансирования социально значимых программ.

Форма (лат. forma вид, наружность) правления. Принцип структуры высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними. См. Аб­солютная монархия, Конституционная монархия, Монархия, Парламентская республика, Президентская республика, Респуб­лика.

Формация (лат. formatio образование, формирование). В маркси­стском обществознании (см. Марксизм) — стадия в историческом развитии общества, единство базиса и надстройки. Принято выделять пять формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, фео­дальную, капиталистическую, коммунистическую.

Форс-мажор (франц. force majeure непреодолимая сила). Обстоя­тельство, которое невозможно предвидеть или устранить.

Фракция (лат. fractio разламывание). В парламенте — организо­ванная группа членов какой-либо партии или блока партий.

Функция (лат. functio исполнение). Обязанность, круг деятельно­сти, назначение, роль.

Футурология (лат. futurum будущее + греч. logos учение). Об­ласть научных знаний, изучающая перспективы социального разви­тия, составляющая прогнозы будущего. Такие прогнозы ученые делят на две большие группы: пессимистические (человечество не справит­ся с экологическими и другими глобальными проблемами) и оптими­стические (при всех сложностях эти проблемы могут быть решены за счет технологического и научно-технического прогресса).

 

X

Характер (от греч. charakter — черта, примета, признак, особенность; печать, зарубка) — отличительная особенность, свойство, качество чего-нибудь. Этим же словом обозначают устойчивые индивидуальные особенности личности, проявляю­щиеся в ее действиях, поведении, общении с другими людьми.

Характер представляет собой единство психических и морально-этических, духовных свойств человека. В этом смысле часто можно слышать выражения: «хороший характер», «пло­хой характер», «сильный характер», «слабый характер», «бес­характерный человек».

Считают, что в характере соединяются индивидуальные и типичные проявления. Индивидуальные черты характера опре­деляются своеобразием жизненного пути, особыми условиями жизни человека, его личностными особенностями. Общие об­стоятельства жизни людей, конкретно-исторические условия формируют типичные стороны и черты характера человека. В этом смысле иногда говорят о традиционном складе характера, национальном характере, например характере русского чело­века.

ХАРИЗМА — свойство личности, группы лиц внушать какой-либо категории населения представления, впечатления о своей особой исключительности, ода­ренности, непогрешимости, о способности творить чудеса.

ХАРИЗМАТИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ - личность, наде­ленная харизмой, т. е. способностью стать для многих людей предметом обожания, поклонения вследствие особой (реальной или мнимой) одаренности, наличия особых качеств (мужества, героизма, мудрости, оба­яния, ораторского таланта и пр.).

ХОЛДИНГ — компания, корпорация, владеющая конт­рольным пакетом акций других компаний с целью контроля и управления их деятельностью; объедине­ние хозяйственных организаций, контролируемое «материнской» компанией через систему участий (т. е. владение акциями). Ей принадлежат контрольные пакеты «дочерних» компаний. Благодаря холдингам «материнская» компания может контролировать ог­ромное число «дочерних» акционерных фирм с собст­венностью куда большей, чем цена их контрольных пакетов, принадлежащих «материнской» компании. Сегодня большинство крупнейших фирм мира — это именно такие «пирамидальные» холдинги, включаю­щие компании самого разного профиля. Холдинги выступают в следующих юридических фор­мах: акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, единоличные частные компании, государственные организации и т. д. Холдинги позволяют проводить единую экономиче­скую, финансовую политику, обеспечивающую инте­ресы крупной корпорации, добиваться ускорения процесса диверсификации (расширения сферы деятель­ности, инвестирования денег в различные отрасли производства и т. д. с целью снижения риска).

ХОЛОДНАЯ ВОЙНА» — система внешнеполитических, международных отношений, установившаяся после 2-й мировой войны, основу которых составляла по­литика жесткого противостояния (конфронтации) двух политико-идеологических и социально-эконо­мических систем: социалистической и капиталисти­ческой. Это противостояние заставляло каждую из сторон (в основном СССР и США) наращивать свою военную мощь без развязывания «горячей войны» друг с другом, нагнетать идеологическое и психоло­гическое противоборство, вести войну за умы граждан враждебного мира.

Целью «холодной войны» было приведение противо­положной системы к экономическому, политическому, идеологическому краху способом гонки вооружений и пропаганды.

Началом эпохи «холодной войны» считается выступ­ление Уинстона Черчилля в марте 1946 г. в универси­тете в Фултоне (США, штат Миссури), содержавшее призыв поставить советской экспансии «железный занавес», опираясь на американскую ядерную моно­полию. Своей кульминации «холодная война» достиг­ла осенью 1962 г., когда разразился «Карибский кризис», вызванный размещением советских ракет на Кубе и чрезмерно жесткой реакцией на это США. Го­дом окончания эпохи «холодной войны» считается 1991 г. — год распада СССР и начала так наз. «Ель­цинской революции».

Рецидивы полувековой «холодной войны» между Западом и Россией наблюдаются до сих пор. Некото­рые представители властных структур Запада, право­охранительные органы, средства массовой информа­ции пытаются проводить в отношении России, рос­сийских граждан дискриминационную политику в экономической, политической, спортивной и куль­турной сферах, способом дезинформации создают извращенные образы современной российской госу­дарственности и самих россиян в сознании западно­го обывателя.

ХРИМАСТИКА (от др.-треч. «хрима» — нажива) — ори­ентация всей хозяйственной деятельности на получе­ние прибыли без учета моральных, правовых, эколо­гических и пр. аспектов и последствий жизнедеятельности хозяйственного механизма в целом (дома, го­рода, региона, страны, планеты); использование об­щественных (человеческих, природных, культурных) ресурсов исключительно в целях личной наживы. В более широком смысле — хримастика — это экономи­ка товаро-денежного фетишизма, нацеленная не на возрастание потенциала общественного блага и на­циональной безопасности, а на производство сверхбо­гатства для отдельных групп населения (коррумпиро­ванной бюрократии, политической и финансовой олигархии, всевозможных «кланов», «корпораций»,

осуществляющих антигражданскую деятельность). Хримастика отвергает как «противоестественные» и «губительные» традиционные ценности, если они не обладают товарностью и прибыльностью (взаимопо­мощь, сострадание, бесплатное образование и здраво­охранение, экологию, достойное пенсионное обеспе­чение, меценатство, патриотизм, гражданственность и пр.). Термин был впервые введен Аристотелем для отделения здоровой, полезной, истинной экономики, экономики «домостроительства» — искусства матери­ального обеспечения жизнедеятельности семьи, го­рода, государства — от антиэкономики, утверждаю­щей культ безудержного, инфернального обладания, накопительства, стяжания.

В настоящее время хримастические тенденции во многих странах пытаются ограничить с помощью государства, общественных организаций, религии, средствами духовной культуры. При этом признают­ся возможные негативные последствия «либералистских перекосов» в масштабах мировой экономики, когда «человеческая свобода продавать себя и поку­пать других, свобода бесконечно наращивать свои капиталы и свобода манипулировать ими ведет к торжеству новых форм рабства» (С. Кара-Мурза). Богатые субъекты мировой экономики (страны «яд­ра») становятся носителями мировой власти, направ­ленной против бедных стран («периферии»). По мнению ряда социологов (А. Зиновьев и др.), созда­ется мировая система неототалитаристского типа, направленная против разума и подлинных человече­ских возможностей, против здорового образа жизни и сбалансированного, гармоничного благополучия.

Адепты альтернативной, неогуманистической, домо­строительной, НЕ-ХРИМАСТИЧЕСКОЙ экономики исходят из целесообразности гармонизации личных (частных) и общественных хозяйственных устремле­ний и интересов, из необходимости укрепления ор­ганической целостности всей системы жизнеобеспе­чения (человек — природа — общество). В этом случае отвергается тезис «прибыль здесь, сейчас и любой ценой», но утверждается стратегия коэволюции. Ее главная идея: «Рост благополучия означает одновре­менно возрастание ответственности всех субъектов социальной жизни за состояние дома, города, страны, окружающей среды и за будущее».

ХРИСТИАНСТВО — одна из трех мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Возникло в I в. н. э. в Палестине в результате развития мистико-мессиан-ских идей, связанных с именем Иисуса Христа. До конца того же века христианство рассматривалось как иудейское еретическое движение и распростра­нялось как религия одной из сект среди евреев Па­лестины и средиземноморских диаспор. Но уже в первые десятилетия II в. с увеличением количества последователей веры из числа язычников христианс­тво обрело значение самостоятельной религии. Возникнув как религия рабов, нищих, всех отвержен­ных и обездоленных, христианство в конце IV в. становится государственной религией Римской империи, религией репрезентативной, религией прежде всего военно-административной элиты римского общества. Полная христианизация Европы произошла лишь в эпоху раннего средневековья, с V по IX в., чему в немалой степени способствовала христианская теок­ратия. Центральными догматами христианства явля­ются: 1) догмат о существовании «живого» Бога в трех Его ипостасях (догмат о Троице); 2) догмат о Бого-воплощении в Христе и Его искупительной жертве; 3) догмат о бессмертии души; 4) догмат о загробном мире — мире вечного блаженства для душ праведни­ков; 5) догмат о Страшном Суде; 6) догмат о церков­ности и преображении человека; 7) учение о таинс­твах.

В XI в. в результате нововведений в западной ветви христианства произошло разделение его на правосла­вие (оставшееся верным прежним ортодоксальным традициям) и католичество, пошедшее путем модер­низации обрядов и организации церковной иерархии. В XVI в. от католичества отделилось несколько про­тестантских церквей, процесс дробления и почкова­ния которых оказался неостановимым. В настоящее время общее число христиан превышает 1 млрд человек, а христианство существует в виде нескольких церквей (крупнейшие церкви — католи­ческая и Русская православная) и множества сект. С середины XX в. наметилось медленное сближение христианских конфессий на основе «общехристиан­ской морали и социальной программы» (экуменизм), на основе «чистых евангелических заповедей» и «бо­жественного» решения общечеловеческих проблем.

Христианство — одна из мировых монотеистических (см. Монотеизм) религий (наряду с иудаизмом и исламом). Самая распространенная религия на земном шаре (общее число хрис­тиан составляет около 2 млрд. человек или около 35% населе­ния мира). Возникло в I в. в Палестине. Имеет три основных направления: католицизм, православие, протестан­тизм. В свою очередь, в каждом из этих направлений выделя­ются отдельные течения, группы, секты. Общий признак, объ­единяющий христианские вероисповедания, — вера в Иисуса Христа как богочеловека и спасителя мира, который, будучи Сыном Божиим, принял страдания и смерть для искупления пер­вородного греха (нарушение Адамом и Евой заповеди Бога об абсолютном повиновении), воскрес и вознесся на небо. По хри­стианскому учению, в будущем произойдет второе пришествие Христа для суда над живыми и мертвыми. Главный источник христианского вероучения — Священное Писание (Библия, осо­бенно вторая ее часть — Новый Завет).

В России христианство является основным вероисповеда­нием. Подавляющее большинство христиан в России православ­ные. Православие (восточная церковь) как одно из направ­лений христианства возникло в 1054 г. после раскола с за­падной церковью (католической), по числу верующих (около 185 млн человек) является вторым в мире христианским веро­исповеданием после католичества.

Характер (лат. character отпечаток, своеобразие). Индивидуаль­ный склад личности человека. Проявляется в особенностях поведения и отношения к окружающей действительности.

Харизма (греч. charisma божественный дар, божественная ми­лость). Особая одаренность, исключительность личности.

Холдинг (англ. holding владеющий). Акционерная компания, ис­пользующая свой капитал для приобретения контрольных пакетов акций других компаний в целях установления контроля над ними.

Христианство (греч. Christos помазанник Божий). Мировая рели­гия, возникшая в I в. н.э. в Палестине. Основы вероучения христианст­ва закреплены в Никео-Константинопольском Символе веры, сложив­шемся к IV в. См. Католицизм, Православие, Протестантизм.

 

Ц

Цель жизни — проблема, связанная с жизненным выбо­ром, осознанием смысложизненных позиций, установок и по­требностей. Много общего имеет с понятиями «смысл жизни» и «предназначение человека». В центре проблемы — зара­нее мыслимый результат сознательной деятельности. Чем слож­нее поставленная цель, тем более трудный и длительный путь необходим для ее достижения, тем сложнее комбинация необхо­димых средств. Достижение жизненных целей сопряжено с про­гнозированием и планированием деятельности. Планирование всегда устремлено в будущее, а будущее сопряжено с неизвест­ным, непредсказуемым.

Источником неудач, крушений жизненных планов могут быть как объективные причины, не зависящие от сознания и воли человека (экономический кризис, стихийное бедствие и т. д.), так и субъективные, связанные с особенностями склада харак­тера человека.

Личные качества оказывают решающее воздействие на осоз­нанный отбор объектов (отношений) с точки зрения степени их значимости для данной личности. Лучшему усвоению понятия «цель жизни» способствует обращение к понятиям «потреб­ности» и «мотивы».

ЦЕННОСТЬ — в философском смысле все то, что име­ет для человека или группы лиц устойчивую значи­мость (природные и социальные явления, идеи, принципы, нормы взаимоотношений, традиции, культурное наследие и т. д.). Ценность — все то, к чему люди относятся с повышенным уважением, признанием, почтением и что более всего способс­твует ориентации человека в вещном и духовном мире. Именно система общепринятых ценностей лежит в основе той или иной цивилизации. Система ценнос­тей исследуется аксиологией.

Ценности — характеристика определенных идей, принци­пов, явлений, предметов и их свойств с точки зрения их значе­ния для человека или общества. Положительная или отрица­тельная значимость объектов окружающего мира определяется не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, в круг потребностей, ин­тересов, социальных отношений. Ценностями окружающий мир наделяет человеческое сознание, рассматривающее их с точки зрения человеческого блага. Общепризнанными ценнос­тями являются добро, истина, польза, красота, справедливость, совесть, честь, человеческая жизнь, свобода, Родина, семья и т. д. По содержанию все многообразие ценностей условно мож­но разделить навещные (приятное, полезное, пригодное), логические (истина), этические (добро), эстетические (прекрасное).

Ценности играют роль ориентиров в повседневной жизни. Они не просто помогают ее описывать, но выносят оценку, одоб­ряют или осуждают какие-либо действия или явления. Миру ценностей присуще разнообразие: у отдельного человека, ка­кой-либо социальной группы или народа они имеют свои спе­цифические черты. Но вместе с этим в процессе истории скла­дывается единый комплекс общечеловеческих ценностей, кото­рые являются универсальными, способствующими объединению человечества.

ЦЕНА — экономическая категория, служащая для кос­венного измерения величин затраченного на произ­водство товаров и услуг общественно необходимого рабочего времени; денежное выражение стоимости товара и услуги. Независимо от того, что цены на отдельные товары не совпадают с их стоимостями, в масштабе всего общества сумма цен равна сумме стоимостей всей товарной массы. Величина цен в условиях рыночной экономики определяется под влиянием действия экономических законов (закона стоимости и закона взаимодействия спроса и предло­жения). Цена— истинный «диспетчер рынка». Она сообщает покупателям, куда надо двигаться, чтобы купить товар подешевле, а производителям и торгов­цам — где продать подороже. Таковы их экономиче­ские интересы. Они-то и определяют соотношение спроса и предложения, которое в рыночной эконо­мике регулирует цены (в условиях командной, дирек­тивно-плановой экономики цены устанавливаются централизованно, принудительно). Система цен включает в себя цены оптовые, розничные, закупоч­ные, тарифы на транспорт и различные услуги. Раз­личают также цены договорные, свободные, моно­польные, номинальные, сметные, трансфертные, фактические, фактурные и пр.

ЦЕНЗ — совокупность условий, ограничивающих учас­тие кого-либо в осуществлении гражданских, поли­тических, экономических, культурных прав (ценз оседлости, имущественный, возрастной, образова­тельный).

Ценные бумаги — юридические документы, удостоверя­ющие право их владельцев на доход или имущество. В зависимости от целей выпуска и характера операций раз­личают следующие виды ценных бумаг: фондовые (акции, облигации), коммерческие (вексель, чек, закладные, зало­говые свидетельства). Ценные бумаги определяют взаимоотношения между лица­ми, выпустившими их, и теми, кто их приобретает. Они содер­жат требование, условие, как правило, связанные с выплатой дохода (дивиденда, процента), а также возможностью передачи прав другим лицам. Ценные бумаги могут быть объектом купли-продажи. Ценные бумаги выпускаются государственными и коммер­ческими организациями. Выпуск и обращение ценных бумаг регулируется законодательством.

Ценная бумага

Строго формальный документ, удостоверяющий имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при предъявлении этого документа.

Ценовая дискриминация

Политика фирмы, обладающей значительной рыночной властью, состоящая в том, что один и тот же вид товара или услуги продается по различным ценам разным покупателям.

Date: 2016-05-17; view: 266; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию